Решение по делу № 2-7417/2023 от 23.06.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2-7417/2023

г. Тюмень                                                                                03 августа 2023 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Тимофеевой А.О.,

при секретаре Колечкиной К.В.,

        с участием представителя истца Ракова А.Г., представителя ответчика Кармацкой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишкиной И.В. к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении регионального материнского капитала,

у с т а н о в и л:

Шишкина И.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении регионального материнского капитала, возложении обязанности устранить нарушение ее прав. Исковые требования мотивировала тем, что решением Ленинского районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт проживания истца в Тюменской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сообщает, что в связи с установлением факта проживания она повторно обратилась Центр обеспечения мер социальной поддержки, однако ей пришло уведомление об отказе в предоставлении регионального материнского (семейного) капитала, поскольку заявитель не соответствует условиям, установленным пунктам 2-5 Положения о региональном материнском (семейном) капитале, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 года . Выражая несогласие с принятым решением, указывает, что в соответствии с названным Положением, право на региональный материнский капитал возникает в случае рождения (усыновления) первого ребенка, родившегося начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при условии, если заявитель проживает в Тюменской области не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения указанного в настоящем пункте ребенка, при этом факт проживания подтверждается решением суда об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом в данном случае такой факт установлен, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении материнского капитала у ответчика не имелось.

В возражениях на исковое заявление представитель Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку принятое решение соответствует закону.

Шишкина И.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны, об отложении слушания дела не просила.

Представитель истца Раков А.Г. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района Кармацкая С.В. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по основаниям, изложенным в возражениях.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Шишкина И.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района с заявлением о назначении регионального капитала на первого ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

По результатам рассмотрения заявления Управлением принято решение об отказе в предоставлении регионального капитала на основании подпункта 1 пункта 16 Положения о региональном материнском (семейном) капитале: заявитель не соответствует условиям, установленным пунктами 2-3 Положения (заявитель имеет регистрацию по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации: ХМАО Югра, г. Нижневартовск.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 13 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» предоставление регионального материнского (семейного) капитала отнесено к дополнительным мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством, в отношении проживающих в Тюменской области семей, имеющих детей.

Согласно части 3 статьи 14.1 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» Порядок и условия предоставления регионального материнского (семейного) капитала, а также цели предоставления регионального материнского (семейного) капитала при рождении или усыновлении третьего ребенка и последующих детей устанавливаются Правительством Тюменской области.

В соответствии с пунктом 2 Положения о региональном материнском (семейном) капитале, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 года -п (далее также – Положение), право на региональный материнский (семейный) капитал имеют, в том числе, женщины, родившие (усыновившие) первого ребенка, третьего ребенка и последующих детей, проживающие в Тюменской области.

В силу пункта 4 Положения (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) право на региональный материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка возникает в случае рождения (усыновления) первого ребенка, родившегося начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при условии, если заявитель проживает в Тюменской области не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения указанного в настоящем пункте ребенка, за исключением случая, когда проживающие в Тюменской области оба родителя (усыновителя) или единственный родитель (усыновитель) на дату рождения указанного в настоящем пункте ребенка обучаются по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях или государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных в Тюменской области.

Пунктом 3 Положения установлено, что факт проживания граждан в Тюменской области подтверждается сведениями о регистрации по месту жительства в Тюменской области и (или) решением суда об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Как следует из представленных материалов, решением Ленинского районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт проживания Шишкиной И.В. в г. Тюмени в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение 5 лет, предшествующих дате рождения ребенка.

При этом следует учитывать, что решением суда не может быть установлен юридический факт проживания на будущее время.

Таким образом, заявитель на момент подачи заявления может представить решение суда об установлении факта проживания за период, предшествующий подаче заявления.

Указание ответчика, что Шишкина И.В. не является проживающей в Тюменской области в настоящее время не может служить основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении регионального материнского капитала.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абз. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с правом на получение регионального материнского (семейного) капитала, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих детей, на реализацию права, предусмотренного Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» связано в том числе с обязанностью по предоставлению документов, подтверждающих место жительства в Тюменской области заявителя на момент обращения. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие место жительства заявителя в Тюменской области. Эти нормы соответствуют требованиям ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое решение Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района не соответствует действующему законодательству, ответчиком не учтено, что Шишкина И.В. соответствует требованиям, предъявляемым к получателям регионального материнского (семейного) капитала.

При таких обстоятельствах, исковые требования Шишкиной И.В. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194 -198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковое заявление Шишкиной И.В. к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района удовлетворить.

    Признать незаконным решение об отказе в предоставлении регионального материнского капитала от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2023 года

Судья                                                                               А.О. Тимофеева

2-7417/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Шишкина Инна Васильевна
Ответчики
УСЗН г.Тюмени
Другие
ГКУ ТО Центр обеспечения мер социальной поддержки
Суд
Центральный районный суд г. Тюмень
Судья
Тимофеева Анна Олеговна
Дело на сайте суда
centralny.tum.sudrf.ru
23.06.2023Регистрация административного искового заявления
26.06.2023Передача материалов судье
27.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
27.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
13.07.2023Подготовка дела (собеседование)
18.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2023Судебное заседание
03.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее