Решение по делу № 33-2916/2016 от 15.07.2016

Судья Шевцова Н.Г. Дело № 33-2916/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2016 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего: Ивановой О.А.,

судей: Савушкиной О.С., Холиковой Е.А.,

при секретаре Кожановой А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов РФ на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 мая 2016 года.

Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., судебная коллегия

установила:

Корчагин С.В. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что в период времени с (дата) по (дата) он содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области в ненадлежащих условиях. По причине отсутствия обеспечения ответчиком надлежащих условий содержания (нарушение нормы жилой площади на одного осужденного, предоставление пищи ненадлежащего качества, не предоставление сухпайков, отсутствие надлежащей освещенности камер, санитарно-гигиенических условий, отсутствие должного материально-бытового обеспечения), которые были невыносимыми, унижающими достоинство, ему были причинены нравственные и физические страдания. Просил взыскать с ответчиков в свою пользу в счет возмещения морального вреда <данные изъяты>. за счет казны Российской Федерации.

Истец Корчагин С.В., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил.

Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области Егоренкова К.Ю. иск не признала.

Представитель Министерства финансов РФ Попова Ю.В. иск не признала, сослалась на отсутствие оснований для взыскания с государства денежной компенсации морального вреда.

Представитель УФСИН России по Смоленской области Володченков А.В. иск не признал, указав на отсутствие правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 24.05.2016 иск удовлетворен частично, с Министерства финансов РФ за счет средств казны в пользу Корчагина С.В. в счет возмещения морального вреда взыскано <данные изъяты>. В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований к Министерству финансов РФ, ссылаясь на то, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, судом не дана соответствующая оценка тому, что материально-бытовое обеспечение, санитарно-эпидемиологическая работа в изоляторах временного содержания не входит в компетенцию Министерства финансов РФ, а находится в ведении администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области. Кроме того, истцом не представлено доказательств, позволяющих определить степень понесенных им нравственных и физических страданий, в связи с чем, суд необоснованно взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>

Истец Корчагин С.В. о времени и месте рассмотрения дела по его апелляционной жалобе извещен. Личное участие в заседании суда апелляционной инстанции лиц, отбывающих уголовное наказание по гражданским делам, не предусмотрено. Судебная коллегия исходит из того, что ст. 77.1 ч. 2 Уголовно - исполнительного кодекса РФ не регулирует вопрос участия осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в судебных заседаниях по гражданским делам, Гражданским процессуальным кодексом РФ вопрос об этапировании указанных лиц для участия в судебном заседании не регламентирован. Судебная коллегия не усматривает оснований для принятия решения по данному делу об обязательности участия осужденного в качестве стороны в судопроизводстве.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, вправе довести до суда свою позицию по соответствующему делу путем допуска к участию в деле его адвокатов и других представителей, иными предусмотренными законом способами.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия находит его правильным.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу ст. 13 указанной Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации в силу ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).

Статьей 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации.

По этим же правилам возмещается причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания.

Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе требования к помещениям, где они содержатся, регламентированы Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Данным Законом установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст.4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (ст.15); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв.м. (ст.23).

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в г. Женеве 30 августа 1955 г.) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с п. 42 указанных выше Правил камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; бачком с питьевой водой; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником, вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в периоды времени с (дата) по (дата) содержался в камере в камере , площадью 14,7 кв.м.; с (дата) по (дата) , с (дата) по (дата) - в камере , площадью 14,5 кв.м.; с (дата) по (дата) - в камере , площадью 14,4 кв.м.; с (дата) по (дата) - в камере , площадью 48,4 кв.м.; с (дата) по (дата) - в камере А, площадью 45,5 кв.м.; с (дата) по (дата) - в камере , площадью 14,7 кв.м.; с (дата) по (дата) , с (дата) по (дата) - в камере , площадью 14,5 кв.м.; с (дата) по (дата) - в камере , площадью 14 кв.м.; с (дата) по (дата) - в камере , площадью 14,7 кв.м.; с (дата) по (дата) - в камере , площадью 7,34 кв.м.; с (дата) по (дата) - в камере , площадью 14,5 кв.м.; с (дата) по (дата) - в камере , площадью 14,4 кв.м.

Согласно справке ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области от (дата) . по учетным данным из книг количественной проверки лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области, количество спальных мест в камерах и количество лиц, содержащихся совместно с Корчагиным СВ. составляло: в камере в период времени с (дата) по (дата) на 4 спальных места содержалось от 2 до 4 человек; в период с (дата) по (дата) на 4 спальных места содержалось 4 человека; с (дата) по (дата) на 4 спальных места содержалось от 3 до 4 человек; в камере в период с (дата) по (дата) на 4 спальных места содержалось от 5 до 6 человек, с (дата) по (дата) на 4 спальных места содержалось от 3 до 4 человек; в камере в период с (дата) по (дата) на 18 спальных мест содержалось от 17 до 21 человека; в камере а в период с (дата) по (дата) на 24 спальных места содержалось от 19 до 24 человек, с (дата) по (дата) содержалось от 15 до 22 человек; с (дата) по (дата) - от 13 до 15 человек; в камере в период с (дата) по (дата) на 4 спальных места содержалось от 5 до 6 человек; в камере в период с (дата) по (дата) на 4 спальных места содержалось от 4 до 5 человек; с (дата) по (дата) - 3 человека; в камере в период с (дата) по (дата) на 4 спальных места содержалось от 5 до 6 человек; в камере в период с (дата) по (дата) на 4 спальных места содержалось 6 человек; в камере в период с (дата) по (дата) на 2 спальных места содержалось 4 человека; с (дата) по (дата) - от 2 до 3 человек; в камере в период с (дата) по (дата) на 4 спальных места содержалось от 5 до 6 человек; в камере в период с (дата) по (дата) на 4 спальных места содержалось 3 человека.

Исходя из представленных ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области справок следует, что для искусственного освещения камерных помещений № установлено по два светильника ЛПО2-40 с двумя лампами дневного света ЛД-36, в ночное время включается освещение с лампой накаливания Б-36-40, а также две розетки для подключения электроприборов. В камерах установлена камерная мебель: стол (800*810мм, н-870мм) со скамейкой (800*230, н-530) для приема пищи, навесной шкаф (700*300мм, н-700мм) для хранения посуды, вешалка (243*204мм, н-213мм) для верхней одежды, настенное зеркало, подставка (500*500мм, н-700мм) под бак с питьевой водой, полка (300*300мм) под туалетные принадлежности. В камерах имеется радио, урна для мусора и тазик для гигиенических целей и стирки одежды. Камерные помещения обеспечиваются централизованным отоплением. Температурный режим в камере в соответствии со СНИП составляет не менее + 18 С. В камерных помещениях имеется естественная вентиляция, которая осуществляется через оконный проем размером 1,10м*0,9м. и искусственная вентиляция, которая осуществляется через вентиляционное отверстие d-200MM, находящееся в верхней части камеры с принудительным потоком уличного воздуха с помощью технического оборудования, а также в камере имеется система сантехники, состоящей из умывальника и крана с централизованным подводом холодной (питьевой) воды и горячей воды. Унитаз отделён перегородкой, которая полностью отсекает санузел от жилой секции и имеет режим приватности. В жилой секции пол выполнен деревянной доской. Был произведен ремонт: окрашены стены и полы. Выдача постельного белья производиться еженедельно. Осужденные ежедневно обеспечиваются трехразовым горячим питанием согласно меню-раскладке.

Удовлетворяя иск в части, суд первой инстанции, основываясь на приведенных выше положениях законодательства Российской Федерации, а также нормах международного права, пришел к верному выводу о том, что Корчагин С.В. имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему пребыванием в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области в условиях, не соответствующих требованиям закона, а именно, ввиду несоблюдения требований закона относительно норм санитарной площади в камере, приходящейся на одного человека. Кроме того, у Корчагина С.В. периодически отсутствовало отдельное спальное место, поскольку истец, также как и другие заключенные, были вынуждены делить спальные места и отдыхать по очереди.

Как следует из дела, остальные доводы Корчагина С.В., в частности о предоставлении пищи ненадлежащего качества, несоблюдении нормы питания при выдаче пищи, не предоставлении сухпайков, настольных игр, отсутствии надлежащей освещенности камер, санитарно-гигиенических условий и должного материально-бытового обеспечения, содержании в сборном отделении и в камерах СИЗО-1 вместе со здоровыми лицами больных туберкулезом, ВИЧ- инфицированных, судом верно отклонены ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих их состоятельность.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку обеспечение подозреваемому или осужденному нормы санитарной площади в камере на одного человека законодатель не ставит в зависимость от таких условий, как превышение лимита данной категории лиц по всему изолятору в целом. Напротив, государство на уровне международных стандартов гарантирует данное обеспечение вне зависимости от причин такого превышения. Указанная правовая позиция подтверждена и практикой Европейского Суда по правам человека, который в своих решениях неоднократно указывал, что независимо от причин переполненности камер, обязанность по организации пенитенциарной системы таким образом, чтобы обеспечить уважение достоинства заключенных, лежит на властях государства, несмотря на финансовые или материально-технические трудности (Постановления ЕСПЧ «<данные изъяты> против Российской Федерации» от (дата) , «Ф.А. против Российской Федерации» от (дата) ).

Определяя размер компенсации морального вреда, суд дал верную оценку представленным доказательствам и правильно учел степень нарушения прав истца. Размер компенсации определен с учетом характера и степени причиненных ему физических и нравственных страданий и, отвечает требованиям разумности и справедливости, в связи с чем, доводы подателя жалобы о несоответствии размера компенсации морального вреда степени нравственных и физических страданий, судебная коллегия полагает необоснованными и оснований для его изменения не имеется.

Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов РФ о недоказанности нравственных и физических страданий истца, в результате его содержания в ненадлежащих условиях СИЗО-1, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку факт причинения морального вреда в результате содержания в ненадлежащих условиях изолятора в доказывании не нуждается, ввиду того, что указанные обстоятельства не могли не вызвать у Корчагина С.В. физических и нравственных страданий.

Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционные жалобы не содержат. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов РФ – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2916/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Корчагин С.В.
Ответчики
ФКУ "СИЗО №1" УФСИН России по Смол. обл.
Министерство Ф.Р.
УФСИН России по Смол. обл.
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Холикова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
02.08.2016Судебное заседание
30.08.2016Судебное заседание
05.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее