Дело № 2-990/2023
УИД 04RS0020-01-2023-001130-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2023 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Жалсановой А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Холодное эвенкийское» о возложении обязательства
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайоный прокурор обратился в суд с иском к МО СП «Холодное эвенкийское», указывая в обоснование заявленных требований, что согласно устава МО СП «Холодное эвенкийское» вопросом местного значения является организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с положениями ст. 4, п.1 ст. 17, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность в местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами мест погребения, установленными органами местного самоуправления.
Проведенной проверкой установлено, что на территории МО СП «Холодное эвенкийское» имеется 1 кладбище, расположенное на земельных участках с кадастровыми номерами № на территории которого расположен один деревянный ящик для накопления отходов. Контейнерная площадка, имеющая подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также сами контейнеры на указанном кладбище отсутствуют.
На основании положений Закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 13,42 Земельного кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 4,17,18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пункта 3 СанПин 2.1.3684-21, ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 5-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» просил суд обязать Администрацию МО СП «Холодное эвенкийское» обустроить контейнерной площадкой для сбора твердых коммунальных отходов территорию кладбища, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 03:17:000000:6126, 03:17:180301:819 путем оборудования указанной площадки твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, подъездным путем, а также самими контейнерами (контейнером) для сбора твердых коммунальных отходов в течение 8 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу
В судебное заседание представитель ответчика не явился, согласно заявления, поступившего в суд, глава МО СП «Холодное эвенкийское» Усынина Л.П. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель истца помощник Северобайкальского межрайонного прокурора Михалев Д.А. исковые требования по изложенным в иске доводам поддержал.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия Билявская С.Н. полагала заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду - в контексте провозглашенных в ее преамбуле цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями, а также конституционного требования о сбалансированности прав и обязанностей гражданина (статья 75.1) - неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).
Исполнению данной конституционной обязанности, являющейся одновременно частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, и вместе с тем достижению конституционно значимой цели сохранения благоприятной окружающей среды, включая ее защиту от негативного воздействия отходов производства и потребления, призван содействовать, в частности, Федеральный закон N 7-ФЗ, который в развитие упомянутых конституционных предписаний устанавливает правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, в том числе определяет полномочия органов местного самоуправления в данной сфере (статья 7), а также предусматривает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, включая требования при обращении с отходами производства и потребления (статья 51).
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 9,19 статьи 2, Устава МО СП «Холодное эвенкийское» к вопросам местного значения поселения отнесено соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Правила благоустройства на территории МО СП «Холодное эвенкийское», утверждены решением Совета депутатов МО СП «Холодное эвенкийское» № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 5.5.4 указанных Правил, создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.
Создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и площадок для складирования отдельных групп коммунальных отходов осуществляется в соответствии с требованиями Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется Администрацией сельского поселения «Холодное эвенкийское» за счет средств местного бюджета, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, когда такая обязанность лежит на других лицах, путем принятия решения в соответствии с настоящими Правилами, законодательством Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иным законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется Администрацией сельского поселения «Холодное эвенкийское».
Таким образом, приведенные положения законов и Устава Муниципального образования, закрепляют за поселением полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов в том числе в предусмотренных законом случаях организацию площадок накопления ТКО, ведение их реестра, согласование указанного реестра, а также приобретение контейнеров, обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Согласно пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения закреплены в настоящее время Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пунктам 3, 65 СанПиН 2.1.3684-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с п. 3 Санитарных правил, то есть в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения Северобайкальской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что на территории МО СП «Холодное эвенкийское» имеется 1 кладбище, расположенное на земельных участках с кадастровыми номерами №. На кладбище расположен один деревянный ящик для накопления отходов, контейнерная площадка, соответствующая требованиям законодательства, на указанном кладбище отсутствуют.
Вместе с тем, данное нарушение свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления своих полномочий по содержанию кладбища, в связи с чем, с учетом требований изложенных выше норм законодательства, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению
Изложенные в представленном письменном ответе на запрос сведения о том, что деятельность общественного кладбища осуществляется гражданами самостоятельно в соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ, суд считает не состоятельными, поскольку полномочия в сфере содержания кладбища и оборудования на нем места накопления отходов в силу действующего законодательства возложены на орган местного самоуправления.
Разрешая вопрос о предоставлении срока для исполнения решения суда, суд в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ полагает возможным установить срок в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указанный срок является разумным, позволяющим провести необходимые мероприятия по оборудованию контейнерной площадки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию МО СП «Холодное эвенкийское» (ОГРН №) обустроить контейнерной площадкой для сбора твердых коммунальных отходов территорию кладбища, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами № путем оборудования указанной площадки твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, подъездным путем, а также самими контейнерами (контейнером) для сбора твердых коммунальных отходов в срок не позднее 8 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в мотивированной форме 07 ноября 2023 года
Судья: В.В.Атрашкевич