Дело №
РЕШЕНИЕ
16 мая 2022 года <адрес>
Судья Ессентукского городского суда <адрес> ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации Минераловодского городского округа <адрес> по доверенности ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №а-21-8454/01-18а/АР/1-291/20, по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица администрации Минераловодского городского округа <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №а-21-8454/01-18а/АР/1-291/20 администрация Минераловодского городского округа <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000руб.
Определением Минераловодского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жалоба представителя администрации Минераловодского городского округа <адрес> по доверенности ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №а-21-8454/01-18а/АР/1-291/20, по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица администрации Минераловодского городского округа <адрес>, передана по подведомственности в Ессентукский городской суд.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, представитель администрации Минераловодского городского округа <адрес> по доверенности ФИО3 обратился с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ №№а-21-8454/01-18а/АР/1-291/20, производство по делу прекратить.
В обосновании жалобы указывая, что администрацией Минераловодского городского округа <адрес> предоставлена информация, согласно которой земельный участок в кадастровом квартале 26:24:050102, в точке с географическими координатами 44.215674, 43.194897 не разграничен. Государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго части I статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими. Принимая во внимание предписания пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. В ходе осмотра специалистами Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы но надзору в сфере природопользования обнаружен сброс сточной воды на рельеф местности в точке с географическими координатами: N 44°12"58.83" Е 43°1Г43.47" с последующим впадением в водный объект <адрес>, длина загрязненного участка -18 м, ширина загрязненного участка - 0,3 м, общая площадь ~ 5,4 кв. м. Специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>» произведен отбор проб образцов почвы, сточной и природной воды, с целью проведения исследований, установления площади загрязнения и степени загрязнения (с применением фото и видео фиксации), о чем составлены: протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ №в-21- 8454/01-18а/АР/1-29/4, протокол отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ №-п, протокол отбора (измерений) проб воды от ДД.ММ.ГГГГ №-в. В силу требований части 1 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при развитии городских поселении проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, обеспечению экологической безопасности и благоприятного состояния окружающей среды для жизнедеятельности человека, обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем, а также принимаются меры по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления. При этом ответственность за загрязнение земельного участка несет собственник либо пользователь, либо лицо, осуществляющее управление, распоряжение участком. Возлагая на администрацию Минераловодского городского округа вину за совершение указанного правонарушения, должностное лицо, уполномоченное на составление протокола об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3. КоАП РФ исходило из ее виновности в совершении административного правонарушения, полагая, что в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований администрацией допущен сброс сточных вод на земельный участок (рельеф местности). При этом Управление указывает на нарушение администрацией Минераловодского городского округа требований: ч. 2 ст. 7, ч. I ст. 44, ст. 3, ст. 10, ст. 11, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Изучив дело об административном правонарушении, доводы рассматриваемой жалобы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как усматривается из представленных материалов дела, основанием для привлечения администрации Минераловодского городского округа <адрес>, послужило обращение жителей <адрес> СК по вопросу сброса сточных вод в водный объект <адрес>.
Управлением обследована территория, указанная в обращении, на земельном участке (кадастровый квартал 26:24:050102), в точке с географическими координатами 44.215674, 43.194897 находятся ливневая канализация и колодец для приема сточных вод (выгребная яма), с которых осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности (земельный участок, географические координаты N 44°12"59,27" Е 43°11’43,65), а затем в поверхностный водный объект <адрес> (географические координаты N 44° 12"59,31" Е 43°11 "43,78"").
В рамках административного расследования межрегиональным управлением направлено определение об истребовании сведений необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №в-21-8454/01- 18а/ АР/1-291/3 в Администрацию Минераловодского городского округа <адрес> о предоставлении информации о собственнике земельного участка в кадастровом квартале 26:24:050102, в точке с географическими координатами 44.215674, 43.194897.
Администрацией Минераловодского городского округа <адрес> предоставлена информация, согласно которой земельный участок в кадастровом квартале 26:24:050102, в точке с географическими координатами 44.215674, 43.194897 не разграничен.
Принимая во внимание предписания пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Исходя из правового анализа приведённой нормы следует, что Администрация Минераловодского городского округа <адрес> в силу ч. 2 ст. 3.3 " Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является уполномоченным лицом на распоряжение этим земельным участком.
В рамках административного расследования, ДД.ММ.ГГГГ Управлением проведен осмотр земельного участка (кадастровый квартал 26:24:050102) <адрес> в районе <адрес>, с привлечением специалистов аккредитованной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>» и понятых.
В ходе осмотра обнаружен сброс сточной воды на рельеф местности вблизи точки с географическими координатами: N 44°12"58.83" Е 43°1Г43.47" с последующим впадением в водный объект <адрес>, длина загрязненного участка - 18 м, ширина загрязненного участка - 0,3 м, общая площадь 5,4 кв. м. Специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>» произведен отбор проб образцов почвы, сточной и природной воды, с целью проведения исследований, установления площади загрязнения и степени загрязнения (с применением фото и видео фиксации), о чем составлены: протокол взятия проб и образцов от 22.09.2021 №в-21-8454/01-18а/АР/1-29/4, протокол отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ №-п, протокол отбора (измерений) проб воды от ДД.ММ.ГГГГ №-в.
Данный факт правонарушения подтверждается следующими документами: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ №в-21-8454/01 -18а/АР"1 -291/]-);-фото и видео материалы; протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ №в-21 -8454/01 -18а/АР/1 -29/4; - протокол отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ №-п;- протокол испытаний (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ №-п;- протокол отбора (измерений) проб воды от ДД.ММ.ГГГГ №-в.- протокол испытаний (измерений) проб воды от ДД.ММ.ГГГГ №-в; экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ № и иные материалы административного дела.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 1 названного закона определено, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию се последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В силу требований пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению органов местного самоуправления городского округа отнесены вопросы земельного контроля за использованием: земель городского округа.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» пункта 11 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст. 3 Закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов. Почва - главный природный ресурс и один из важнейших компонентов окружающей среды.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Охрана земель представляет собой деятельность юридических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч.1 ст. 13 ЗК РФ).
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п. 2. ч. 2 ст. 13 ЗК РФ).
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ч. 2 ст. 13 ЗКРФ).
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;- осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, ответственность за загрязнение земельного участка несет собственник либо пользователь, либо лицо, осуществляющее управление, распоряжение участком.
Административное правонарушение: в результате несанкционированное сброса сточных (канализационных) вод на земельном участке, причинен вред почвам как объекту охраны окружающей среды, допущено по вине юридического лица, так как своим действием (бездействием) нарушил требования: ст. 12, ч. 1 ст. 13, п. 2 ч.2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №, 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые выражаются в несанкционированном сбросе сточных (канализационных) вод на земельном участке в районе <адрес>, вблизи точки с географическими координатами N 44 12"59,27" Е 43°1Г43,65, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 KoАП РФ
Довод изложенный в жалобе о том, администрация Минераловодского городского округа не является субъектом административной ответственности, судом отклоняется и не может быть принят во внимание, поскольку, не нашел своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств.
Довод жалобы о том, что земельный участок в кадастровом квартале 26:24:050102, в точке с географическими координатами 44.215674, 43.194897 не разграничен, и государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена, судом отклоняется, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго части 1 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими. Принимая во внимание предписания пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Срок давности и порядок привлечения администрации Минераловодского городского округа <адрес> к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №а-21-8454/01-18а/АР/1-291/20, при рассмотрении настоящей жалобы не установлены.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения
Таким образом, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №а-21-8454/01-18а/АР/1-291/20 подлежат оставлению без изменения, жалоба представителя юридического лица – администрации Минераловодского городского округа <адрес> по доверенности ФИО3- без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.3, ст.ст. 30.6-30.10 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №а-21-8454/01-18а/АР/1-291/20, по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица администрации Минераловодского городского округа <адрес>, - оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица – администрации Минераловодского городского округа <адрес> по доверенности ФИО1- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ессентукский городской суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии.
Судья ФИО4