№ 2-XXX/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
XX.XX.XXXX г.Санкт-Петербург
Василеостровский районный суд г.Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Чекрий Л.М. при секретаре Вихаревой О.А. с участием прокурора Герасимовой Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Волковой Л.Л. об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования Муниципальный округ №7 Санкт-Петербурга об отказе в регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛ:
Решением Муниципального совета муниципального образования Муниципальный округ № 7 Санкт-Петербурга от XX.XX.XXXX № XXX
назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования Муниципальный округ № 7 пятого созыва.
Решением Муниципального совета муниципального образования Муниципальный округ № 7 Санкт-Петербурга от XX.XX.XXXX года № XXX утверждена схема и граница многомандатного избирательного округа № XXX по выборам депутатов муниципального совета муниципального образования Муниципальный округ № 7 пятого созыва с количеством избирателей - 14383 человека, количеством мандатов – 5.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Муниципальный округ № 7 от XX.XX.XXXX № XXX Волковой Л.Л., выдвинутой Региональным отделением в городе Санкт- Петербурге Политической партии «<данные изъяты>», отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования Муниципальный округ № 7 пятого созыва по многомандатному избирательному округу со ссылкой на п. «г» ч. 4 ст. 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Фактическим основанием для отказа в регистрации кандидата явились отсутствие подписи сборщика подписей, удостоверяющего подписной лист №5, а также превышение количества подписей избирателей в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидата, установленного пунктом 4 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».
Не согласившись с данным решением, заявитель оспорил его в суде в установленный ч.2 ст. 260 ГПК РФ срок.
Свои требования Волкова Л.Л. обосновала тем, что превышение количества подписей не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку данное основание отсутствует в специальном законе. В нарушение установленного порядка избирательная комиссия своим правом на сокращение количества принимаемых и подлежащих проверке подписей избирателей не воспользовалась, о превышении количества предоставленных подписей заявителю не сообщила.
По результатам проверки комиссией признано XXX подписей недействительными в связи отсутствием подписи кандидата в подписном листе № XXX. Однако на данном листе содержится лишь XXX подписи. Поскольку сбор данных подписей осуществляла кандидат непосредственно, при этом подпись сборщика в данном подписном листе имеется, отсутствие подписи кандидата в данном случае не влечет недействительность подписей.
Количества подписей избирателей в поддержку ее выдвижения было достаточно для регистрации, в связи с чем отказ в регистрации незаконен..
На основании изложенного заявитель просила признать вышеназванное решение избирательной комиссии незаконным, обязать избирательную комиссию муниципального образования Муниципальный округ №7 Санкт-Петербурга зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования Муниципальный округ №7 пятого созыва по многомандатному избирательному округу № XXX. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании заявитель на требованиях настаивала.
Представитель ИК МО № 7 Рулев И.В., действующий на основании доверенности от XX.XX.XXXX, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления.
Прокурор Герасимова Ю.Г. дала заключение об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга № 303- 46 граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом Санкт-Петербурга путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением.
Из положений статьи 22 Закона Санкт-Петербурга № 303-46, содержащей условия выдвижения кандидатов, следует, что окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в окружную избирательную комиссию в срок, установленный пунктом 7 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. К заявлению прикладываются ряд документов, предусмотренных ст. 22 закона.
В соответствии со ст. 25 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному либо многомандатному избирательному округу, должны быть собраны подписи избирателей в порядке, установленном федеральными законами, настоящим Законом Санкт- Петербурга.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не менее 10 подписей.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего многомандатного избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в этом многомандатном избирательном округе, но не менее 10 подписей.
В силу ч.3 ст. 26 регионального закона для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 7 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию также следующие документы, необходимые для регистрации кандидата: а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей; б) данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, если таковые изменения имеются; в) первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей избирателей, необходимое для регистрации, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей избирателей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи (ч.4 ст. 26).
Все документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно.
Окружная избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение о получении документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, иных документов (в том числе представленных на бумажном носителе и в машиночитаемом виде) кандидату, представившему эти документы в окружную избирательную комиссию. В письменном подтверждении указываются дата и время приема соответствующих документов, а также, в случае представления подписных листов с подписями избирателей, количество принятых подписных листов и количество содержащихся в них подписей избирателей. Письменное подтверждение выдается незамедлительно после представления в окружную избирательную комиссию указанных документов.
Из подтверждения о получении документов для регистрации кандидата следует, что XX.XX.XXXX заявитель подал в ИК МО документы предусмотренные для регистрации в качестве кандидата в депутаты, а именно договор банка об открытии избирательного счета кандидата; первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда; подписные листы с подписями избирателей; протокол об итогах сбора подписей избирателей; список лиц, осуществивших сбор подписей избирателей.
Подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата, содержат XXX подписей.Судом установлено, что с учетом сведений о количестве избирателей по избирательному округу, количество подписей составляет XXX. При этом буквальное толкование закона определяет, что возможно превышение количества подписей, но не более чем на 4 ( четыре).
Превышение установленного законом предельного количества подписей подтверждено документально, не оспаривается заявителем.
Довод заявителя о наличии у избирательной комиссии полномочий не принять какие-либо документы, представленные кандидатом, либо внести в них изменения, не основан на законе. Кандидат также не вправе вносить какие-либо изменения в подписные листы.
В соответствии с ч.4 ст. 38 федерального закона проверке и учету не подлежат подписи избирателей, участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
Более того, законом установлен прямой запрет на внесение каких-либо изменений в подписные листы после из подачи в избирательную комиссию.
В соответствии с ч.1 ст. 26 регионального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), и представленные в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Аналогичная норма содержится в ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При таких обстоятельствах указанный недостаток в документах, поданных заявителем для регистрации в качестве кандидата в депутаты, является неустранимым.
Доводы заявителя об отсутствии санкции за нарушение требования закона о количестве подписей в поддержку кандидата и необоснованности отказа в регистрации со ссылкой на неправильное оформление документов не могут быть признаны основанными.
Согласно подпункту «г» пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона Санкт-Петербурга, иного закона.
Данная норма также содержится в федеральном законе.
В силу ч. 16 ст. 37 федерального закона, ч.12 ст. 25 регионального закона подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде.
Количество подписей определяется исходя из всех представленных кандидатом подписных листов.
Следовательно, превышение количества подписей может рассматриваться как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В силу ч.1 ст. 5 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
Превышение установленных законом пределов количества подписей в поддержку выдвижения кандидата нарушает основополагающий принцип равенства, свидетельствуют о злоупотреблении кандидатами правом. Предлагая большее число подписей к проверке и учету, кандидат ставит в заведомо неравное и невыгодное положение иных кандидатов, соблюдающих установленные законом ограничения. Создавая дополнительный задел подписей, кандидат нарушает установленные законом пропорции, необходимые для выявления воли избирателей.
При таких обстоятельствах данная избирательной комиссией квалификация превышения количества подписей как неправильное оформление документов соответствует закону, его буквальному и системному толкованию.
Доводы заявления о необоснованном выводе комиссии о недействительности подписного листа заслуживают внимания.
В силу п. «з» ч.6.4 ст. 38 федерального закона все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Из дела следует, что подписной лист № XXX удостоверен сборщиком подписи – В. надлежаще.
Таким образом, ссылка в оспариваемом решении на отсутствие удостоверяющей лист подписи сборщика является необоснованным. На листе отсутствует подпись кандидата. Однако в данном случае кандидат и сборщик подписи являются одним лицом, который удостоверил подписной лист.
При таких обстоятельствах отказ в регистрации кандидата по данному основанию суд находит неправомерным.
Вместе с тем, с учетом вышеприведенных обстоятельств, отказ в регистрации является законным по иному основанию.
В соответствии с ч.2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Таким образом, заявление подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░