Решение по делу № 2-878/2015 от 14.10.2015

к делу № 2-878/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи     ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Круглова Н.А.,

при секретаре судебного заседания (..),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Сочи гражданское дело по исковому заявлению (..) к администрации города Сочи Краснодарского края о признании права собственности на самовольно возведенный трехэтажный объект недвижимости в виде нежилых помещений, и встречному исковому заявлению администрации города Сочи Краснодарского края к (..) о сносе самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

(..) через своего представителя по доверенности (..) обратилась в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением к администрации города Сочи о признании права собственности на самовольно возведенный трехэтажный объект недвижимости (служебного здания) в виде нежилых помещений, общей площадью 264,7 кв.м., 3 этажа (в том числе мансарда), расположенный на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель истицы поддержала исковые требования и обосновала их тем, что истице в соответствии с Договором о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по Договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок для размещения зданий и сооружений, с кадастровым сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ расположенный по адресу: <адрес> На указанном участке, истицей ДД.ММ.ГГГГ был возведен нежилой объект недвижимости, в виде служебного здания, общей площадью 264,7 кв.м., этажностью 3 этажа (в т.ч. мансарда). Однако, за выдачей разрешения на строительство на спорный объект, последняя, в установленном законом порядке, не обращалась. В силу чего, в соответствии с требованиями положения о городской межведомственной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории города Сочи, утвержденной Постановлением Главы г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась по факту существующего объекта в межведомственную комиссию по пресечению самовольного строительства администрации г. Сочи, с заявлением о сохранении вновь построенного объекта, имеющего признаки самовольного строительства. Между тем, письмом за от ДД.ММ.ГГГГ правовым Управлением администрации г. Сочи истице было отказано в рассмотрении на комиссии вопроса о сохранении объекта, в силу следующих обстоятельств. Так, из текста письма сообщается, что в силу п. 3.2. вышеуказанного Положения межведомственная комиссия не вправе рассматривать вопросы о необходимости сноса либо о возможности сохранения самовольных построек, если для строительства, реконструкции таких объектов требуется в соответствии с ГрК РФ проведение экспертизы проектной документации. В то же время, в силу ч.2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: 1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); 2) жилые дома с количеством этажей не более чем три. состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); 3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования; 4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; 5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два. общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами. Из фактических обстоятельств видно, что спорный объект является отдельно стоящим капитальным строительством с количеством этажей три этажа, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров и которое не предназначено для проживания граждан и осуществления производственной деятельности. Следовательно, в данном случае требования вышеназванной статьи относятся к настоящему строению, в силу чего администрация г. Сочи указала в письме, что истица вправе обратиться в суд с настоящим исковым заявлением о признании права собственности на самовольную постройку.

Вместе с тем, п.3 ст.222 ПС РФ допускает возможность признания права собственности на самовольное строение в судебном порядке, что позволяет исключить необоснованный снос (разборку) постройки, которая отвечает установленным требованиям, т.е. строительство любого объекта, который создан в соответствии с требованиями СНиП, не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие надлежаще утвержденной проектной документации и разрешения на строительство само по себе не может служить безусловным основанием к отказу в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков приобретают право собственности на возведенное или созданное ими для себя на этих участках недвижимое имущество, если иное не предусмотрено законом или договором. Строительство считается оконченным и вновь созданное недвижимое имущество признается объектом права собственности согласно ст. 219 ГК РФ с момента государственной регистрации. До этого времени застройщику принадлежит право собственности не на объект недвижимости, а на использованные при его строительстве материалы и конструкции.

В случае, предусмотренном п.3 ст.222 ГК РФ, истцу следует предъявить суду доказательства, свидетельствующие о предоставлении ему исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, для использования в целях, соответствующих назначению этой постройки.

Созданный объект недвижимости не нарушает права и требования третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, расположен в правомерных границах предоставленного земельного участка и вид разрешенного использования земельного участка соответствует целям предусмотренных Договором аренды.

В силу требований п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» суд вправе признать право собственности на самовольную постройку за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном бессрочном пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Пункт 26 указанного Постановления говорит о том, что суд, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, должен установить, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную тройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан. Из изложенного следует, что истица предприняла все возможные усилия направленные на получение разрешения о вводе спорного объекта в эксплуатацию.

Представитель администрации города Сочи по доверенности (..) исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. В суд обратился со встречным исковым заявлением к истцу о сносе самовольной постройки, которое обосновал тем, что истцом на земельном участке с кадастровым расположенном <адрес> был самовольно возведен объект в виде нежилого объекта недвижимости (служебного здания), <адрес> без соответствующего разрешения на строительство.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

В соответствии со ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают в том числе органы местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что самовольной постройкой является жилой дом. другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Статьей 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков). В соответствии с пунктом 2 той же статьи последствием, то есть санкцией за данное правонарушение, является отказ признания права собственности за застройщиком и снос самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.

Вышеуказанные нарушения градостроительного законодательства усугубляются также тем, что строительство спорного объекта производится в г.Сочи, который в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Совета Министров РФ от ДД.ММ.ГГГГ за «О государственной поддержке функционального развития города-курорта Сочи» Сочинский регион отнесен к курортам федерального значения.

Указом президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам.

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 591-р курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

Выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, представленные письменные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, а встречный иск следует удовлетворить по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, истицей (..) на указанном земельном участке с кадастровым расположенном по переулку <адрес> самовольно возведен объект в виде нежилого капитального объекта недвижимости (служебного здания), <адрес> без соответствующего разрешения на строительство.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Разрешение на строительство является единственным основанием для осуществления строительства.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Согласно п. п. 1 - 3 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно п. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ - проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. б ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В рамках настоящего гражданского дела, по ходатайству истицы, проведена судебная экспертиза. Суд, дав оценку экспертному заключению ООО «Центр независимых экспертиз», не принял его в качестве допустимого доказательства по настоящему делу, так как изначально эксперту не были представлены и им не использовались: план застройки территории поселения, проектная и строительная документации на возведённый объект недвижимости. В части соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и смежных землепользователей, заключение выполнено без учёта их мнения и участия.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.

Такая позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГг. сформулировано самостоятельное дополнительное условие, необходимое для признания права собственности, не указанное в ст. 222 ГК РФ, выражающееся в доказательстве применения надлежащих мер по получению разрешения на строительство после его начала. То есть истец должен доказать, что им были приняты все необходимые меры для соблюдения установленных законом требований к строительству, в том числе для получения необходимого для этого разрешения на строительство.

Таким образом, с учетом данных в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ разъяснений, обращению в суд должно предшествовать обращение к уполномоченному органу за разрешением на строительство или разрешением на ввод в эксплуатацию и получение отказа в выдаче этих документов, свидетельствующее об отсутствии иной возможности урегулирования статуса спорного объекта недвижимости.

Следовательно, для удовлетворения иска о признании права собственности на самовольную постройку истец должен доказать, что им были приняты все необходимые меры для соблюдения установленных законом требований к строительству, в том числе для получения необходимых для этого разрешений.

В судебном заседании и не оспаривалось сторонами, что истица не обращалась к уполномоченному органу за разрешением на строительство, и в предусмотренном законом порядке разрешение на строительство вышеуказанного спорного объекта ей не выдавалось.

Таким образом, истицей не доказано, что ею были приняты меры по получению разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку.

Пункты 3, 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Пунктом 2 ст. 51 ГрК РФ закреплено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Выдача разрешения на строительство не требуется только в случаях, определенных п. 17 ст. 51 ГрК РФ.

В соответствии со ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 120.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают в том числе органы местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым расположенный по адресу: г.Сочи, Центральный района переулок Горького 22, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г. Сочи.

Согласно Договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановлений Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок выделен ЗАО «Сокол» для размещения зданий и сооружений турбазы. При этом возведение (новых) строений, а также реконструкция и изменение функционального назначения существующих зданий и сооружений без получения соответствующей разрешительной документации не допускается(п.1.3. Договора).

В силу пунктов 5.2, 5.2.1 Договора арендатор обязан выполнять в полном объёме все условия договора. При эксплуатации земельного участка строго соблюдать требования федерального, краевого законодательства и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления города Сочи.

Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Сокол» по Договору о передаче прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка передало свои права и обязанности гражданке (..).

(..) ДД.ММ.ГГГГ по Договору о передаче прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка передала свои права и обязанности гражданину (..).

(..) ДД.ММ.ГГГГ по Договору о передаче прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка передал свои права и обязанности гражданке (..) (Рябченко) (..).

Судом установлено, что в настоящее время истцом (..) на указанном земельном участке с кадастровым <адрес> самовольно возведен объект в виде нежилого капитального объекта недвижимости (служебного здания), <адрес> без соответствующего разрешения на строительство.

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков). В соответствии с пунктом 2 той же статьи последствием, то есть санкцией за данное правонарушение, является отказ признания права собственности за застройщиком и снос самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.

Кроме того, судом установлено и не оспаривалось сторонами, земельный участок, на котором расположено самовольно возведенное строение, входит в границы второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта.

В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Совета Министров РФ от ДД.ММ.ГГГГ за «О государственной поддержке функционального развития города-курорта Сочи» Сочинский регион отнесен к курортам федерального значения.

Указом президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам.

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

Учитывая изложенное, поскольку в настоящее время на принадлежащем администрации города Сочи земельном участке с кадастровым номером 23:49:0204018:0007, расположенном по переулку Горького 22 Центрального района города Сочи, вместо размещения сооружений турбазы ЗАО «Сокол», самовольно возведен объект в виде нежилого капитального объекта недвижимости (служебного здания), обшей площадью 264,7 кв.м., этажность - 3 этажа (в т.ч. мансарда), разрешение на строительство которого истице (..) не выдавалось, а также принимая во внимание, что вышеназванный объект находится в границе зоны округа горно-санитарной охраны курорта, суд пришел к выводу об удовлетворении иска администрации города Сочи о сносе спорной самовольной постройки.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления (..) к администрации города Сочи Краснодарского края о признании права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости в виде нежилых помещений, отказать.

Встречное исковое заявление администрации города Сочи Краснодарского края к (..) о сносе самовольной постройки, удовлетворить.

Признать самовольной постройкой объект недвижимости, <адрес> расположенный на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>

Обязать (..) осуществить снос самовольно возведенного объекта недвижимости, общей площадью 264,7 кв.м., этажность – 3 (в т.ч. мансарда), расположенный на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>

Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Н.А. Круглов

Мотивированное решение составлено и подписано судьёй ДД.ММ.ГГГГ

2-878/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Поспелова Е.А.
Ответчики
Администрация г.Сочи
Другие
Росреестр
Суд
Центральный районный суд г. Сочи
Дело на сайте суда
sochi-centralny.krd.sudrf.ru
14.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.01.2015Передача материалов судье
04.02.2015Подготовка дела (собеседование)
04.02.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.02.2015Предварительное судебное заседание
26.02.2015Предварительное судебное заседание
06.03.2015Судебное заседание
12.03.2015Судебное заседание
16.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее