РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2013 года г.Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Капранова В.В.
при секретаре Петровской Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края прокурора г.Сочи в интересах неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия Департамента строительства Краснодарского края,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Краснодарского края прокурор г.Сочи в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Департамента строительства Краснодарского края, выразившегося в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищённости объекта олимпийского строительства «Канализационная насосная станция №б взамен существующей (проектные и изыскательские работы, строительство)».
В обоснование своего заявления указал, что прокуратурой Краснодарского края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищённости строящихся олимпийских объектов. На основании действующего законодательства Департамент строительства Краснодарского края осуществляет функции ответственного исполнителя Программы строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, в том числе в части обеспечения безопасности, антитеррористической защищённости объекта олимпийского строительства. В ходе проверки было установлено, что организация охраны на объекте строительства «Канализационная насосная станция № взамен существующей (проектные и изыскательские работы, строительство)» не соответствует предъявляемым требованиям. Так отсутствуют: ограждение по периметру, КПП для пропуска людей и транспорта, указательные и предупредительные знаки, освещение по периметру, табель постам, периметральная охранная сигнализация, система видеонаблюдения, площадка для досмотра транспорта и эстакада, служебная документация. Имеются неконтролируемые проходы, позволяющие беспрепятственно войти и выйти с территории объекта. Пропускной режим не осуществляется. На данном объекте ранее также проводились проверки 21.02.2012г., 29.06.2012г., в ходе которых выявлялись эти же нарушения, то есть Департаментом не были приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений. Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере организации охраны олимпийского объекта «Канализационная насосная станция № взамен существующей (проектные и изыскательские работы, строительство)», по мнению прокурора, является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на повышение уровня безопасности и антитеррористической защищённости. Непринятие мер, направленных на предупреждение угроз терроризма, нарушает гарантированные Конституцией РФ права граждан на охрану жизни и здоровья. На основании изложенного прокурор просит суд признать бездействие Департамента строительства Краснодарского края незаконным и обязать принять меры, направленные на обеспечение безопасности и антитеррористической защищённости объекта олимпийского строительства «Канализационная насосная станция № взамен существующей (проектные и изыскательские работы, строительство)».
В судебном заседании прокурор доводы и требования заявления поддержал в полном объёме, настаивал на удовлетворении.
Представитель Департамента строительства Краснодарского края заявил, что считает заявление не подлежащим удовлетворению, так как проверка 31.05.2013г. проводилась без предупреждения и в отсутствие представителя Департамента строительства Краснодарского края, поэтому её результаты Департамент считает незаконными; акт с результатами проверки в адрес Департамента не направлен.
В соответствии с поручением заместителя председателя Правительства РФ от 10.07.2010г. № обязанность по включению в проектную документацию требований по антитеррористической защищённости в период строительства олимпийских объектов, не включённых в перечень особо охраняемых (к данной категории относится указанный объект), возложена на ГК «Олимпстрой», и должны включаться ГК «Олимпстрой» на стадиях подготовки технических требований по проектированию и строительству олимпийских объектов, согласования технических заданий и проектно-сметной документации. В соответствии с этим же поручением предъявление требований, не предусмотренных проектной документацией, при комиссионных обследованиях недопустимо. Проектная документация по данному объекту разрабатывалась ГК «Олимпстрой»; оборудование объекта системами охранной сигнализации, охранного телевидения, тревожной сигнализации и охранного освещения не предусмотрено в задании на проектирование, что в свою очередь отразилось на отсутствии данных требований в технической документации и определения стоимости дополнительных работ, материалов, оборудования. Вместе с тем, проектно-сметная документация, не предусматривающая монтаж технических средств охраны и исполнения других мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости указанного объекта, получила положительное заключение государственной экспертизы и прошла согласования в органах МЧС РФ в соответствии с приложением № к приказу ФСБ РФ №417 от 27.08.2009г. в соответствии с п.4.1 «Требований к организации мероприятий по обеспечению безопасности олимпийских объектов, не включённых в Перечень особо охраняемых олимпийских объектов, на период строительства», утверждённых приказом ГК «Олимпстрой» № от 12.03.2012г., монтаж временных технических средств охраны, в т.ч. системы охранной сигнализации, системы охранного телевидения, кнопки тревожной сигнализации, охранного освещения производится на стационарных объектах в случае наличия специальных требований в задании на проектирование объекта. Выполнение мероприятий, отмеченных в заявлении прокуратуры Краснодарского края, влечёт необходимость корректировки проектной документации и увеличения сметной стоимости, что в свою очередь не представляется возможным, в части включения дополнительных мероприятий по обеспечению охраны, так как методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004 (постановление Госстроя России от 12.01.2004г. №6) не предусмотрено включение в состав данных расходов затрат, обеспечивающих исполнение Требований безопасности, а также так как в соответствии с разъяснениями ФАУ «Главгосэкспертиза» от 06.07.2012г. № включение в сводный сметный расчёт на строительство олимпийских объектов накладных расходов на обеспечение их охраны, выполненных с отступлением от норм накладных расходов, определённых МДС 81-33.2004, является основанием для подготовки заключения о недостоверности определения сметной стоимости.
Кроме того, в соглашении, заключённом между ответственным исполнителем (администрацией Краснодарского края) и ГК «Олимпстрой», Департамент строительства не фигурирует и стороной соглашения не является. Таким образом, заинтересованное лицо полагает, что ссылки на данное соглашение в части возложения ответственности за охрану рассматриваемого объекта в период его строительства непосредственно на Департамент являются некорректными. Заключённые соглашения между Департаментом строительства Краснодарского края, являющимся самостоятельным юридическим лицом, и ГК «Олимпстрой» отсутствуют.
Также не соответствует действительности содержащееся в заявлении прокуратуры Краснодарского края утверждение о бездействии Департамента в вопросах обеспечения безопасности строящихся олимпийских объектов, так как Департаментом на постоянной плановой основе производится работа по осуществлению собственного ведомственного контроля и исполнения рекомендаций и предписаний различных контролирующих органов в сфере обеспечения антитеррористической защищённости и безопасности строящихся олимпийских объектов. Кроме того, все нарушения, выявленные в ходе предыдущих проверок были устранены, о чём имеется соответствующий акт.
Представитель «Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» поддержал все доводы заявления прокурора г.Сочи, также просил заявление удовлетворить. Пояснил, что проверка от 31.05.2013г. была проведена в целях мониторинга и осуществления контроля исполнения рекомендаций по устранению недостатков, данных по результатам предыдущей проверки от 21.02.2012г. ГК «Олимпстрой» наделена полномочиями по проведению проверок. В целях принятия мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищённости Олимпийского объекта, необходимо выполнение следующих требований: организация охраны и оборудование ограждений, оборудование шлагбаума, оборудование объекта освещением по периметру и внутри самого объекта, оборудование видеонаблюдения, организация надлежащего контроля материалов, оборудования и конструкций, поступающих на строительную площадку, оборудование эстакады, установка КТС с выводом на ПЦО УВД г.Сочи.
Изучив материалы дела и выслушав мнение представителей сторон, суд приходит к выводу, что заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края прокурора г.Сочи в интересах неопределённого круга лиц законно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
ФЗ от 01.12.2007г. №310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с организацией и проведением ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и развитием г.Сочи как горноклиматического курорта. В соответствии с ч.2.1 ст.10 данного закона в период организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр обеспечение безопасности осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
ФЗ от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления и предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В соответствии со ст.5 данного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Пунктом 88 Программы строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утверждённой постановлением Правительства РФ от 29.12.2007г. №991, предусмотрено строительство олимпийского объекта «Канализационная насосная станция № взамен существующей (проектные и изыскательские работы, строительство)». Ответственным исполнителем по данному пункту Программы является администрация Краснодарского края.
Департамент строительства Краснодарского края, являясь в силу п.1.1 положения, утверждённого постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.06.2003г. №551, органом исполнительной власти края, а также реализуя мероприятия администрации Краснодарского края по п.1.5 Приложения №3 к Перечню мероприятий краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта», утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2009г. №723, осуществляет функции ответственного исполнителя по п.88 Программы строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта в части строительства объекта «Канализационная насосная станция № взамен существующей (проектные и изыскательские работы, строительство)».
В соответствии с пп. «е» и пп. «з» п.1 постановления Правительства РФ от 01.06.2009г. №458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства» организация охраны, обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищённости олимпийских объектов в период их строительства осуществляется ответственным исполнителем Программы.
Согласно ч. 15 ст.14 ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» между администрацией Краснодарского края и ГК «Олимпстрой» заключено соглашение об осуществлении контроля за строительством олимпийских объектов от 31.07.2009г. №. Статьями 6.1 и 6.7 данного Соглашения предусмотрено, что ГК «Олимпстрой» вправе проводить проверки, в т.ч. выездные, по месту нахождения олимпийских объектов, по результатам которых составляется акт с изложениям выявленных недостатков и рекомендаций по их устранению. Согласно ст.5.1.4 Соглашения ответственный исполнитель в согласованные с ГК «Олимпстрой» сроки обеспечивает устранение недостатков, выявленных в ходе осуществления контроля (мониторинга).
Из материалов дела судом установлено, что 31.05.2013г. во исполнение постановления Правительства РФ от 01.06.2009г. №458 комиссия в составе представителя Департамента охраны олимпийских объектов ГК «Олимпстрой», инспектора ФГКУ УВО ГУ МВД России по Краснодарскому краю, инспектора ОЛРР УВД по г.Сочи, прокурора отдела управления по надзору за исполнением законодательства в ходе подготовки к Олимпийским играм прокуратуры Краснодарского края была проведена проверка состояния технической укреплённости, физической охраны и антитеррористической защищённости объекта № Программы «Канализационная насосная станция № взамен существующей (проектные и изыскательские работы, строительство)» в целях определения его устойчивости к преступным посягательствам, террористической и криминальной защищённости, а также разработки организационно-технических решений по его дооснащению временными (на период строительства) инженерно-техническими средствами охраны. По результатам проверки комиссия пришла к выводу о том, что уровень организации охраны и безопасности объекта не соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, данный объект проверялся повторно, после обследования его в этих же целях 21.02.2012г. – тогда были выявлены аналогичные нарушения, и даже по меньшему числу пунктов, чем проверкой 31.05.2013г.
Таким образом, Департамент строительства Краснодарского края, как ответственный исполнитель Программы в части строительства рассматриваемого объекта, не исполнил возложенные на него обязанности и не выполнил требования законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищённости строящихся олимпийских объектов, системности и комплексного использования специальных и иных мер противодействия терроризму, минимизацию последствий проявления терроризма, приоритете мер предупреждения терроризма, противодействия угрозам терроризма в целом, в пределах полномочий, предоставленных органу государственной власти края ст.ст.2, 5 ФЗ от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Относительно доводов возражений Департамента строительства Краснодарского края на настоящее заявление о том, что проверка проводилась в отсутствие его представителя, суд полагает, что данное обстоятельство не может повлиять на установление факта наличия нарушений требований законодательства о безопасности и защищённости объекта олимпийского строительства и отсутствия всех необходимых мер по организации охраны и безопасности объекта.
Доводы Департамента о том, что он не является надлежащим исполнителем по организации охраны строящегося олимпийского объекта не заслуживают внимания, так как из приведённых норм законодательства прямо усматривается обратное.
Касательно утверждений заинтересованного лица о необходимости изначально закладывать в общую смету строительных работ накладных расходов на мероприятия по обеспечению безопасности объекта строительства суд установил, что на основании положений постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2009г. № финансирование строительства объекта «Канализационная насосная станция № взамен существующей (проектные и изыскательские работы, строительство)» осуществляется из средств федерального и краевого бюджетов, а в соответствии с пп. «е» п.1 постановления Правительства РФ от 01.06.2009г. №458 организация охраны олимпийских объектов, не вошедших в перечень особо охраняемых олимпийских объектов, (как в настоящем рассматриваемом случае) осуществляется ответственными исполнителями Программы за счёт собственных средств, т.е. за счёт средств Департамента строительства Краснодарского края, а не бюджетных, следовательно, эти расходы в общую смету вносить не обязательно.
Приложенные к возражениям Департамента на заявление письма Прокуратуры Краснодарского края и заместителя председателя Правительства РФ, на которые ссылается заинтересованное лицо при обосновании своих доводов, не являются нормативными правовыми акта и не имеют юридической силы.
Исходя из установленного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить, так как суд усматривает незаконность бездействия Департамента строительства Краснодарского края, выразившегося в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищённости объекта олимпийского строительства «Канализационная насосная станция № взамен существующей (проектные и изыскательские работы, строительство)».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░)».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░)».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░: