Решение от 13.04.2023 по делу № 2-335/2023 от 26.01.2023

Дело № 2-335/2023 УИД № 77RS0007-02-2021-021496-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2023 года город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Баранова И.В.,

при секретаре Пашкове М.С.,

с участием представителя ответчика – ФСИН России, третьих лиц – УФСИН России по Липецкой области и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области – Болотовой И.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Елецкого городского суда исковое заявление Попова Анатолия Анатольевича к ФСИН России о возложении обязанности устранения допущенных нарушений и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Попов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России о возложении обязанности устранения допущенных нарушений и компенсации морального вреда. В обосновании искового заявления указал, что 11.04.2020 в расположении отряда № 10 ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области на него было совершено нападение, сопровождающееся физическим насилием, группой осужденных, поскольку он (Попов А.А.), отбывая наказание в ИК Саратовской области, оказывал содействие администрации исправительного учреждения. Из-за этого инцидента, истец был помещен в ШИЗО сроком на 90 суток постановлением от 13.04.2020. Впоследствии 13.07.2020 срок был продлен еще на 30 суток. 19.03.2021 его (Попова А.А.) вновь перевели в ШИЗО сроком на 90 суток. 17.06.2021 срок нахождения в ШИЗО был продлен еще на 90 суток. 15.09.2021 еще раз срок был продлен на 90 суток. С 11.04.2020 он (Попов А.А.) содержался в ненадлежащим условиях. Полагает, что максимально допустимый срок содержания в камере ШИЗО не может превышать 90 суток. По всем указанным постановлениям истца (Попова А.А.) содержали в камере ШИЗО более одного года. Камера ШИЗО, в которой содержался истец, не соответствовала каким-либо нормам. В камере ШИЗО отсутствовал инвентарь, мебель, сантехническое оборудование, стены не соответствовали побелки и покраски камеры ШИЗО. Кроме того, в камере ШИЗО отсутствовала горячая вода, не было телефонной связи. ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области ущемила его права на нахождение на свежем воздухе. Полагает, что ему причинен моральный вред, который он оценивает в 1000000,0 рублей, которые просил взыскать с ФСИН России по Липецкой области.

Определением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 21.02.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УФСИН России по Липецкой области и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области, а дело передано для рассмотрения в Елецкий городской суд Липецкой области.

Истец – Попов А.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте времени рассмотрения дела, что подтверждается соответствующей распиской. Вместе с тем, в исковом заявлении имеется просьба Попова А.А. о рассмотрение его искового заявления с его участием. Судом неоднократно предпринимались условия проведения судебного заседания с непосредственным участием истца посредством ВКС, однако, постоянное изменение места отбывания наказания Попова А.А., не позволило суду обеспечить непосредственное участие Попова А.А. в судебном заседании. При проведении судебного заседания 13.04.2023 посредством ВКС через ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области, не представилось возможным организовать ВКС по техническим причинам. В силу ст. 35 ГПК РФ стороны обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Суд вправе рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела. Кроме того, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда, и рассмотрение настоящего гражданского дела в отсутствие истца не может привести к ненадлежащему исследованию обстоятельств дела и неверной оценке доказательств, имеющихся в материалах дела, поскольку представителем ответчика и третьих лиц представлены возражения относительно исковых требований, а исковые требования Попова А.А. четко отражены в поданном им исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика – ФСИН России, третьих лиц – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области и УФСИН России по Липецкой области по доверенностям Болотова И.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признала по следующим основаниям. Согласно предоставленных копий заявлений Попова А.Л. об обеспечении его личной безопасности и постановлений о переводе осужденного в безопасное место, Попов А.Л. неоднократно переводился в безопасное место в период с 13.04.2020 по 16.02.2023(до перевода в другое исправительное учреждение). Согласно требованиям законодательства, осужденный Попов А.Л. переводился в безопасное место по постановлениям начальника ФКУ ИК-4 У ФСИП России по Липецкой области. Перевод осужденного в безопасное место, в том числе в камеры ШИЗО, ПКТ и НИК Г. при возникновении угрозы личной безопасности осужденного со стороны других осужденных и иных лиц наказанием не является (п.186, 188 1IBP ИУ). В исковом заявлении истец указывает на отсутствие в учреждении горячей воды, как одного из оснований взыскания морального вреда. Начиная с 21.04.2018 введен в действие Свод правил, согласно п. 1.1. которого, он распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно исполнбителыюй системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений. Все основные здания ФКУ ИК-4 были построены до 2000 года, и на тот период времени применялись «Указания по проектированию и строительству ИТУ и военных городков, войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД СССР), которые не предусматривали подводку горячего водоснабжения в каждый отряд исправительного учреждения. Котельная ФКУ ИК-4 работает сезонно только для подачи тепла в жилые и административные помещения учреждения и не проектировалась на подачу горячего водоснабжения. В учреждении утвержден график помывки и проведения санитарных дней, согласно которых помывка осужденных производится в душевых комнатах, в специально отведенное для этого время дважды в неделю. Доводы истца о том, что он испытывал нравственные и физические страдания являются голословными, ничем не подтвержденными. Каких-либо негативных последствий в данном случае не усматривается.

Суд, с учетом мнения представителя ответчика и третьих лиц, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Заслушав объяснения представителя ответчика и третьих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в совокупности, суд находит исковые требования Попова А.А. не подлежащими удовлетворению.

    В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 6 ст. 227.1 КАС РФ, если в административном исковом заявлении содержится требование о возмещении вреда, причиненного нарушением условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении имуществу и (или) здоровью административного истца, суд принимает решение о переходе к рассмотрению этого требования по правилам гражданского судопроизводства в соответствии со статьей 16.1 настоящего Кодекса.

В силу ч.ч. 1, 1.1. ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Частями 5, 7, 8 статьи 219 КАС РФ установлено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.

Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в Постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно п. 15 Европейских пенитенциарных правил и п. 10 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, помещения должны удовлетворять требованиям санитарии и гигиены с учетом климатических условий, особенно в том, что касается кубатуры воздуха, минимальной (разумной) площади, освещения, отопления и вентиляции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 ГК РФ).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" указано, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Согласно пункту 14 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

В соответствии со ст. 10 ч. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров. Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 20 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений
(утверждены приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. N 295) в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.

В силу п. 21 Правил распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.

Пунктом 29 Правил предусмотрено, что осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня ИУ. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи.

В силу п. 46 Правил в личное время осужденные могут передвигаться вне строя в пределах изолированного участка, определенного администрацией ИУ, а по остальной части территории ИУ - только в сопровождении администрации ИУ. В период от отбоя до подъема нахождение осужденных за пределами жилого помещения без разрешения администрации ИУ не допускается.

В соответствии с ч. 6 ст. 88 УИК РФ осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения.

Частью 5 статьи 99 УИК РФ предусмотрено, что осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно.

Приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Согласно п. 192 Правил администрация ИУ размещает осужденных-инвалидов первой и второй групп в отрядах для проживания осужденных, расположенных на первых этажах зданий, оказывает содействие в проведении реабилитационных мероприятий для инвалидов, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации. Обеспечивает доступ лицам с ограниченными возможностями в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время.

    В силу п. 197 Правил осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, в том числе нуждающимся в постоянном уходе, разрешается передвигаться по территории ИУ вне строя.

Пунктом 198 Правил предусмотрено, что осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, при наличии медицинских показаний обеспечивается возможность ежедневной помывки.

В судебном заседании установлено, что по приговору суда Попов А.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.

Попов А.А. отбывает наказание в обычных условиях, в полном объеме был обеспечен индивидуальным спальным местом, вещевым довольствием, трехразовым горячим питанием по норме 4 согласно Приказу Минюста РФ от 17.09.2018 № 189.

Согласно предоставленных копий заявлений Попова А.Л. об обеспечении его личной безопасности и постановлений о переводе осужденного в безопасное место, Попов А.Л. неоднократно переводился в безопасное место в период с 13.04.2020 по 16.02.2023 до перевода в другое исправительное учреждение.

Согласно п. 184 Приказа Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года № 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", при возникновении угрозы личной безопасности осужденного со стороны других осужденных и иных лиц он вправе обратиться с устным или письменным заявлением к администрации ИУ, которая обязана незамедлительно принять меры по обеспечению его личной безопасности.

Начальник ИУ либо лицо, его замещающее, по такому заявлению либо по собственной инициативе принимает решение о переводе в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. Данные положения закреплены в действующих в настоящее время Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правилах внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы (далее ПВР ИУ), утвержденных 11риказом Минюста России от 04.07.2022 № 110.

Таким образом, согласно требованиям законодательства, осужденный Попов А.Л. переводился в безопасное место по постановлениям начальника ФКУ ИК-4 У ФСИП России по Липецкой области.

Помимо других помещений в этих целях могут быть использованы камеры ШИЗО, ПК Г и ЕПКТ. Таким образом, закон не ограничивает администрацию учреждения по выбору помещения, которое будет использоваться как безопасное место и содержание осужденного Попова А.Л. в стационаре медицинской части требования законодательства не нарушает.

Перевод осужденного в безопасное место, в том числе в камеры ШИЗО, ПКТ и НИКГ.,при возникновении угрозы личной безопасности осужденного со стороны других осужденных и иных лиц наказанием не является(п.186, 188 1IBP ИУ).

Данный осужденный содержится в тех же условиях, в которых он отбывал наказание до перевода в безопасное место; ограничения, предусмотренные главой XXIV Правил, на него не распространяются (п. 189 ПВР ИУ)

Ссылка истца на ущемление его права на нахождении на свежем воздухе суд полагает несостоятельной, т.к. в учреждении издаются и действуют приказы начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области «Об утверждении распорядков дня в учреждении».

Указанные приказы содержат приложения – «Распорядок дня осужденных, содержащихся в безопасном месте», которые устанавливают ежедневные прогулки па свежем воздухе (не менее 3-х часов).

В своем исковом заявлении Попов А.А. указывает на отсутствие в учреждении горячей воды, как одного из оснований взыскания морального вреда.

Начиная с 21.04.2018 введен в действие Свод правил, согласно п. 1.1. которого, он распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно исполнбителыюй системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.

Все основные здания ФКУ ИК-4 были построены до 2000 года, и на тот период времени применялись «Указания по проектированию и строительству ИТУ и военных городков, войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД СССР), которые не предусматривали подводку горячего водоснабжения в каждый отряд исправительного учреждения.

Котельная ФКУ ИК-4 работает сезонно только для подачи тепла в жилые и административные помещения учреждения и не проектировалась на подачу горячего водоснабжения.

В учреждении утвержден график помывки и проведения санитарных дней, согласно которых помывка осужденных производится в душевых комнатах, в специально отведенное для этого время дважды в неделю.

Помимо этого, на территории ИК-4 имеется прачечный комбинат с дезинфицирующей камерой, где имеется возможность постирки и сушки постельного белья и вещевого довольствия.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность исправительного учреждения обеспечения осужденных горячей водой для умывания.

Содержание осужденных в исправительных учреждениях предусматривает определенные ограничения, в связи с чем условия содержания в исправительном учреждении не могут в полной мере соответствовать условиям проживания граждан в условиях свободы.

Обеспечение помещения безопасного места инвентарем и предметами хозяйственного обихода, осуществлялось в соответствии с Приказом ФСИП России от 27.07.2006 № 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (Приложение 2).

Кроме того, само по себе нарушение неимущественных прав потерпевшего или посягательство па его нематериальные блага не является безусловным основанием для удовлетворения требований о компенсации морального вреда, поскольку, обязательным условием удовлетворения названных требований является подтверждение факта причинения потерпевшему физических или нравственных страданий и наличие причинно-следственной связи между такими страданиями и незаконными действиями либо бездействием причинителя вреда.

Все помещения отряда, оборудованы по установленным нормам предметами мебели (кровати, тумбочки, табуретки, лавочки, столы, вешалки), исходя из лимита осужденных в отряде.

Между койками находится тумбочки для личных вещей осужденных. Расстояние между тумбочками составляет в около 1 м.

Отопление осуществляется от котельной ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области. Включение и выключение системы отопления в ФКУ ИК-4 осуществлялось и осуществляется в соответствии с установленным отопительным сезоном. Температурный режим в отряде соответствовал и соответствует в настоящее время установленным нормам.

Помывка осужденных осуществляется по установленному в ФКУ ИК-4 графику два раза в неделю в банно-прачечном отряде. В нем же осуществляется стирка и сушка одежды осужденных и постельных принадлежностей.

Для стирки личных вещей имеется санузел и стиральная машина. Для сушки личных вещей осужденных на улице под навесом устроено соответствующее место.

Помещения по санитарно-гигиеническим требованиям соответствуют установленным нормам.

Питание истец принимает в общей столовой, а также имеет дополнительное питание, которое имеет возможность принимать в комнате приема пищи отряда согласно установленному графику приема пищи.

Комната для хранения вещей оборудована вешалками и ячейками хранения вещей.

Порядок организации питания осужденных в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области осуществляется согласно приказу № 696 от 02.09.2016.

Осужденный обеспечивается трехразовым питанием по минимальной норме питания, согласно Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205. Приготовление пищи в столовой спецконтингента осуществляется согласно утвержденной меню-раскладной под контролем дежурного по столовой (круглосуточное дежурство), дежурным помощником начальника учреждения и медицинским работником медицинского подразделения. Продукты питания, используемые для приготовления пищи имеют необходимые сертификаты и ветеринальные свидетельства установленного образца, подтверждающие их качество.

Проанализировав приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

Действующим в РФ законодательством установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, Конституция Российской Федерации наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступление и подвергнутых наказанию.

Федеральный законодатель наделен полномочием предусматривать меры государственного принуждения в отношении совершивших преступления лиц, осужденных и подвергаемых по приговору суда наказанию, существо которого, как следует из части 1 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в предусмотренных данным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод.

Отбывание наказания в исправительных учреждениях уже предполагает издержки в условиях пребывания, которые не могут быть обеспечены в полной мере, как лицу, находящемуся на свободе.

Для осужденных инвалидов при их содержании в исправительном учреждении законодательством предусмотрены условия содержания с учетом их ограничений по состоянию здоровья.

Доводы Попова А.А. о несоответствии бытовых и санитарных условий отбывания наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области установленным нормам не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергаются собранными по делу доказательствами.

Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации норма площади жилого помещения в расчёте на одного осуждённого к лишению свободы, в размере, превышающем два квадратных метра, в исправительных колониях не определена.

Согласно части 6 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осуждённым, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, а право на увеличенную норму площади жилого помещения для осуждённых к лишению свободы, являющихся инвалидами второй группы, в исправительных колониях данная норма не закрепляет.

Улучшенные жилищно-бытовые условия не предполагают увеличенную норму жилой площади, размеры которой и перечень лиц, имеющих право на увеличенную норму жилой площади, закреплены в части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а могут выражаться в организации доступа к местам общего пользования (в том числе, к месту для приёма пищи), организации расположения мебели (в том числе, прикроватных тумб).

В статье 99 УИК РФ не определено понятие жилого помещения.

Это понятие определено в ст. 15 п. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, которое предусматривает включение площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Кроме того, суд учитывает, что личное пространство в спальнях должно рассматриваться в контексте широкой свободы передвижения, которым заключенные в колонии пользуются в дневное время, что предполагает неограниченный доступ не только к спальным помещениям, но и к иным бытовым помещениям, что компенсирует недостаточные размеры жилых комнат-спален.

Попов А.А. отбывает наказание в улучшенных условиях, в связи с чем он не находится в замкнутом помещении, то есть его содержание в исправительном учреждении сопровождается достаточно большой свободой передвижения и содержательными занятиями вне помещений отряда.

Указанное обстоятельство само по себе не создает Попова А.А. дефицит личного пространства при содержании в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.

Содержание осужденных в исправительных учреждениях предусматривает определенные ограничения, в связи с чем, условия содержания в исправительном учреждении не могут в полной мере соответствовать условиям проживания граждан в условиях свободы.

По этому же основанию суд отвергает довод Попова А.А. о создании ему неудобств в проживании.

Суд отвергает довод истца о нарушении условий содержания.

Функциональное назначение комнаты хранения личных вещей, ее площадь и оборудование не предназначены для одновременного нахождения в ней всех осужденных ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.

Ссылку Попова А.А. на нарушение условий содержания вследствие отсутствия возможности умываться горячей водой суд во внимание не принимает. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность исправительного учреждения обеспечения осужденных горячей водой для умывания.

На основании изложенного суд находит установленным, что условия содержания Попова А.А. в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области соответствовали условиям проживания в них осужденных, определенных уголовно-исполнительным законодательством, положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренных Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года, статей 2, 17, 21, 46, 55 Конституции Российской Федерации, статей 10, 11, 82, 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статей 151, 169, 1099, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в постановлениях от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", от 10 октября 2003 года № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".

Таким образом, права Попова А.А. на надлежащие условия в исправительном учреждении ответчиками нарушены не были.

На основании изложенного суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Попова А.А.

При подаче иска Попов А.А. государственную пошлину не платил.

Поскольку Попову А.А. отказано в удовлетворении иска, то с него в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.

Вместе с тем, принимая во внимание, что истец отбывает наказание по приговору суда и у него трудное материальное положение, суд считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

2-335/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Попов Анатолий Анатольевич
Ответчики
ФСИН России
Другие
Макаренко Николай Юрьевич
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области
УФСИН России по Липецкой области
Масленникова Анастасия Геннадьевна
Суд
Елецкий городской суд Липецкой области
Судья
Баранов И.В.
Дело на сайте суда
eletsgorsud.lpk.sudrf.ru
26.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.01.2023Передача материалов судье
27.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2023Судебное заседание
10.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.04.2023Судебное заседание
18.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее