Дело № 2-3498/2020
Принято в окончательной форме 09.12.2020 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 декабря 2020 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Гвоздецкого А.О.,
при секретаре Юрьевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шатеновой Гульмиры Кубанычбековны к Государственному областному бюджетному учреждению Центр занятости населения г. Мурманска о признании незаконными решений о приостановлении выплаты пособия, снятия с регистрационного учета и прекращении выплаты пособия по безработице, встречному исковому заявлению Государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения г. Мурманска к Шатеновой Гульмире Кубанычбековне о взыскании неосновательного полученного пособия по безработице,
УСТАНОВИ:
Шатенова Г.К. обратилась в суд с иском к ГОБУ ЦЗН г. Мурманска о признании незаконными решений о приостановлении выплаты пособия, снятия с регистрационного учета и прекращении выплаты пособия по безработице.
В обоснование требований указала, что приказом ГОБУ Центр занятости населения г. Мурманска №Д2001/110 от ДД.ММ.ГГГГ истец была признана безработной и ей назначено пособие по безработице на 6 месяцев до ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 200 рублей.
Приказом ГОБУ ЦЗН г. Мурманска №ПР-2001/110 от ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия по безработице приостановлена в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
Приказами №ДЯ-2001/110, №ПК-2001/110 выплата пособия прекращена в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным ФИО2.
Из материалов личного дела истцу стало известно, что согласно справке сотрудника центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ она состоит в трудовых отношениях с ООО «МурманПутьРем» в качестве руководителя юридического лица. Данный вывод сделан на основании сведений ИФНС России по <адрес>.
Вместе с тем, истец была назначена генеральным директором ООО «МПР», внеочередным собранием участников ООО «МурманПутьРем» от ДД.ММ.ГГГГ о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц участников была внесена запись. ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием участниками ООО «МурманПутьРем» решения о добровольной ликвидации юридического лица истец была назначена на должность ликвидатора, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись.
Однако, с ДД.ММ.ГГГГ истец прекратила трудовые отношения с организацией ООО «МурманПутьРем», была уволена с должности ликвидатора ООО «МурманПутьРем» на основании ст.280 и п.3 ч.1 ст.777 Трудового кодекса по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в ее трудовой книжке.
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом ИФНС России по г. Мурманску была внесена запись о не достоверности сведений в отношении истца, как руководителя юридического лица.
Просит суд признать вышеуказанные приказы незаконными, обязать ответчика восстановить её на регистрационном учете, обязать выплатить пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату вступления решения суда в законную силу.
ГОБУ Центр занятости населения г. Мурманска, возражая относительно требований истца, обратилось в суд со встречным иском к Шатеновой Г.К. о взыскании неосновательного полученного пособия по безработице, в обоснование требований указав, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей было начислено пособие по безработице в размере 60593,56 рублей. ДД.ММ.ГГГГ при получении справки Федеральной налоговой службы России по СМЭВ выяснилось, что в период с ДД.ММ.ГГГГ Шатенова Г.К. является руководителем ООО «МУРМАНРЕМПУТЬ» и скрыла этот факт при регистрации ДД.ММ.ГГГГ в ГОБУ ЦЗН г. Мурманска. Запись о недостоверности сведений внесена ДД.ММ.ГГГГ после постановки на регистрационный учет в качестве безработной ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в соответствии с требованиями п.2 ст. 35 Закона о занятости издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Шатеновой Г.К. с ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета.
Ссылаясь но нормы Закона РФ «О занятости населения в РФ», просит суд взыскать с Шатеновой Г.К. незаконно полученное пособие по безработице в размере 60 593 рубля 56 копеек.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ встречное исковое заявление <адрес> бюджетного учреждения Центр занятости населения г. Мурманска к Шатеновой Г.К. о взыскании неосновательного полученного пособия по безработице принято к производству.
Истец по первоначальному иску, ответчик по встречному иску Шатенова Г.К. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, против встреченного иска возражала.
Представитель истца Славкин А.А. в судебном заседании уточнил исковые требования, указав, что сторона истца не поддерживает исковые требования в части возложении обязанности выплатить в пользу истца пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату вступления решения суда в законную силу и взыскании указанных денежных средств, вместе с тем, полностью поддерживают исковые требования в части признания незаконными и отмене решений ответчика по первоначальному иску о приостановлении выплаты пособия, снятия с регистрационного учета и прекращении выплаты пособия по безработице, указав, что в случае удовлетворения данных требований истца решение суда буде основанием для возобновления приостановленных выплат в установленном законом порядке.
Представитель ответчика по первоначальному иску ГОБУ ЦЗН г. Мурманска, представитель истца по встречному иску - Марышева Н.В. в судебном заседании встречные исковые требования о взыскании неосновательного полученного пособия по безработице поддержала по доводам, изложенным в заявлении, против удовлетворения первоначального иска возражала.
Выслушав пояснения и доводы участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом.
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации права на защиту от безработицы, закрепленного в статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, определил в названном Законе порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, а также основания приостановления или прекращения его выплаты.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).
Пункт 1 ст. 33 предусматривает, что пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в ст. 34 настоящего Закона) исчисляется из среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы).
Таким образом, ст. 33 Закона закрепляет нормы о размерах пособий по безработице, а также положения об условиях и сроках их выплаты.
Сведения о последнем месте работы являются существенными, обязательными для органов занятости населения, и предоставление недостоверной информации о нем, свидетельствует о незаконном получении денежных средств, с момента их назначения.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Закона выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения или получения пособия по безработице обманным путем.
Судом установлено, что приказом ГОБУ ЦЗН г. Мурманска №ДТ-2001/110 от ДД.ММ.ГГГГ Шатенова Г.К. признана безработной и ей назначено пособие по безработице 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по 12.08. 2020 в размере 11 200 рублей.
Согласно сведениям Федеральной налоговой службы России, представленным в ГОБУ ЦЗН г. Мурманска по СМЭВ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ Шатенова Г.К. является руководителем ООО «МурманПутьРем» согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении вышеуказанного общества с ограниченной ответственностью.
При сверке предоставленных сведений ФНС России посредством Системы межведомственного электронного взаимодействия с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «МурманПутьРем» установлено, что запись о недостоверности сведений № внесена ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Шатеновой Г.К от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после постановки истца на регистрационный учет в ГОБУ ЦЗН г. Мурманска в качестве безработного.
Приказом № ПР-2001/110 от ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия по безработице истцу была приостановлена. Приказами №ДЯ-2001/110, №ПК-2001/110 от ДД.ММ.ГГГГ Шатенова Г.К. снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем и о прекращении в связи с этим выплаты пособия.
Достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечивается установленной Законом о государственной регистрации обязанностью заявителя Общества) при государственной регистрации представлять регистрирующему органу достоверные сведения о юридическом лице (ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующим органом в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в вышеуказанной редакции).
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", изменения, внесенные в статью 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 4 Приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-14/72 "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в
Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц", основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Из вышеизложенных положений следует, что законодательством установлена определенная процедура внесения налоговым органом сведений в ЕГРЮЛ в отношении юридических лиц.
Поскольку само юридическое лицо - ООО «МурманПутьРем» не обращалось по поводу внесения сведений в ЕГРЮЛ о генеральном директоре, Шатенова Г.К. воспользовавшись предусмотренным законом способом защиты своих прав, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ИФНС России по г. Мурманску с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений.
ИФНС России по г. Мурманску ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Шатеновой Г.К., предоставленного по форме Р34001 и приложенных к нему документов в отношении Общества с ограниченной ответственностью «МурманПутьРем», внесена запись о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице в отношении Шатеновой Г.К., как о руководителе юридического лица.
Из материалов дела следует, что личное заявление Шатеновой Г.К. от ДД.ММ.ГГГГ на имя участников юридического лица ООО «МурманПутьРем» о прекращении действия трудового договора №Ш-8 от ДД.ММ.ГГГГ и увольнении ее с должности ликвидатора ООО «МурманПутьРем» на основании ст.280 и п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса с ДД.ММ.ГГГГ, и с просьбой назначить нового ликвидатора ООО «МурманПутьРем», было получено лично участником Общества Мигачевым И.Ю.
Кроме того, судом установлено, что на основании приказа участника общества с ограниченной ответственностью «МурманПутьРем» № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Шатеновой Г.К. от ДД.ММ.ГГГГ прекращен. Шатенова Г.К. уволена на основании п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ с ДД.ММ.ГГГГ, что также отражено в трудовой книжке истца.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Шатенова Г.К. при постановке на учет в ГОКУ ЦЗН г. Мурманска в качестве безработного по настоящее время не осуществляла оплачиваемую деятельность, иного дохода не имела, оснований для снятия её с регистрационного учета в качестве безработной не имелось, приказы о приостановлении, прекращении выплаты пособия по безработице и снятии с учета в качестве безработного Шатеновой Г.К. вынесены ответчиком необоснованно.
Доказательств, подтверждающих получение Шатеновой Г.К. доходов от трудовой деятельности в ООО «МурманПутьРем» за период после ДД.ММ.ГГГГ в материалах дела не представлены.
Согласно сведений ГУ – УПФ РФ в г. Мурманске в региональной базе данных на застрахованное лицо Шатенову Г.К. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения, составляющие пенсионные права для включения в индивидуальный лицевой счет представлены лишь страхователем ООО «МурманПутьРем», из которых подтвержден факт работы с января 2019 года по январь 2020 года. Из справок о доходах по форме 2-НДФЛ, представленных ИФНС России по г. Мурманску подтверждается получение Шатеновой К.Г. доходов от трудовой деятельности в ООО «МПР» за 2019 год, и за январь 2020 года.
В обоснование заявленных требований истец по встречному иску - ГОБЦУ ЦЗН г. Мурманску ссылается на положения ст. 1102 ГК РФ, указывает на недобросовестность ответчика при получении пособия по безработице.
По смыслу закона не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом: недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в нарушении положений ст. 56 ГПК РФ истцом надлежащим образом не доказан факт недобросовестности ответчика, получившего соответствующие выплаты в виде пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем оснований для удовлетворения требований ГОБУ ЦЗН по г. Мурманску о взыскании неосновательного обогащения в сумме 60593 рубля 56 копеек не имеется.
При таких обстоятельствах, требования Шатеновой Г.К. к ГОБУ «Центр занятости населения города Мурманска» об отмене приказов № ПР-2001/110, №ДЯ-2001/110, №ПК-2001/110 от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем и о прекращении в связи с этим выплаты пособия подлежат удовлетворению, в удовлетворении встречных требований ГОБУ «Центр занятости населения города Мурманска» к Шатеновой Г.К. о взыскании неосновательного обогащения надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шатеновой Гульмиры Кубанычбековны к Государственному областному бюджетному учреждению Центр занятости населения г. Мурманска о признании незаконными решений о приостановлении выплаты пособия, снятия с регистрационного учета и прекращении выплаты пособия по безработице – удовлетворить частично.
Признать решения Государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения г. Мурманска о приостановлении выплаты пособия, снятия с регистрационного учета и прекращении выплаты пособия по безработице Шатеновой Гульмиры Кубанычбековны - незаконными.
Отменить приказ Государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ №ПР-2001/110 о приостановке выплаты пособия по безработице; приказ <адрес> бюджетного учреждения Центр занятости населения г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ №ДЯ-2001/110 о снятии с регистрационного учета в целях подходящей работы (в качестве безработного), приказ <адрес> бюджетного учреждения Центр занятости населения г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ №ПК-2001/110 о прекращении выплаты пособия по безработице.
Восстановить Шатенову Гульмиру Кубанычбековну на учете в качестве безработного, обязать Государственное областное бюджетное учреждение Центр занятости населения г. Мурманска восстановить Шатеновой Гульмире Кубанычбековне выплату пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении встречного искового заявления Государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения г. Мурманска к Шатеновой Гульмире Кубанычбековне о взыскании неосновательно полученного пособия по безработице – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий А.О. Гвоздецкий