№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«28» сентября 2017 г.
Первомайский районный суд <адрес>
в составе:
судьи Коваленко И.А,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «УК «Виктори» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами 1 класса опасности,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим исковым заявлением, ссылаясь на то, <адрес> проведена проверка исполнения ООО «УК «Виктори» требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, в том числе, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами 1 класса опасности.
Проверкой установлено, что ООО «УК Виктори» является управляющей организацией многоквартирных домов по адресам: пр. 40-летия Победы 97Д, пр. 40-летия Победы 37/2, пр. 40-летия Победы 37/3, пр. 40-летия Победы 37/5, пр. 40-летия Победы 37/6, пр. 40-летия Победы 37/7.
Однако в нарушение п. 3, пп. 8(1), 8(2) Правил обращения с отходами ООО «УК «Виктори» в установленном порядке не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, не назначены ответственные лица за обращение с указанными отходами, не определены (не организованы) места первичного сбора и размещения (накопления) отработанных ртутьсодержащих ламп.
Таким образом, ООО «УК «Виктори» нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как существует потенциальная угроза возникновения заболеваний граждан и загрязнения окружающей среды по причине несоблюдения требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических правил, установленных с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровья населения.
В данном случае установленные нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды могут повлиять на права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку не обеспечена безопасность жилых домов для любых граждан, находящихся в них. Категория лиц, чьи интересы затрагиваются, является непостоянной, поскольку круг собственников и лиц, зарегистрированных, временно находящихся в многоквартирных домах, может постоянно меняться.
Истец просит Обязать ООО «УК «Виктори» в соответствии с Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 №: разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами; определить и организовать места первичного сбора и размещения (накопления) отработанных ртутьсодержащих ламп.
Представитель истца - помощник прокурора ФИО3, в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица ООО «УК «Виктори» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, - лампы ртутные, ртутнокварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к отходам 1 класса опасности.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (далее Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии подп. д.(1) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
Согласно п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подп. д.(1) п. 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее — Правила обращения с отходами), которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также физических лиц (п. 1 Правил обращения с отходами).
Пунктом 3 Правил обращения с отходами установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
В соответствии п. 8(1) Правил обращения с отходами у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 8(2) Правил обращения с отходами место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.
Судом установлено, что <адрес> проведена проверка исполнения ООО «УК «Виктори» требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, в том числе, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами 1 класса опасности.
Проверкой установлено, что ООО «УК Виктори» является управляющей организацией многоквартирных домов по адресам: пр. 40-летия Победы 97Д, пр. 40-летия Победы 37/2, пр. 40-летия Победы 37/3, пр. 40-летия Победы 37/5, пр. 40-летия Победы 37/6, пр. 40-летия Победы 37/7.
Однако в нарушение п. 3, пп. 8(1), 8(2) Правил обращения с отходами ООО «УК «Виктори» в установленном порядке не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, не назначены ответственные лица за обращение с указанными отходами, не определены (не организованы) места первичного сбора и размещения (накопления) отработанных ртутьсодержащих ламп.
Таким образом, ООО «УК «Виктори» нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как существует потенциальная угроза возникновения заболеваний граждан и загрязнения окружающей среды по причине несоблюдения требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических правил, установленных с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровья населения.
В данном случае установленные нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды могут повлиять на права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку не обеспечена безопасность жилых домов для любых граждан, находящихся в них. Категория лиц, чьи интересы затрагиваются, является непостоянной, поскольку круг собственников и лиц, зарегистрированных, временно находящихся в многоквартирных домах, может постоянно меняться.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование истца об обязании устранить нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами 1 класса опасности является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «УК «Виктори» в соответствии с Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №: разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами; определить и организовать места первичного сбора и размещения (накопления) отработанных ртутьсодержащих ламп.
Взыскать с ООО «УК «Виктори» государственную пошлину в доход государства в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Первомайский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
С У Д Ь Я-
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ