Дело № 2а-344/2020
УИД 75RS0029-01-2020-001587-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 августа 2020 г. г. Нерчинск
Нерчинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Пискаревой С.А.,
при секретаре – Ермишкине Д.С.,
с участием:
помощника прокурора Нерчинского района Забайкальского края Клочневой В.В.,
представителя административного истца Черепанова С.А.,
административного ответчика Парфентьева С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством системы видеоконференцсвязи с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю административное дело № 2а-344/2020 по административному иску администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю к Панфентьеву С.С. об установлении административного надзора
УСТАНОВИЛ:
Парфентьев С.С. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю по приговору Могочинского районного суда Забайкальского края от 12 декабря 2012 года, которым осужден по п. «в» ч.4 ст. 162 УК РФ к наказанию в виде 8 лет лишения свободы, без дополнительных наказаний. с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В действиях осужденного суд признал наличие опасного рецидива преступлений (п. «б» ч. 3 ст.18 УК РФ).
Постановлением Могочинского районного суда Забайкальского края от 01 марта 2013 г. разъяснены сомнения и неясности при исполнении приговора Могочинского районного суда Забайкальского края от 12 декабря 2012г. в части вида рецидива преступлений, указано наличие опасного рецидива преступлений в соответствии с п. «б» ч.2 ст. 18 УК РФ, режим отбывания наказания – строгий.
Врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Комогорцев С.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском, выдвинув требование об установлении в отношении осужденного административного надзора сроком на 8 лет и административных ограничений в виде: запрещения пребывания вне места проживания с 22 часов вечера до 06 часов утра, за исключением времени нахождения на работе; обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения выезда за пределы ... без уведомления органа внутренних дел; запрещения пребывания в местах распития спиртных напитков, таких как бары, кафе, клубы, рестораны в период с 19 часов до 22 часов вечера; запрещения посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и пребывания в зонах режимных ограничений указанных учреждений без разрешения органов внутренних дел (л.д. 3-5).
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Черепанов С.А. административный иск поддержал, и просил суд в связи с освобождением осужденного Парфентьева С.С. по отбытию срока наказания установить административный надзор на срок 8 лет. Просил установить все предлагаемые административным истцом ограничения. Установление административного надзора в отношении Парфентьева С.С. необходимо в связи с тем, что он в настоящее время отбывает наказание за особо тяжкое преступление, которое совершено при наличии в его действиях опасного рецидива. Считает, что предлагаемых ограничений, с учетом характеристики осужденного, будет достаточно для осуществления за ним административного надзора после освобождения.
Осужденный Парфентьев С.С. в судебном заседании, пояснил, что с требованиями административного искового заявления согласен.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение помощника прокурора Клочневой В.В., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению частично с исключением такого вида ограничения, как запрещение посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и пребывание в режимных зонах указанных учреждений, без разрешения органов внутренних дел, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ, в редакции от 28 мая 2017г. № 102-ФЗ административный надзор устанавливается судом - в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из представленных в суд документов установлено, что Парфентьев С.С. отбывает наказание за особо тяжкое преступление, предусмотренное п.«в» ч.4 ст.162 УК РФ, которое совершено им при опасном рецидиве преступлений, на что имеется ссылка в приговоре суда (л.д. 6-14).
При указанных обстоятельствах имеют место основания для установления административного надзора, в соответствии с ч. 2 ст. 3 ФЗ № 64 от 06 апреля 2011 г. в редакции от 28 мая 2017 г. № 102-ФЗ, требование административного истца об установлении административного надзора является обоснованным и подлежит удовлетворению. При освобождении из мест лишения свободы в отношении Парфентьева С.С. административный надзор должен быть установлен.
Обсудив требование административного истца об установлении административного надзора сроком на восемь лет, суд исходит из следующего: согласно части 2 статьи 5 ФЗ № 64 от 06 апреля 2011 г., в редакции от 28 мая 2017 г. № 102-ФЗ, административный надзор в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона, устанавливается судом на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При таком положении, разрешая административный иск по существу суд, руководствуясь вышеназванной нормой закона, считает, что административный надзор в отношении Парфентьева С.С. следует установить сроком на 8 лет, поскольку согласно пункту «д» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции от 08 декабря 2003 г. № 162-ФЗ) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
При принятии решения суд учитывает, что согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 г. в редакции от 28 мая 2017 г. № 102-ФЗ административный надзор в отношении лица, совершившего преступление при опасном рецидиве преступлений, устанавливается со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Поскольку в отношении Парфентьева С.С. административный надзор устанавливается до его освобождения из мест лишения свободы, то суд считает целесообразным указать в решении суда, что административный надзор устанавливается на срок погашения судимости - 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Конец срока и дата освобождения у Парфентьева С.С. 24 сентября 2020 г. Данное обстоятельство подтверждается справкой, представленной в суд спецотделом учреждения (л.д. 23).
Поскольку срок погашения судимости по приговору Могочинского районного суда Забайкальского края от 12 декабря 2012 г. исчисляется с 24 сентября 2020 г., то есть с момента фактического освобождения от отбывания наказания, назначенного по данному приговору, административный надзор подлежит установлению на 8 лет до 24 сентября 2028 года, то есть на срок погашения судимости.
При решении вопроса об установлении административных ограничений, предлагаемых административным истцом, суд принимает во внимание следующее.
Согласно статье 4 ФЗ № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 г. в редакции от 28 мая 2017 г. № 102-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться определенные законодателем административные ограничения. Установление административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации - является одним из обязательных. При этом выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.
Из административного искового заявления, характеристики на осужденного, а также объяснений представителя административного истца установлено, что Парфентьев С.С. за период отбывания наказания допустил пять нарушений установленного порядка отбывания наказания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности. Все взыскания погашены. Имеет семь поощрений за добросовестное отношение к труду, активное участие в воспитательных мероприятиях и добросовестное отношение к обучению.
В настоящее время не трудоустроен, принимает активное участие в работах по благоустройству отряда. К труду относится добросовестно. Обучился в образовательном учреждении №313 по профессиям «слесарь по ремонту автомобилей 2 разряда», «овощевод». К обучению относился добросовестно.
Контактирует с положительно настроенной частью осужденных. Отношения строит в среде положительно характеризующихся осужденных. Поддерживает социально-полезные связи путем переписки, телефонных переговоров, получает посылки, передачи.
По характеру общительный, спокойный. В конфликтных ситуациях с другими осужденными замечен не был, с представителя администрации всегда вежлив. На профилактическом учете не состоит.
Вину в совершенном преступлении признает в полном объеме, в содеянном раскаивается, однако мер к заглаживанию вреда причиненного преступлением не предпринял, извинительное письмо не написал.
По заключению администрации исправительного учреждения, осужденный Парфентьев С.С. характеризуется положительно, стремится к исправлению, добросовестно относится к труду, обучению, активно участвует в воспитательных мероприятиях, имеет поощрения, не имеет действующих взысканий, поддерживает социально-полезные связи (л.д. 17).
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017г. №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» указано, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Согласно заявлению осужденного после освобождения Парфентьев С.С. будет проживать по адресу: ... (л.д. 21).
Устанавливая административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, суд принимает во внимание, что Парфентьев С.С. проживает в ..., и считает необходимым указать наименование муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора, а именно - муниципальный район «...» ....
Обсудив виды административных ограничений, предлагаемых административным истцом, принимая во внимание характеризующие данные на осужденного, его поведение в период отбывания наказания, учитывая доводы административного ответчика, суд считает достаточным применить в отношении осужденного Парфентьева С.С. следующие ограничения: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов вечера до 06 часов утра, за исключением привлечения к работе работодателем в ночное время; обязательную явку один раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение выезда за пределы муниципального района «...» ...; запрещение пребывания в местах распития спиртных напитков, таких как бары, кафе, клубы, рестораны в период с 19 часов до 22 часов вечера.
Установление указанных судом ограничений в совокупности будет способствовать предупреждению совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Что касается предлагаемого административным истцом ограничения в виде запрещения посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и пребывание в режимных зонах указанных учреждений, без разрешения органов внутренних дел, суд не находит оснований для установления данного вида административных ограничений. Предлагаемый вид административного ограничения, в случае его установления судом, будет незаконным, поскольку ограничит право административного ответчика на полноценное общение с родственниками, знакомыми, друзьями в случае, если последние будут находиться в указанных учреждениях.
При указанных обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению частично.
Удовлетворив исковые требования административного истца об установлении административных ограничений частично, суд принимает во внимание, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ в редакции от 28 мая 2017 г. № 102-ФЗ, суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, может частично отменить административные ограничения или дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения. Парфентьев С.С. также не лишен права обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене административных ограничений в порядке, установленном статьями 6 и 9 Закона об административном надзоре и главой 29 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.273, ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю к Панфентьеву С.С. об установлении административного надзора – удовлетворить частично.
Установить в отношении Панфентьева С.С., ** года рождения, место рождения ..., освобождаемого 24 сентября 2020 г. по отбытию срока наказания из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю административный надзор сроком на 8 (восемь) лет (срок погашения судимости) до 24 сентября 2028 года.
Установить в отношении Панфентьева С.С. административные ограничения:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов вечера до 06 часов утра, за исключением привлечения к работе работодателем в ночное время;
- обязательная явка один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение выезда за пределы муниципального района «...» ...;
- запрещение пребывания в местах распития спиртных напитков, таких как бары, кафе, клубы, рестораны в период с 19 часов до 22 часов вечера.
В остальной части требований отказать.
Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него административных ограничений осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Панфентьева С.С. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке, право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об административном надзоре могут быть поданы в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом через Нерчинский районный суд Забайкальского края.
Решение принято в окончательной форме 11 августа 2020г.
Председательствующий С.А. Пискарева