К О П И Я

Дело № 7-74/2024

Р Е Ш Е Н И Е

31 мая 2024 года                                                                         г. Салехард

Судья Суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица руководителя направления по эксплуатации трубопроводов АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Афанасьева Сергея Сергеевича на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 26 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении него,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела Ноябрьское лесничество УЛХ ДПРиЭ ЯНАО - заместителя лесничего в лесничествах ЯНАО Бабиковой С.М. от 26 февраля 2024 № 79/Н должностное лицо руководитель направления по эксплуатации трубопроводов АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Афанасьев С.С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60 000 рублей.

Решением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 26 марта 2024 года указанное постановление оставлено без изменения

С решением судьи не согласен Афанасьев С.С., в жалобе, поданной в суд ЯНАО, просил постановление и решение изменить, назначив ему за совершение 8 административных правонарушений по ч. 2 ст. 8.31 и ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ одно наказание в соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Афанасьев С.С., природоохранный прокурор, должностное лицо извещались о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Рассмотрев доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Частью 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса.

Частью 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами (ч.1 ст. 60.12 ЛК РФ).

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ предусмотрены принципы хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, согласно которым такая деятельность должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, их ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов и иные меры санитарной безопасности в лесах, а правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст.60.3 ЛК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с подп. «а» п. 20 Правил не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

Согласно п.29 Правил не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

Приказом Минприроды России от 10 июля 2020 года № 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Согласно п.15 указанных Правил при использовании лесов в целях эксплуатации линейных объектов не допускается загрязнение земель, на которых осуществляется использование лесов, и территорий, прилегающих к землям, на которых осуществляется использование лесов, химическими и радиоактивными веществами.

В соответствии с положениями п.18 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды России от 7 июля 2020 года № 417, запрещается загрязнение площади земель, на которых осуществляется использование лесов и территории за ее пределами, химическими и радиоактивными веществами при осуществлении использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности (далее Правила №1614), согласно которым в лесах установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Согласно подп.«а» п.3 и п.5 Правила №1614 предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) как одна из мер пожарной безопасности в лесах на лесных участках, пре-доставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется использующими леса лицами. При этом при проведении работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения в состоянии, свободном от горючих материалов и не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей к площадке скважин территории горючими веществами (нефтью и нефтепродуктами) (подп.«а», «в» п.43), а полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (п.44).

В период с 10 мая 2023 года по 01 октября 2023 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Постановлением Правительства ЯНАО от 3 февраля 2023 года № 79-П «О мероприятиях по защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от лесных и других ландшафтных (природных) пожаров в пожароопасный сезон 2023 года и об утверждении перечня населенных пунктов, территорий садоводства или огородничества Ямало-Ненецкого автономного округа, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров» установлен пожароопасный сезон, а в период с 26 мая 2023 года по 01 сентября 2023 года введен особый противопожарный режим, установленный Постановлением Правительства ЯНАО от 25 мая 2023 года № 447-П.

Из материалов дела следует, что 17 июля 2023 года Ямало-Ненецким природоохранным прокурором принято решение № 130 о проведении в отношении АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» в период с 18 июля по 16 августа 2023 года проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды, лесного и земельного законодательства, законодательства о природопользовании, а также законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (л.д. 24).

В ходе проверки 24 августа 2023 года осуществлен осмотр территории эксплуатируемых Обществом месторождений, включая территорию кустовой площадки № 22 Спорышевского месторождения. В месте с привязкой к точке с географическими координатами с.ш. 63°19"53.6"" в.д. 075°32"12.9"" обнаружен земельный участок, загрязненный веществом, по своим органолептическим свойствам сходным с нефтепродуктами (темный цвет, маслянистость, характерный запах нефтепродуктов). В районе осмотренной территории проходит коридор трубопроводов. Загрязненная территория отличается от смежных земельных участков, покрытых тундровой и лесной растительностью, по цвету и составу покрытия.

Определены географические координаты угловых точек загрязненного земельного участка. Отобраны фоновые пробы почв. С загрязненной территории также отобраны пробы почв, которые впоследствии подвергнуты химическому анализу, в результате которого выявлено превышение содержания нефтепродуктов (т. 1 л.д. 34-46, 49-52 адм. материала).

Загрязненный участок находится на участке недр, предоставленном Обществу на основании лицензии СЛХ02126НЭ, в границах земельных участков, предоставленных Обществу на основании договора аренды № 70/Л-12 от 22 марта 2012 года, 120/Л-16/200/Л-14 от 02 июня 2016 года, 2229/Л-16/307/Л-10 и относится к эксплуатационным лесам (т. 1 л.д. 68, 92-135а адм. материала).

Согласно приказу от 14 октября 2021 года Афанасьев С.С. занимает в Обществе должность руководителя направления по эксплуатации трубопроводов (т. 1 л.д. 16-17 адм. материала).

Согласно должностной инструкции к должностным обязанностям Афанасьева С.С. относятся: - организация производства работ в рамках деятельности направления по реализации программ надежности нефтепромысловых трубопроводов (реконструкция, капитальный ремонт, ингибирование, мониторинг, аэромониторинг, диагностика) (п. 2).

-организация проведения работ по обслуживанию трассы трубопровода (п. 5).

- организация безопасной эксплуатации, а также своевременное проведение технического обслуживания и ремонта нефтепромысловового оборудования (п. 27).

- соблюдение и выполнение требований действующих норм, правил по промышленной, пожарной и экологической безопасности, охране окружающей сред и рациональному природопользованию (п. 40).

- контролирует соблюдение и выполнение этих же правил и норм подчиненными работниками (п. 46).

- организовывает и осуществляет комплекс направленных на предотвращение аварий, инцидентов и происшествий мероприятий (п. 52).

- осуществляет контроль за экологическим состоянием территории вверенных технологических объектов, разрабатывает и контролирует выполнение мероприятий по содержанию (выявлению и ликвидации загрязнений/захламлений) земельных участков на расстоянии 50 м по всей длине трубопровода (п. 54) (т. 1 л.д. 18-28 адм. материала)

15 января 2024 года заместителем Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в отношении должностного лица Афанасьева С.С. возбуждено дело об административном правонарушении ч.2 ст.8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ (т. 1 л.д. 7-15 адм. материала); впоследствии должностным лицом департамента вынесено постановление с назначением наказания виде административного штрафа в размере 60 000 рублей (т. 2 л.д. 34-44 адм. материала).

Действия должностного лица верно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

В настоящем деле факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31, частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, подтвержден представленными материалами дела, правильность квалификации противоправного деяния, допущенного должностным лицом Общества, сомнений не вызывает.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судья сочли, что Афанасьев С.С. имел возможность для соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.

Оснований для переоценки выводов должностного лица и судьи не имеется, выводы о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, являются правильными, должным образом мотивированы с приведением исчерпывающих оснований в постановлении, судебных актах.

Доводы жалобы о том, что при выявлении прокурором в рамках прокурорской проверки нескольких правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имелись основания для назначения одного наказания, должным образом разрешены, как при рассмотрении дела, так и при рассмотрении судьей жалоб на постановление (решение), данные доводы правомерно отклонены как несостоятельные.

В силу пункта 7 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится.

Оснований для применения положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо и судья правильно не установили, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения прокурором данного дела, не были выявлены в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, вопреки мнению автора жалобы, также не могут быть применены к действиям (бездействию), содержащим составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей кодекса.

Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении настоящего дела неоднократного привлечения к административной ответственности за совершение одного деяния не допущено.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности лица не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.

Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.31, части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного решения, не допущено.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 2024 года в отношении Афанасьева Сергея Сергеевичапо делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья                                    (подпись)                                                Н.В.Мочалова

К О П И Я

Дело № 7-74/2024

Р Е Ш Е Н И Е

31 мая 2024 года                                                                         г. Салехард

Судья Суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица руководителя направления по эксплуатации трубопроводов АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Афанасьева Сергея Сергеевича на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 26 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении него,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела Ноябрьское лесничество УЛХ ДПРиЭ ЯНАО - заместителя лесничего в лесничествах ЯНАО Бабиковой С.М. от 26 февраля 2024 № 79/Н должностное лицо руководитель направления по эксплуатации трубопроводов АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Афанасьев С.С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60 000 рублей.

Решением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 26 марта 2024 года указанное постановление оставлено без изменения

С решением судьи не согласен Афанасьев С.С., в жалобе, поданной в суд ЯНАО, просил постановление и решение изменить, назначив ему за совершение 8 административных правонарушений по ч. 2 ст. 8.31 и ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ одно наказание в соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Афанасьев С.С., природоохранный прокурор, должностное лицо извещались о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Рассмотрев доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Частью 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса.

Частью 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами (ч.1 ст. 60.12 ЛК РФ).

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ предусмотрены принципы хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, согласно которым такая деятельность должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, их ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов и иные меры санитарной безопасности в лесах, а правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст.60.3 ЛК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с подп. «а» п. 20 Правил не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

Согласно п.29 Правил не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

Приказом Минприроды России от 10 июля 2020 года № 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Согласно п.15 указанных Правил при использовании лесов в целях эксплуатации линейных объектов не допускается загрязнение земель, на которых осуществляется использование лесов, и территорий, прилегающих к землям, на которых осуществляется использование лесов, химическими и радиоактивными веществами.

В соответствии с положениями п.18 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды России от 7 июля 2020 года № 417, запрещается загрязнение площади земель, на которых осуществляется использование лесов и территории за ее пределами, химическими и радиоактивными веществами при осуществлении использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности (далее Правила №1614), согласно которым в лесах установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Согласно подп.«а» п.3 и п.5 Правила №1614 предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) как одна из мер пожарной безопасности в лесах на лесных участках, пре-доставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется использующими леса лицами. При этом при проведении работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения в состоянии, свободном от горючих материалов и не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей к площадке скважин территории горючими веществами (нефтью и нефтепродуктами) (подп.«а», «в» п.43), а полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (п.44).

В период с 10 мая 2023 года по 01 октября 2023 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Постановлением Правительства ЯНАО от 3 февраля 2023 года № 79-П «О мероприятиях по защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от лесных и других ландшафтных (природных) пожаров в пожароопасный сезон 2023 года и об утверждении перечня населенных пунктов, территорий садоводства или огородничества Ямало-Ненецкого автономного округа, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров» установлен пожароопасный сезон, а в период с 26 мая 2023 года по 01 сентября 2023 года введен особый противопожарный режим, установленный Постановлением Правительства ЯНАО от 25 мая 2023 года № 447-П.

Из материалов дела следует, что 17 июля 2023 года Ямало-Ненецким природоохранным прокурором принято решение № 130 о проведении в отношении АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» в период с 18 июля по 16 августа 2023 года проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды, лесного и земельного законодательства, законодательства о природопользовании, а также законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (л.д. 24).

В ходе проверки 24 августа 2023 года осуществлен осмотр территории эксплуатируемых Обществом месторождений, включая территорию кустовой площадки № 22 Спорышевского месторождения. В месте с привязкой к точке с географическими координатами с.ш. 63°19"53.6"" в.д. 075°32"12.9"" обнаружен земельный участок, загрязненный веществом, по своим органолептическим свойствам сходным с нефтепродуктами (темный цвет, маслянистость, характерный запах нефтепродуктов). В районе осмотренной территории проходит коридор трубопроводов. Загрязненная территория отличается от смежных земельных участков, покрытых тундровой и лесной растительностью, по цвету и составу покрытия.

Определены географические координаты угловых точек загрязненного земельного участка. Отобраны фоновые пробы почв. С загрязненной территории также отобраны пробы почв, которые впоследствии подвергнуты химическому анализу, в результате которого выявлено превышение содержания нефтепродуктов (т. 1 л.д. 34-46, 49-52 адм. материала).

Загрязненный участок находится на участке недр, предоставленном Обществу на основании лицензии СЛХ02126НЭ, в границах земельных участков, предоставленных Обществу на основании договора аренды № 70/Л-12 от 22 марта 2012 года, 120/Л-16/200/Л-14 от 02 июня 2016 года, 2229/Л-16/307/Л-10 и относится к эксплуатационным лесам (т. 1 л.д. 68, 92-135а адм. материала).

Согласно приказу от 14 октября 2021 года Афанасьев С.С. занимает в Обществе должность руководителя направления по эксплуатации трубопроводов (т. 1 л.д. 16-17 адм. материала).

Согласно должностной инструкции к должностным обязанностям Афанасьева С.С. относятся: - организация производства работ в рамках деятельности направления по реализации программ надежности нефтепромысловых трубопроводов (реконструкция, капитальный ремонт, ингибирование, мониторинг, аэромониторинг, диагностика) (п. 2).

-организация проведения работ по обслуживанию трассы трубопровода (п. 5).

- организация безопасной эксплуатации, а также своевременное проведение технического обслуживания и ремонта нефтепромысловового оборудования (п. 27).

- соблюдение и выполнение требований действующих норм, правил по промышленной, пожарной и экологической безопасности, охране окружающей сред и рациональному природопользованию (п. 40).

- контролирует соблюдение и выполнение этих же правил и норм подчиненными работниками (п. 46).

- организовывает и осуществляет комплекс направленных на предотвращение аварий, инцидентов и происшествий мероприятий (п. 52).

- осуществляет контроль за экологическим состоянием территории вверенных технологических объектов, разрабатывает и контролирует выполнение мероприятий по содержанию (выявлению и ликвидации загрязнений/захламлений) земельных участков на расстоянии 50 м по всей длине трубопровода (п. 54) (т. 1 л.д. 18-28 адм. материала)

15 января 2024 года заместителем Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в отношении должностного лица Афанасьева С.С. возбуждено дело об административном правонарушении ч.2 ст.8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ (т. 1 л.д. 7-15 адм. материала); впоследствии должностным лицом департамента вынесено постановление с назначением наказания виде административного штрафа в размере 60 000 рублей (т. 2 л.д. 34-44 адм. материала).

Действия должностного лица верно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

В настоящем деле факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31, частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, подтвержден представленными материалами дела, правильность квалификации противоправного деяния, допущенного должностным лицом Общества, сомнений не вызывает.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судья сочли, что Афанасьев С.С. имел возможность для соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.

Оснований для переоценки выводов должностного лица и судьи не имеется, выводы о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, являются правильными, должным образом мотивированы с приведением исчерпывающих оснований в постановлении, судебных актах.

Доводы жалобы о том, что при выявлении прокурором в рамках прокурорской проверки нескольких правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имелись основания для назначения одного наказания, должным образом разрешены, как при рассмотрении дела, так и при рассмотрении судьей жалоб на постановление (решение), данные доводы правомерно отклонены как несостоятельные.

В силу пункта 7 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится.

Оснований для применения положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо и судья правильно не установили, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения прокурором данного дела, не были выявлены в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, вопреки мнению автора жалобы, также не могут быть применены к действиям (бездействию), содержащим составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей кодекса.

Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении настоящего дела неоднократного привлечения к административной ответственности за совершение одного деяния не допущено.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности лица не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.

Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.31, части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного решения, не допущено.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 марта 2024 года в отношении Афанасьева Сергея Сергеевичапо делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья                                    (подпись)                                                Н.В.Мочалова

7-74/2024

Категория:
Административные
Истцы
Ямало-Ненецкая природоохранная прокуратура
Ответчики
Руководитель направления по эксплуатации турбопроводов АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" Афанасьев С.С.
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Мочалова Надежда Витальевна
Статьи

8.31

8.32

Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
25.04.2024Материалы переданы в производство судье
31.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2024Дело оформлено
03.06.2024Дело передано в экспедицию
31.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее