УИД 10RS0007-01-2022-000325-54
Дело №2-146/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2022 года пгт Лоухи
Лоухский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Поращенко Г.Л.,
при секретаре Васильевой Е.Н., с участием истца Пяттоева А.В., представителя ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Червоткина Ю.Н., действующего по доверенности, представителя третьего лица - Акционерного общества «Россети Северо-Запад» Карельский филиал Новацкой Е.С., действующего по доверенности, с использованием видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лоухского районного суда Республики Карелия гражданское дело по иску Пяттоева А.В. к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, Федеральному агентству лесного хозяйства, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об установлении границ земельного участка,
установил:
Пяттоев А.В. обратился в суд с иском к ответчикам, уточенным в ходе рассмотрения дела, об установлении границ земельного участка с кадастровым номером Номер, принадлежащего ему на праве собственности, расположенного по адресу: ..., по характерным точкам, определенным землеустроительной экспертизой ООО «Нордгеострой» с учетом береговой полосы (приложение №1 таблица №1).
Требования истца мотивированы тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером Номер, площадью хх ххх кв.м, расположенного по адресу: .... По результатам кадастровых работ кадастровым инженером Шитиковым В.А. был подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером Номер от 22.10.2021. Кадастровый учет спорного земельного участка приостановлен, в связи с отсутствием графической информации в отношении земельного участка. Считает, что границы спорного земельного участка должны быть определены в соответствии с фактически сложившимся длительным землепользованием: с северной стороны вдоль береговой линии ..., с восточной, южной и западной стороны по контурам лесного массива, расположенного по периметру участка, с южной стороны по границам частично сохранившегося деревянного ограждения и контуру подъездной дороги.
Определением Лоухского районного суда Республики Карелия от 15.04.2022 в дело привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Росреестра по Республике Карелия, ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия», кадастровый инженер ООО «Консус» Шитиков В.А.
Определением Лоухского районного суда Республики Карелия от 27.05.2022 в дело привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ПАО «Россети Северо-Запад», Федеральное агентство водных ресурсов.
Определением Лоухского районного суда Республики Карелия от 18.07.2022 в дело привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрация Лоухского муниципального района, АО «Энергосервис Северо-Запада», ООО «Электрокомплект плюс».
Определением Лоухского районного суда Республики Карелия от 14.10.2022 в дело привлечены соответчики – Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
В письменном отзыве представитель третьего лица Федерального агентства водных ресурсов пояснил, что согласно межевого плана спорного земельного участка его граница проходит вдоль береговой линии поверхностного водного объекта – ..., а поэтому может пересекать береговую линию, что исключает предоставление земельного участка в собственность истца.
Представитель соответчика – Федерального агентства лесного хозяйства в письменном отзыве пояснил, что спорная территория земельного участка отнесена к категории земель лесного фонда, её принадлежность Российской Федерации до настоящего времени не изменена, сведения из лесного реестра не исключены. При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь лесного участка. Согласно материалам лесоустройства спорный земельный участок расположен полностью в границах земель лесного фонда, а именно в квартале 43 ... участкового лесничества Лоухского лесничества Республики Карелия. Данный земельный участок ограничен в обороте, и не может быть предоставлен в собственность.
Представитель третьего лица – ПАО «Россети Северо-Запад» в письменном отзыве пояснил, что на спорном земельном участке в кадастровом квартиле Номер расположена принадлежащая обществу линия электропередачи ВЛ-10 кВ Л-57-11. Границы спорного земельного участка определены по фактическому землепользованию, по вариантам, предложенным ООО «Нордгеострой». Считает правильным вариант границы земельного участка без учета береговой полосы.
Представитель третьего лица - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия сообщил суду, что ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером Номер, с местоположением: ..., право собственности на земельный участок зарегистрировано за Пяттоевым А.В., граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а именно, в сведениях ЕГРН отсутствуют значения координат характерных точек границы, определяющих его местоположение. Сведения о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (в последующем ЕГРН) как о ранее учтенном земельном участке внесены 15.03.2006 на основании инвентаризационной описи (перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала Номер), переданного Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия в соответствии с п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района.
Представитель ответчика – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия сообщил следующее. Министерство в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ исполняет отдельные переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений. В соответствии со сведения ГЛР спорный земельный участок с координатами, обозначенными в межевом плане, располагается на землях лесного фонда. Сведения о лесных участках не внесены в ЕГРН. Министерство не осуществляет полномочия собственника земель лесного фонда, в связи с чем считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не принимало решений о предоставлении спорного земельного участка истцу на каком-либо виде права.
Ответчики – Федеральное агентство лесного хозяйства, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представители третьих лиц – Управления Росреестра по Республике Карелия, администрации Лоухского муниципального района, ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия», Федерального агентства водных ресурсов, АО «Энергосервис Северо-Запада», ООО «Электрокомплект плюс», кадастровый инженер ООО «Консус» Шитиков В.А. о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявили, доказательств уважительности неявки не предоставили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без участия ответчиков, третьих лиц, при данной явке.
Истец Пяттоев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив суду, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью хх ххх кв.м, по адресу: ..., кадастровый Номер, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, категория: земли сельскохозяйственного назначения. Спорный земельный участок был им приобретен по договору дарения у мамы. Ранее данным участком пользовалась его прабабушка. На земельном участке находится жилой дом, постройки, деревянный забор. Схема по участку не составлялась, никаких картографических документов на него нет.
Представитель соответчика – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Червоткин Ю.Н. просил в иске к Министерству отказать, поскольку Министерство является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица – ПАО «Россети Северо-Запад» Новацкая Е.С. пояснила суду, что все проведенные компаний работы на спорном земельном участке были проведены и согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Считает, что предоставление истцу земельного участка в границах береговой полосы будет противоречить водному законодательству.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, оценив все в совокупности, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом сторонам в соответствии с ст.114 ГПК РФ предлагалось представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, а также указывалось на последствия непредставления доказательств в суд, разъяснялось положение ст.56 ГПК РФ, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. По этим основаниям суд рассмотрел дело по имеющимся доказательствам.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд разрешил иск в пределах заявленных требований.
Судом установлено, что постановлением мэрии Лоухского района №101 от 22.03.1993, с учетом внесенных изменений постановлением мэрии Лоухского района №143 от 12.04.1993, в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Республики Карелия, изъят земельный участок площадью Х га из земель Гослесфонда ... КЛПХ, ... лесничества кв.43 выд.34 и передан в Госземзапас. Предоставлено П. в собственность земельный участок площадь 1 га (около собственного дома) для ведения личного подсобного хозяйства на хх километре автодороги ... из земель Госземзапаса.
Согласно свидетельства на право собственности от 16.04.1993 №254, П. на основании решении от 23.03.1993 №101 для личного подсобного хозяйства на хх километре автодороги ... (слева) предоставлено в собственность – земельный участок Х га. (к свидетельству приложено: План-схема, План усадебного земельного участка).
Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером Номер поставлен на кадастровый учет 16.04.1993, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: .... Земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала Номер, площадь хх ххх кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Согласно выписки из ЕГРН за Пяттоевым А.В. зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым номером Номер, с местоположением: ..., северо-восточная часть кадастрового квартала Номер.
17.02.2022 кадастровым инженером Шитиковым В.А. в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер составлен межевой план, в котором указано, что границы земельного участка установлены со слов собственника земельного участка по указанным им объектам искусственного и естественного происхождения, закреплены на местности в течение более чем 15-ти лет. В Государственном фонде данных (картографических материалов) в отношении уточняемого участка отсутствуют.
Из заключения судебной землеустроительной экспертизы по гражданскому делу №2-146/2022 от 14.09.2022, проведенной в рамках настоящего гражданского дела по ходатайству истца, следует, что определить местоположение границы земельного участка с кадастровым номером Номер исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а также документе, определяющем местоположение границ земельного участка при образовании, не представляется возможным по причине отсутствия в вышеназванных документах необходимой информации о границах земельного участка, позволяющей однозначно определить его местоположение.
Границы фактического пользования земельного участка с кадастровым номером Номер были определены по существующим на местности природным объектам и объектам искусственного происхождения, таким как береговая линия ..., заборное ограждение, контур леса, деревянные столбы, координаты характерных точек границ представлены в Таблице 1, графическое изображение отражено на схеме в Приложение 1.
Номер точки характерной точки границы | Координаты Х | Координаты Y |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
Земельный участок с кадастровым номером Номер имеет полное пересечение границ с границами лесного участка ... лесничества по материалам лесоустройства кв.43. Вероятной причиной такого наложения, является не зафиксированное в материалах лесоустройства в ХХХХ году изъятие земельного участка площадью Х га из Гослесфонда ... КЛПХ, ... лесничества кв.43 выд. 34 и передача в Гозземзапас.
Сформировать границы земельного участка с кадастровым номером Номер, учитывая расположение земельного участка лесного фонда, не представляется возможным по причине полного пересечения границ земельных участков, при этом, такое несоответствие не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером Номер, что предусмотрено положениями части 2 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Также, расположение земельного участка с кадастровым номером Номер в береговой полосе ... является законным, поскольку в законодательстве до 16.11.1995, отсутствовал запрет на предоставление земельного участка в прибрежной полосе (ст. 12 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 №167-ФЗ).
В связи с чем, единственным возможным вариантом уточнения местоположения границы земельного участка с кадастровым номером Номер является вариант, с учетом прохождения фактических границ обозначенных на местности, природными объектами и объектами искусственного происхождения, предложенный в ответе на второй вопрос.
Вместе с тем, для ответа на поставленный вопрос, на схеме в Приложение 3 приведен вариант расположения земельного участка с кадастровым номером Номер с учетом расположения 20-метровой береговой полосы ..., при таком варианте площадь земельного участка составит ХХХХ кв.м, координаты характерных точек границ приведены в Таблице 2.
Номер точки характерной точки границы | Координаты Х | Координаты Y |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, у суда сомнений не вызывают, поэтому суд считает их установленными.
Кроме того, свидетель П. и Ф. пояснили суду, что прадеду истца, работавшему лесником, был предоставлен спорный земельный участок, он был огорожен забором, сохранившимся до настоящего времени. На земельном участке находится жилой дом и постройки.
Заключение землеустроительной экспертизы от 14.09.2022 суд принимает в качестве допустимого и надлежащего доказательства, поскольку она проведена экспертом, имеющим высшее образование, квалификацию эксперта и разрешение на проведение экспертиз, а также значительный стаж работы в области проведения данных экспертиз, перед началом исследования эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ, выводы по экспертизе не противоречат иным материалам дела. Вместе с тем, приведённый в экспертизе ответ о законности расположения земельного участка с кадастровым номером Номер в береговой полосе ..., поскольку в законодательстве до 16.11.1995 отсутствовал запрет на предоставление земельного участка в прибрежной полосе (ст. 12 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 №167-ФЗ), суд не рассматривает в качестве допустимого, поскольку экспертом разрешён вопрос права, который является компетенцией суда.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции Федерального закона от 17 июня 2019 г. № 150-ФЗ, действовавшей в период возникновения спорных отношений и до 01 июля 2022 г.) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Аналогичная норма, действующая в настоящее время, введена Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 478-ФЗ в пункте 1.1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 1.1 статьи 43 Федерального закона №218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.
По смыслу приведенных норм права, установление местоположения границ земельного участка допускается по решению суда в случае отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Как следует из материалов дела, в ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ спорного земельного участка, а также карты (планы) являющиеся картографической основой ЕГРН, карты (планы) представляющие собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границы спорного земельного участка на местности, следовательно, юридически значимыми обстоятельствами по делу будет являться определение границы земельного участка по фактическому землепользованию.
С целью разрешения спора и установления границы земельного участка, принадлежащего на праве собственности Пяттоеву А.В., была назначена землеустроительная экспертиза, по результатам которой установлены границы земельного участка по фактическому землепользованию и границам, существовавшим на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов и объектов искусственного происхождения.
Содержащиеся в реестром деле сведения о земельном участке: план-схема расположения личного подсобного хозяйства кв.43 выд. 34 ... лесничества П., план усадебного земельного участка хх км., а также показания свидетеля П. и Ф., подтверждают нахождение земельного участка в координатах, указанных в заключении эксперта.
При разрешении спора об установлении границ земельного участка, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов ответчика – Федерального агентства лесного хозяйства о том, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, ограничен в обороте, а поэтому не может быть предоставлен в собственность истцу по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным Российской Федерации участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Частью 1 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 г. и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Согласно части 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 сентября 2017 г. № 1795-О указал, что Закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Принимая во внимание изложенные правовые нормы, юридически значимыми по делу обстоятельствами является установление факта отнесения спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, нахождение земельного участка в определенных границах, использование его в соответствии с целевым назначением, и установление либо опровержение факта наложения на спорный земельный участок земельного участка лесного фонда.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером Номер был предоставлен П. на основании постановления №1001 от 22.03.1993, путем изъятия из земель Гослесфонда ... КЛПХ и передачей его в Госземзапас, поставлен на учет в ЕГРН как ранее учтенный 15.03.2006, то есть до 01.01.2016, согласно сведениям ЕГРН относится к землям сельскохозяйственного назначения, используется Пяттоевым А.В. для ведения личного подсобного хозяйства, что, с учетом обозначенного выше принципа приоритета, внесенных в ЕГРН сведений над сведениями Государственного лесного реестра, нахождение сведений о спорном земельном участке в ГЛР не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Пяттоева А.В.
Удовлетворяя исковые требования Пяттоева А.В., суд устанавливает границы спорного земельного участка по таблице №2 приложение №3 к заключению землеустроительной экспертизы ООО «Нордгеострой» от 14.09.2022, то есть без учета 20-метровой береговой полосы ..., по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из системного анализа вышеприведенных норм закона следует, что водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.
Кроме того, в период предоставления в собственность спорного земельного участка, действовали Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ и Водный кодекс РСФСР 1972 г.
Так, согласно статье 7 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
Статьей 20 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ предусмотрено, что полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.
В силу статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.
В силу статьей 3, 4 Водного кодекса РСФСР реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, воды каналов, прудов и др. составляют Единый государственный водный фонд. В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР воды являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа.
Воды состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещаются.
Одновременно с Водным кодексом РСФСР и Основами водного законодательства СССР действовал Земельный кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 № 1103-1, устанавливающий исключительную собственность государства на землю и отнесение набережных к землям общего пользования.
Согласно статье 76 Земельного кодекса РСФСР земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно - бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.
На землях общего пользования разрешалось возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа (палатки, киоски и т.п.).
Кроме того, Земельным кодексом РСФСР 1991 г. предусматривалось, что земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов, являются землями водного фонда (п. 1 ст. 95 ЗК РСФСР 1991 г.) и находятся в собственности РСФСР (подп. 6 п. 1 ст. 4 ЗК РСФСР 1991 г.). Порядок использования земель водного фонда определяется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
Устав внутреннего водного транспорта СССР, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 15.10.1955 №1801 и действовавший до введения в действие Кодекса внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 №24-ФЗ, также регулировал вопросы бечевника - полосы земли шириной в 20 метров от уреза воды или от бровки берега (на крутых берегах) в глубь материка или острова, являющейся береговой полосой внутренних водных путей и предоставляемой в бесплатное общее пользование (п. 20 раздела 2).
Возведение строений и сооружений в пределах береговой полосы внутренних водных путей допускается только с разрешения соответствующих исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. Это разрешение должно быть согласовано с органами, регулирующими судоходство и сплав, и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Организации, производящие в пределах береговой полосы разработку ископаемых, рубку леса, постройку мостов и другие работы, должны обеспечивать сохранность расположенных на этой полосе сооружений, предназначенных для нужд судоходства и сплава, и своевременно исправлять происшедшие при проведении работ повреждения этих сооружений (п. 23 раздела 2 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР).
Таким образом, из приведенных норм права следует, что земельный участок с кадастровым номером Номер, в части береговой полосы, не мог принадлежать гражданам на праве индивидуальной собственности.
Принимая во внимание изложенное, спорный земельный участок в границах 20-ти метровой береговой полосы, относящейся к объектам общего пользования, в отношении которого в настоящее время и ранее действовавшим законодательством устанавливался запрет на приобретение в частную собственность (приватизацию), поскольку такой запрет направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, не может быть включен в границы земельного участка с кадастровым номером Номер.
Землеустроительной экспертизой установлено полное пересечение (наложение) границы спорного земельного участка Пяттоева А.В. с границей лесного участка, распложённого на землях лесного фонда, сферы правового регулирования Федерального агентства лесного хозяйства, которое и будет является надлежащим ответчиком по делу.
В силу изложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении иска к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, как к ненадлежащим ответчикам.
Настоящее решение, на основании пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ, будет являться основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:18:0090302:97.
Руководствуясь ст.ст. 56,114,194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Пяттоева А.В. к Федеральному агентству лесного хозяйства об установлении границ земельного участка удовлетворить частично.
Установить местоположение границы земельного участка с кадастровым номером 10:18:0090302:97, принадлежащего на праве собственности Пяттоеву А.В., с местоположением: ..., по характерным точкам, определенным методом спутниковых геодезических измерений со средней квадратичной погрешностью определения координат 0,10 м, имеющим следующие значения:
Номер точки характерной точки границы | Координаты Х | Координаты Y |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
Данное решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границы земельного участка и площади земельного участка с кадастровым номером Номер.
В удовлетворении исковых требований Пяттоева А.В. к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Л. Поращенко
Решение в окончательной форме
изготовлено 31 октября 2022 года.