Дело № 12-22/2020
УИД № 42RS0011-01-2019-004169-72
РЕШЕНИЕ
г.Ленинск-Кузнецкий 12 марта 2020 года
Судья Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области Е.М. Бондарь, рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Завод Красный Октябрь» Михайлова А. В. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области Баевой А. Г. <номер> от 12 декабря 2019 года, которым ООО «Завод Красный Октябрь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Генеральный директор ООО «Завод Красный Октябрь» Михайлов А.В. обратился в суд с жалобой на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области Баевой А.Г. <номер> от 12.12.2019, которым ООО «Завод Красный Октябрь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Жалоба (с дополнениями) мотивирована тем, что работники Дунаев Е.В., Лозгачев Т.Ю., Новиков А.С. прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда согласно ч.1 ст. 225 ТК РФ, при этом закон не устанавливает понятия «вводный инструктаж», поэтому, по мнению заявителя, с юридической точки зрения вменение Обществу в вину нарушения сроков проведения такой процедуры как «вводный инструктаж», является необоснованным. Кроме того, у работников, указанных в оспариваемом постановлении, Баженова Ю.Д., Бетехтина В.А., Бурилина А.А., Кабардина С.Т., Тырышкина С.А., Шарипова Р.З., Шеметова В.Э., Шкурского А.Л. трудовая деятельность между предыдущим местом работы в работы в ООО «Завод Красный Октябрь» не прерывалась на срок более года, в связи с чем проходить стажировку они не обязаны, а работодатель не должен её проводить. При вынесении постановления государственный инспектор труда не представил заявителю время для подготовки обоснованных и документально подтвержденных возражений, доказательств невиновности и отсутствия событий вменяемых ему правонарушений, сведения о сложном материальном положении юридического лица, чем нарушил право на защиту.
Законный представитель ООО «Завод Красный Октябрь» Михайлов А.В. просит суд постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области Баевой А.Г. <номер> от 12.12.2019 отменить, производство по делу прекратить.
Законный представитель юридического лица - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Завод Красный Октябрь» Михайлов А.В., защитник юридического лица Рыжкович И.С., действующий на основании доверенности, в суд не явились, извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представили.
Начальник отдела федерального государственного надзора в г.Полысаево – Главный государственный инспектор труда Баева А.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представила.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность работодателя за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Согласно части 2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Частью 1 статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что все работники обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 (далее по тексту Порядок N 1/29), разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей (п. 1.1).
Порядок обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем (п. 1.2).
Пунктом 2.1.1. Порядка предусмотрено, что для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда. Аналогичная норма содержится в ст. 225 Трудового кодекса РФ.
Согласно пункту 2.1.2 Порядка все принимаемые на работу лица проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
В соответствии с письмом Минтруда и социальной защиты РФ от 05.05.2017 № 15-3/ООГ-1277, вводный инструктаж с работником проводится в день его фактического приема на работу.
В соответствии с пунктом 2.1.3 данного Порядка кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
В соответствии с пунктом 2.1.4 Порядка первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы, в том числе со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет.
В силу пункта 2.2.1 Порядка обучения по охране труда работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении другим рабочим профессиям.
Пунктом 2.2.2 Порядка обучения по охране труда установлено, что работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы, либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.
Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ (пункт 2.2.3 Порядка обучения по охране труда).
Из материалов административного дела следует, что начальником отдела федерального государственного надзора в г.Полысаево – главным государственным инспектором труда Баевой А.Г. в период с 13.11.2019 по 10.12.2019 в отношении в ООО «Завод Красный Октябрь» была проведена плановая комплексная проверка соблюдения трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и охраны труда в ходе которой выявлены нарушения.
В связи с выявленными нарушениями постановлением <номер> от 12.12.2019 ООО «Завод Красный Октябрь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Из постановления Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области Баевой А.Г. <номер> от 12.12.2019 следует, что по результатам проведенной проверки установлено, что работодателем допущены следующие нарушения законодательства в области трудового права и охраны труда:
- с принятыми на работу лицами Лозгачевой Т.Ю., Новиковым А.С. в нарушение ст.225 ТК РФ, п. 2.1.2 Приложения к Постановлению Министерства труда и официального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 г. N 1/29 "Об утверждений Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" не проводился вводный инструктаж, с Дунаевым Е.В. проведен с нарушением срока;
- из представленного на проверку журнала регистрации первичного инструктажа установлено, что с Бетехтиным В.А. первичный инструктаж проведен 02.04.2019, однако трудовой договор с ним заключен 03.04.2019, из табеля учета рабочего времени следует, что первым рабочим днем работника является 03.04.2019, следовательно 02.04.2019 Бетехтин В.А. не являлся работником ООО «Завод Красный Октябрь». Из представленного на проверку журнала регистрации первичного инструктажа также установлено, что с работниками Богомоловой А.М., Жашковым А.Н., Мальцевым К.В., Ревякиным Е.Г. первичный инструктаж на рабочем месте не проводился, что является нарушением ст.ст. 212, 225 Трудового кодекса РФ, п. 2.1.4 Порядка.
- в нарушение требований пункта 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года N 1/29 работникам Баженову Ю.Д., Бетехтину В.А., Бурилину А.А., Карабрдину С.Т., Тырышкину С.А., Шарипову Р.З., Шеметову В.Э., Шкурскому Н.А. не была назначена стажировка на рабочем месте.
Факт совершения юридическим лицом ООО «Завод Красный Октябрь» указанного правонарушения подтверждается распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 31.10.2019 <номер>, актом проверки от 10.12.2019, протоколом об административном правонарушении <номер> от 10.12.2019, постановлением о назначении административного наказания <номер>.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, правильно установило все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях юридического лица ООО «Завод Красный Октябрь», являющегося работодателем, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КРФобАП.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо имело возможность для соблюдения норм трудового законодательства, однако не приняло все зависящие от него меры, допустив выявленные нарушения. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Доводы, изложенные в жалобе, суд считает несостоятельными, принимает их как способ защиты. При этом суд отмечает, что Михайлов А.В. участвовал при проведении проверки, возражений не представил, при составлении протокола об административном правонарушении 10.12.2019 Михайлов А.В. с выявленными нарушениями согласился, также возражений не представил, что подтверждается его подписью.
В то же время, назначение наказания в виде административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 5.27.1 КРФобАП, в сумме 125 000,00 рублей, должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, ничем не мотивировано, из постановления следует, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
В силу ч.1 ст.3.1 КРФобАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с ч.1 ст.4.1 КРФобАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Из системного толкования вышеуказанных норм, следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за административное правонарушение.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КРФобАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Из материалов административного дела и доказательств, представленных защитником, следует, что ООО «Завод Красный Октябрь» ранее к административной ответственности не привлекалось, находится в тяжелом финансовом положении, при этом судом не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, назначенное наказание подлежит снижению до административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в сумме 110 000,00 рублей, который будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
В остальной части постановление должностного лица является законным и обоснованным, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм при производстве по делу не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области Баевой А. Г. <номер> от 12 декабря 2019 года, которым ООО «Завод Красный Октябрь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначить ООО «Завод Красный Октябрь» наказание в виде административного штрафа в размере 110 000,00 рублей. В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: (подпись) Е.М. Бондарь
Подлинник документа находится в деле об административном правонарушении № 12-22/2020 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области