Дело № 2-3765/2021
22RS0001-01-2021-004921-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 ноября 2021 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Рише Т.В.,
при секретаре Медведниковой Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плотниковой Алёны Валерьевны к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» о включении в список, возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Плотникова А.В. обратилась в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» (далее КГКУ «Региональное жилищное управление») в котором просит включить её в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории дети-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 года, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., в границах муниципального образования <адрес> края в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование иска указано, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать ФИО4 лишена родительских прав по решению суда, отец ФИО5 умер. Истец передана на полное государственное обеспечение, в детском доме воспитывалась с 2001 по 2008 год, далее была передана на воспитание бабушке, которая оформила опекунство.
В апреле 2021 года Плотникова А.В. обратилась в учреждение с заявлением о включении её в список для обеспечения жилым помещением, в письме от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал во включении.
В настоящее время истец, имеющая несовершеннолетнего ребенка, вынуждена снимать жилье, поскольку находясь на попечении бабушки не была проинформирована о том, что в список включают до 23 лет, обратилась в суд.
Истец Плотникова А.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала, показала, что в 2013 году ей стало известно о возможности получить жилье, собирала бумаги, никуда не обращалась, в 2019 году обратилась к ответчику, в 2021 году обратилась повторно, не знает какие уважительные причины пропуска обращения, недееспособной не признавалась.
Представитель ответчика КГКУ «РЖУ» в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, с учетом требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституции Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста двадцати трех лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организации, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Плотникова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родилась в <адрес>, её родителями являлись - отец ФИО5 и мать ФИО6
Отец истца умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти, мать истца лишена родительских прав на основании решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Плотникова А.В. помещена в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение.
Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении истца установлена опека, попечителем назначена ФИО7
Истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, жилое помещение не принадлежит истцу.
Согласно сведениям Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> Плотникова А.В., её дочь ФИО8 жилых помещений в собственности не имеют. С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Плотникова А.В. обратилась в КГКУ «Региональное жилищное управление» ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом КГКУ «Региональное жилищное управление» от ДД.ММ.ГГГГ №/Пр/62 истцу отказано во включении в Список, поскольку её возраст превышает 23 года.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ учреждение сообщило о вынесении вышеуказанного приказа.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Региональное жилищное управление» сообщило истцу, что на основании приказа учреждения от ДД.ММ.ГГГГ №/ПР/62 заявителю отказано во включении в список в связи с превышением установленного законом возраста для постановки на учет.
В судебном заседании установлено, что как на момент обращения в КГКУ «Региональное жилищное управление», так и на момент разрешения дела Плотникова А.В. достигла возраста 23-х лет, и соответственно, не состоит на полном государственном обеспечении.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Без попечения обоих родителей Плотникова А.В. осталась в 2001 году.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей в 2007 году) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
ДД.ММ.ГГГГ Плотникова А.В. достигла возраста 18 лет, что повлекло её полную гражданскую дееспособность.
Действующая с ДД.ММ.ГГГГ редакция статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ предусматривает предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также относящимся к ним лицам по договору найма специализированного жилого помещения, и возлагает на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
При этом как действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ законодательство, так и действующее с ДД.ММ.ГГГГ правовое регулирование отношений по предоставлению жилых помещений данной категории граждан связывают право на обеспечение жильем с учетом гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении (до ДД.ММ.ГГГГ – в общем порядке, установленном жилищным законодательством, после ДД.ММ.ГГГГ – путем включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями).
Плотникова А.В. на таком учете до достижения возраста 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ) не состояла, что подтверждается собранными по делу доказательствами.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно вышеуказанному Обзору практики, отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечение жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Применительно к спорным отношениям суд учитывает, что вопрос об обеспеченности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их нуждаемости в жилье разрешается на момент постановки их на учет. В связи с этим пропуск срока и отсутствие постановки на такой учет до 23 лет должен быть обусловлен объективными причинами.
При этом, доказательств того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ – с момента достижения совершеннолетия, и до ДД.ММ.ГГГГ – момента достижения возраста 23-х лет, Плотникова А.В. обращалась по вопросу обеспечения жилыми помещениями как лицо, указанное в ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ, в материалы дела не представлено, а судом – не добыто.
Кроме того, как следует из пояснений истца о возможности предоставления жилого помещения ей было известно еще в 2013 году.
Законом прямо предусмотрен период, в течение которого гражданин имеет возможность уведомить органы местного самоуправления о необходимости предоставления ему жилого помещения. Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Сведений о том, что Плотникова А.В. была признан недееспособным или ограниченно дееспособным, в материалы дела не представлено.
Доказательств того, что Плотникова А.В. объективно не имела возможности обратиться в соответствующие органы за предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ, до ДД.ММ.ГГГГ, в материалы дела не представлено.
Таким образом, Плотникова А.В. своевременно не принимала мер к реализации права на меры социальной поддержки в виде предоставления благоустроенного жилого помещения.
При указанных фактических обстоятельствах, установленных в ходе рассмотрения дела, законных оснований к удовлетворению заявленных исковых требований о возложении обязанности на ответчика включить истца в соответствующий список, возложении обязанности предоставить жилое помещение не имеется, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано в полном объеме, следовательно, не имеется оснований и для взыскания с ответчика судебных расходов.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Плотниковой Алёны Валерьевны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме- ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Т.В Рише