Судья Сухова Е.В. |
Дело № 33-925 УИД 44RS0001-01-2020-004450-16 (№ дела в суде первой инстанции 2-200/2021) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«12» мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей Зиновьевой Г.Н., Ивановой О.А.,
при секретаре Боречко Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Макарьевского района Костромской области на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 22 января 2021 года, которым исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав прокурора Рылову Т.В., представителя ответчика Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» по доверенности Букшта А.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Макарьевского района Костромской области, действуя в интересах Черняевой М.Е., Черняевой О.А., обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» (далее также ОГКУ «Центр социальных выплат») о признании права на получение компенсационной выплаты за проезд к месту лечения, возложении обязанности произвести такую выплату.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о предоставлении мер социальной поддержки ОГКУ «Центр социальных выплат» в ходе которой установлено, что Черняевой О.А., обратившейся в ОГКУ «Центр социальных выплат» с заявлением о назначении компенсационной выплаты за проезд нуждающейся в лечении несовершеннолетней Черняевой М.Е., а также за ее сопровождение, 22.04.2020 отказано в назначении данной компенсации. В качестве основания для отказа должностными лицами ответчика определено нахождение Черняевой М.Е. на консультации у врача-эндокринолога, а не на обследовании или лечении. Согласно выписке из медицинской карты от 25.10.2019 Черняевой М.Е. поставлен диагноз <данные изъяты> дана рекомендация повторного осмотра детского эндокринолога с результатами обследования через 2 месяца для коррекции дозы заместительной гормональной терапии. Из направления от 27.01.2020, выданного терапевтом ОГБУЗ <данные изъяты> Н. Т.Н., следует, что Черняева М.Е. направлена в ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.» с целью коррекции лечения. По сведениям ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.» 30.01.2020 Черняева М.Е. была на приеме у врача-эндокринолога. Таким образом, факт необходимости лечения несовершеннолетней никем не оспаривается, а направление Черняевой М.Е. в ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.» с целью коррекции лечения согласно показаниям лечащего врача является составной частью такого лечения. При таких обстоятельствах отказ в предоставлении компенсации за проезд к месту лечения противоречит абз.2 ч.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ч.4 ст. 18 Закона Костромской области от 11.11.1998 № 29 «О гарантиях прав ребенка в Костромской области», п.8 ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». По данному факту в адрес ответчика прокурором района 26.06.2020 внесено представление, которое рассмотрено 30.07.2020, требования прокурора не исполнены ввиду несогласия с доводами, указанными в представлении.
В связи с этим прокурор просит признать за Черняевой М.Е. и Черняевой О.А., проживающими по адресу: <адрес> право на получение компенсационной выплаты за проезд 31.01.2020 к месту лечения; возложить на Областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу начислить и выплатить Черняевой О.А. компенсационную выплату за проезд 31.01.2020 к месту лечения в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.» несовершеннолетней Черняевой М.Е., а также Черняевой О.А. как сопровождавшего лица.
В качестве третьего лица в деле участвовало ОГБУЗ «Макарьевская районная больница», департамент по труду и социальной защите населения Костромской области.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционном представлении и.о. прокурора Макарьевского района просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Повторяя доводы искового заявления, указывает, что судом неправомерно было отклонено ходатайство прокурора о направлении запроса в ОГБУЗ «КОКБ им.Королева Е.И.» для выяснения цели посещения Черняевой М.Е. и Черняевой О.А. врача-эндокринолога, что повлекло нарушение прав истца на предоставление доказательств в обоснование своей позиции. Отмечает, что в судебном заседании свидетель Н. Т.Н., являющаяся лечащим врачом Черняевой М.Е., пояснила, что направление в ОГБУЗ «КОКБ им. Королева Е.И.» было выдано в неправильной форме. При этом, как пояснил представитель ОГКУ «Центр социальных выплат», неправильная форма выдаваемого медицинским учреждением направления не является препятствием к назначению выплаты. При таких обстоятельствах неправильное толкование федерального законодательства, а также допущенное ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» нарушение порядка выдачи направления для лечения не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Рылова Т.В. поддержала апелляционное представление по изложенным в нем доводам.
Представитель ОГКУ «Центр социальных выплат» по доверенности Букшта А.М. полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не предоставили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало, в связи с этим на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы настоящего дела, исследовав представленные суду апелляционной инстанции письменные объяснения главного врача ОГБУЗ «Макарьевская районная больница», обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка установлены Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Названный Закон среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей называет осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, восстановление их прав в случаях нарушения, содействие в том числе физическому развитию детей, защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
В силу ч. 2 ст. 4 Закона государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в частности, на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха, оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
В соответствии с ч. 4 ст.18 Закона Костромской области от 11.11.1998 г. № 29 "О гарантиях прав ребенка в Костромской области» детям, нуждающимся в обследовании и лечении в медицинских организациях, расположенных на территории города Костромы и Костромского района, и лицам, их сопровождающим, предоставляется компенсационная выплата за проезд за счет средств областного бюджета. Порядок и условия предоставления компенсационной выплаты устанавливаются постановлением администрации Костромской области.
Постановлением администрации Костромской области от 02.09.2008 г. №303-а (ред. от 18.03.2011) утвержден Порядок предоставления компенсационной выплаты за проезд детям, нуждающимся в обследовании и лечении в учреждениях здравоохранения, расположенных на территории города Костромы и Костромского района, и лицам, их сопровождающим (далее - Порядок). Данным постановлением предусмотрено введение компенсационной выплаты за проезд детям, нуждающимся в обследовании и лечении в учреждениях здравоохранения, расположенных на территории города Костромы и Костромского района, и лицам, их сопровождающим, в размере полной стоимости расходов, связанных с проездом к месту обследования и лечения и обратно, предоставляемой не более двух раз в год, в том числе на автомобильном транспорте общего пользования, пригородных либо междугородних маршрутах регулярного сообщения (кроме легкового такси). Постановлено департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области осуществлять организацию предоставления указанной компенсационной выплаты за счет средств областного бюджета; ОГУ (сейчас – ОГКУ) «Центр социальных выплат» - обеспечить назначение и предоставление указанной компенсационной выплаты.
В п. 2 Порядка предусмотрено, что право на получение компенсационной выплаты имеют дети до достижения ими возраста 18 лет, нуждающиеся в обследовании и лечении в учреждениях здравоохранения, расположенных на территории города Костромы и Костромского района (далее - медицинское учреждение областного центра), и лица, их сопровождающие (только в случае совместного проезда с ребенком).
В силу п. 4 Порядка для получения компенсационной выплаты необходимо одному из родителей (законных представителей) в срок, не превышающий три месяца со дня поездки, обратиться в филиал (клиентскую службу) областного государственного учреждения "Центр социальных выплат" по месту жительства и:
1) предъявить для обозрения:
документ, удостоверяющий личность;
свидетельство о рождении ребенка или - при наличии - документ, удостоверяющий личность ребенка;
комиссионное заключение учреждения здравоохранения по месту жительства о необходимости направления ребенка на обследование или лечение в медицинское учреждение областного центра;
заключение врача - специалиста медицинского учреждения областного центра о проведенном обследовании или лечении и необходимости повторной явки к специалисту с указанием конкретного срока;
2) представить следующие документы:
заявление по форме согласно приложению к настоящему Порядку с указанием способа доставки (почтой/через кредитную организацию) и реквизитов (в случае перечисления средств на счет кредитной организации).
По выбору заявителя заявление может быть представлено посредством личного обращения, направления по почте или в электронном виде с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с Планом перехода на предоставление в электронном виде государственных, муниципальных и иных услуг исполнительными органами государственной власти Костромской области и их подведомственными учреждениями, утвержденным распоряжением администрации Костромской области от 27 апреля 2010 года N 89-ра "О мерах по переводу услуг в электронный вид";
проездные документы ребенка и лица, его сопровождающего, а в случае утери проездного документа - справку транспортного предприятия о стоимости проезда.
Основанием для отказа в назначении компенсационной выплаты является неполное представление документов, указанных в п. 4 настоящего Порядка (п. 7).
Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 16.04.2012 г. N 231 (ред. от 27.03.2018) утвержден Административный регламент предоставления департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области государственной услуги по назначению компенсационной выплаты за проезд детям, нуждающимся в обследовании и лечении в организациях здравоохранения, расположенных на территории города Костромы и Костромского района, и лицам, их сопровождающим (далее - Административный регламент).
В силу п. 10 Административного регламента в Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, входят:
1) заявление о назначении компенсационной выплаты за проезд детям, нуждающимся в обследовании и лечении в учреждениях здравоохранения, расположенных на территории города Костромы и Костромского района, и лицам, их сопровождающим, по форме согласно приложению к Порядку о предоставлении компенсационной выплаты за проезд детям, нуждающимся в обследовании и лечении, и лицам, их сопровождающим, утвержденному постановлением администрации Костромской области от 02.09.2008 N 303-а;
2) документ (для обозрения при личном обращении заявителя), удостоверяющий личность, в частности, один из следующих:
паспорт гражданина Российской Федерации (для граждан Российской Федерации старше 14 лет, проживающих на территории Российской Федерации);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме N 2П (для граждан, утративших паспорт, а также для граждан, в отношении которых до выдачи паспорта проводится дополнительная проверка);
удостоверение личности моряка;
дипломатический паспорт;
служебный паспорт;
военный билет;
3) свидетельство о рождении ребенка или - при наличии - документ, удостоверяющий личность ребенка (для обозрения при личном обращении заявителя);
4) комиссионное заключение учреждения здравоохранения по месту жительства о необходимости направления ребенка на обследование или лечение в медицинское учреждение областного центра (для обозрения при личном обращении заявителя);
5) заключение врача-специалиста медицинского учреждения областного центра о проведенном обследовании или лечении и необходимости повторной явки к специалисту с указанием конкретного срока (для обозрения при личном обращении заявителя);
6) проездные документы ребенка и лица, его сопровождающего, а в случае утери проездного документа - справка транспортного предприятия о стоимости проезда;
7) доверенность или иной документ, подтверждающий право на обращение от имени заявителя, в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя.
Перечень указанных в настоящем пункте административного регламента документов является исчерпывающим, из них документы, указанные в подпунктах 1, 2, 4-7, представляются заявителем лично любым из способов, указанных в пункте 26 настоящего административного регламента.
Согласно п.п.12 и 13 Административного регламента в перечень необходимых и обязательных услуг для предоставления государственной услуги входят:
1) выдача комиссионного заключения организации здравоохранения по месту жительства о необходимости направления ребенка на обследование или лечение в медицинскую организацию областного центра;
2) выдача заключения врача-специалиста медицинской организации областного центра о проведенном обследовании или лечении и необходимости повторной явки к специалисту с указанием конкретного срока;
3) выдача транспортным предприятием справки о стоимости проезда.
При предоставлении государственной услуги заявитель взаимодействует: 1) с организацией здравоохранения по месту жительства для получения направления ребенка на обследование или лечение в медицинскую организацию областного центра; 2) с организацией здравоохранения для получения заключения врача-специалиста медицинской организации областного центра о проведенном обследовании или лечении и необходимости повторной явки к специалисту с указанием конкретного срока; 3) с транспортным предприятием для получения справки о стоимости проезда.
При предоставлении государственной услуги уполномоченный орган взаимодействует с органами записи актов гражданского состояния для получения сведений о рождении ребенка.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: 1) неполное представление документов, указанных в п. 10 настоящего административного регламента; 2) обращение заявителя за получением компенсации последовало в срок, превышающий три месяца со дня поездки. Оснований для приостановления предоставления государственной услуги нормативными правовыми актами не предусмотрено (п.16 Административного регламента)
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.02.2020 г. Черняева О.А. через ОГКУ «МФЦ» обратилась с заявлением в ОГКУ «Центр социальных выплат» о назначении компенсационной выплаты за проезд Черняевой М.Е., ДД.ММ.ГГГГ., нуждающейся в обследовании и лечении в учреждениях здравоохранения, расположенных на территории г. Костромы и Костромского района, и лицу, ее сопровождающему (Черняевой О.А.).
К данному заявлению она приложила согласно описи: копию паспорта, справку о составе семьи, копию свидетельства о расторжении брака, справку ФССП, справку о доходах, проездные документы, направление на обследование и лечение.
Направление на обследование и/или лечение Черняевой М.Е. в учреждение здравоохранения Костромской области выдано по месту ее жительства врачом-педиатром ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» Н. Т.Н. На обратной стороне направления имеется заключение детского эндокринолога С. Т.А. <данные изъяты>» 31.01.2020 находилась на приёме у дет. эндокринолога с мамой (л.д. 38).
ОГКУ «Центр социальных выплат» заправил межведомственный запрос №10373-04-04 от 10.04.2020 г. в ОГБУЗ «КОКБ им. Королева Е.И.» о предоставлении информации о прохождении Черняевой М.Е. обследования у врача-эндокринолога С. Т.А. 31.01.2020 г.
16.04.2020 г. на запрос поступил ответ ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.» о том, что Черняева М.Е., ДД.ММ.ГГГГ.р., проживающая по адресу: <адрес> 31.01.2020 г. обращалась за консультацией к врачу эндокринологу С. Т.А.
Письмом ОГКУ «Центр социальных выплат» №11936-02-04 от 22.04.2020 г. Черняева О.А. уведомлена об отказе в назначении компенсационной выплаты в связи с отсутствием правовых оснований для ее назначения. В обоснование отказа указано, что согласно п. 4 Порядка, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 02.09.2008 №303-а, представляется заключение врача-специалиста медицинского учреждения областного центра о проведенном обследовании или лечении и необходимости повторной явки к специалисту с указанием конкретного срока. В представленном комплекте документов приложена справка из ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.», где указано, что Черняева ФИО29 была на приеме у врача детского эндокринолога. Информация о проведенном обследовании или лечении в данном документе отсутствует. Центром сделан запрос в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.» для подтверждения факта проведения обследования или лечения ребенка в данном учреждении. Согласно поступившей информации Черняева ФИО30 была на консультации у врача эндокринолога 31.01.2020 года, а не на обследовании или лечении.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что направление на обследование и/или лечение в учреждение здравоохранения Костромской области, выданное врачом-педиатром ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» ФИО32 Т.Н., и заключение детского эндокринолога ФИО36 Т.А. не соответствуют требованиям п. 10 Административного регламента. Суд указал, что направление не является комиссионным заключением учреждения здравоохранения по месту жительства о необходимости направления ребенка на обследование или лечение в медицинское учреждение областного центра. А заключение врача-специалиста медицинского учреждения областного центра не содержит сведений о проведенном обследовании или лечении и необходимости повторной явки к специалисту с указанием конкретного срока.
С учетом этого, сославшись на нормы п. 8 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приведенные положения п. 7 Порядка и п. 16 Административного регламента, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска. При этом суд указал, что ответчик действовал в соответствии с действующим законодательством, в рамках представленных ему полномочий, прав материальных истцов не нарушал, истцы не были лишены права повторно обратиться к ответчику с предоставлением необходимого комплекта документов в установленный законом срок. Также суд отметил, что представленная прокурором выписка из истории медицинской карты Черняевой М.А. от 31.01.2020 г. не может являться основанием для признания действий ответчика незаконными, так как данная выписка не была представлена в ОГКУ «Центр социальных выплат» при обращении Черняевой О.А. за компенсационной выплатой; ответчик ей оценку не давал; когда она получена, неизвестно; оригинал данного документа суду не представлен; при наличии данной выписки в спорный период истица не лишена была возможности обратиться к ответчику повторно.
Однако с приведенными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности. Диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий. Лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
На основании п. 2 Стандарта первичной медико-санитарной помощи при первичном гипотиреозе, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.11.2012 г. № 735н, в медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением входит прием (осмотр, консультация) врача-эндокринолога повторный.
Согласно п. 2 Стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при врожденном гипотиреозе и дисгормональном зобе, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.11.2012 г. № 701н, в медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением входит прием (осмотр, консультация) врача - детского эндокринолога повторный.
С учетом приведенных норм нет оснований полагать, что прием (осмотр, консультация) врача-эндокринолога не является обследованием/лечением, при необходимости проведения которых в медицинских организациях, расположенных на территории города Костромы и Костромского района, детям, нуждающимся в таком обследовании или лечении, предоставляется компенсационная выплата за проезд в соответствии с положениями ст. 18 Закона Костромской области от 11.11.1998 г. № 29 "О гарантиях прав ребенка в Костромской области».
Из представленной в материалы дела выписки из медицинской карты амбулаторного больного ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.» от 25.10.2019 г. видно, что Черняева М.Е. имеет заболевание: <данные изъяты>»; наблюдается с <данные изъяты>. Из той же выписки, подписанной врачом-эндокринологом С. Т.А., следует, что Черняевой М.Е. даны лечебные и трудовые рекомендации (<данные изъяты>). Указано, что необходим повторный осмотр детского эндокринолога с результатами обследования через 2 месяца для коррекции дозы заместительной гормональной терапии!!! Наблюдение педиатра по месту жительства (л.д. 7).
Из выписки из медицинской карты амбулаторного больного ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.» от 31.01.2020 г., также подписанной врачом-эндокринологом С. Т.А. видно, что Черняевой М.Е. при повторном приеме вновь даны лечебные и трудовые рекомендации, скорректировано лечение – изменены дозы приема препарата <данные изъяты> Рекомендован повторный осмотр детского эндокринолога с результатами обследования в апреле 2020 года для коррекции дозы заместительной гормональной терапии!!! Наблюдение педиатра по месту жительства (л.д. 76).
Из указанных выписок и иных имеющихся в деле документов следует, что несовершеннолетняя Черняева М.Е. имеет заболевание, нуждается в лечении, а также в периодических повторных осмотрах врача-эндокринолога в целях коррекции ранее назначенного лечения.
В этих целях, как уже указывалось выше, врачом-педиатром медицинского учреждения по месту жительства - ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» - Н. Т.Н. выдано Черняевой М.Е. направление на обследование и/или лечение в учреждение здравоохранения Костромской области (ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.»).
В суде первой инстанции свидетель Н. Т.Н. подтвердила, что в связи с наличием врожденного заболевания Черняева М.Е. должна раз в несколько месяцев получать обследование, лечение и консультативную помощь врача-специалиста, в связи с чем свидетелем и было выдано указанное направление.
Из объяснений главного врача ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» Забродина С.В., представленных в суд апелляционной инстанции, следует, что направление участковым врачом-педиатром Н. Т.Н. выдано не по форме. Врачу необходимо было принять меры к оформлению комиссионного заключения ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» о необходимости направления ребенка на обследование или лечение в медицинское учреждение областного центра. Основания для выдачи Черняевой М.Е. такого заключения имелись.
На основании указанного направления, выданного врачом Н. Т.Н., 31.01.2020 г. Черняева М.Е. была обследована детским врачом-эндокринологом ОГБУЗ «КОКБ имени Королева Е.И.» С..А., где ей было скорректировано ранее назначенное лечение имеющегося заболевания.
На обследование Черняева М.Е. проследовала вместе с сопровождающим лицом - матерью Черняевой О.А. на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения; документы, подтверждающие стоимость проезда, представлены ответчику при обращении за выплатой, копии указанных документов имеются в материалах дела (л.д. 39-42).
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении иска прокурора о признании за Черняевой М.Е., Черняевой О.А. права на получение спорной выплаты за проезд и возложении на ответчика обязанности начислить и произвести указанную выплату у суда первой инстанции не имелось.
Вопреки выводам суда, несоблюдение лечебными учреждениями порядка оформления соответствующих медицинских документов, как и основанный на этом отказ компетентного органа (учреждения) в назначении спорной выплаты, не может лишать материальных истцов права на ее получение, гарантированного действующим региональным законодательством.
Приведенный вывод соответствует разъяснениям высшей судебной инстанции.
Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2020 г., разъяснено, что несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом по жизненным показаниям и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не может лишать гражданина гарантированного ему государством права на получение лекарственного препарата бесплатно.
Судебная коллегия полагает, что в указанные разъяснения в порядке аналогии подлежат применению в рассматриваемой ситуации.
В этой связи обжалуемое решение суда подлежит отмене как незаконное и необоснованное с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 22 января 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Макарьевского района в интересах Черняевой Марии Евгеньевны, Черняевой Ольги Александровны удовлетворить.
Признать за Черняевой М.Е., Черняевой О.А. право на получение компенсационной выплаты за проезд 31 января 2020 года к месту лечения в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.».
Возложить на ОГКУ «Центр социальных выплат» обязанность в течение месяца с даты вынесения апелляционного определения начислить и выплатить Черняевой О.А. компенсационную выплату за проезд 31 января 2020 года к месту лечения в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.» несовершеннолетней Черняевой М.Е. и сопровождающего лица Черняевой О.А..
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: