Решение по делу № 2-267/2015 от 02.02.2015

Дело № 2-267/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25.03.2015 года г. Белебей

Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Антонова А.В.,

с участием помощника Белебеевского межрайонного прокурора РБ Варейкина С.Г.,

представителя Администрации муниципального района <адрес> РБ – Болелой Г.Р., действовавшей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

при секретаре судебного заседания Дементьевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белебеевского межрайонного прокурора РБ в интересах Петров В.И. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обжаловании решения Администрации муниципального района <адрес> РБ о постановке Петрова В.И. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и обязании Администрации муниципального района <адрес> РБ поставить Петрова В.И. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Белебеевский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением.

В судебном заседании помощник Белебеевского межрайонного прокурора РБ Варейкин С.Г. исковое заявление поддержал и просил суд обязать Администрацию муниципального района <адрес> РБ включить Петрова В.И. и членов его семьи в список граждан, жилые помещения по договору социального найма которым предоставляются вне очереди, в соответствии с заявлением Петрова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированном в жилищном секторе отдела по правовым и жилищным вопросам Администрации муниципального района <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ за вх. ; обязать Администрацию муниципального района <адрес> РБ предоставить Петрову В.И. и членам его семьи благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, в черте <адрес>, общей площадью по норме предоставления не менее <данные изъяты> кв.м..

Свои исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Петрова В.И., проживающего по адресу: <адрес>, о нарушении его жилищных прав, а также прав совместно проживающих с ним супруги и несовершеннолетнего ребенка. По результатам проверки установлено, что Петров В.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию муниципального района <адрес> РБ с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что квартира, в которой он проживает и находится у него в собственности, признана непригодной для проживания, поскольку находится на цокольном этаже здания. К обращению Петровым В.И. была приложена копия заключения межведомственной комиссии, назначенной Администрацией муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ года. Комиссия пришла к выводу о несоответствии жилого помещения по адресу: <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению на основании данных технического паспорта, так как этаж является цокольным. То обстоятельство, что жилое помещение, в котором проживает Петров В.И. вместе с членами своей семьи на момент рассмотрения предыдущего искового заявления. По результатам рассмотрения заявления Петрова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> РБ было принято решение о признании Петрова В.И. и членов его семьи малоимущими и принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о признании утратившим силу постановления Главы Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе в жилой фонд нежилого помещения с перепланировкой и обустройством отдельных входных узлов по <адрес>». Считает, что органом местного самоуправления также был признан незаконным порядок перевода нежилых помещений, расположенных по указанному выше адресу в жилой фонд, осуществленный на основании разрешительных документов, выданных этим же органом местного самоуправления. Следовательно, Петров В.И. и члены его семьи были лишены права на проживание в жилом помещении, решением от ДД.ММ.ГГГГ были грубо нарушены его конституционные права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Павлов В.И. на судебное заседание не явился, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания был извещен, об уважительности причины неявки суду не сообщил, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Представитель Администрации муниципального района <адрес> РБ Болелая Г.Р. в удовлетворении иска просила отказать, мотивируя тем, что прокуратурой подано заявление Обь обжаловании решения Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ (о признании Петрова В.И. малоимущим и постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма). Данное решение Администрацией было направлено Петрову В.И. уведомлением ДД.ММ.ГГГГ . Информация о признании Петрова В.И. малоимущим и постановке его на указанный учет была направлена в Белебеевскую межрайонную прокуратуру РБ (письма от ДД.ММ.ГГГГ ; , от ДД.ММ.ГГГГ ) с направлением выписки из решения Администрации муниципального района <адрес> РБ. После вынесения решения Белебеевского городского суда РБ вынесено постановление о признании утратившим силу постановления Главы Администрации муниципального района <адрес> РБ «О переводе в жилой фонд нежилого помещения по <адрес> в <адрес>». Согласно действующего законодательства существует порядок возмещения убытков, причиненных действиями органов местного самоуправления, органов государственной власти в соответствии со ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ. В случае возникновения убытков, в следствии неправомерных действий должностных лиц органа местного самоуправления, Петровым В.И. должно быть подано заявление о возмещении убытков.

Выслушав помощника Белебеевского межрайонного прокурора РБ Варейкина С.Г., представителя Администрации муниципального района <адрес> РБ Болелую Г.Р., исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Белебеевской межрайонной прокуратурой РБ проведена проверка по обращению Петрова В.И., проживающего по адресу <адрес>, о нарушении его жилищных прав, а также прав совместно проживающих с ним членов семьи.

Ранее, ДД.ММ.ГГГГ в Белебеевский городской суд РБ прокуратурой предоставлялось исковое заявление с требованием, в том числе об обязании Администрации МР <адрес> РБ предоставить Петрову В.И. и членам его семьи благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, в черте <адрес>, общей площадью по норме предоставления не менее <данные изъяты> кв. м.

Решением Белебеевского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данной части исковых требований Белебеевскому межрайонному прокурору РБ было отказано.

В соответствии с пп. 1 ч. 2 ст. 392 ГПК РФ, основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений являются в том числе вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части третьей настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства.

Согласно пп. 1 ч. 3 ст. 392 ГПК РФ, к вновь открывшимся обстоятельствам относятся в том числе существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.

Как следует, Петров В.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию муниципального района <адрес> РБ с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что квартира, в которой он проживает и находится у него в собственности, признана непригодной для проживания, поскольку находится на цокольном этаже здания. К обращению им была приложена копия заключения межведомственной комиссии, назначенной Администрацией муниципального района <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ года.

Комиссией принято решение о несоответствии жилого помещения по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, на основании данных технического паспорта, выданного Белебеевским межрайонным филиалом Центра учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан, что этаж является цокольным.

То есть, то обстоятельство, что жилое помещение, в котором проживает Петров В.И. вместе с членами своей семьи, является непригодным для проживания, не было известно на момент рассмотрения предыдущего искового заявления, указанного выше.

По результатам рассмотрения обращения Петрова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о признании Петрова В.И. и его семьи малоимущими и принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом, в выписке из решения Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ в примечании указано «малоимущие, жилое помещение признано непригодным для проживания».

В учетном деле Петрова В.И., находящемся в Администрации муниципального района <адрес> РБ, имеются в том числе следующие документы, послужившие основанием для постановки его в вышеуказанную очередь: технический паспорт жилого помещения (<адрес>) в <адрес>, РБ.

В данном паспорте содержатся, в том числе следующие сведения, а именно: экспликация площади квартиры (жилая комната, кухня, ванная, коридор, лоджия, итого по <адрес>, общая площадь <данные изъяты> кв.м.).

Кроме того, в соответствии с п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

В соответствии с пунктом 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

- свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. В свидетельстве указано, что Петров В.И. является собственником квартиры, назначение жилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м. (этаж цокольный), адрес квартиры: <адрес>.

- паспорт Петрова В.И. с отметкой о его регистрации: <адрес>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ года.

- паспорт Петряковой Н.И., с отметкой о ее регистрации: <адрес>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ года.

- выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ . В указанной выписке указаны также следующие сведения – Петрову В.И. принадлежит на праве собственности <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. Назначение объекта – жилое.

Вышеперечисленные документы ДД.ММ.ГГГГ были заверены специалистом жилищного сектора отдела по правовым и жилищным вопросам Администрации муниципального района <адрес> РБ.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Согласно пп. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 376-О-П по жалобе гражданина Алексеева Р.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 376-О-П) содержатся в том числе следующие положения, а именно: в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Алексеев Р.В. оспаривает конституционность пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1) и 40 (части 1 и 3), в той мере, в какой оно с учетом смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, допускает предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, только если они до наступления обстоятельств, послуживших причиной утраты жилого помещения, состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 376-О-П Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № 20-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом ни из ст. 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № 376-О-П определил пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЖК РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 85-ВО8-3 отмечено, что вышеизложенные нормы закона не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в нем указаний на предоставление жилья в порядке очередности для данной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье данной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

В силу п. 4 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему Федеральному закону.

ЖК РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.

Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь.

Кроме того, Верховным Судом РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ указано, в том числе на следующее, а именно: «Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.

Таким образом, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам в них нуждающихся.

При этом, признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № , признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ)».

В соответствии с данными, содержащимися в Свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Петровым В.И. приобретена в собственность <адрес>, расположенная по указанному выше адресу. Основанием для приобретения квартиры явился договор купли-продажи квартиры без номера от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации договора ДД.ММ.ГГГГ .

В этой связи следует отметить следующее:

Главой Администрации МР <адрес> РБ вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе в жилой фонд нежилого помещения с перепланировкой и обустройством отдельных входных узлов по <адрес>».

Нежилые помещения цокольного этажа многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, согласно акту приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ переведены в жилой фонд. В данном доме расположены квартиры с по № .

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного ООО «Корунд», подписано главным архитектором отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района <адрес> РБ.

Работы производились в соответствии с разрешением на реконструкцию, выданным Администрацией муниципального района <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ .

Архитектурно-планировочный паспорт от ДД.ММ.ГГГГ утвержден главным архитектором Администрации муниципального района <адрес> РБ.

На основании данных документов, выданных Администрацией муниципального района <адрес> РБ, указанные выше нежилые помещения были переведены в жилой фонд.

Следовательно, после перевода нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, находящемся по указанному выше адресу, в жилые, Петровым В.И. ДД.ММ.ГГГГ была приобретена одна из квартир, расположенных на цокольном этаже названного многоквартирного жилого дома.

Суд приходит к выводу, что на момент приобретения указанной квартиры Петров В.И. не мог знать о том, что приобретаемая им жилая квартира фактически является непригодной для проживания, и ремонту или реконструкции не подлежит.

Как следует, после ухудшения условий проживания в названной квартире Петровым В.И. были направлены обращения в Государственную жилищную инспекцию РБ, Белебеевскую межрайонную прокуратуру.

По результатам проведенных проверок и прошедших судебных заседаний установлено, что изложенный выше порядок перевода нежилых помещений в жилой фонд был осуществлен с грубым нарушением требований федерального законодательства.

После вынесения Межведомственной комиссией, назначенной Администрацией МР <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ, заключения о несоответствии жилого помещения, расположенного по указанному выше адресу, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, Главой Администрации муниципального района <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о признании утратившим силу постановления Главы Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе в жилой фонд нежилого помещения с перепланировкой и обустройством отдельных входных узлов по <адрес>».

Следовательно, самим органом местного самоуправления также был признан незаконным порядок перевода нежилых помещений, расположенных по указанному выше адресу, в жилой фонд, осуществленный на основании разрешительных документов, выданных этим же органом местного самоуправления.

В результате принятия указанных выше правовых актов, изданных органом местного самоуправления, фактически Петров В.И. и члены его семьи были лишены конституционного права на проживание в жилом помещении, принадлежащим им на праве собственности и отвечающем требованиям федерального законодательства, в том числе санитарным правилам, пожарным, строительным нормам и иным требованиям федерального законодательства.

На основании изложенного, суд считает, что указанные выше обстоятельства, как признание государственными органами незаконным порядка перевода нежилых помещений в жилой фонд, возникли в результате наступления находящихся вне сферы контроля Петрова В.И. обстоятельств, и как было изложено выше Петров В.И. не имеет возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, поскольку он и члены его семьи признаны малоимущими.

Суд также считает, что в результате принятия ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления решения о принятии Петрова В.И. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по общим основаниям, были грубо нарушены его конституционные права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Как было установлено органом местного самоуправления в ходе рассмотрения представленных Петровым В.И. в Администрацию муниципального района <адрес> РБ документов, он и его семья являются малоимущими гражданами, следовательно, Петров В.И. и члены его семьи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, иных федеральных законов имеют право на особую социальную поддержку и защиту, дополнительные гарантии соблюдения его жилищных прав, в том числе в принимаемых органом местного самоуправления решениях.

Исходя из изложенного, суд находит исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора РБ законными и обоснованными, в связи с чем удовлетворяет требования Белебеевского межрайонного прокурора РБ к Администрации муниципального района <адрес> РБ об обязании Администрации муниципального района <адрес> РБ включить Петрова В.И. и членов его семьи в список граждан, жилые помещения по договору социального найма которым предоставляются вне очереди, в соответствии с заявлением Петрова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированном в жилищном секторе отдела по правовым и жилищным вопросам Администрации муниципального района <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ за вх. № ; обязании Администрации муниципального района <адрес> РБ предоставить Петрову В.И. и членам его семьи благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, в черте <адрес>, общей площадью по норме предоставления не менее <данные изъяты> кв.м..

Руководствуясь ст.ст. 193 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> РБ включить Петрова В.И. и членов его семьи в список граждан, жилые помещения по договору социального найма которым предоставляются вне очереди, в соответствии с заявлением Петрова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированном в жилищном секторе отдела по правовым и жилищным вопросам Администрации муниципального района <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ за вх. № .

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> РБ предоставить Петрову В.И. и членам его семьи благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, в черте <адрес>, общей площадью по норме предоставления не менее <данные изъяты> кв.м..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

2-267/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Белебеевская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация МР РБ
Другие
Петров В.И.
Суд
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
belebeevsky.bkr.sudrf.ru
02.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2015Передача материалов судье
06.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2015Подготовка дела (собеседование)
03.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2015Судебное заседание
30.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее