Гражданское дело № 2-7644/2018
УИД: 66RS0001-01-2018-008359-26
Мотивированное решение изготовлено 30.11.2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2018 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
в составе председательствующего судьи Илюшкиной Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Гаджикурбановой М.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению – детский сад № 539, Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, обеспечить финансирование,
УСТАНОВИЛ:
Истец Прокурор Верх-Исетского района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению – детский сад № 539, Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, обеспечить финансирование, в обоснование которого указал следующее.
Прокуратурой Верх-Исетского района г. Екатеринбурга проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся, воспитанников во время пребывания в образовательных организациях, антитеррористической защищенности.
В ходе проведения проверки установлено, что МБДОУ - детский сад № 539 не оборудован системой видеонаблюдения в здании, а также по периметру здания по ул. Красноуральская, 21а.
В июне 2011 года МБДОУ - детский сад № 539 утвержден паспорт антитеррористической защищенности, сроком на 5 лет, согласно пункту 27 которого утвержден план долгосрочных мероприятий по антитеррористической защищённости объекта, а именно установка видеонаблюдения за входами, по периметру территории со сроком исполнения 2016 год.
В июле 2017 года МБДОУ - детский сад № 539 утвержден паспорт антитеррористической защищенности, сроком на 5 лет, согласно которому утвержден план долгосрочных мероприятий по антитеррористической защищённости объекта, а именно установка камер видеонаблюдения, срок выполнения определён сентябрь 2017 года.
В апреле 2018 года МБДОУ - детский сад № 539 утвержден паспорт антитеррористической защищенности, сроком на 5 лет, в плане долгосрочных мероприятий по антитеррористической защищённости объекта, указано оборудование МБДОУ системой видеонаблюдения, срок исполнения – 2019-2020 годы.
В акте обследования и категорирования объекта от 28.12.2017 указано на оборудование детского сада системой видеонаблюдения.
Отсутствие в МБДОУ - детский сад № 539 системы видеонаблюдения снижает уровень антитеррористической защищенности объекта, способствует несвоевременному выявлению фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса запрещенных предметов.
Учредителем МБДОУ - детский сад № 539 от имени муниципального образования «город Екатеринбург» является Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга, в компетенцию которого входит решение вопросов о выделении из бюджета города Екатеринбурга средств для обеспечения уставной деятельности МБДОУ - детский сад № 539, включая развитие материально-технической и научно-методической базы учреждения, обеспечение содержания зданий и сооружений названного учреждения, обустройство прилегающей к ней территории.
Указав данные фактические обстоятельства и правовое обоснование, истец
просит обязать МБДОУ - детский сад № 539 в течение трех месяцев после получения финансирования оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения в здании, по периметру задания; обязать Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга произвести финансирование мероприятий по оборудованию МБДОУ - детский сад № 539 системой видеонаблюдения в здании, по периметру задания по адресу: г. Екатеринбург, ул. Красноуральская, 21а.
В судебном заседании помощник прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Жаровцева И.В. заявленные исковые требования поддержала по предмету и основаниям, основываясь на приведенных в иске доводах.
Представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга Полуденко Н.В., действующая на основании доверенности заявленные исковые требования не признала, свою позицию изложила в письменных возражениях, где указала, что Департамент образования осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении дошкольных муниципальных учреждений; осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета МО «город Екатеринбург».
При этом, в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств. МБДОУ - детский сад № 539 является бюджетным образовательным учреждением.
Действующим законодательством на ответчиков не возложено прямой обязанности по установке системы видеонаблюдения. Требование по установке систем видеонаблюдение распространяется лишь на вновь строящиеся здания и в случае реконструкции и капитального ремонта ранее построенных зданий. Вместе с тем, детский сад размещается в здании, построенном до 2009 года. Техническая возможность оборудования здания детского сада системой видеонаблюдения вследствие конструктивных особенностей здания старой постройки отсутствует. Детским садом предприняты все необходимые и достаточные меры антитеррористической защищенности.
Более того, детский сад является самостоятельным юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, может самостоятельно от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. МО «г. Екатеринбург» не несет ответственность по обязательствам учреждения. Следовательно, Департамент образования является ненадлежащим ответчиком.
Удовлетворение исковых требований повлечет за собой незапланированные бюджетные расходы детского сада. При формировании плана финансово-хозяйственной деятельности детского сада на 2018, плановые 2019, 2020 годы указанные расходы руководителем детского сада не были заявлены. Инициирование внесения корректировок в план, предоставление дополнительных бюджетных лимитов производится исключительно по инициативе образовательной организации.
Из искового заявления неясно, в каком размере Департаменту образования необходимо обеспечить финансирование, решение суда будет неисполнимо.
Кроме того, в соответствии с положениями Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов, установлен конкретный перечень мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов.
Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта. Акт категорирования детского сада утвержден 28.12.2017, в связи с чем мероприятия по данному комплексу могут быть завершены до 28.12.2018.
Представитель ответчика МБДОУ - детский сад № 539 Бельченко С.В., являющаяся заведующим учреждения, против удовлетворения иска возражала, поддержала позицию представителя Департамента, указала, что безопасность детского сада обеспечена на достаточно высоком уровне, в установке системы видеонаблюдения нет необходимости, финансирование отсутствует.
Представитель третьего лица Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Екатеринбурга, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Верх-Исетского района города Екатеринбурга проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что здание МБДОУ - детский сад № 539 не оснащено системой видеонаблюдения.
Согласно Уставу образовательного учреждения, собственником имущества МБДОУ - детский сад № 539 является муниципальное образование «город Екатеринбург». Полномочиями учредителя от имени муниципального образования «город Екатеринбург» обладает ответчик Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.1999 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 названного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п. 6.44 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений.
Пунктом 6.48 указанного Свода правил предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения «В» к Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Таким образом, доводы представителей ответчиков об отсутствии обязательных для исполнения предписаний закона об установлении систем видеонаблюдения в образовательном учреждении не основаны на нормах материального права. Как следует из приведенных выше норм, они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений. Более того, в данном случае необходимо применять системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации.
Также представляется надуманным довод представителя ответчика Департамента образования относительно того, что мероприятия по установке системы видеонаблюдения могут быть завершены не ранее 28.12.2018, в связи с чем иск предъявлен при отсутствии нарушения закона.
Действительно с 21.10.2017 действуют «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденные Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, пунктом 15 которых определено, что в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Акт обследования и категорирования объекта МБДОУ - детский сад № 539 утверждён 28.12.2017.
Вместе с тем, обязанность по оборудованию системы видеонаблюдения в образовательном учреждении не была впервые возложена на соответствующих субъектов указанным нормативным актом, возникла намного ранее его принятия, как отмечено судом, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности применяется системное толкование вышеуказанных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Указание в Постановлении Правительства Российской Федерации конкретного срока, равного 12 месяцев направлено на максимально оперативное выполнение всех мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, а не на запрет их проведения в более ранние сроки.
В судебном заседании установлено и не оспаривается представителями ответчиков, что в детском дошкольном учреждении отсутствует система видеонаблюдения.
На основании изложенного, учитывая, что несоблюдение требований федерального законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, ущерба имуществу, суд возлагает на МБДОУ - детский сад № 539 обязанность оборудовать образовательное учреждение техническими средствами системы видеонаблюдения по периметру здания и в здании дошкольного учреждения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Красноуральская, 21а.
Позиция истца относительно того, что обязанность по обеспечению финансирования указанных мероприятий возлагается на Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга судом признается обоснованной на основании следующего.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 56 Устава муниципального образования «город Екатеринбург», принятого решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 № 8/1, муниципальное образование в установленном порядке создает (учреждает), реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия и муниципальные учреждения; функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений осуществляет администрация города Екатеринбурга в лице органов администрации города Екатеринбурга.
Согласно п. 1 Положения «О Департаменте образования Администрации города Екатеринбурга», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 24.06.2014 № 20/18 Департамент образования Администрации города Екатеринбурга является отраслевым органом Администрации города Екатеринбурга, обеспечивающим осуществление полномочий Администрации города Екатеринбурга в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подп. 8 п. 11 названного Положения в целях исполнения возложенных на него полномочий Департамент образования выполняет функции по обеспечению выполнения муниципальными образовательными и подведомственными организациями мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; принятию ими мер по профилактике терроризма, созданию безопасных условий и соблюдению требований охраны труда. Согласно подп. 26 названного пункта Положения Департамент осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», а в соответствии с подп. 1 этого же пункта от имени администрации города Екатеринбурга создает (учреждает), реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные и подведомственные организации, утверждает их уставы, изменения (дополнения) в уставы, новые редакции уставов, осуществляет иные функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных и подведомственных организаций.
В судебном заседании установлено, что Учредителем дошкольного образовательного учреждения от имени муниципального образования «город Екатеринбург» выступает Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга, в компетенцию которого входит решение вопросов о выделении из бюджета г. Екатеринбурга средств для обеспечения уставной деятельности дошкольного образовательного учреждения, включая развитие материально-технической и научно-методической базы учреждения, проведение капитального ремонта; обеспечение содержания зданий и сооружений названного учреждения, обустройство прилегающей к ней территории.
Согласно Муниципальной программе «Развитие системы общего образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017-2020 и признании утративших силу отдельных постановлений Администрации города Екатеринбурга», утвержденной Постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга от 31.10.2016 № 2166, лицом, ответственным за установку систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях города Екатеринбурга, является Управление образования Администрации города Екатеринбурга, срок исполнения - 2017, источник финансирования - бюджет города Екатеринбурга.
При этом действующее законодательство не ставит выполнение требований по обеспечению антитеррористической безопасности в зависимость от финансовых возможностей органов местного самоуправления.
Оснований для вывода об обязанности МБДОУ - детский сад № 539 установить систему видеонаблюдения самостоятельно при отсутствии бюджетного финансирования не имеется, поскольку содержание здания детского сада производится за счет средств муниципального образования, а не за счет его собственных средств.
Доводы представителя ответчика со ссылкой на пп. 2 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, из которых не следует, что учредитель не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, а учреждение обязано самостоятельно, вне объема выделенных ему учредителем средств осуществлять мероприятия по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий.
Также суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что план финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год утвержден, бюджетные средства распределены, выделение дополнительных средств возможно только при условии внесения изменений в бюджет города, что невозможно по решению суда, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.
На основании изложенного, суд признает Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга надлежащим ответчиком по заявленных требованиям и обязывает произвести финансирование работ по оборудованию образовательного учреждения техническими средствами системы видеонаблюдения по периметру здания и в здании дошкольного учреждения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Красноуральская, 21а.
Учитывая необходимость согласования выделения бюджетных средств, руководствуясь положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным установить МБДОУ - детский сад № 539 срок установки системы видеонаблюдения - не позднее трех месяцев с момента получения финансирования.
Иных требований, равно как требований по иным основаниям сторонами суду не заявлено.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению – детский сад № 539, Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, обеспечить финансирование удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 539 обязанность оборудовать образовательное учреждение техническими средствами системы видеонаблюдения по периметру здания и в здании дошкольного учреждения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Красноуральская, 21а в срок не позднее трех месяцев с момента получения финансирования.
Возложить на Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга обязанность произвести финансирование работ по установке технических средств системы видеонаблюдения по периметру здания и в здании дошкольного учреждения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Красноуральская, 21а.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде, путем подачи жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий Е.Н. Илюшкина