Дело № 2-3844/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2018 года Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ласко О.Л.,
при секретаре Смирновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева А.А. к Министерству Финансов РФ, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Сергеев А.А. обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указывая, что в период времени с 14 марта 2003 года по 23 марта 2005 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в ненадлежащих условиях, причиняющих ему моральные страдания. Так, камеры не были обеспечены системой искусственной вентиляции. Из-за того, что санузел был расположен непосредственно в самой камере, устойчиво ощущался запах мочи и фекалий. При этом окна в камере были всегда закрыты, поскольку зимой осенью в камеру поступал из окон холод, а весной и летом - запах от свалки отходов. Дневной свет в камеру также не поступал, поскольку окна в камере приходилось занавешивать одеждой или другими предметами. В камерах также отсутствовали лампы дневного света и дежурного ночного освещения, ввиду чего он не мог нормально читать и писать. Условия его содержания в СИЗО-1 в указанный им период времени по нормам санитарной площади на одного человека не соответствовали норам, установленным действующим законодательством. Так, площадь камеры на одного заключенного составляла не более 2-х кв.м., вместо положенных 4-х кв.м. В шестиместных камерах содержалось от 8 до 10 человек, в восьмиместных – от 10 до 14 человек, в двенадцатиместных – до 20 человек, таким образом, спать приходилось по очереди. Кроме того, истец указывает, что не выдавались постельные принадлежности, а также предметы личной гигиены. В камерах отсутствовали туалетные кабинки и раковины для умывания. Требования приватности не соблюдались. В камерах отсутствовали бачки для питьевой воды, ведра для уборки камеры и мусора, веник и совок, ящики для личных вещей и продуктов, вешалки для одежды и ящики для обуви. Бетонные полы не имели никакого покрытия или настила. Стены камер были грязными, в выбоинах и в сырости. В камерах водились насекомые. Санитарная обработка камер не проводилась. С 28 ноября 2018 года он был переведен в отряд хозяйственного обслуживания, который располагался в медицинском корпусе СИЗО-1 на 5 этаже, в то время как на 3 и 4 этажах содержались тяжело больные заключенные, с открытой формой туберкулеза. Таким образом, вопреки желанию, ему приходилось контактировать с больными туберкулезом, проживать в корпусе, в котором отсутствовала система вентиляции, обслуживать больных в банно-прачечной и разносить им пищу, в то время как профилактику заболевания с истцом никто не проводил. С учетом изложенного, полагая, что его содержание в описанных выше условиях причинили ему физические и нравственные страдания, истец просит суд взыскать в его пользу с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 400 000 рублей.
В дальнейшем истец дополнил обоснование иска, указав, что в отряде хозяйственного обслуживания раздельное содержание курящих и некурящих заключенных не производилось. В бане работало только несколько леек, в связи с чем, мыться приходилось по очереди с другими лицами, потолок, а также стены были черными от воздействия времени и сырости, осыпалась штукатурка. Санитарная обработка помещения бани не проводилась. На полу валялись использованные бритвенные станки, мыло, пакеты. Мебель, установленная в камерах, не имела закруглённых краев, из-за чего, одежда, передаваемая родственниками, приходила быстро в негодность, поскольку на одежде появлялись затяжки. Питание в учреждении было не достаточным, продукты были низкого качества, нередко использовались просроченные продукты. Указанная пища наносила вред здоровью истца.
Истец Сергеев А.А., отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в судебное заседание не доставлен, поскольку действующим гражданско-правовым законодательством не предусмотрены этапирование и доставление лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в судебные заседания для участия в рассмотрении гражданских дел. Представителя для участия в рассмотрении гражданского дела Сергеев А.А. в суд не направил.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области – Шабаршина Ю.В., а также представитель ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области Бычкова Е.В., действующие на основании доверенностей, просили суд отказать в иске. Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области Шабаршина Ю.В. пояснила, что Сергеев А.А. содержался в < ИЗЪЯТО > УФСИН России по Калининградской области в следующие периоды: < Дата > - < Дата > - в статусе подозреваемого и обвиняемого по уголовному делу; 28.11.2003 - 23.03.2005 - в качестве осужденного, содержался в отряде по хозяйственному обслуживанию; 23.03.2005 - освобожден из ФКУ СИЗО-1 УФСР1Н России по Калининградской области условно - досрочно. Лица, поступавшие в учреждение, размещались в соответствии с Федеральным законом от 15.07,1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы (приказ Минюста РФ от 12.05.2000 № 148). Камеры и их оборудование соответствовали санитарным, противопожарным и иным требованиям. Уборка камер проводилась содержавшимися в них лицами, для чего выдавался хозяйственный инвентарь. Для поддержания санитарного состояния камер еженедельно проводились дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия. Дератизационные мероприятия в учреждении проводились ежемесячно. Лица, находившиеся в учреждении, не реже раза в неделю проходили санитарную обработку, включающую в себя посещение душа продолжительностью не менее 15 минут со сменой постельного белья. Медицинской частью учреждения осуществлялся предупредительный и текущий санитарный надзор за качеством и своевременностью проведения санитарной обработки, смены нательного и постельного белья. Камеры были оборудованы как приточной вентиляцией с механическим побуждением, так и вытяжной вентиляцией с естественным побуждением. Оконные проемы камер имели стандартные размеры и были остеклены. Конструкция окон позволяла обеспечить доступ свежего воздуха и читать при естественном освещении. В соответствии с конструктивными особенностями здания следственного изолятора и в связи с расположением его в центре города согласно Указаний по проектированию и строительству следственных изоляторов Министерства внутренних дел СССР (приказ Министерства внутренних дел СССР от 21 января 1971 года № 040) в целях исключения визуальной и иной связи между камерными помещениями и территорией, прилегающей к режимной зоне, допускалось устанавливать с наружной стороны оконных проемов камерных помещений жалюзийные решетки. В камерах было предусмотрено рабочее и дежурное освещение. С 06.00 до 22.00 функционировало рабочее освещение, яркость которого соответствовала санитарным нормативам, в том числе и для чтения. С 22.00 до 06.00 функционировало дежурное освещение пониженной яркости. Лицам, содержавшимся в учреждении, предоставлялось индивидуальное спальное место. Указанные лица в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» размещались из расчета 4 кв.м. санитарной площади на одного человека. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (приказ Минюста РФ от 12.05.2000 № 148) содержавшиеся в учреждении лица обеспечивались постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем, а также столовой посудой и столовыми приборами (миской, кружкой, ложкой). При отсутствии денежных средств на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого по заявлению выдавались индивидуальные средства гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва). Для общего пользования в камеры выдавалось мыло хозяйственное, туалетная бумага, предметы для уборки камеры. Санитарный узел в камерах учреждения был отгорожен от жилой части камеры перегородкой высотой не менее 1,5 метров. Это обеспечивало достаточную степень изолированности санитарного узла и давало возможность пользоваться им в условиях приватности. Санитарный узел камер был оборудован гидрозапорной системой и системой слива. Нормативно-правовыми актами не регламентирован порядок установки спальных мест, стола и скамеек в камере, однако спальные места, столы и скамейки располагались на достаточно удаленном расстоянии от санузла у противоположной стены камеры. Учреждение было оборудовано хозяйственно-питьевым водопроводом и канализацией. Водоснабжение учреждения осуществлялось за счет системы водоснабжения г. Калининграда. Система отопления учреждения была подключена к коммуникациям центрального отопления г. Калининграда. Ежедневно при обходе камер сотрудниками медицинской части учреждения осуществлялся контроль за состоянием температурного режима в камерах учреждения.
Представитель Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Данным законом в редакции, действовавшей в период содержания истца под стражей в указанные им период, установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (статья 23); администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (статья 24).
Как следует из копии покамерной карточки и справки ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Калининградской области, Сергеев А.А., < Дата > года рождения: арестован < Дата > по < ИЗЪЯТО > УК РФ. В учреждение прибыл < Дата >. Осужден < Дата > Ленинградским районным судом г. Калининграда по < ИЗЪЯТО > (приговор от < Дата >) УК РФ к 3 годам 11 мес. л/св в ИК общего режима. Освобожден < Дата > по постановлению Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата >, на основании ст.397, 399 УПК РФ, условно-досрочно на не отбытый срок 1 год 10 мес. 15 дней. В период нахождения истца в СИЗО истец содержался в камерах 68, 48, 92,16, 108 ( 2003 год) и 36, 32, 35 ( 2004 год).
Согласно ответу прокуратуры Калининградской области № от < Дата >, в связи с истечением предельных сроков хранения документов в органах прокуратуры, установленных Перечнем документов органов прокуратуры Российской Федерации с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Генерального прокурора РФ № 19 от 30.04.1997, представить в настоящее время сведения о соответствии ФКУ СИЗО № УФСИН России по Калининградской области установленным законодательством условиям содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в 2003-2005 г.г. не представляется возможным.
Из сообщения начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области от 05.09.2018 следует, что личное дело Сергеева А.А., < Дата > года рождения, было уничтожено на основании приказа ФСИН России от < Дата >, № «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности ФСИН России, органов, учреждений, предприятий Уголовно-исполнительной системы, с указанием сроков хранения». Указанные сведения подтверждаются выпиской из акта об уничтожении.
Согласно ответу начальника ФКУЗ «< ИЗЪЯТО >» № от < Дата > следует, что материалов проведения проверок санитарного состояния ФКУ СИЗО-1 в 2003,2004 годах и в настоящее время не имеется, поскольку согласно требованиям приказа МВД РФ и Минюста РФ от 31.08.1998 года № 528/107 государственный санитарно-эпидемиологический надзор за учреждениями уголовно-исполнительной системы Минюста РФ центром Госсанэпидемнадзора МСЧ МВД по Калининградской области не осуществляется с 01.01.2001 года.
Как следует из ответа уполномоченного по правам человека в Калининградской области № от < Дата >, Сергеев А.А., < Дата > года рождения, с жалобами на условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в период с 14.03.2003 по 23.03.2005 в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области не обращался. Сведения об условиях содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в вышеуказанный период, либо наиболее близкий к указанному периоду времени отсутствуют.
Из акта представленного представителем ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области от 29 августа 2003 года следует, что начальником ЦСЭН при УИН Мансуровым В.М. в присутствии начальника медицинской части СИЗО-1 Комарина Е.Н., была проведена проверка санитарно-эпидемиологического состояния следственного изолятора ИЗ - 39/1 (СИЗО-1) согласно плана-графика, утвержденного начальником УИН. В ходе проверки было проверено санитарное состояние пищеблока учреждения, банно-прачечного комплекса, камер, а также санитарное состояние территории внутреннего двора учреждения. В пищеблоке были взяты смывы на санитарно-показательную микрофлору с кухонной посуды, спецодежды и рук персонала. В ходе выборочной проверки санитарного состояния камер следственного изолятора СИЗО-1 грубых нарушений санитарно - противоэпидемического режима не выявлено. Камеры обеспечены проточной водопроводной водой от городского водопровода, канализованы. Качество питьевой воды по микробиологическим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Вентиляция камер - естественная через оконные проемы. Отопление камер центральное, от городских теплосетей. Температурный режим в камерах выполняется (+18°). В камерах установлены двухъярусные кровати с постельными принадлежностями. Имеются умывальники и унитазы. Санитарно-технические приборы на момент проверки в исправном состоянии. В камерах имеется естественное освещение через оконные проемы, а также оборудовано искусственное освещение (лампы накаливания). Согласно проводившихся замеров уровень искусственной освещенности в камерах составлял 70-100 Лк, что соответствует гигиеническим требованиям. Санитарное состояние камер на момент проверки удовлетворительное. Уборка камер на момент проверки удовлетворительное. Уборка камер проводится силами подследственных 1 раз в день (утром). Количество имеющегося уборочного инвентаря достаточное, однако, веники сильно изношены. Дезинфекционные мероприятия в камерах проводятся по графику, имеющемуся в медчасти. Контроль за санитарным состоянием в камерах осуществляется медработниками учреждения ежедневно. Учреждением заключен договор с аккредитованной организацией, согласно которому ежемесячно проводятся мероприятия по профилактике дезинфекции всех помещений изолятора. Во время обхода камер, тараканов, блох и др. насекомых не выявлено. Проведены телесные осмотры подследственных - следов расчесов не обнаружено. На момент проверки санитарное состояние в пищеблоке было удовлетворительное. В части помещений проводится ремонт. Уборка производственных помещений проводится в соответствии с требованиями, однако имеющийся уборочный инвентарь изношен и требует замены. Медицинское обследование хозобслуги, работающей на пищеблоке проведено своевременно и в полном объеме. Санитарное состояние банно-прачечного отделения удовлетворительное. Стирка белья и помывка подследственных осуществляются по графику. Смена белья для подследственных осуществляется одновременно с помывкой 1 раз в 7 дней.
Из представленных представителем ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Калининградской области Актов по контролю санитарного состояния составленных главным государственным санитарным врачом УИН В.М. Мансуровым 28.05.2004 и о 29.03.2005 следует, что нарушений санитарно - противоэпидемического режима в камерах ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Калининградской области не выявлено.
Исходя из пояснений представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, учёт количества заключенных, содержащихся одновременно в одной камере, в следственных изоляторах законом не предусмотрен и не ведется.
Оценивая доводы Сергеева А.А. о нарушении его прав во время содержания в следственном изоляторе в период с < Дата > по < Дата >, суд приходит к выводу, что достаточных и неопровержимых доказательств нарушения администрацией СИЗО предусмотренных законом норм в ходе судебного заседания не нашли своего подтверждения.
Принимая во внимание изложенное, и учитывая, что доказательств нарушения личных неимущественных прав истца в период его законного содержания в следственном изоляторе, равно как и доказательств причинения ему морального вреда виновными действиями ответчиков в деле не имеется, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает, в связи с чем, в иске Сергееву А.А. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░: