Дело № 2-273/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2020 года с.Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Галкина С.А., при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юревич Е.В. к обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» о перерасчёте платы за отопление с освобождением от уплаты задолженности, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
у с т а н о в и л:
Юревич Е.В. обратилась в суд с указанным иском к обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» (далее ООО «АльянсТеплоЭнерго»), в обоснование указав, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Многоквартирный дом, в котором расположена ее квартира, подключен к центральной системе теплоснабжения. За время ее проживания в доме неоднократно была разморожена система отопления, в результате чего все батареи отопления в её квартире были сняты. Для обогрева ею установлена печка и электроконвектор. Об отсутствии радиаторов отопления в её квартире все управляющие компании знали, и начисляли ей оплату за отопление по формуле расчета потребления тепла при прохождении в квартире трубы отопления, что подтверждается приказом ООО «Карпогорская управляющая компания» №*** от 4 апреля 2013 года. В результате пожара в августе 2017 года в доме два подъезда выгорели и были отключены от центрального отопления, остался один подъезд, в котором к теплоснабжению подключены три квартиры. В её квартире радиаторы отопления как отсутствовали, так и отсутствуют, что подтверждается актами осмотра квартиры от 27 июля 2017 года и 28 июня 2019 года. Однако, несмотря на отсутствие радиаторов отопления, ООО «АльянсТеплоЭнерго» стало начислять ей оплату за отопление в полном объеме, исходя из площади квартиры. На июнь 2020 года по данным ООО «АльянсТеплоЭнерго» задолженность по оплате за не получаемую ею услугу составила 184 237,44 руб. Она неоднократно обращалась с заявлениями к директору ООО «АльянсТеплоЭнерго», в которых просила произвести перерасчёт платы за отопление, в связи с тем, что эта услуга ей не оказывается, однако каждый раз получала отказ. Общим принципом оплаты коммунальных услуг, исходя из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю и пользование ими со стороны потребителя. Также данными Правилами не установлена обязанность потребителя оплачивать коммунальную услугу, которая ему не предоставлялась, в том числе и в связи с самовольным демонтажем элементов отопительной системы, о котором потребитель своевременно известил исполнителя. Незаконными действиями ответчика, нарушающими ее права как потребителя, ей причинен моральный вред, компенсация которого подлежит взысканию с ответчика в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей». Просит обязать ответчика произвести перерасчет и снять с неё необоснованный долг по отоплению в сумме 184 237 руб. 44 коп., взыскать компенсацию морального вреда в размере 250 000 руб. и штраф в размере 50% от суммы иска за уклонение от добровольного исполнения досудебного требования (л.д.4-6).
14 октября 2020 года истец направила в суд ходатайство, которым увеличила исковые требования за период с 01 сентября 2019 года по 14 октября 2020 года, просила обязать ответчика принудительно списать задолженность и дальнейших начислений не производить на основании отсутствия батарей (радиаторов отопления), которые пришли в негодность и сняты много лет назад из-за разморозки (л.д.61, 62, 63).
В судебном заседании истец позицию, изложенную в исковом заявлении и дополнительно в ходатайствах, поддержала. Согласно пояснениям к иску, она по вышеуказанному адресу проживает с семьей с ГГГГ года, с момента сдачи дома в эксплуатацию. С ДД.ММ.ГГГГ года является собственником данной квартиры. Многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее ей жилое помещение, построен с нарушением строительных норм, система отопления функционировала ненадлежащим образом, помещение отапливалось железной печью и дровяным титаном, ежегодно происходили разморозки системы отопления, в результате которых учреждением <...>, в ведомстве которого находился дом, осуществлялся демонтаж батарей, при этом каких-либо актов не составлялось. В 1991 году Решением Исполнительного Комитета <...> сельского Совета оплата за отопление была снята в период 1990-1991 годы. В этот период система отопления в доме была разморожена и работниками ведомственного жилья батареи были сняты. Плату за отопление не начисляли. 28 августа 2001 года жилые дома были переданы на обслуживание Карпогорскому ЖКХ. В 2003 году произошла вновь разморозка системы отопления. В 2006 году жилищный фонд <адрес> был передан в собственность МО «Пинежский муниципальный район». Актом от 16.02.2005г. установлено, что в её квартире в двух комнатах обогревающих элементов (батарей) нет. В кухне, ванной и большой комнате, где батареи оставались, температура была ниже нормы - +14 градусов. Актом от 21.11.2008 года установлено, что батареи имеются на кухне и в ванной комнате, где температура +4-6 градусов, температура воды в трубе отопительной системы +14 градусов. Согласно акту от 02.03.2012 батареи присутствуют на кухне и ванной комнате, холодные, температура при закрытых дверях + 4-6 градусов. Температура воды в отопительной системе +13 градусов. С 2014 года ООО «КУК», которое предоставляло услугу по отоплению, производило начисления по оплате исходя из остатка батарей. Данную оплату она производила до конца 2016 года. С 1 ноября 2016 года ООО «АльянсТеплоЭнерго» стало начислять плату за услугу по отоплению в полном объеме исходя из площади квартиры. С таким решением она была не согласна и неоднократно обращалась к ним с заявлениями, чтобы производили начисления, как и ранее, исходя из остатка батарей. Ей было отказано и она перестала производить оплату за отопление. В результате на октябрь 2020 года ей насчитали долг в размере 194 305 руб.94 коп.
В 2017 году по её просьбе у нее сняли остаток нерабочих батарей на кухне, которые подтекали (акты от 27.06.2017, 27.07.2017, 28.06.2019).
После пожара в доме в 2017 году два подъезда выгорели, 8 квартир находится в разрушенном состоянии, что привели еще к большей разбалансировке отопительной системы. Качество услуги по отоплению не улучшилось. Во всех квартирах установлены кирпичные печи для дополнительного обогрева.
Актом, составленным МУП «Строитель», установлено, что в её квартире трубы отопления гнилые, идут по двум линиям и заканчиваются сливом воды из отопительной системы. Восстановление батарей отопления нецелесообразно. Обогрев квартиры производится печкой, дровяным титаном и электроприборами. Требуется капитальный ремонт, как отопительной системы, так и всей квартиры, что в сложившейся ситуации по вышеуказанным причинам, нецелесообразно.
Постановление Правительства РФ №491 гласит, что обогревающие элементы входят в состав общего имущества в многоквартирном доме и их неисправность должна восстанавливаться управляющей компанией. Однако управляющая компания ремонтом отопительной системы в её квартире не занималась, хотя им известна сложившаяся ситуация.
Правилами не установлена обязанность потребителя оплачивать коммунальные услуги, которые ему не предоставлялись, в том числе и в связи с самовольным демонтажем элементов отопительной системы, о котором потребитель своевременно известил исполнителя. Потребитель обязан производить оплату коммунальной услуги, которая ему была предоставлена и отвечала установленным стандартам и нормам.
Ответчик проигнорировал все её обращения провести обследование отопительной системы на предмет её пригодности полноценно принимать и удерживать тепло. Не обосновал количество тепловой энергии, затраченной на отопление квартиры, в которой отсутствуют батареи центрального отопления. Довод ответчика о том, что демонтаж радиаторов отопления произведен с нарушением, несостоятелен, поскольку демонтаж был произведен работниками учреждения <...> при устранении последствий размораживания системы отопления. Она не обязана была приобретать батареи, восстановить систему отопления обязаны были учреждение <...>, а после принятия жилищного фонда поселка в муниципальную собственность, соответствующим ЖКХ.
Она подавала заявление в КУМИ администрации МО «Пинежский район» с просьбой узаконить отключение от центрального отопления, однако ответа не получила.
На данный момент жилой дом, в котором находится её квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.
В результате неправомерных начислений за услуги ненадлежащего качества ответчик предоставил ей массу моральных и нравственных страданий, держит в постоянном напряжении, что отражается на здоровье и самочувствии. Из-за проживания в квартире с постоянным холодом у нее ухудшилось здоровье, стало повышаться артериальное давление, нарушилась работа сердца. Нарушается ритм жизни, нет возможности строить жизненный уклад, она вынуждена строить поездки к детям исходя из судебных разбирательств.
Незаконными начислениями оплаты за отопление ответчик пытается лишить её единственного дохода пенсии, кроме того, из-за наличия долга, ей было отказано в выплате субсидии на погашение расходов по уплаченным коммунальным платежам (л.д.64-65, 66-72, 96-102).
Представитель ответчика ООО «АльянсТеплоЭнерго» Шаврин С.А., действующий на основании доверенности (л.д.222) с иском не согласился, суду пояснил, что Юревич Е.В. неоднократно подавала исковые заявления о перерасчёте задолженности за отопление. Решениями Пинежского районного суда от 03 мая 2018 года по делу № 2-134/2018 и от 29 ноября 2019 года по делу № 2-291/2019 ей в иске было отказано. Апелляционными определениями Архангельского областного суда, соответственно от 25 июля 2018 года и от 18 марта 2020 года решения районного суда были оставлены без изменения, а жалобы Юревич Е.В. без удовлетворения. Считает, что отсутствуют законные основания для перерасчета платы за теплоснабжение и снятия начислений. Со стороны ООО «АльянсТеплоЭнерго» поставлялось отопление в квартиру Юревич Е.В., которое не используется ею по причинам, не зависящим от ресурсоснабжающей организации. Истец незаконно произвела демонтаж обогревающих элементов батарей, в техническом паспорте на жилое помещение изменения не внесены об автономном отоплении квартиры, в связи с чем она обязана производить оплату за отопление. Считает, что права истца ответчиком нарушены не были, поэтому основания взыскания компенсации морального вреда и штрафа отсутствуют.
Допрошенный в ходе судебного заседания 14 октября 2020 года в качестве свидетеля ФИО1 показал, что с 2014 года он является директором МУП «Строитель», которое является управляющей компанией на территории <адрес>, обслуживают жилищный фонд. Процент износа дома, где расположена квартира истца, составляет более 50%. По квартире истца были проблемы с системой теплоснабжения, много вопросов по водоснабжению. Когда был в квартире истца, видел, что батареи отопления отсутствовали. В 2017 году в доме был пожар, практически 70 % износа, 2 и 3 подъезды отключены от отопления, водоснабжения и электроснабжения. На сегодняшний день функционирует только первый подъезд. Дом признан непригодным для проживания. В первом подъезде 100 % отоплением пользуются в квартирах № 1 и № 4. В квартире № 2 автономное отопление. В квартире истца имеется перемыкающее устройство, установлена запорная арматура. Данную квартиру обследовали много раз, в ней два контура, температуру стояков не замеряли. Завоздушивание системы бывает часто. Он неоднократно звонил истице, просил стравить воздух. В 2017 году на кухне в квартире истицы подтекала батарея, и по её заявлению данная батарея была снята работниками предприятия. С заявлением о восстановлении системы отопления и установлением снятых батарей истица в МУП «Строитель» не обращалась.
Свидетель ФИО2 суду показала, что по просьбе Юревич Е.В. была в её квартире в сентябре 2020 года. В квартире истца радиаторов отопления ни в одной комнате нет, все сняты. В одной комнате был установлен термометр, в квартире было прохладно, закольцованные трубы чуть теплые, стояки холодные. На термометре было +11 градусов.
Свидетель ФИО3 в ходе настоящего судебного заседания суду показал, что он работает начальником отдела по работе с потребителями в ООО «АльянсТеплоЭнерго». Квартира №***, принадлежащая истице, расположена на втором этаже дома №*** по <адрес>. В данном подъезде дома расположены также квартиры №№1,2,4. Квартира №2 отапливается автономно, другие отапливаются от котельной центрального теплоснабжения. Система теплоснабжения квартир в данном подъезде выполнена таким образом, что вначале теплоноситель подается в квартиру №4, потом в квартиру №3, а после в квартиру №1. Жалоб о некачественном теплоснабжении от жильцов квартир №1 и №4 не было. С сентября 2019 года от Юревич Е.В. никаких обращений по поводу отопления не было. В августе 2020 года от Юревич Е.В. было обращение в ООО «АльянсТеплоЭнерго», но поскольку отопительный сезон еще не начался, он по данному заявлению проверку не проводил, к истице не выезжал. В октябре 2020 года он по приглашению работников прокуратуры Пинежского района и вместе с ними ездил в <адрес> и посетил квартиру истца. Было установлено, что в квартире во всех комнатах отсутствуют обогревательные элементы, отвод, который истец называет стояком, был холодный. Однако он и должен быть холодным, поскольку по нему теплоноситель не проходит, он предназначен для стравливания воздуха из системы отопления.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации (далее ЖК РФ) отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4); к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг и внесением платы за них, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом (статья 8). В частности, на отношения по использованию энергетических ресурсов, по их подаче, передаче и потреблению при помощи систем централизованного снабжения распространяются положения Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статьи 1 и 5).
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10,11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170; СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания и жилых зданиях и помещениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64).
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему жилого помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу ст.36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.157 и ст.158 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя полномочие, предоставленное ему частью 1 статьи 157 ЖК РФ, Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов постановлением от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354), согласно пункту 40 которых потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за нее совокупно, без разделения на плату за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац второй).
Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абзацев второго - четвертого пункта 42(1) Правил и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абзац второй пункта 42(1) данных Правил, формулы 2 и 2(1) приложения № 2 к ним); при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Предусмотренный п.42.1 Правил порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению соответствует положениям ч.1 ст.157 ЖК РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из содержания п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, следует, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях, поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы, а также равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
В силу пункта 3 Правил №354, коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно: с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам.
В соответствии с п. 4 Правил №354, потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальной услуги как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия) (п. 6 Правил №354).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 7 Правил 354).
В соответствии с п.п.5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.
Приведенное выше положение п. 6 Правил № 491 во взаимосвязи с пп. «д» п. 2 и п. 5 этих Правил, дают основания для вывода о том, что в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления трубопроводах, обслуживают одну квартиру, в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома не включаются и, как следствие, являются собственностью лица, обладающего правом собственности на данное помещение, в связи с чем ответственность за их содержание лежит исключительно на собственнике квартиры.
Частью 15 ст. 14 ФЗ РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, норма части 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (определения от 17 ноября 2011 года № 1514-О-О, от 25 января 2012 года № 199-О-О, от 21 марта 2013 года № 457-О, от 17 июля 2014 года № 1681-О и др.).
В соответствии с данными требованиями запрещено использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, перечень которых определен Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Российской Федерации от 05 июля 2018 г. № 787.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 ст. 540 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1 статьи 544 ГК РФ).
Согласно ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц ООО «АльянсТеплоЭнерго» зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ года. Способ образования – создание юридического лица. Основным видом деятельности является 35.30 Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС Ред. 2).
Решениями Пинежского районного суда от 03.05.2018 и от 29.11.2019 по иску Юревич Е.В. к ООО «АльянсТеплоЭнерго» о возложении произвести перерасчет и снять необоснованный долг по отоплению, взыскании компенсации морального вреда и штрафа, оставленным без изменения апелляционными определениями судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда, соответственно от 25.07.2018 и от 18.03.2020, в удовлетворении заявлений Юревич Е.В. было отказано.
Как видно из названных судебных решений Юревич Е.В. обращалась с указанными исковыми требованиями первый раз за период 2016 - 2017 годы, по второму иску за период с 01 января 2018 года по июль 2019 года, иски обосновывала основаниями, что и по настоящему гражданскому делу.
Из данных решений следует, что с 12 декабря 2006 года Юревич Е.В. является собственником квартиры по адресу: Архангельская область, Пинежский район, <адрес>, общей площадью <...> кв. метров.
Предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению в жилом доме осуществляет ООО «АльянсТеплоЭнерго».
С января 2016 г. по июнь 2019 г. ресурсоснабжающая организация ООО «АльянсТеплоэнерго» осуществляло начисление платы Юревич Е.В. за предоставление коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а Юревич Е.В., в свою очередь, производила оплату начисленных сумм. Данное обстоятельство истица не оспаривает и при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Таким образом, судом установлено, что между ООО «АльянсТеплоЭнерго» и Юревич Е.В. имеются договорные отношения по предоставлению со стороны ресурсоснабжающей организации коммунальной услуги по отоплению.
В связи с этим, довод истца о том, что с ней договор теплоснабжения не заключался, является несостоятельным.
Названными решениями, а также материалами настоящего гражданского дела установлено, что в квартире истца батареи системы отопления отсутствуют, установлены краны и перемычки, тепло проходит транзитом. Между тем, само по себе данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии у собственника данного жилого помещения обязанности по оплате тепловой энергии.
Согласно техническому паспорту квартиры, расположенной по адресу: <адрес> установлено, что отопление указанного жилого помещения осуществляется от поселковой котельной.
Из содержания акта от 16.02.2005 о проведении осмотра системы центрального отопления по адресу: <адрес>, составленного начальником и мастерами ЖКХ в присутствии Юревич Е.В., утвержденного и.о. зам. начальника <...> (ранее было учреждение <...>) в результате осмотра выявлено, что в кухне, ванной комнате, большой комнате секции центрального отопления присутствуют в полном объеме, в двух комнатах (детской и спальне) секции отсутствуют, стоит по одной секции в виде перемычек.
Актом обследования от 26.01.2008, составленным мастером участка и юрисконсультом в присутствии Юревич Е.В, установлено, что в обследуемом жилом помещении собственник постоянно не проживает. В квартире нет мебели, комнаты пустые. На кухне отопительная батарея состоит из семи секций, в маленькой комнате две секции, в большой температура 10 градусов, в ванной - температура 6 градусов, в комнате средней нет секций, температура воздуха 4 градуса. Окно в маленькой комнате оклеено частично, от улицы окно закрыто на защелку. Температура воды в батарее отопления 14 градусов. Температурный режим не соответствует нормативам.
Из акта от 02.03.2012, составленного мастером участка в присутствии Юревич Е.В. по факту осмотра инженерных систем в спорной квартире, утвержденного директором ООО «Карпогорская УК», в результате осмотра выявлено, что в квартире батареи отопления имеются в кухне, ванной и маленькой комнате. В зале и спальне батареи отсутствуют, на трубах установлены перемычки. На момент осмотра батареи холодные, температура воздуха составила кухня +5 градусов С, ванная + 6 градусов С. В маленькой комнате установлены всего 4 секции. Система центрального отопления не завоздушена.
Актом осмотра, составленным 26.07.2017 комиссией в составе мастера ФИО4 и слесарей ФИО5 и ФИО6, установлено, что в квартире истца стоит одна батарея на кухне, в жилых комнатах стоят перемычки.
Согласно акту осмотра, составленному мастером ЖЭУ ФИО4 и слесарем ФИО6 в присутствии Юревич Е.В., утвержденному директором МУП «Строитель», на 27.07.2017 в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, батареи системы отопления отсутствуют, установлены краны и перемычки, тепло проходит транзитом.
Актом осмотра от 28.06.2019, составленным мастером ЖЭУ ФИО4, утвержденным директором МУП «Строитель», установлено, что отопление через квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, проходит транзитом, взамен радиаторов отопления установлены перемычки, после них запорные краны.
Из анализа актов следует, что в период с 16.02.2005 по 02.03.2012 имелись радиаторы отопления в кухне и ванной, в период с 02.03.2012 по 26.07.2017 демонтирована батарея в ванной комнате, а с 26.07.2017 по 27.07.2017 - в кухне. Обогревательный элемент, имевшийся в большой комнате 16.02.2005, на момент проверки 02.03.2012 отсутствовал. В детской (маленькой комнате) на 16.02.2005 имелась лишь одна секция в виде перемычки, при проверке 26.01.2008 – две, на 02.03.2012 – четыре, актом проверки от 27.07.2017 установлено отсутствие в данной комнате обогревательных элементов.
Таким образом, в период с 16.02.2005 по 27.07.2017 в квартире истца имелись радиаторы отопления, при этом истцом, являющейся собственником жилого помещения, произвольно осуществлялись демонтаж и установка обогревательных элементов.
В силу положений ст.26 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Переустройство жилого помещения должно производиться по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Обязательным условием для осуществления переустройства является оформленный и согласованный проект.
Из этого следует, что переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр. В составе таких документов предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
Разработка проекта должна вестись на основании технических условий, полученных в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». После проведения реконструкции подключение объекта должно быть обеспечено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (п.1 ст.28 ЖК РФ).
Согласно положениям ст.29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения о согласовании или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В соответствии с п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 потребитель не вправе:
- самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
- осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия;
- несанкционированно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Данные запреты установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку многоквартирный дом отапливается в целом, как единый объект. Несанкционированный переход на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме несет угрозу снижения температуры в примыкающих помещениях, нарушения гидравлического режима во внутридомовой системе теплоснабжения.
В силу п. 1.6. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Постановление № 170) собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Согласно п. 1.7.1. Постановления № 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В силу п. 1.7.2. Постановления № 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, не допускаются.
В соответствии с п. 1.7.4 Постановления № 170 владелец, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания и (пп. 21 п. 2 ст. 2). Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации, что отражается в техническом паспорте на дом (ч. 2 ст. 36).
Как следует из материалов гражданского дела и не оспаривается истцом, согласие собственников помещений многоквартирного жилого дома на переустройство системы отопления истцом не истребовалось, равно как и согласие органа местного самоуправления.
Следовательно, поскольку демонтаж радиаторов системы отопления и отключение от общедомовой системы отопления произведен истицей без разрешения компетентного органа, её действия суд оценивает как самовольное переустройство помещения многоквартирного дома.
Учитывая изложенное, на основании положений действующего законодательства об обязанности собственника нести бремя по содержанию принадлежащего ему имущества (включая плату за коммунальные услуги), о теплоснабжении, рассматриваемые в совокупности с вышеперечисленными нормами о переустройстве жилого помещения, в том числе в части запрета самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, суд приходит к выводу, что такая самовольная перепланировка истцом в виде демонтажа батарей отопления в квартире не может порождать юридических последствий в виде освобождения её от обязательств по оплате тепловой энергии.
Доводы истца о том, что демонтаж радиаторов отопления она произвела не самовольно, судом отвергаются, как не обоснованные и не соответствующие установленным выше обстоятельствам дела. Как было установлено вступившими в законную силу решениями суда, после неоднократного размораживания системы отопления в доме, она была восстановлена и функционировала.
Уведомление истцом ресурсоснабжающей организации о демонтаже обогревающих элементов внутриквартирной системы отопления, не является юридическим фактом, прекращающим действие договора теплоснабжения такого жилого помещения. Самовольный демонтаж радиаторов системы центрального отопления не свидетельствует о расторжении договора теплоснабжения и не освобождает истца от обязанности производить оплату услуг независимо от причин демонтажа.
Согласно приложению №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ №354 от 06 мая 2011 года, перерасчет коммунальной услуги осуществляется в случае предоставления услуги ненадлежащего качества, либо с перерывом, превышающим установленную продолжительность поставки услуги.
Из материалов дела не усматривается, что услуга по поставке тепловой энергии предоставлялась ответчиком ненадлежащего качества, либо с перерывом, превышающим установленную продолжительность поставки услуги.
Истец, заявляя требования о перерасчете за услугу поставки тепловой энергии, не предоставила доказательств, подтверждающих предоставление такой услуги ненадлежащего качества.
Как установлено вступившими в законную силу решениями суда, после возникшего в 2017 году пожара в доме, система холодного водоснабжения и теплоснабжения подъезда дома, в котором находится квартира истца, были отремонтированы, тепло в дом запущено.
В соответствии с п. 103 Правил № 354, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
Истицей не представлено доказательств того, что нарушение качества коммунальной услуги по отоплению принадлежащего ей жилого помещения возникло до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
При этом, представителем ответчика суду предоставлены акт гидравлического испытания теплотрассы и системы отопления котельной №*** от 31.07.2020г., температурный график работы отопительной котельной №*** <адрес>, утвержденный генеральным директором ООО «АльянсТеплоЭнерго» 4 сентября 2019 года, журнал учета работы данной котельной за период с 01.09.2019г. по настоящее время, из которых следует, что в заявленный истицей период температурный режим соблюдался (л.д.180, 181, 182-221).
Более того, наниматели квартир №№ 4 и 1 продолжают пользоваться услугой центрального отопления и оплачивают данную услугу, жалоб от них не поступало, перерасчет платы за некачественно оказанную услугу отопления в спорный период им не производился. И это притом, что теплоноситель вначале подается в квартиру №4, потом транзитом проходит через квартиру истца №3, а после поступает в квартиру №1.
Истица, являясь собственником жилого помещения, не была лишена возможности установить в квартире радиаторы отопления, требовать от управляющей компании поддержания в исправном состоянии общедомовой системы отопления и оказания услуги отопления надлежащего качества. Однако защиту своих прав указанным образом она не реализовала, самовольно демонтировав радиаторы отопления и не приняв меры по восстановлению работоспособности системы отопления в своей квартире, создала препятствия для отопления квартиры в соответствии с действующими нормативами.
Учитывая данное обстоятельство наряду с отсутствием в квартире истицы обогревающих элементов суд признает её доводы о некачественном оказании ООО «АльянсТеплоЭнерго» коммунальной услуги по отоплению не обоснованными.
Таким образом, отсутствие радиаторов отопления, прохождение теплового ресурса транзитом, отклоняющийся от нормы температурный режим в квартире, не являются основаниями для освобождения истицы от обязанности оплатить оказанную коммунальную услугу по отоплению за период с сентября 2019 года по октябрь 2020 года.
Представленные истцом письменные показания свидетелей ФИО7, ФИО8 и ФИО9 (л.д.162-163, 164, 165) судом не учитываются, поскольку данные свидетели не предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а указанные ими сведения не опровергают установленные в суде юридически значимые обстоятельства по устройству системы отопления в доме и произведенный истицей самовольный демонтаж радиаторов отопления.
Также не имеет юридического значения и то обстоятельство, что распоряжением от 19 октября 2020 года №*** главы администрации МО «Пинежский муниципальный район» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, поскольку жильцам данного дома услуга по теплоснабжению в спорный период предоставлялась и предоставляется по настоящее время и, в силу ст.ст.153,154,157 ЖК РФ, Правил №354, подлежит оплате. Кроме того, Правилами № 354 установлено, что плата коммунальной услуги по отоплению рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения. Начисление платы за отопление жилого помещение исходя из «транзита» законом не предусмотрено. Также не предусмотрено снижение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в связи с самовольным демонтажем радиаторов отопления.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, учитывая, что принадлежащее Юревич Е.В. жилое помещение, подключено к системе централизованного отопления, между истцом и ответчиком имеются договорные отношения по предоставлению ресурсоснабжающей организацией потребителю коммунальной услуги по отоплению, а также то, что факт ненадлежащего предоставления услуги по теплоснабжению по вине ответчика и нарушения прав истца установлен не был, в удовлетворении исковых требований Юревич Е.В. о перерасчете и освобождении от платы за услугу теплоснабжения за период с сентября 2019 года по октябрь 2020 года, производных требований о взыскании штрафа и компенсации морального вреда следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Юревич Е.В. к обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление и освободить от уплаты задолженности по отоплению за период с сентября 2019 года по октябрь 2020 года, взыскании компенсации морального вреда и штрафа, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 20 ноября 2020 года.
Судья С.А. Галкин