Дело № 2-1249/2020
55RS0026-01-2020-001645-41
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л., при секретаре судебного заседания Бондаренко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 09 июля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского административного округа города Омска в интересах Российской Федерации к КАА прекращении права собственности на травматическое оружие,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратур Ленинского административного округа города Омска обратился в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к КАА с заявленными исковыми требованиями, указав, что истцом проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере оборота гражданского оружия и патронов к нему, по результатам которой установлено, что КАА выдана лицензия № на приобретение, хранение и ношение оружия, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В лицензии имеется отметка о приобретении и регистрации оружия <данные изъяты>. В соответствии с протоколом изъятия от ДД.ММ.ГГГГ, составленным <данные изъяты> лейтенантом полиции МДИ, у КАА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., изъят травматический пистолет <данные изъяты>), в связи с истечением срока действия лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия. Из представленной квитанции от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вышеуказанное оружие передано на хранение в <данные изъяты>. Вместе с тем до настоящего времени КАА никаких мер, направленных на устранение нарушений законодательства Российской Федерации, послуживших основанием для изъятия оружия, не предпринято, в связи с чем, оружие в течение продолжительного времени находится на хранении в <данные изъяты> и бремя его содержания возложено на органы внутренних дел. Федеральным законом «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ регулируются правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, Закон направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. В силу статьи 13 Закона право на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства. Согласно статьи 28 Закона контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации. Оружие относится к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, может находиться во владении, пользовании и распоряжении лица только на основании специального разрешения, выдаваемого компетентными органами. Пунктом 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 определено, что изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел. В соответствии с положениями статьи 27 Закона распоряжение оружием и патронами к нему, изъятыми в связи с нарушением правил в сфере оборота оружия, установленных данным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решением суда по уголовному делу, гражданскому делу, административному делу или делу об административном правонарушении либо иного уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении органа. Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных данных Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством. Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 указанной статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Срок действия лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия у КАА истек, с этого времени прошло более года, новое разрешение ответчик не получил, в связи с чем он не вправе на законных основаниях владеть и распоряжаться оружием. В связи с тем, что КАА в течение 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 и истекшего периода 2020 года не устранил нарушения законодательства, послужившие причиной изъятия указанного оружия, то в силу вышеуказанных положений гражданского законодательства Российской Федерации права собственности КАА на данное имущество должно быть прекращено, оружие подлежит принудительной продаже с передачей вырученной суммы бывшему собственнику, за вычетом всех расходов, связанных с хранением ми реализацией оружия. Уточнив исковые требования, просят прекратить право собственности КАА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на травматическое оружие <данные изъяты> Обратить в собственность Российской Федерации оружие <данные изъяты> Передать Территориальному управлению Росимущества в Омской области оружие <данные изъяты> для реализации в установленном законом порядке.
В судебном заседании помощник прокурора ЧСА заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила иск удовлетворить.
Ответчик КАА в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежаще, причины неявки суду не известны.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области ШСА, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Министерства внутренних дел России по городу Омску в судебном заседании участия не принимало, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, представили заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в судебном заседании участия не принимало, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
На основании статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредствен действующими, Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации следует, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Согласно пункту 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».
Статьей 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.
Из материалов дела усматривается, что КАА является владельцем гражданского оружия <данные изъяты>
Разрешение - лицензия на право приобретения, хранения и ношения оружия самообороны выдано ДД.ММ.ГГГГ, действительно до ДД.ММ.ГГГГ.
Из протокола изъятия оружия от ДД.ММ.ГГГГ усматриваемся, что у КАА изъято гражданское оружие <данные изъяты>. В этот же день КАА был ознакомлен с данным протоколом. Согласно корешка квитанции № на принятое оружие и боеприпасы, оружие <данные изъяты> принято от <данные изъяты> лейтенанта полиции МДИ, патронов нет; лицо принявшее оружие: КМГ
Данное оружие было помещено на хранение в комнату хранения в <данные изъяты>
В соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
КАА с момента окончания срока действия разрешения на хранение и использование оружия – ДД.ММ.ГГГГ и момента изъятия оружия, не обращался с заявлением о продлении срока действия разрешения на право хранения и ношения огнестрельного оружия.
Следовательно, оружие - гражданское оружие <данные изъяты> на протяжении более одного года не востребовано собственником.
С учетом вышеизложенного, а также фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что поскольку КАА не может на законных основаниях владеть, пользоваться и распоряжаться оружием - <данные изъяты> его право собственности подлежит прекращению.
Согласно статей 20, 21 Федерального закона «Об оружии» разрешается продажа оружия юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием или на коллекционирование или экспонирование оружия, либо государственным военизированным организациями с предварительным уведомлением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия или его территориального органа, выдавших разрешение на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранения и использования оружия.
Согласно пункта 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с пунктом 3 Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «Осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 июня 2009 года № 229 выполнение государственной функции осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами, при этом территориальные органы Росимущества обеспечивают осуществление действий по защите в пределах компетенции, установленной положением о каждом территориальном управлении, а также на основании отдельных поручений Росимущества.
В связи с этим суд полагает возможным обратить в собственность государства оружие - гражданское оружие <данные изъяты>, передать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области для реализации в установленном законном порядке.
В соответствии с требованиями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах с ответчика КАА подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░ 2020 ░░░░.