Решение по делу № 2а-1251/2021 от 19.11.2021

Дело №2а-1251/2021                                                                                      <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Саранск Республики Мордовия                                            14 декабря 2021 года

Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Анашкиной Н.А.,

при секретаре судебного заседания Тимошиной Е.А.,

с участием: административного истца Коротина В.А., представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат РМ» Сыркина Н.И., действующего на основании доверенности от 24.05.2021г. № 2810,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коротина А.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии г. Саранска от 09 ноября 2021г. о призыве его на военную службу,

установил:

Коротин В.А. обратился в суд с указанным выше административным иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия».

В обоснование требований указал, что на основании заключения медицинской комиссии, военной призывной комиссией было принято решение об определении ему категории годности к военной службе по п. «Б» п.п.3 ст. 65 г – годен к военной службе и подлежит призыву на военную службу.

Не соглашаясь с решением медицинской комиссии, указывает, что в 2013г. он перенес серьезную травму коленного сустава, ряд операций и стационарное лечение. В настоящее время он состоит на учете в медучреждениях, ему рекомендовано наблюдение, лечение. Полагает, что имеющееся у него заболевание относится к категории годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе и в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» он должен быть освобожден от призыва на военную службу или ему (призывнику) должна быть предоставлена отсрочка на период до 6 месяцев. При прохождении призывной комиссии он устно заявлял о своем заболевании, представлял медицинские документы, подтверждающие состояние его здоровья, однако они не были приняты во внимание, в ходатайстве о проведении повторного медицинского обследования ему необоснованно отказано. Принятое решение призывной комиссии военного комиссариата г. Саранска от 09 ноября 2021г. является незаконным и необоснованным, просит признать его таковым, отменить и освободить его от призыва на военную службу.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия», в качестве заинтересованного лица Призывная комиссия Военного комиссариата г. Саранска РМ.

В возражениях на административное исковое заявление военный комиссар Республики Мордовия Тихомиров И.В. указал на отсутствие законных оснований считать незаконным решение призывной комиссии г. Саранска от 09.11.2021г., просил в удовлетворении административного иска отказать.

В судебном заседании административный истец Коротин В.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия» Сыркин Н.И. административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Призывная комиссия Военного комиссариата г. Саранска РМ не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще и своевременно.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных КАС РФ, не усматривается, и суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

Исследовав письменные доказательства, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ, предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Указанный срок обращения в суд с данным административным иском соблюден.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

От призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года      N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При этом одно из указанных решений в отношении призывника призывная комиссия принимает только после определения категории годности его к военной службе (п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006г. № 663). Порядок определения категории годности к военной службе устанавливается Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013г. № 565, согласно которому годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.

В силу статьи 5.1 названного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574.

Исходя из данных законоположений, вопросы годности к определенным категориям гражданина к военной службе по медицинским критериям, отнесены к исключительной компетенции врачей, руководящих работой по медицинскому освидетельствованию граждан.

Судом установлено по делу и это следует из материалов личного дела призывника, что Коротин В.А., .._.._.. года рождения поставлен на воинский учет в военный комиссариат г.Саранска 21 января 2014 г.

.._.._.. г. Коротину В.А. решением призывной комиссией г.Саранска предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2019 г. на основании пп. «а» п.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для освоения программы бакалавриата по специальности «Электроника и наноэлектроника» ФГБОУ ВО НИ «МГУ им. Н.П. Огарева».

.._.._.. решением призывной комиссией г. Саранска Коротину В.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по пп. «а» п.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 2021 г. в целях освоения программы подготовки магистратура по специальности «Электроника и наноэлектроника (Компьютерные технологии в промышленной электронике)» в ФГБОУВО НИ «МГУ им. Н.П.Огарева».

В рамках призывной компании осень-зима 2021г. на заседании военно-врачебной комиссии г. Саранска Коротин В.А. заявил жалобы на состояние своего здоровья, а именно на боли <данные изъяты>., в связи с чем решением призывной комиссии от 13 октября 2021г. Коротин В.А. направлен на дополнительное обследование по ст. 65 Расписания болезней (хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей).

Как следует из медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина             № от .._.._... ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская центральная клиническая больница» по итогам обследования с .._.._... по .._.._... Коротину В.А. был выставлен диагноз: «<данные изъяты>

После проведенного обследования .._.._.. врач-хирург военно-врачебной комиссии г. Саранска на основании установленного диагноза выставил Коротину В.А. категорию годности к военной службе «Б-3», годен к военной службе с незначительными ограничениями и применил статью 65 «г» Расписания болезней, утв. Постановлением Правительства РФ N 565 от 04 июля 2013 года,

.._.._... решением призывной комиссии г.Саранска Коротин В.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, установлена категория годности "Б-3" по статье 65 п. "г" Расписания болезней, утв. Постановлением Правительства РФ N 565 от 04 июля 2013 года, установлен диагноз: "«<данные изъяты>.».

При этом к разделу 13 (<данные изъяты>) статьи 65 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013г. № 565, по которой был освидетельствован административный истец, относятся хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей: по п. «г» - при наличии объективных данных без нарушения функций.

Не согласившись с решением призывной комиссии, Коротин В.А. обратился с жалобой в Призывную комиссию Республики Мордовия.

.._.._... решением призывной комиссии Республики Мордовия (протокол от .._.._...) решение призывной комиссии г. Саранска от .._.._... о призыве Коротина В.А. на военную службу было утверждено.

23 ноября 2021г. (зарегистрировано 26.11.2021г.) Коротин В.А. обратился с жалобой в Военный комиссариат Республики Мордовия на решение призывной комиссии г. Саранска.

Согласно ответа от 02.12.2021г. № 7230 на обращение Коротина В.А. военный комиссар Республики Мордовия Тихомиров И. в необходимости проведения дополнительного медицинского обследования Коротину В.А. было отказано.

Выражая несогласие с принятым решением призывной комиссии Коротин В.А. указывал на то, что в 2013г. он перенес серьезную травму <данные изъяты>, в последствии ряд операций и стационарное лечение, что препятствует прохождению военной службы, поскольку его заболевание соответствует п. б ст. 65 Расписания болезней и ему должна быть определена категория годности к военной службе – «В»- ограничено годен к военной службе и в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» он должен быть освобожден от призыва на военную службу.

Как усматривается из материалов дела, при принятии призывной комиссией решения о призыве Коротина В.А. на военную службу были учтены медицинские документы административного истца, в том числе выписной эпикриз из истории болезни от .._.._... из ГБУЗ РМ «МРЦКБ», результаты магнитно-резонансной томографии <данные изъяты> от .._.._..., .._.._..., .._.._..., выписка из истории болезни от . из ГБУЗ РМ «МРКБ», а также медицинское заключение о состоянии здоровья № от .._.._... ГБУЗ РМ «МРЦКБ», в котором по направлению военного комиссариата г. Саранска проходил обследование Коротин В.А. По результатам проведенного обследования Коротину В.А. выставлен диагноз - "<данные изъяты>».

Из содержания указанного медицинского заключения следует, что при осмотре <данные изъяты> визуально не изменен, зажившие послеоперационные рубцы в области <данные изъяты>. При пальпации болезненности в проекции сустава нет. Симптом «<данные изъяты>» слабоположительный. Аддукционный и абдукционный тесты отрицательные. Движения в <данные изъяты> в полном объеме(сгибание 40, разгибание 180), незначительно болезненные при сгибании. Кровоснабжение, иннервация левой нижней конечности сохранены.

При проведении освидетельствования Коротина В.А. 09.11.2021г. были изучены рентгенограммы, МРТ <данные изъяты> от .._.._..., из заключения которого следует, что соотношение костей в <данные изъяты> не нарушено, суставные поверхности не деформированы; проведено объективное исследование, которое нарушения функций <данные изъяты> не выявило.

Тем самым, судом установлено, что при определении категории годности призывника Коротина В.А. были учтены все клинические данные о состоянии его здоровья, имеющиеся у членов призывной комиссии, а также представленные административным истцом.

Указанные требования закона при проведении медицинского освидетельствования были соблюдены.

В свою очередь, к разделу 13 (Болезни костно-мышечной системы, соединительной ткани, системные васкулиты) пункту "б" статьи 65 Расписания болезней, по которой как считает административный истец он должен быть освидетельствовав, относятся:

<данные изъяты>;

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Из пояснений к данной статье Расписания болезней следует, что заключение о категории годности к военной службе при заболеваниях костей и суставов выносится после обследования и при необходимости лечения. При неудовлетворительных результатах лечения или отказе от него заключение выносится по пунктам "а", "б" или "в" в зависимости от функции конечности или сустава.

Таким образом, законодатель, предусматривая возможность освобождения граждан, страдающих указанными заболеваниями от прохождения воинской службы, указал на применение названных положений только в случае отсутствия положительного результата лечения либо при наличии отказа от прохождения лечения.

Основания для отнесения заболевания, выявленного у Коротина В.А. к болезням, перечисленным в пункте "б" графы 1 статьи 65 Расписания болезней, как на этом настаивал заявитель, на момент прохождения медицинского освидетельствования в октябре-ноябре 2021 года у призывной комиссии не имелось.

Объективных данных, свидетельствующих об обнаружении у Коротина В.А. заболеваний, позволяющих отнести диагноз к категории, препятствующей прохождению военной службы, не представлено. В настоящем судебном заседании административным истцом также не представлены такие доказательства.

Диагноз "<данные изъяты>» позволяет присвоить категорию годности «Б-3», которая соответствует пункту «г» графы 1 статьи 65 Расписания болезней.

При этом, рассматривая доводы административного истца о наличии заключения врача-травматолога-ортопеда от .._.._... и проведенное исследование рентгеновским отделением НИИ Скорой медицинской помощи им. Н.В.Склифосовского, как основание для принятия решения об освобождении его от прохождения военной службы, суд отмечает, что само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина негодным к военной службе. Данное заболевание должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии и в будущем.

Исходя из положений, содержащихся в ч. 2 ст. 25, ч. 6 ст. 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", заключение о годности граждан к военной службе дают соответствующие врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования; при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 года N 574.

Пунктами 7 и 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Коротин В.А. независимую экспертизу не проводил. Его доводы в ходе судебного заседания о намерении в её проведении, объективными данными не подтверждены, ходатайство с изложением вопросов и указание экспертного учреждения суду не представлено.

Таким образом, доводы Коротина В.А. о наличии у него заболевания, освобождающее его от призыва на военную службу, как и нарушений его прав при вынесении решения призывной комиссии судом не установлено.

Оценивая оспариваемое решение призывной комиссии, по правилам статьи 84 КАС РФ, учитывая положения Главы 22 КАС РФ, применяя к рассматриваемым правоотношениям положения статей 5.1, части 1 статьи 26, части 1 статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе от 28.03.1998г. №53-ФЗ, пункта 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. № 663, с учетом положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013г. № 565, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.

В материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы опровергнуть заключение военно-врачебной комиссии от .._.._..., подтвержденные её выводы от .._.._..., и как следствие этого подтвердить нарушение административным ответчиком прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования в период осенне-зимнего призыва 2021 года он имел заболевания, дающие основания для установления ему категории годности "В", а равно того, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушение, которые привели к принятию необоснованного решения.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд полагает, что отсутствуют правовые основания для признания незаконным решения призывной комиссии г.Саранска Республики Мордовия от 09.11.2021 г., в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Руководствуясь статьей 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Коротина А.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии г. Саранска от 09 ноября 2021г. о призыве его на военную службу,- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Мордовия через Пролетарский районный суд                г. Саранска Республики Мордовия.

Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2021 года.

Судья-<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

1версия для печати

2а-1251/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коротин Владислав Александрович
Ответчики
Военный комиссариат г.Саранска Республики Мордовия
ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия"
Другие
Призывная комиссия го Саранск Республики Мордовия
Суд
Пролетарский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Судья
Анашкина Наталья Александровна
Дело на сайте суда
proletarsky.mor.sudrf.ru
19.11.2021Регистрация административного искового заявления
19.11.2021Передача материалов судье
22.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2021Подготовка дела (собеседование)
06.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее