33-232/2019 судья Горбатенко Е.Ю.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Рязань
30 января 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Споршевой С.В., Рогозиной Н.И.,
прокурора Ачимова А.В.,
при секретаре Ивановой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Берова Федора Владимировича Лукашовой Юлии Сергеевны на решение Советского районного суда г.Рязани от 6 ноября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Берова Федора Владимировича к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» о восстановлении на работе отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения представителя Берова Ф.В. по доверенности – Лукашовой Ю.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ГКУ Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» по доверенности Ельцовой И.Ю., возражавшей по доводам жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Беров Ф.В. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Рязанская областная противопожарная служба» о восстановлении на работе.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 01.12.2006 года по 02.03.2018 года работал в ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» (далее – Учреждения) в должности спасателя кинологической службы аварийно-спасательной службы Рязанской области (далее – АСС РО).
01.07.2016 года между истцом и ответчиком был заключен договор аренды личной собаки, согласно которого истец добровольно дал обязательство в течение трех лет со дня заключения данного договора использовать принадлежащую ему собаку в служебной деятельности.
25.02.2018 года истцу вручено информационное письмо о том, что сертификационные испытания, устанавливающие допуск к выполнению задач по предназначению с использованием специально обученной собаки действительны до 01.03.2018 года.
02.03.2018 года при нахождении истца на рабочем месте ему был вручен приказ «Об отстранения от работы» от 01.03.2018 года №72.
На основании п.1 данного приказа истца с 08 часов 00 минут отстранили от исполнения должностных обязанностей по должности «спасатель кинологической группы АСС РО». Срок отстранения истца от работы ответчиком определен не был, что, по мнению истца, является грубым нарушением трудового законодательства. Кроме того, сертификационные испытания, устанавливающие допуск к выполнению задач по предназначению с использованием специально обученной собаки не являются основанием для отстранения работника от работы. Работодатель должен был направить в адрес истца уведомление и установить конкретный срок для прохождения сертификационных испытаний, устанавливающих допуск к выполнению задач по предназначению с применением специально обученной собаки. Таким образом, работодатель лишил истца законного права для устранения обстоятельств, послуживших основанием для отстранения от работы. В связи с тем, что приказ учреждения «Об отстранении от работы» от 01.03.2018 года издан с нарушениями закона, нарушенное право истца подлежит восстановлению.
После вручения приказа об отстранении начальник АСС РО Французов А.В. направил истца в отдел кадров учреждения для ознакомления с документами, где ему были вручены следующие документы: уведомление о досрочном расторжении договора аренды личной собаки, ввиду одностороннего отказа от его исполнения; уведомление о переводе работника на другую работу от 02.03.2018 года №; акт об отказе выразить свое согласие/несогласие (в момент вручения) в уведомлении от 01.03.2018 года; приказ о прекращении трудового договора от 02.03.2018 года №.
С указанными документами истец не согласен. Уведомление о досрочном расторжении собак является незаконным, так как односторонний отказ от исполнения договора законом не предусмотрен.
Также является незаконным уведомление о переводе на другую работу, так как на момент увольнения у работодателя, помимо предложенных вакансий имелись две свободные вакансии спасателя, которые истцу предложены не были, а именно: освободившаяся в 2017 году в связи с увольнением Тутанина А.В. и вакансия в связи с увольнением Синицина А.В., которая образовалась 02.03.2018 года.
Кроме того, приказ от 02.03.2018 года № является незаконным, так как данная норма сдержит исчерпывающий перечень специального права. Лишение специального права является самостоятельной процедурой, не предусмотренной трудовым законодательством и лишить специального права может только суд.
Статуса спасателя истец не утратил, следовательно, мог исполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором.
Кроме того, на основании ст. 60.2 ТК РФ п.1 Приказа учреждения «О возложении обязанностей на спасателей спасательного отряда и кинологической группы АСС РО ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» от 12.07.2016 года №159 на истца возложены обязанности водителя автомобиля. 14.07.2016 года возложенные обязанности водителя были оформлены путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору истца от 01.12.2006 года №306. Таким образом, он мог исполнять свои основные и дополнительные обязанности без применения специально обученной собаки на период до прохождения сертификационных испытаний, устанавливающих допуск к выполнению задач по предназначению с применением специально обученной собаки.
По указанным основаниям истец просил суд: признать незаконными отменить приказ Государственному казенному учреждению Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» от 1 марта 2018 года №72 «Об отстранении от работы»;
признать незаконным и отменить приказ Государственного казенного учреждения Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба»от 02 марта 2018 года №34лс о прекращении трудового договора с Беровым Ф.В.;
восстановить Берова Ф.В. на работе в Государственном казенном учреждении Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» в должности спасателя кинологической группы аварийно-спасательной службы Рязанской области;
взыскать с Государственного казенного учреждения Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» в пользу Берова Ф.В. средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе;
взыскать с Государственного казенного учреждения Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» в пользу Берова Ф.В. в счет компенсации морального вреда 100 000 рублей.
Протокольным определением суда от 24 мая 2018 года к участию в настоящем дела в качестве третьего лица, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена профсоюзная организация аварийно-спасательной службы Рязанской области.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Берова Ф.В., поданной его представителем Лукашовой Ю.С., содержится требование об отмене решения суда и принятии нового решения – об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В качестве оснований для отмены решения суда указано на то, что судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и не применен закон, подлежащий применению.
В письменных возражениях ГКУ Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции истец Беров Ф.В., представитель первичной профсоюзной организации ГКУ РО "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" не явились, о слушании дела извещены, о причинах неявки не сообщили. На основании ч.3 ст.167 и ч.2 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия в соответствии с требованиями ч.1 и ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что 01.12.2006 года истец Беров Ф.В. был принят на должность спасателя-кинолога в кинологический расчет Государственного учреждения Рязанской области "Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям".
На основании постановления губернатора Рязанской области от 29 января 2008г. № с 24 апреля 2008г. Государственное учреждение Рязанской области "Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" реорганизовано в форме разделения его на Государственные учреждения Рязанской области:
- "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба",
- "Отряд государственной противопожарной службы N 5 по охране г. Касимова",
- "Пожарная часть N 26 государственной противопожарной службы по охране г. Спас-Клепики",
- "Пожарная часть N 27 государственной противопожарной службы по охране г. Кораблино",
- "Пожарная часть N 29 государственной противопожарной службы по охране г. Ряжска",
- "Пожарная часть N 30 государственной противопожарной службы по охране г. Михайлова",
- "Пожарная часть N 37 государственной противопожарной службы по охране р.п. Сараи",
- "Отряд государственной противопожарной службы N 4 по охране г. Скопина",
- "Пожарная часть N 44 государственной противопожарной службы по охране г. Спасска",
- "Пожарная часть N 49 государственной противопожарной службы по охране р.п. Шилово",
- "Пожарная часть N 19 государственной противопожарной службы по охране Сасовского района".
25.04.2008г. истец переведен на должность спасателя-кинолога кинологического расчета Государственного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба".
Распоряжением правительства Рязанской области от 21.10.2011г. № 511-р создано государственное казенное учреждение Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" путем изменения типа существующего Государственного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба".
01.01.2012г. Беров Ф.В. переведен на должность спасателя в кинологическую группу государственного казенного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба".
Распоряжением правительства Рязанской области от 28.12.2012г. № 655-р создано государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" путем изменения типа существующего государственного казенного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба", с сохранением штатной численности учреждения.
Распоряжением правительства Рязанской области от 21.09.2015г. № 454-р создано государственное казенное учреждение Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" (далее – учреждение) путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба", с сохранением его основных целей деятельности и штатной численности.
01.07.2016 года между истцом и ответчиком был заключен договор аренды служебной собаки породы немецкая овчарка по кличке "Гуидо Урсус", по условиям которого Беров Ф.В. (сотрудник) обязался использовать принадлежащую ему собаку в служебной деятельности кинологической группы учреждения, в том числе для обучения и переподготовки по указанию руководства учреждения по общему и специальному курсам дрессировки на специальных сборах, в том числе с выездом в другие регионы и за пределы РФ; для участия в соревнованиях специалистов-кинологов и в кинологических выставках; в проводимых поисково-спасательных работах в составе спасательного отряда аварийно-спасательной службы или самостоятельно с выездом в зону чрезвычайных ситуаций и поиска; для участия в соревнованиях специалистов-кинологов и кинологических выставках; а учреждение обязалось поставить принадлежащую сотруднику служебную собаку на все виды довольствия и ветеринарное обслуживание, закрепить указанную собаку за сотрудником, предоставить сотруднику условия для содержания служебной собаки; обеспечить указанную в договоре собаку сотрудника кормом по нормам, предусмотренным приказом МЧС от 05.11.1997г. № 669, а именно: в период с 16 апреля по 15 октября по 0,4кг, в период с 16 октября по 15 апреля по 0,6кг, на период учений и испытаний по 0,6кг, на период ведения поисково-спасательных работ по 0,8кг, на период болезни собаки по 0,45кг сухого корма в сутки. Договор может продлеваться наравне с трудовым договором сотрудника. При переходе на другую работу, увольнении из аварийно-спасательной службы, других уважительных причинах или по истечении срока данного договора, сотрудник, работающий с указанной в договоре личной собакой, имеет право установленным порядком снять ее со всех видов довольствия и прекратить ее использование в интересах учреждения. В случае гибели служебной собаки при выполнении служебных задач сотруднику выплачивается денежная компенсация в размере ее балансовой стоимости.
Приказом МЧС России от 01.03.2017 года №101 «Об итогах проведения сертификационных испытаний кинологических расчетов поисковой кинологической службы МЧС России в 2016 году» утверждены итоги сертификационных испытаний кинологических расчетов в 2016 году и кинологический расчет в составе Берова Ф.В. и немецкой овчарки Гуидо Урсус успешно прошли сертификационные испытания и допущены к поисково-спасательным работам до 1 марта 2018 года.
Приказом ЦРЦ МЧС России от 28.06.2017 года № 482 «О мероприятиях по подготовке и проведению учебно-тренировочного сбора и ежегодных (открытых) сертификационных испытаний минно-розыскных, поисково-спасательных и кинологических расчетов службы спасения на воде субъектов Российской Федерации Центрального регионального центра МЧС России в 2017 году», с которым истец был ознакомлен, было определено проведение сертификационных испытаний в период с 14.08.2017 года по 18.08.2017 года на базе ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России».
Приказом учреждения от 25.07.2017 года работники кинологической группы аварийно-спасательной службы Рязанской области учреждения были откомандированы в город Ногинск «Ногинский спасательный центр МЧС России» для участия в учебно-тренировочном сборе и прохождения сертификационных испытаний для дальнейшего допуска к поисково-спасательным работам кинологических расчетов с 14.08.2017 года по 18.08.2017 года.
В указанную командировку Беров Ф.В. не убыл в связи с нахождением в дополнительном отпуске за работу с вредными и опасными условиями труда.
Приказом ЦРЦ МЧС России от 16.08.2017 года №632 «О мероприятиях по подготовке и проведению XVI региональных соревнований поисково-спасательных кинологических расчетов субъектов Российской Федерации Центрального Федерального округа в 2017 году», было определено проведение сертификационных испытаний за период с 11.09.2017 года по 15.09.2017 года на базе Главного управления МЧС России по Брянской области».
Приказом учреждения от 06.09.2017 года №373 Беров Ф.В. был направлен в служебную командировку с 10.09.2017 года.
С указанным приказом Беров Ф.В. был ознакомлен 07.09.2017 года, однако, в служебную командировку не убыл в связи с открытием листка нетрудоспособности с 08.09.2017 года по 12.09.2017 года.
Согласно протоколу итоговых результатов № в период с 30.09.2017 года по 01.10.2017 года на сертификационные испытания кинологических расчетов Межрегиональной общественной организации «Региональные отделения служб спасения кинологов волонтеров» по поисково-спасательной службе Беров Ф.В., заявленный в качестве участника, не явился.
Приказом МЧС России от 01.03.2018 года №86 «Об итогах проведения сертификационных испытаний кинологических расчетов поисковой кинологической службы МЧС России в 2017 году» утверждены итоги сертификационных испытаний кинологических расчетов в 2017 году. Однако кинологический расчет в составе Берова Ф.В. и немецкой овчарки Гуидо Урсус как успешно прошедший испытание в 2017 году и допущенный к выполнению задач по предназначению с применением специально обученных собак до 01.05.2019 года не значится.
Письмом от 21.02.2018 года № учреждение сообщило Берову Ф.В. о том, что сертификация его кинологического расчета действительна до 01.03.2018 года.
28.02.2018 года Беров Ф.В. направил в адрес учреждения письменный ответ, в котором указал, что он состоит в должности спасателя, аттестован на право проведения аварийно-спасательных работ и от исполнения трудовых функций спасателя не отказывался, отсутствие у кинологического расчета сертификации не является препятствием к выполнению его основных функций в должности спасателя.
Письмом ответчика № от 01.03.2018 года разъяснено Берову Ф.В., что занимаемая им должность спасателя кинологической группы предусматривает проведение поисково-спасательных работ с применением специально обученной собаки и при истечении срока действия сертификационных испытаний работник не может исполнять свои трудовые функции.
01.03.2018г. Беров Ф.В. был уведомлен ГКУ Рязанской области "Противопожарно-спасательная служба" (уведомление №) о досрочном расторжении договора аренды личных собак ввиду одностороннего отказа учреждения от его исполнения, поскольку согласно Справочнику спасателя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий – Книга № "Поисково-спасательные работы с применением специально обученных собак, их подготовка и содержание" личные собаки штатных спасателей, не прошедшие сертификационные испытания в текущем году, лишаются права получения суточного довольствия и допуска к спасательным работам, договор на использование такой собаки не заключается и не подлежит пролонгированию.
Приказом от 01.03.2018 года № Беров Ф.В. был отстранен от работы в связи с истечением срока действия сертификации кинологического расчета со 02.03.2018 года.
Уведомлением № от 2 марта 2018г. Берову Ф.В. предлагались вакансии, имеющиеся у ответчика по состоянию на 02.03.2018г.: коменданта (р.п. Старожилово); водолаза ПСС на воде, водителя автомобиля ПЧ №5 (транспортная), слесаря-ремонтника ПЧ№14(ремонтная), уборщика служебных помещений, пожарного ПСЧ №21 по охране Рязанского района.
На указанном уведомлении и составленном работодателем акте об отказе выразить свое согласие/несогласие (в момент вручения) в уведомлении от 01.03.2018 года «О переводе на другую работу», истец Беров Ф.В. указал, что он не отказывается от основной должности спасателя.
Приказом № от 02.03.2018 года с Беровым Ф.В., спасателем кинологической группы аварийно-спасательной службы Рязанской области, прекращен трудовой договор в связи с истечением срока действия специального права по п.9 ч.1 ст. 83 ТК РФ.
Как установлено судом первой инстанции, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011г. № 393-р утверждено Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и правительством Рязанской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и правительством Рязанской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах правительство Рязанской области передает, а МЧС России принимает следующие полномочия, реализуемые за счет средств бюджета Рязанской области, по решению вопросов:
1.1 Организации мероприятий по защите населения и территории Рязанской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций;
1.2 Организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы на территории Рязанской области (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);
1.3 Осуществления на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Рязанской области, организации обучения населения в области гражданской обороны в соответствии с законодательством;
1.4 Осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, расположенных на территории Рязанской области.
В пункте 2 той же статьи предусмотрены права, которые связаны с реализацией передаваемых правительством Рязанской области полномочий на территории Рязанской области от имени МЧС России осуществляет Главное управление МЧС России по Рязанской области, в том числе обеспечивать в порядке, предусмотренном настоящим Соглашением, организационное, правовое, финансовое, материально-техническое и кадровое сопровождение осуществления передаваемых полномочий без включения его в состав главных распорядителей средств бюджета Рязанской области, участвовать в разработке совместно с исполнительными органами государственной власти Рязанской области проектов нормативных актов Рязанской области, в том числе долгосрочных целевых программ, предусматривающих регулирование отношений, связанных с реализацией передаваемых в соответствии с настоящим Соглашением полномочий.
Согласно п.3 ст.2 Соглашения правительство Рязанской области передает в управление Главного управления МЧС России по Рязанской области силы и средства государственных учреждений Рязанской области, обеспечивающих осуществление части полномочий, предаваемых МЧС России; обеспечивает в установленном законодательством порядке финансовыми и материально-техническими средствами осуществление части полномочий, передаваемых МЧС России; в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Рязанской области и законами Рязанской области, осуществляет нормативное правовое регулирование отношений, связанных с реализацией передаваемых Правительством Рязанской области в соответствии с настоящим Соглашением полномочий; в порядке, установленном законодательством, контролирует осуществление МЧС России части полномочий правительства Рязанской области, переданных в соответствии с настоящим Соглашением. Распоряжением правительства Рязанской области от 02.11.2011 N 539-р "О передаче части полномочий МЧС России" в целях реализации Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и правительством Рязанской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 N 393-р (далее - Соглашение), и в целях совершенствования системы управления в области гражданской обороны, защиты населения и территории Рязанской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: в управление Главному управлению МЧС России по Рязанской области переданы силы и средства Государственного учреждения Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба", а также силы и средства Государственного учреждения Рязанской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности", обеспечивающих осуществление части полномочий Рязанской области, переданных Правительством Рязанской области МЧС России в соответствии с Соглашением (п.1); рекомендовано Главному управлению МЧС России по Рязанской области (О.М.Никифоров): вносить в установленном порядке предложения по правовому, финансовому и материально-техническому обеспечению осуществления части полномочий, переданных МЧС России; согласовывать штатные расписания по личному составу указанных в пункте 1 настоящего распоряжения учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета, и вносить в них изменения в случае необходимости (п.2).
Пунктом 1 постановления правительства Рязанской области от 11.04.2012г. № 93 утверждено Положение о противопожарной службе Рязанской области (далее – Положение).
Согласно п.1 указанного Положения противопожарная служба Рязанской области является составной частью Государственной противопожарной службы.
В силу п.2 Положения противопожарная служба Рязанской области в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, нормативными правовыми и иными актами Губернатора и Правительства Рязанской области, а также настоящим Положением.
В рамках соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Рязанской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах, управление силами и средствами противопожарной службы Рязанской области осуществляет Главное управление МЧС России по Рязанской области (п.3 Положения).
Согласно п.5 Положения государственное казенное учреждение Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба", его обособленные подразделения - филиалы и подразделения обеспечения деятельности входит в состав противопожарной службы Рязанской области.
Согласно Уставу ГКУ Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" учреждение является составной частью сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Рязанской области и входит в состав Государственной противопожарной службы Рязанской области.
Управление силами и средствами Учреждения при возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется Главным управлением МЧС России по Рязанской области в соответствии с Соглашением между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Рязанской области, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2011г. № 393-р (п.2.1 Устава).
Согласно п.2.2 Устава Учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации отдельных полномочий органов государственной власти Рязанской области в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения безопасности людей на водных объектах и иных мероприятий, связанных с обеспечением региональной безопасности на территории Рязанской области.
К основным видам деятельности Учреждения в соответствии с п.2.3 относится, в частности, спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи, поиск и спасение людей на водных и иных объектах.
Кроме того, п.2.4 Устава предусмотрено осуществление Учреждением видов деятельности, не являющихся основными, к которым относится поисково-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации, в том числе с применением кинологического расчета.
Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации; права, обязанности и ответственность спасателей, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и членов их семей, определены и установлены Федеральным законом от 22.08.1995г. № 151-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
В пункте 3 ст.1 Федерального закона от 22.08.1995г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" дано определение спасателя, под которым понимается гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно пункту 6 той же статьи статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
В силу ст.2 Федерального закона от 22.08.1995г. № 151-ФЗ правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.
Согласно ст.3 Федерального закона № 151-ФЗ к основным принципам деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей относится принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
В соответствии с п.2 ст.7 указанного Закона профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, в субъектах Российской Федерации создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений п.3 ст.9 Федерального закона № 151-ФЗ к непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно требованиям ст.11 Федерального закона № 151-ФЗ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами (п.1).
В связи с особым характером деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований руководство ими предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб и формирований. Данное требование распространяется на нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования при участии указанных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.2).
Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.5).
Согласно требованиям п.2 ст.12 Федерального закона № 151-ФЗ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
В силу требований, предусмотренных п. 1 ст.27 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", спасатели обязаны быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку.
В соответствии со ст.7 Закона Рязанской области от 16.03.2006г. № 28-ОЗ "О пожарной безопасности в Рязанской области" работники противопожарной службы Рязанской области, состоящие на соответствующих штатных должностях в государственных учреждениях противопожарной службы Рязанской области и их обособленных подразделениях, образуют личный состав противопожарной службы Рязанской области.
В противопожарную службу Рязанской области принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав
Аналогичные положения содержит п.12 Положения о противопожарной службе Рязанской области.
В силу приведенных положений работа в ГКУ Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" регулируется международными нормами права, Конституцией РФ, федеральными актами, а также нормативными актами МЧС РФ и субъекта РФ - Рязанской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Берова Ф.В. о восстановлении на работе, суд первой инстанции исходил из того, что Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.12.1997 года № 764 «Об утверждении Положения о порядке проведения сертификационных испытаний расчетов поисковой кинологической службы МЧС России» утверждено Положение о порядке проведения сертификационных испытаний расчетов поисковой кинологической службы МЧС России (далее - Положение о порядке проведения сертификационных испытаний).
Согласно п.1 раздела 1 указанного Положения о порядке проведения сертификационных испытаний проведение сертификационных испытаний расчетов поисковой кинологической службы способствует обеспечению единого учебно-методического подхода при подготовке расчетов кинологической службы, состоящих из спасателя-кинолога и поисково-спасательной собаки, выполнение ими единых нормативов, организация системы практического обучения кинолога и дрессировки собак, дальнейшему развитию поисково-кинологической службы (далее – ПКС) МЧС России.
В силу п. 4 раздела 1 Положения испытания расчетов ПКС проводятся ежегодно в целях присвоения, подтверждения или повышения класса служебным собакам.
Согласно п. 50 раздела 9 Положения на основании приказа по итогам ежегодной сертификации командиром воинской части или начальником ПСФ производится запись в соответствующем разделе служебной книжки собаки поисково-спасательной службы, книжке спасателя, заверяется печатью и заключается или пролонгируется договор об использовании личной собаки спасателя.
П. 8 раздела 1 Положения предусмотрено, что личные собаки штатных спасателей, не прошедшие испытания в текущем году лишаются права получения суточного довольствия и допуска к спасательным работам. Договор на использование такой собаки не заключается или не пролонгируется.
Установив, что результаты сертификационных испытаний кинологического расчета действуют в течение года, что собака истца не прошла сертификационные испытания, договор аренды указанной собаки с истцом ответчик расторг, не прошедший испытание кинологический расчет не может быть допущен к спасательным работам, суд первой инстанции пришел к выводу о законности его отстранения от исполнения должностных обязанностей и увольнения с должности спасателя кинологической группы аварийно-спасательной службы Рязанской области в связи с истечением срока действия специального права по п.9 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу абзаца 6 ч.1 ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Таким образом, отстранение по указанному основанию от работы возможно при соблюдении нескольких условий:
- если действие специального права приостановлено в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- срок приостановления составляет не более двух месяцев;
- между приостановлением специального права и невозможностью выполнять обязанности по трудовому договору должна быть причинная связь.
- работодатель не может перевести работника, лишенного специального права на срок более двух месяцев, на другие должности.
Согласно положениям п.9 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, - истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
Согласно ч.2 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Из указанных нормативных положений следует, что трудовой договор по п.9 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации может быть прекращен при соблюдении совокупности следующих условий:
- у работника должно отсутствовать специальное право, т.е. право на использование специальных средств и навыков при осуществлении трудовой деятельности;
- данное право должно быть утрачено по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;
- между лишением специального права и невозможностью выполнять обязанности по трудовому договору должна быть причинная связь.
- работодатель не может перевести работника, лишенного специального права на срок более двух месяцев, на другие должности.
Основания для отстранения от работы согласно абзацу 6 ч.1 ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации и основания прекращения трудового договора по п.9 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации различны.
Однако одни и те же обстоятельства – не прохождение собакой истца сертификационных испытаний и окончание действия сертификации кинологического расчета Берова Ф.В. послужили работодателю основанием к отстранению Берова Ф.В. от работы и увольнения, что не соответствует требованиям Трудового кодекса Российской Федерации.
Ни федеральными законами, ни иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрена возможность отстранения от работы и увольнения спасателя кинологической службы в связи с непрохождением собаки сертификационных испытаний и окончанием срока действия сертификации кинологического расчета.
Согласно ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу п.1 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Согласно п.2 указанного Постановления нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
В соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997г. № 1009. государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Положение о порядке проведения сертификационных испытаний расчетов поисковой кинологической службы МЧС России, утвержденное приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 764 от 24.12.1997г., на которое сослался суд в решении суда, не опубликовано и не зарегистрировано в Минюсте РФ.
Кроме того, указанным Положением о порядке проведения сертификационных испытаний предусматриваются в качестве последствий не прохождения собаками штатных спасателей сертификационных испытаний: для личных собак – лишение права получения суточного довольствия и допуска к спасательным работам, не заключение и не пролонгация договора на использование такой собаки; для штатных собак – прохождение повторных испытаний в течение двух месяцев и последующая выбраковка при неудовлетворительном результате с расследованием причин и наказанием в установленном порядке виновного в этом (халатность при закупке, отборе, дрессировке, получение собакой травмы и т.д.) (п.8).
Кроме того, согласно Справочнику спасателя. Книга 9 "Поисково-спасательные работы с применением специально обученных собак, их подготовка и содержание" сертификация поисково-спасательной собаки: присвоение класса, допуск к спасательным работам, постановка на учет – суточное довольствие личных собак, используемых по договору на период последующих испытаний – утверждается приказом должностного лица, назначившего сертификацию, на основании анализа оценочных листов испытаний, подписанных председателем и членами судейской бригады с указанием места работы, должности, судейской категории, организации, направившей их на судейство, и заверенных печатью.
Этим же приказом кинологу присваивается классная квалификация спасателя – 3, 2, 1, международного класса с учетом уровня личной подготовки, отвечающей требованиям к спасателям, и подготовки собаки по классу А, В, С соответственно.
С учетом указанного, сертификация необходима для допуска кинологического расчета к проведению спасательных работ, для содержания личных собак за счет спасательной службы и установления классной квалификации спасателя, ее результаты могли быть приняты во внимание при аттестации работника в соответствии с "Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
Таким образом, вышепоименованный правовой акт МЧС РФ не относится к нормативным и не может служить основанием для отстранения истца от работы по основаниям абзаца 6 ч.1 ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации и прекращения трудового договора с Беровым Ф.В. по п.9 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Также судом не учтено, что согласно должностной инструкции спасателя кинологической группы аварийно-спасательной службы ГКУ Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" от 29.12.2015г. (л.д.3-6 т.2) к его должностным обязанностям относится: не только применение специально обученной собаки в поисково-спасательных работах, но и уход за ней, обучение, а также совершенствование собственного профессионального мастерства, что с другими спасателями кинологической службы ГКУ Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба", чьи собаки не проходили сертификационные испытания, работодатель не расторгал трудовой договор по данным основаниям и не отстранял их от работы и давал возможность либо дополнительно переподготовить собаку либо воспитать новую, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО13 и ФИО14
Указанные факты свидетельствуют о дискриминации истца со стороны работодателя.
Принимая во внимание, что истец отстранен от работы и уволен без законного основания, его отстранение от работы и увольнение по п.9 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации нельзя признать обоснованным, в связи с чем в силу ч.1 ст.394 Трудового кодекса Российской Федерации, приказы о его отстранении № от 01.03.2018г. и увольнении № от 02.03.2018г. подлежат признанию незаконными, и он подлежит восстановлению в прежней должности.
В соответствии с положениями ч.2 ст.394 Трудового кодекса Российской Федерации орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Следовательно, требования истца о взыскании в пользу Берова Ф.В. среднего заработка за время вынужденного прогула подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (ч.2 ст.139 ТК РФ).
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно) (ч.3 ст.139 ТК РФ).
Согласно ч.7 ст.139 Трудового кодекса Российской Федерации особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922 (ред. от 10.12.2016) "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.
Исходя из справок о доходах физического лица – Берова Ф.В. по форме 2-НДФЛ, выданных работодателем и представленных в материалы, за 2017 год и 2018 год, с учетом требований ст.139 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922 (ред. от 10.12.2016) "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" о суммах и периодах, подлежащих учету при исчислении средней заработной платы, следует, что среднемесячный доход истца составляет 21965 руб. 54 коп.
Как следует из дела, истцу в период его работы у ответчика был установлен суммированный учет рабочего времени.
Согласно п.13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922, при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок.
Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.
Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.
Вместе с тем, в материалы дела не представлены сведения о количестве рабочих часов истца по графику, ни за отработанные 12 месяцев, предшествовавших увольнению, ни за время вынужденного прогула, в суде апелляционной инстанции представитель ответчика отказался от представления дополнительных доказательств, в связи с чем произвести расчет среднего заработка по п.13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922, не представляется возможным. В связи с этим, судебная коллегия находит возможным произвести расчет среднего заработка истца за время вынужденного прогула по правилам п.9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922, путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных) в периоде, подлежащем оплате.
Период вынужденного прогула истца составляет с 3 марта 2018г. по 30 января 2019г., то есть 10 месяцев 28 дней, а средний заработок за период вынужденного прогула 239495 руб. 24 коп. (21965 руб. 54 коп. х 10 + 21965 руб. 54 коп.: 31 х 28).
Согласно ч.9 ст.394 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Принимая во внимание, что истец был незаконно уволен с занимаемой должности, с учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости судебная коллегия находит возможным взыскать в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
С учетом удовлетворения иска Берова Ф.В. о восстановлении на работе, расходы, понесенные истцом на судебную экспертизу в размере 7000 руб. и за перевод указанных сумм в размере 70 руб. подлежат взысканию в пользу истца в соответствии с ч.1 и ч.3 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с положениями ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 5894 руб. 95 коп. (ст.333.19 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г.Рязани от 6 ноября 2018 года отменить и вынести новое решение, которым исковые требования Берова Федора Владимировича удовлетворить.
Признать незаконными приказы ГКУ Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" № от 01.03.2018г. "Об отстранении от работы", № от 02.03.2018г. о прекращении трудового договора.
Восстановить Берова Федора Владимировича в ГКУ Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" в должности спасателя кинологической группы аварийно-спасательной службы Рязанской области.
Взыскать с ГКУ Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" в пользу Берова Федора Владимировича средний заработок за время вынужденного прогула в размере 239495 руб. 24 коп., денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., судебные издержки в размере 7070 руб.
Взыскать с ГКУ Рязанской области "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба" в доход местного бюджета – муниципального образования – город Рязань государственную пошлину в размере 5894 руб. 95 коп.
Председательствующий
Судьи