УИД 38OS0000-01-2020-000012-75
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 июня 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-83/2020 по административному исковому заявлению Криштопа Максима Евгеньевича к Правительству Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в лице филиала по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Криштоп Максим Евгеньевич, действуя через своего представителя по нотариально удостоверенной доверенности Смольникову Е.Д., обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование административных исковых требований Криштоп М.Е. указывает, что является собственником трех земельных участков:
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, площадью 24 575,00 кв.м., кадастровый номер (номер изъят), расположенный по адресу: (адрес изъят);
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, площадью 31 248,00 кв.м., кадастровый номер (номер изъят), расположенный по адресу: (адрес изъят);
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, площадью 3 575,00 кв.м., кадастровый номер (номер изъят), расположенный по адресу: (адрес изъят).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 23 июля 2018 г., зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 28 мая 2019 г., номер регистрации (номер изъят), что подтверждается представленной выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 мая 2019 г., от 7 февраля 2020 г. № (номер изъят).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 23 июля 2018 г., зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 28 мая 2019 г., номер регистрации (номер изъят), что подтверждается представленной выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 мая 2019 г., от 7 февраля 2020 г. № (номер изъят).
Право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером (номер изъят) возникло в результате заключения договора купли- продажи земельного участка от 23 июля 2018 г., зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 28 мая 2019 г., номер регистрации (номер изъят), что подтверждается представленной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 мая 2019 г., от 7 февраля 2020 г. № (номер изъят).
Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по состоянию на 1 января 2012 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) определена в размере 24 812 640,25 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 декабря 2019 г. № (номер изъят). Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости – 28 мая 2019 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) определена в размере 31 550 168,16 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 декабря 2019 г. № (номер изъят). Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости – 28 мая 2019 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) определена в размере 3 609 570,25 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 декабря 2019 г. № (номер изъят). Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости – 28 мая 2019 г.
Установленную кадастровую стоимость земельных участков Криштоп М.Е. полагает завышенной, не соответствующей их рыночной стоимости.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в общество с ограниченной ответственностью «Зеленый мыс» (далее по тексту – ООО «Зеленый мыс»).
Согласно отчету № 19-0416 по определению рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: (адрес изъят), рыночная стоимость участка с кадастровым номером (номер изъят) определена в размере 2 000 000,00 рублей, рыночная стоимость участка с кадастровым номером (номер изъят) определена в размере 2 400 000,00 рублей, рыночная стоимость участка с кадастровым номером (номер изъят) определена в размере 390 000,00 рублей, что значительно меньше их кадастровой стоимости.
Поскольку в силу части 1 статьи 390 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база определяется, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, уплата налога на имущество, исчисляемого из завышенной кадастровой стоимости, нарушает права административного истца на уплату налога на имущество в экономически обоснованном размере.
Превышение размера кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельных участков влечет для Криштопа М.Е. негативные последствия в виде необоснованно завышенного размера налоговой базы, предусмотренной частью 1 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельных участков, Криштоп М.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением и с учетом уточнения исковых требований просит:
- установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: (адрес изъят), с кадастровым номером (номер изъят) равной его рыночной стоимости в размере 2 876 195,00 рублей по состоянию на 28 мая 2019 г.;
- установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: (адрес изъят), с кадастровым номером (номер изъят) равной его рыночной стоимости в размере 3 527 750,00 рублей по состоянию на 28 мая 2019 г. на период с 1 января 2019 г. по дату снятия объекта недвижимости с государственного кадастрового учета;
- установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: (адрес изъят), с кадастровым номером (номер изъят) равной его рыночной стоимости в размере 558 706,00 рублей по состоянию на 28 мая 2019 г.
Административный истец Криштоп М.Е., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца Криштопа Максима Евгеньевича и заинтересованного лица Алексеевского Игоря Юрьевича – Смольникова Е.Д., действующая на основании доверенностей, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила заявление об уточнении требований, просит рассмотреть дело по существу в ее отсутствие.
Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в лице филиала по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, дополнительно направив акты определения кадастровой стоимости земельных участков.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования Братский район, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором, указывает, что в соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» стороной по делу не является.
Заинтересованное лицо администрация Вихоревского городского поселения, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил: рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Из материалов дела следует, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами (номер изъят), (номер изъят), (номер изъят) установлена Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп» по состоянию на 1 января 2012 г.
Учитывая положения частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных указанным выше Постановлением Правительства Иркутской области, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ), а также главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Судом установлено, что Криштоп М.Е. является собственником двух земельных участков:
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, площадью 24 575,00 кв.м., кадастровый номер (номер изъят), расположенный по адресу: (адрес изъят);
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, площадью 3 575,00 кв.м., кадастровый номер (номер изъят), расположенный по адресу: (адрес изъят)
12 сентября 2019 г. земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, площадью 31 248,00 кв.м., кадастровый номер (номер изъят), расположенный по адресу: (адрес изъят) был снят с государственного кадастрового учета с прекращением права собственности Криштоп М.Е. в связи с его разделом и прекращением существования, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11.12.2019 № (номер изъят).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 23 июля 2018 г., зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 28 мая 2019 г., номер регистрации (номер изъят), что подтверждается представленной выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 мая 2019 г., от 7 февраля 2020 г. № (номер изъят).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 23 июля 2018 г., зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 28 мая 2019 г., номер регистрации (номер изъят), что подтверждается представленной выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 мая 2019 г., от 7 февраля 2020 г. № (номер изъят).
Право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером (номер изъят) возникло в результате заключения договора купли- продажи земельного участка от 23 июля 2018 г., зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 28 мая 2019 г., номер регистрации (номер изъят), что подтверждается представленной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 мая 2019 г., от 7 февраля 2020 г. № (номер изъят).
Постановлением Правительства Иркутской области от 4 июля 2012 г. № 368-пп проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, поручено министерству имущественных отношений Иркутской области.
На основании Государственного контракта от 22 ноября 2012 г., заключенного между министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от 6 ноября 2012 г. № 0134200000112003945 (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.
В соответствии с указанным Государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 г. заказчиком работ является министерство имущественных отношений Иркутской области.
По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 г. № 2004-13 по состоянию на 1 января 2012 г.
Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 7 июня 2013 г. № 919/2013 о соответствии отчета Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
В соответствии с актом сдачи-приема от 14 ноября 2013 г. отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.
По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп, от 26 августа 2015 г. № 422-пп, от 11 января 2016 г. № 4-пп, от 19 сентября 2016 г. № 588-пп, от 12 декабря 2016 г. № 781-пп, от 21 апреля 2017 г. № 270-пп.
Земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) поставлен на кадастровый учет 28 мая 2019 г.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости данного земельного участка является 28 мая 2019 г.
Земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) поставлен на кадастровый учет 28 мая 2019 г.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости данного земельного участка является 28 мая 2019 г.
Земельный участок с кадастровым номером (номер изъят) поставлен на кадастровый учет 28 мая 2019 г.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости данного земельного участка является 28 мая 2019 г.
Земельные участки отнесены к 9 группе видов разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
Кадастровая стоимость земельных участков была определена в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 51, с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Приложению № 2 Постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» для 9-й группы видов разрешенного использования кадастрового квартала 38:02:010120 по муниципальному образованию «Братский район».
Кадастровый номер, адрес места нахождения, площадь земельных участков с кадастровыми номерами (номер изъят), (номер изъят), (номер изъят), а также категория земель, вид разрешенного использования подтверждены собранными по делу доказательствами.
Поскольку Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке, в том числе, земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), относящегося к землям населенных пунктов на территории Иркутской области, выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим ее результаты, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, суд приходит к выводу, что надлежащим административным ответчиком по данному административному делу является Правительство Иркутской области.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился в общество с ограниченной ответственностью «Зеленый мыс» (далее по тексту – ООО «Зеленый мыс»).
Согласно отчету № 19-0416 по определению рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: (адрес изъят), рыночная стоимость участка с кадастровым номером (номер изъят) определена в размере 2 000 000,00 рублей, рыночная стоимость участка с кадастровым номером (номер изъят) определена в размере 2 400 000,00 рублей, рыночная стоимость участка с кадастровым номером (номер изъят) определена в размере 390 000,00 рублей, что значительно меньше их кадастровой стоимости.
Считая, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков является значительной, Криштоп М.Е. обратился в Иркутский областной суд с настоящим административным исковым заявлением.
Криштоп М.Е. соблюдены сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, поскольку с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости пятилетний срок не истек.
Учитывая, что при определении рыночной стоимости объектов недвижимости требуются специальные познания в области оценочной деятельности, определением Иркутского областного суда от 17 февраля 2020 г. по ходатайству представителя Криштопа М.Е., Алексеевского И.Ю. – Смольниковой Е.Д. назначена судебная экспертиза в целях определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами (номер изъят), (номер изъят), (номер изъят), проведение которой поручено эксперту К (АНО ДПО «Институт экспертиз Восточной Сибири»).
Согласно заключению эксперта от 30 марта 2020 г. № 30032020, выполненному экспертом К (АНО ДПО «Институт экспертиз Восточной Сибири») предупрежденной об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость:
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, площадью 24 575,00 кв.м., кадастровый номер (номер изъят), расположенный по адресу: (адрес изъят) по состоянию на 28 мая 2019 г. составляет 2 876 195,00 рубля;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, площадью 31 248,00 кв.м., кадастровый номер (номер изъят), расположенный по адресу: (адрес изъят) по состоянию на 28 мая 2019 г. составляет 3 527 750,00 рубля;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, площадью 3 575,00 кв.м., кадастровый номер (номер изъят), расположенный по адресу: (адрес изъят) по состоянию на 28 мая 2019 г. составляет 558 706,00 рубля.
Суд, оценивая заключение судебной экспертизы, учитывая, что эксперт К предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, принимает его как относимое, допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку рыночная стоимость земельных участков установлена экспертом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки с учетом его индивидуализирующих признаков, с использованием метода прямого сравнительного анализа продаж объектов оценки с объектами-аналогами с сопоставимыми характеристиками с использованием выравнивающих корректировок.
Эксперт К имеет высшее техническое образование по специальности «Экономика и управление на предприятии (строительство)», диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», диплом магистра с присвоением квалификации (степени) Магистр по направлению и подготовки «Землеустройство и кадастры», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Судебная строительно-техническая экспертиза», диплом о профессиональной переподготовке по программе на ведение профессиональной деятельности в сфере оценки недвижимости, имеет сертификаты соответствия по специализации «Исследования строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», «Судебная оценочная экспертиза», «16.1. Исследования строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», «18.2. Судебная оценочная экспертиза», является членом некоммерческого партнерства СРО «Деловой Союз Оценщиков», имеет квалификационные аттестаты в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», «Оценка движимого имущества», «Оценка бизнеса», полис / договор № (номер изъят) страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности от 23 июля 2019 г., сроком действия по 24 июля 2020 г., стаж работы в области оценочной деятельности – 9 лет.
Таким образом, заключение судебной экспертизы выполнено лицом, обладающим соответствующим образованием, а также правом на проведение оценки в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, которые соответствуют нормам действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Исходя из изложенного выше, оснований для сомнений в достоверности заключения судебной экспертизы суд не усматривает.
При проведении оценки рыночной стоимости земельных участков экспертом применен метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, основанный на сопоставлении и анализе информации о продаже аналогичных объектов недвижимости, определена рыночная стоимость земельных участков.
Оценивая собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Криштоп М.Е. об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) равной рыночной стоимости по состоянию на 28 мая 2019 г. в размере 2 876 195,00 рубля;
- земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) равной рыночной стоимости по состоянию на 28 мая 2019 г. в размере 3 527 750,00 рубля;
- земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) равной рыночной стоимости по состоянию на 28 мая 2019 г. в размере 558 706,00 рубля.
Как предусмотрено статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, в резолютивной части решения суда следует указать дату обращения Криштоп М.Е. в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами (номер изъят), (номер изъят), (номер изъят) в размере их рыночной стоимости – 31 декабря 2019 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Криштопа Максима Евгеньевича к Правительству Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в лице филиала по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), площадью 24 575,00 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, расположенного по адресу: (адрес изъят), в размере 2 876 195,00 (два миллиона восемьсот семьдесят шесть тысяч сто девяносто пять) рублей по состоянию на 28 мая 2019 г. на период с 1 января 2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), площадью 31 248,00 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, расположенного по адресу: (адрес изъят), в размере 3 527 750,00 (три миллиона пятьсот двадцать семь тысяч семьсот пятьдесят) рублей по состоянию на 28 мая 2019 г. на период с 1 января 2019 г. по дату снятия объекта недвижимости с государственного кадастрового учета – 12 сентября 2019г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), площадью 3 575,00 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной базы, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, расположенного по адресу: (адрес изъят), в размере 558 706,00 (пятьсот пятьдесят восемь тысяч семьсот шесть) рублей по состоянию на 28 мая 2019 г. на период с 1 января 2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.
Установить, что датой обращения Криштопа Максима Евгеньевича в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости является 31 декабря 2019 г.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.
Председательствующий А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено 8 июня 2020 г.