Дело № 12-134/2019
Р Е Ш Е Н И Е
на постановление по делу об административном правонарушении
22 марта 2019 года г. Биробиджан
Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Бирюкова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по жалобе защитника муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» Фишбух Александра Михайловича на постановление по делу об административном правонарушении № от 08.02.2019, вынесенное заместителем начальника ОГИБДД УМВД России по ЕАО ФИО, о привлечении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителем начальника ОГИБДД УМВД России по ЕАО ФИО № от 08.02.2019 муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» (далее – МУП «Водоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись, защитник МУП «Водоканал» Фишбух А.М. подал жалобу на данное постановление, в котором просил его отменить и производство по делу прекратить, мотивировав тем, что при рассмотрении дела не учтены следующие обстоятельства, исключающие производство по делу.
Автотранспортное средство модель: КО-529-14 на шасси КАМАЗ -53605-А4, тип ТС: ВАКУУМНАЯ, ГРЗ: с882кр79, является коммунальной техникой, предназначена для механизированной закачки жидких отходов, не содержащих взрывоопасных и горючих веществ, из отстойников, колодцев и выгребных ям, а также их транспортировки и слива в местах утилизации, также применяется для откачки воды при авариях в системе водоснабжения, обильных ливнях или большом количестве талых вод, тем самым обеспечивает своевременное устранение бытовых и аварийных ситуаций населения города.
Заводом изготовителем автотранспортного средства модель: КО-529-14 на шасси КАМАЗ -53605-А4, установлены: масса машины снаряженная - 9225 кг; масса сменного спецоборудования - 2600 кг; масса машины полная - 20500 кг; вместимость цистерны – 11 м3; технически допустимая масса на переднюю ось - 7500 кг, на заднюю ось - 13000 кг; габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм: 7500 х 2500 х 3600; наполнение цистерны жидкими отходами осуществляется путем создания в цистерне разряжения, при достижении придельного уровня заполнения цистерны сигнально-предохранительное устройство подает штатный звуковой сигнал и происходит автоматическое отключение вакуумного насоса; цистерна должна быть наполнена либо больше, чем на 80%, либо меньше, чем на 20% своего объема, наиболее опасный уровень наполнения цистерны – в промежутке от 20 до 80%, поскольку в этом диапазоне образуются наиболее сильные волны, и возможно опрокидывания автомобиля, тем самым создав опасную ситуацию на дороге.
Вместе с тем в акте № 79 от 17.12.2018 указаны фактические габаритные параметры с учетом погрешности (длина х ширина х высота) м: 6,69 х 1,81 х 3,12, что не соответствует габаритам завода-изготовителя. Указанное свидетельствует о том, что система дорожного весового и габаритного контроля СВК-2-РВС работает некорректно с большой погрешностью.
Также данная систем не учитывает виды перевозимых грузов, поскольку при перевозке жидких бытовых отходов присутствует постоянная раскачка внутри цистерны как при передвижении, так и при переключении скоростных передач автомобиля (рывки автомобиля) тем самым образуя небольшие волны и качания автомобиля и не возможность определения фактической нагрузки на оси автомобиля. По рекомендации Государственной автомобильной надзорной инспекции для определения фактической нагрузки на оси данного автомобиля возможно только на контрольных весах в спокойном состоянии.
Кроме того, отсутствует с обоих сторон к подъезду к весовому контролю знака 3.12 ПДД РФ (установка знака производится непосредственно перед участками дорог, где фиксируется загруженность на одну ось в определенной массе. При превышении указанных параметров знака, водитель обязан объехать участок дороги.)
МУП «Водоканал» в данный момент находится в тяжелом финансово экономическом положении, решением Арбитражного суда ЕАО от 20.03.2018 МУП «Водоканал» было признано банкротом и открыто конкурсное производство, определением Арбитражного суда ЕАО от 18.09.2018 продлено конкурсное производство. При привлечении МУП «Водоканал» к административной ответственности, организация понесет тяжелые финансово-экономические последствия, которые отразятся как на предприятии, так и на населении города.
В судебном заседании защитник МУП «Водоканал» Фишбух А. М. требования и доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Дополнительно пояснил, что должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении не учтено, что на спорном участке дороге имеется уклон, цистерна размещена на транспортном средстве также под уклоном таким образом, что содержащаяся в ней жидкость перетекает и основная нагрузка ложится на заднюю ось. Кроме того, согласно приложению к свидетельству в системе дорожного весового и габаритного контроля пределы допускаемой относительной погрешности измерений осевой нагрузки ТС составляет +/- 10%, в то время, как в акте погрешность указана 5%. В декабре 2018 годжа в рабочем состоянии находился один автомобиль, который осуществлял откачку жидких отходов в районе Биробиджан-2, 10 км. В этот период пришло 24 постановления о привлечении МУП «Водоканал» к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ на общую сумму 4 000 000 рублей, что для предприятия-банкрота является непосильной для оплаты. В каждом постановлении габариты одного и того же автомобиля указаны разные и не соответствующие габаритам, указанным производителем.
Суд, выслушав пояснения защитника, изучив доводы жалобы и представленные материалы, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Частью 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусмотрено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, одним из условий которой является установление допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта выступают общественные отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог.
С субъективной стороны правонарушение может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.
Составы административного правонарушения является формальным и считается оконченными с момента совершения указанных в них действий.
Из постановления по делу об административном правонарушении № от 08.02.2019 следует, заместителем начальника ОГИБДД УМВД России по ЕАО Шандро А.А. рассмотрены материалы, зафиксированные с применение работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фото- и видеосъемки – Система дорожная весового и габаритного контроля СВК-2 РВС, идентификатор 52657, согласно которым 17.12.2018 в 11:04 часов на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Биробиджан-Унгун-Ленинское» км. 2+281, в г. Биробиджане, водитель транспортного средства марки КО-529-на шасси КАМАЗ-53605-А4 государственный регистрационный знак С882КР79 в нарушение п. 23.5 ПДД, ст. 31 Федерального закона от 08.11.2017 № 257-ФЗ двигался без специального разрешения с осевой нагрузкой 11,31 т на ось № 2 при предельно допустимой осевой нагрузке 10 т (превышение +13,10%). МУП «Водоканал» МО «Город Биробиджан» как собственник транспортного средства признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.Вместе с тем при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положением настоящей статьи.
На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно ст. 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку (ч. 1). Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении (ч. 2).
Таким образом, для установления события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, административный орган должен представить доказательства перевозки юридическим лицом без специального разрешения груза, габаритные параметры которого превышают законодательно установленные.
При этом, измерение параметров перевозимого груза производится при помощи специальных технических средств, показания которых отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении.
Правила перевозок грузов, утвержденные Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272, приняты в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечение сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а так же условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.
Пунктом 5 данных Правил предусмотрено, что к тяжеловесному грузу относится груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств, установленные Приложением № 1, или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств, установленные Приложением № 2.
Согласно акту № 79 от 17.12.2018, составленному по результатам измерения весовых и габаритых размеров транспортного средства с использованием технических средств, работающих в автоматическом режиме, производилось на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Биробиджан-Унгун-Ленинское» 2+281 км, с использованием системы дорожного весового и грабаритного контроля СВК -2-РВС с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функцию и киносъемки, видеозаписи. По результатам взвешивания было установлено, что 17.12.2018 в 11.04.56 транспортное средство марки КО-529-на шасси КАМАЗ-53605-А4 государственный регистрационный знак С882КР79 с фактическими габаритами с учетом погрешности (длина, ширина, высота) 6,69-1,81-3,12 двигалось без специального разрешения с осевой нагрузкой с учетом погрешности 5,96 т на ось № 1 и 11,31 т на ось № 2 при предельно допустимой осевой нагрузке 10 т (превышение +13,13%).
Вместе с тем, согласно описанию типа средства измерения системы дорожные весового и грабаритного контроля СВК -2-РВС предназначены для автоматических измерений осевой нагрузки, нагрузки от колеса (группы колес) движущегося транспортного средства, определения его общей массы, измерений габаритных размеров (длины, ширины, высоты) и межосевых расстояний транспортных средств.
Доказательств того, что данной системой осуществлялось в статистическом режиме, не представлено
В указанном акте по результатам проверки отсутствует указание на то, что при взвешивании транспортному средству с жидким грузом было дано время на отстой с целью стабилизации груза, что не позволяет сделать вывод о достоверности результатов данной проверочной процедуры.
Поскольку к подъезду к весовому контролю отсутствует знак 3.12 ПДД РФ, то у водителя транспортного средства отсутствовала возможность остановиться для взвешивания транспортному средству с жидким грузом с целью стабилизации груза.
Кроме того, при рассмотрении дела не учтены технические характеристики вышеуказанного транспортного средства, а также то обстоятельство, что цистерна размещена на транспортном средстве под уклоном таким образом, что содержащаяся в ней жидкость перетекает и основная нагрузка ложится на заднюю ось.
При указанных обстоятельствах, невозможно сделать категорический вывод о том, что административным органом были соблюдены установленные требования при измерении осевой нагрузки автомобиля.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что иных относимых, допустимых и достоверных доказательств перевозки МУП «Водоканал» тяжеловесного груза с превышением установленных ограничений по нагрузке на 2-ую ось в материалах дела не имеется, полагаю, что оспариваемое обществом постановление нельзя признать законным и обоснованным, поскольку не установлено всех обстоятельств по делу, отсутствуют достаточные доказательства для установления наличия состава административного правонарушения, в связи с чем постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по ЕАО ФИО № от 08.02.2019 подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении юридического лица МУП «Водоканал» в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ № ░░ 08.02.2019 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░.12.21.1 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░