Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2016 года
Дело № 2-602/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2016 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Камерзана А.Н.
при секретаре Сизовой Б.С.,
с участием представителя истца Афанаскиной Е.В.,
представителя ответчика Райлян П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности производственных объектов и противодействии терроризму.
УСТАНОВИЛ:
Мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» (далее АО «Мурманэнергосбыт») об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности производственных объектов и противодействии терроризму. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение социально-значимых категорий потребителей. На территории ЗАТО Александровск в г. Гаджиево функционирует теплоэнергетическое предприятие АО «Мурманэнергосбыт» Гаджиевский район, который относится к категории опасных производственных объектов. Проверкой установлено, что ответчиком не в полном мере обеспечиваются требования законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, а также не обеспечивается антитеррористическая защищенность теплоэнергетического объекта. Котельная Гаджиевский район АО «Мурманэнергосбыт» располагается по адресу: Мурманская область, город Гаджиево, ТЦ-640. На территории котельной имеется склад горюче-смазочных материалов, помещение котельной, помещение мазутно-насосной станции и участок тепловых сетей. Вход на территорию котельной оборудован воротами для въезда автомобильного транспорта, организован пропускной режим. Вместе с тем, территория котельной не оборудована системой видеонаблюдения, в связи с чем не организован постоянный контроль за территорией котельной, что допускает возможность нахождения на ее территории посторонних. Вопрос по оборудованию системы видеонаблюдения в Гаджиевском районе АО «МЭС» не решен, что создает опасность для жизни и здоровья работников предприятия и пассажиров, а также предпосылки для неисполнения требований Федерального закона Российской Федерации «О противодействии терроризму». В связи с чем, просил обязать АО «Мурманэнергосбыт» оборудовать системой видеонаблюдения территорию котельной Гаджиевский район АО «Мурманэнергосбыт», расположенной по адресу: город Гаджиево, Мурманская область, ТЦ-640.
Впоследствии прокурор исковые требования уточнил, просил обязать АО «Мурманэнергосбыт» оборудовать системой видеонаблюдения территорию котельной Гаджиевский район АО «Мурманэнергсбыт», расположенной по адресу: город Гаджиево, Мурманская область, ТЦ-640, в срок до 01 мая 2016 года.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Афанаскина Е.В. заявленные требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске, с учетом уточнения.
Представитель ответчика АО «Мурманэнергосбыт» Райлян П.В. в судебном исковые требования не признал. Полагал, что требования прокурора не основаны на законодательстве, которое не предусматривает обязанность ответчика оснащать котельные системой видеонаблюдения. АО «Мурманэнергосбыт» приняты достаточные меры по обеспечению безопасности объекта. В материалы дела представлен письменный отзыв.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.
Как усматривается из искового заявления, прокурором исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе права на обеспечение безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, состояние защищенности от совершения террористических актов.
Таким образом, настоящее заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для соблюдения прав, свобод и законных интересов указанной категории лиц.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно требованиям статьи 1, пункта 4 статьи 3 указанного Федерального закона, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов.
Подпунктами «г», «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, предусмотрено, что основными задачами противодействия терроризму являются поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям: а) создание системы противодействия идеологии терроризма; б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов (пункт 13 Концепции).
В силу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон безопасности объектов топливно-энергетического комплекса), антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта; безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства; инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса или выявления несанкционированных действий в отношении объекта топливно-энергетического комплекса; субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Частями 1, 2 статьи 9 Закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса предусмотрено, что система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:
1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса;
2) своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.
В силу статьи 12 указанного Закона, субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.
Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Кроме того, в силу статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Судом установлено, что в соответствии с Уставом акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (ранее имело наименование ОАО «Мурманэнергосбыт») создано в целях бесперебойного и качественного теплоснабжения и электроснабжения потребителей Мурманской области (л.д.19-60).
Для указанных целей ответчик осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта - котельной ТЦ-640, расположенной в ЗАТО Александровск г. Гаджиево Мурманской области, отнесенной к III классу опасности, на основании свидетельства о регистрации и лицензии, выданных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (л.д.11-18).
АО «Мурманэнергосбыт» владеет и пользуется указанной котельной для удовлетворения общественных потребностей в бесперебойном и качественном тепло и электроснабжении объектов недвижимости на основании договора аренды № 16/10 имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГОУТП «ТЭКОС» от 15 октября 2014 года, заключенного между ГОУТП «ТЭКОС» (арендодателем) и АО «Мурманэнергосбыт» (арендатором).
По условиям указанного договора арендатор имеет право, в частности, устанавливать за свой счет в пределах арендуемого имущества собственные охранные системы безопасности, разрешенные к применению в Российской Федерации и имеющие государственный сертификат (пункт 2.3. договора).
Таким образом, суд приходит к выводу, что АО «Мурманэнергосбыт» относится к субъектам топливно-энергетического комплекса.
В ходе проверки, проведенной 11 декабря 2015 года Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, установлено, что на территории котельной АО «Мурманэнергосбыт» Гаджиевский район имеется склад горюче-смазочных материалов и участок тепловых сетей. Вход на территорию котельной оборудован воротами для въезда автомобильного транспорта, организован пропускной режим, имеется ограждение территории. Территория котельной не оборудована системой видеонаблюдения.
Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 11 декабря 2015 года, и не оспаривается ответчиком (л.д.9).
Согласно письменным объяснениям, полученным в ходе прокурорской проверки от начальника Гаджиевского района АО «Мурманэнергосбыт» ФИО, им подавались заявки в ПТО АО «Мурманэнергосбыт» о необходимости установки системы видеонаблюдения территории котельной. Причиной отсутствия системы видеонаблюдения является недостаточное финансирование данных мероприятий.
Доводы представителя ответчика об отсутствии предусмотренной законом обязанности по оборудованию территорию котельной системой видеонаблюдения суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Так, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 марта 2008 года № 186 утверждены Общие требования по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов (далее - Общие требования), которые разработаны в целях надлежащего выполнения требований Федерального закона «О противодействии терроризму» от и Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ.
Настоящие Общие требования регламентируют наиболее общие вопросы антитеррористической защищенности поднадзорных Службе опасных производственных объектов (далее - ОПО).
Общие требования предназначены для работников отраслевых управлений Службы для использования при разработке отраслевых нормативных и методических документов в области антитеррористической защищенности поднадзорных Службе ОПО.
Антитеррористическая защищенность поднадзорных Службе опасных производственных объектов обеспечивается, в том числе, оборудованием территории ОПО периметральными системами охранной сигнализации с выводом информации на центральный пост и включением дополнительного освещения при ее срабатывании, а также системой видеоконтроля или телевизионного наблюдения за территорией ОПО и периметром с поста дежурного охранника, диспетчера.
Методические рекомендации «Инженерно-техническая укрепленность и оснащение техническими средствами охраны объектов, квартир и МХИГ, принимаемых под централизованную охрану подразделениями вневедомственной охраны. Часть 1» Р 78.36.032-2013 распространяются на вновь оборудуемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты различных форм собственности, охраняемые или подлежащие передаче под централизованную охрану подразделениями вневедомственной охраны.
Рекомендации устанавливают типовые решения по инженерно-технической укрепленности объектов и их оборудованию техническими средствами охраны.
Объектами защиты являются стационарные здания, строения, сооружения, их отдельные части или помещения, прилегающие к ним территории и находящееся на них имущество, охраняемые или подлежащие передаче под централизованную охрану подразделениями вневедомственной охраны.
Техническое средство охраны (ТСО) - конструктивно законченное, выполняющее самостоятельные функции устройство, которое входит в состав систем охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, освещения, оповещения и других систем, предназначенных для охраны объекта.
Средства инженерно-технической укрепленности объекта предназначены для защиты объекта и находящихся на нем людей путем создания физической преграды несанкционированным действиям нарушителя в отношении объекта и его персонала.
Уязвимые места объекта оснащаются средствами охранной сигнализации и/или средствами охранного телевидения, предназначенными для обнаружения попыток несанкционированного проникновения.
Согласно корректировке паспорта безопасности опасного производственного объекта котельная ТЦ-640 г. Гаджиево (склад нефтепродуктов) АО «Мурманэнергосбыт», котельная с полной системой энерго-тепло и водоснабжения обеспечивает энергоресурсами предприятия и жилые дома г. Гаджиево, на указанном опасном объекте имеется подразделение охраны ООО ЧОП «ВАРЯГ».
Как следует из расчетно-пояснительной записки к паспорту безопасности указанного опасного производственного объекта, в качестве мероприятий по снижению риска на опасном объекте предусмотрен комплекс специальных мероприятий по предотвращению вмешательства в ход технологического процесса, противодействию террористическим проявлениям, проникновению на территорию предприятия, устройства внешнего ограждения, наличия средств связи, теленаблюдения (пункт 8).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что анализ положения действующего законодательства в их совокупности предусматривают обязанность оборудования опасных производственных объектов топливно-энергетического комплекса, к числу которых относится котельная ТЦ-640, эксплуатируемая ответчиком, системой видеонаблюдения.
Кроме того, о необходимости оборудования котельной системой видеонаблюдения свидетельствует также содержание расчетно-пояснительной записки к паспорту безопасности данного объекта.
Доводы представителя ответчика о том, что территория котельной охраняется путем выставления круглосуточных постов физической охраны, а также котельная оборудована тревожной кнопкой с ОВО по Кольскому району, не влекут освобождение ответчика от обязанности выполнить указанные требования, поскольку отсутствие системы видеонаблюдения, как элемента физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса ставит по угрозу безопасность функционирования этого объекта, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе в связи с противоправными действиями третьих лиц.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем работ, производство которых необходимо выполнить ответчику, возможность реализации права на обжалование судебного акта, суд устанавливает срока исполнения решения суда – в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности производственных объектов и противодействии терроризму – удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Мурманэнергосбы» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать системой видеонаблюдения территорию котельной Гаджиевский район акционерного общества «Мурманэнергосбыт», расположенной по адресу: Мурманская область, город Гаджиево, ТЦ-640.
Взыскать с акционерного общества «Мурманэнергосбыт» государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Мурманск в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его вынесения.
Судья А.Н. Камерзан