Решение по делу № 2-2794/2022 от 29.06.2022

УИД: 23RS0058-01-2022-003777-56

Дело № 2-2794/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    23 ноября 2022 г.                                 Хостинский районный суд г. Сочи

    Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Клименко И.Г.,

при секретаре Апретовой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора <адрес> – прокурор <адрес> к ФИО2 о признании отсутствующим права на земельный участок и признании права за Российской ФИО1 и по встречному исковому заявлению ФИО2 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> о признании добросовестным приобретателем земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец заместитель прокурора <адрес> – прокурор <адрес> обратился в суд с иском к ФИО2 в интересах Российской Федерации о признании отсутствующим права на земельный участок, аннулировании сведений о его государственной регистрации и признании права собственности за Российской ФИО1. Исковые требования заявлены в отношении земельного участка , расположенного в с/т «Сугутинское», категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», имеющего государственный кадастровый .

Исковые требования мотивированы тем, результатом проведенной прокурорской проверкой, в ходе которой были выявлены нарушение земельного законодательства – незаконного оформления в собственность ответчика указанного земельного участка, который ранее образован и учтен в границах земель Федеральной собственности в составе фонда Сочинского национального парка.

Будучи несогласным с иском ответчиком ФИО2 были заявлены встречные исковые требования о признании ее добросовестным приобретателем спорного земельного участка.

В судебном заседании представителя истца – старший помощник Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора <адрес>ФИО5 настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, отказав в удовлетворении встречных исковых требованиях.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще уведомленной, в суд от ее представителя ФИО9 поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, при этом просила суд отказать в удовлетворении иска, встречный иск удовлетворить.

Представитель третьего лица Администрация муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> и администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>ФИО6 просила исковые требования удовлетворить в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требованиях отказать.

Представители третьих лиц СНТ "Сутугинское", ФГУ "Сочинский национальный парк", Управления Росреестра по <адрес>, МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>, третье лицо ФИО8 в судебное заседание не явились, о времени и месте извещались в установленном законом порядке, причины неявки не сообщили.

    В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

    Изучив материалы дела, представленные письменные доказательства, выслушав стороны, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений.

Суд, заслушав пояснения сторон, их представителей, третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, находит иск подлежащим удовлетворению, а встречное исковое требование не нашедшим своего законного подтверждения.

Суд при этом исходит из следующего.

Истец указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку полностью образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 № 214 «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.

В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее – ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 № 4613-1 (далее – Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.

Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.01.1997 № 22-ФЗ, далее – ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 28.12.2013) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ, далее – ЗК РФ).

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.

Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.

На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.

Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ, далее – ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265.

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

В частности, на основании плана лесоустройства Мацестинского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Первоначально право собственности на данный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ право собственности перешло ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, вопреки названным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в <адрес> и <адрес>, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером (ранее образованный из земельного участка с кадастровым номером ), площадью 800 кв.м., категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: край Краснодарский, <адрес>, р-н Хостинский, <адрес> .

Основанием государственной регистрации права собственности ФИО7 на земельный участок с кадастровым номером послужило свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения от ДД.ММ.ГГГГ , выданное последней администрацией <адрес>, на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О переоформлении права на землю садоводческих товариществ».

Вместе с тем, согласно информации Хостинского отдела <адрес> Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ книга регистрации свидетельств о праве пожизненного наследуемого владения за 1993 год в садоводческих товариществах начинается с ДД.ММ.ГГГГ с записи по , далее с ДД.ММ.ГГГГ с записи по , изучением которой установлено, что в ней содержится запись о выдаче свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения иному лицу на земельный участок, расположенный в с/т «Меркурий».

Более того, изучением информации по с/т «Сутугинское», предоставленной письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что в списке садоводов садоводческого товарищества «Сутугинское» (участок Центральный) на ДД.ММ.ГГГГ фамилия ФИО7 отсутствует.

Также в схеме генерального плана садоводческого товарищества «Сутугинское» по состоянию на апрель 2004 года отсутствует земельный участок под номером 237.

Изложенное указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером .

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ , в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.

Отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе земельного участка.

Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фото таблицы следует, что обозначенный участок свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваиваются.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ФИО2 и иными лицами указанным участком.

Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.

Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.

В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).

Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от 10.04.2018 № 117-КГ18-15, № 117-КГ18-17 и др.).

Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Удовлетворяя исковые требования, суд не учитывает приведенные истцом доказательства в виде акта натурального осмотра земельного участка.

Муниципальным органом акт натурального обследования проведен не в порядке административного регламента и без постановления о назначении плановой (внеплановой) проверки, с соблюдением установленного порядка и с обязательным привлечением к участию (направлением уведомления) собственника земельного участка, а на основании письма прокуратуры в день поступления этого письма, что следует из акта).

Акт не скреплен печатью, оформлен в произвольном формате, подпись ответственного лица не удостоверена.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

    Исковые требования Заместителя прокурора <адрес> – прокурор <адрес> к ФИО2 – удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности ФИО2, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером , площадью 800 кв.м., категории земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенного по адресу: <адрес> , признав право собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.

В удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> о признании добросовестным приобретателем земельного участка – отказать.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности и о признании права на вышеуказанный земельный участок.

Взыскать с ФИО2 в доход государства государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей, перечислив указанную сумму на расчетный счет Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Краснодарскому краю в городе Сочи, адрес взыскателя: Россия, Краснодарский край, город Сочи, ул.Кирова,41, КПП 231701001, ИНН налогового органа 2317064550, КОД ОКТМО 03726000, номер счета получателя платежа:40101810300000010013, наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю город Краснодар, БИК 040349001, наименование платежа: госпошлина в суд, код бюджетной классификации /КБК/ 18210803010011000110.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть 28 ноября 2022 года.

Судья:                                                                                      Клименко И.Г.

На момент публикации решение не вступило в законную силу

Согласовано: Судья Клименко И.Г.

2-2794/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора края - прокурор города Сочи
Ответчики
Руднева Юлия Геннадьевна
Другие
Владыкина Юлия Леонидовна
СНТ "Сутугинское"
ФГУ "Сочинский национальный парк"
администрация Хостинского района г. Сочи
МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Управление Росреестра по Краснодарскому краю
Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
Коробка Татьяна Сергеевна
Суд
Хостинский районный суд г. Сочи
Судья
Клименко И.Г.
Дело на сайте суда
sochi-xostinsky.krd.sudrf.ru
29.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2022Передача материалов судье
05.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2022Подготовка дела (собеседование)
18.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2022Судебное заседание
16.08.2022Судебное заседание
03.10.2022Судебное заседание
17.10.2022Судебное заседание
21.10.2022Судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Подготовка дела (собеседование)
23.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.02.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.03.2024Судебное заседание
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
23.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее