Дело № 2а-165/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2018 года с. Усть-Калманка
Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Головановой,
при секретаре Л.П. Демьяновой,
с участием административного истца – зам. прокурора В.В. Удальцова,
представителя административного ответчика администрации Усть-Калманского района Е.А. Копылова по доверенности,
представителя заинтересованного лица- администрации Чарышского сельсовета Д.И. Тятькова,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Калманского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Усть-Калманского района Алтайского края с учетом уточненных требований от 11.09.2018 года обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Калманского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий, мотивируя его тем, что прокуратурой Усть-Калманского района в апреле 2018 года проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства в деятельности органов местного самоуправления Усть-Калманского района, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере организации тепло и водоснабжения.
Так в соответствии с требованиями Федеральных законов от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» схемы теплоснабжения и водоотведения на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
По результатам проверки установлено, что муниципальными правовыми актами Чарышского, Усть-Калманского, Кабановского, Михайловского, Огневского, Пономаревского, Новобурановского, Новокалманского и Приозерного сельсоветов в 2015-2016гг. утверждены схемы тепло-водоснабжения на территориях муниципальных образований.
В результате принесенных прокурором района в апреле 2018 протестов, муниципальные правовые акты об утверждении схем тепло и водоснабжения, принятые вышеуказанными сельскими поселениями, отменены.
По результатам рассмотрения администрацией Усть-Калманского района представления прокурора от 16.04.2018, направлен ответ от 14.05.2018 года об отказе в удовлетворении требований прокурора, со ссылкой на то, что полномочия по организации тепло-водоснабжения относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
Таким образом, бездействие ответчика по разработке и утверждению схем тепло-водоснабжения является незаконным и может повлечь негативные последствия в виде ненадлежащего предоставления коммунальных услуг неопределенному кругу лиц.
Просит признать незаконным бездействие администрации Усть-Калманского района, выраженное в непринятии мер по разработке и утверждению схем тепло и водоснабжения Усть-Калманского, Огневского, Новобурановского сельсоветов и схем водоснабжения Михайловского, Приозерного, Новокалманского, Пономаревского, Кабановского, Чарышского сельсоветов Усть-Калманского района.
Обязать администрацию Усть-Калманского района в течение 4 месяцев с момента вынесения решения суда разработать и утвердить схемы тепло и водоснабжения Усть-Калманского, Огневского, Новобурановского сельсоветов и схемы водоснабжения Михайловского, Приозерного, Новокалманского, Пономаревского, Кабановского, Чарышского сельсоветов Усть-Калманского района.
Заинтересованные лица – представители Усть-Калманского, Михайловского, Огневского, Приозерного, Новокалманского, Новобурановского, Пономаревского, Кабановского сельсоветов Усть-Калманского района, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд, в силу ч.6 ст.226 КАС РФ считает возможным рассмотрение административного дела при данной явке.
В судебном заседании зам. прокурора Удальцов В.В. уточненные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Е.А. Копылов в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований, пояснил, что на разработку схем тепло-водоснабжения необходимы значительные финансовые средства, которые не заложены в бюджет района на этот год и значительные временные рамки. В связи с чем, просит увеличить срок для исполнения решения суда.
Представитель заинтересованного лица Чарышского сельсовета Д.И. Тятьков просит удовлетворить требования прокурора.
Ранее в судебном заседании представители заинтересованных лиц администраций Новокалманского, Пономаревского, Кабановского, Огневского сельсоветов Проскурнов В.В., Горохов А.Г., Щукин А.И., Черныш А.А. не возражали против удовлетворения требований прокурора района.
Выслушав стороны, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п.6 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится также утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
Пункт 1.1 ст.6 указанного закона устанавливает, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.20 ст.2 указанного закона схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.
Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Разработка схемы теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и в отношении схем водоснабжения сельских поселений Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ст.6 ч.1 и 1.1), а также постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».
Из смысла приведенных выше правовых норм в их совокупности следует, что именно орган местного самоуправления муниципального района является ответственным за разработку и утверждение схемы теплоснабжения и водоснабжения муниципального образования в целях обеспечения надежного теплоснабжения и водоснабжения потребителей на территории муниципального образования, эффективного и безопасного функционирования данных систем.
В судебном заседании представителем административного ответчика не оспаривался факт того, что схемы тепло и водоснабжения сельских поселений района не разработаны, несмотря на наличие теплосетей и водопроводных сетей в сельских поселениях Усть-Калманского, Огневского, Новобурановского сельсоветов и водопроводных сетей в сельских поселениях Михайловского, Приозерного, Новокалманского, Пономаревского, Кабановского, Чарышского сельсоветов. Представление прокурора об устранении нарушений законодательства административным ответчиком оставлено без исполнения.
Таким образом, установлено, что администрацией Усть-Калманского района в нарушение норм действующего законодательства не разработаны схем тепло-, водоснабжения сельских поселений указанных сельсоветов, чем нарушены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и теплоснабжения и право неопределенного круга лиц сельских поселений района на обеспечение бесперебойного и качественного тепло- и водоснабжения.
Доказательств отсутствия технической возможности исполнения заявленных требований прокурора, административным ответчиком не представлено.
При этом, с учетом доводов представителя административного ответчика об отсутствии необходимых денежных средств на 2018 год и необходимости включения в бюджет района на будущий год средств на разработку схем тепло и водоснабжения сельских поселений района, требующих значительных финансовых затрат, порядка и времени их разработки с учетом требований закона, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Усть-Калманского района, выраженное в непринятии мер по разработке и утверждению схем тепло и водоснабжения Усть-Калманского, Огневского, Новобурановского сельсоветов и схем водоснабжения Михайловского, Приозерного, Новокалманского, Пономаревского, Кабановского, Чарышского сельсоветов Усть-Калманского района.
Обязать администрацию Усть-Калманского района в течение 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить схемы тепло и водоснабжения Усть-Калманского, Огневского, Новобурановского сельсоветов и схемы водоснабжения Михайловского, Приозерного, Новокалманского, Пономаревского, Кабановского, Чарышского сельсоветов Усть-Калманского района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Усть-Калманский районный суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ж.В. Голованова
Мотивированное решение
изготовлено 13.09.2018
Судья Ж.В. Голованова