Судья Артёмова Ю.Н. УИД 38RS0003-01-2022-003135-60
Судья-докладчик Яматина Е.Н. № 33-8449/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 октября 2023 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Алсыковой Т.Д.,
судей Рудковской И.А., Яматиной Е.Н.,
при секретаре Ильине А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2867/2022 по исковому заявлению прокурора города Братска в интересах Иркутской области к Областному государственному бюджетному учреждению Братская станция по борьбе с болезнями животных о возмещении ущерба,
по апелляционной жалобе с учетом дополнения представителя ответчика ОГБУ «Братская СББЖ» - ФИО3
на решение Братского городского суда Иркутской области от 13 октября 2022 года и дополнительное решение Братского городского суда Иркутской области от 18 мая 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование заявленных исковых требований указано, что Службой ветеринарии Иркутской области и ОГБУ «Братская СББЖ» заключено соглашение от Дата изъята Номер изъят об условиях предоставлении субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ) на сумму 25 685 000,00 руб.
С учетом дополнительных соглашений общий размер субсидии, предоставленной Учреждению в 2020 г., составил (данные изъяты) руб.
Субсидия в соответствующих размерах была перечислена Службой ветеринарии Иркутской области ОГБУ «Братская СББЖ» в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами.
По результатам проведения Контрольно-счетной палатой Иркутской области (далее КСП) контрольного мероприятия «проверка законного и эффективного (экономного и результативного) использования бюджетных средств и государственной собственности Иркутской области, а также иных ресурсов, полученных в 2019-2020 годах Службой ветеринарии Иркутской области и подведомственными учреждениями (выборочно)» в ОГБУ «Братская СББЖ» установлены нарушения, о чем составлен акт проверки от Дата изъята Номер изъят.
При проверке нормативов, утвержденных в государственном задании № 3 на 2020 год, отчета о выполнении государственного задания № 2 на 2020 год, установлено, что ОГБУ «Братская СББЖ» государственное задание за 2020 год не исполнено (раздел 1 акта проверки от Дата изъята Номер изъят, государственное задание № Дата изъята год, отчет о выполнении государственного задания на 2020 год) в части оказания услуги по проведению мероприятий по защите населения от болезней общих для человека и животных и пищевых отравлений для физических лиц - на 33,7 %, или на 1,467 тыс. ед. (план 4,0- 3,88 тыс.ед.).
Вместе с тем, субсидия на выполнение государственного задания в 2020 году в сумме 27 768,6 тыс. руб. по соглашению от Дата изъята Номер изъят (с изменениями от Дата изъята ) была израсходована в полном объеме.
Фактически исполненное государственное задание на 2020 год по вышеназванной государственной услуге меньше по объему, чем это предусмотрено государственным заданием, что нанесло ущерб бюджету Иркутской области.
По результатам проведенной проверки Контрольно-счетной палатой Иркутской области руководителю ОГБУ «Братская СББЖ» внесено представление от Дата изъята Номер изъят, в котором предложено провести работу по возврату в бюджет Иркутской области средств субсидии в размере 80 176,65 руб.
До настоящего времени представление ответчиком не исполнено, размер суммы средств субсидии, подлежащей возврату, как и само представление, не оспорены, какие-либо возражения не заявлялись.
Постановлениями мирового судьи судебного участка № 41 Центрального района г. Братска Иркутской области от Дата изъята должностное лицо ОГБУ «Братская СББЖ» привлечено к административной ответственности за невыполнение государственного задания по (данные изъяты) КоАП РФ (по факту невыполнения государственного задания Номер изъят по 2019 год и 2020 год соответственно).
Решением Братского городского суда Иркутской области от Дата изъята исковые требования удовлетворены.
Суд постановил: взыскать с областного государственного бюджетного учреждения «Братская станция по борьбе с болезнями животных» (ОГРН Номер изъят, ИНН Номер изъят) в доход бюджета Иркутской области ущерб в размере 80176 рублей 65 копеек.
Дополнительным решением Братского городского суда Иркутской области от Дата изъята суд постановил: взыскать с областного государственного бюджетного учреждения «Братская станция по борьбе с болезнями животных» (ОГРН Номер изъят, ИНН Номер изъят), в бюджет муниципального образования города Братска государственную пошлину в размере 2 605,30 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОГБУ «Братская СББЖ» - ФИО3 просит решение суда и дополнительное решение суда отменить, производство по делу прекратить, в удовлетворении требований прокурора отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что государственное задание на 2020 год фактически выполнено.
При невыполнении плана государственного задания по одним показателям и перевыполнении по другим в итоге происходит полное освоение средств. Так, по итогу за 2020 год план государственного задания выполнен на Номер изъят, сумма субсидии в размере 27768,6 тысяч рублей (утверждена дополнительным соглашением Номер изъят от Дата изъята к Соглашению об условиях предоставления субсидии ОГБУ «Братская СББЖ» Иркутской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ) от Дата изъята Номер изъят) освоена на 100%.
Произведенные ОГБУ «Братская СББЖ» расчеты, приведенные в таблице, свидетельствуют о перевыполнении плана государственного задания на 187,882 тыс. ед., что в процентном соотношении составляет 62,7% перевыполнения плана государственного задания за 2020 год.
Возможности установления допустимого отклонения в отношении иных показателей государственного задания, в том числе показателей, относящихся к содержанию и объему в рамках отдельной государственной услуги, законом не предусмотрено. Фактически отклонение от выполнения государственного задания в отношении отдельных разделов государственного задания не превысило 10%. Поэтому отклонение по отдельным категориям - специальностям или направлениям подготовки, превышающее 10%, при соблюдении данного критерия в отношении отдельной государственн6ой услуги, то есть по отдельному разделу государственного задания, не свидетельствует о его неисполнении.
В письменных возражениях на жалобу прокурор просит решение суда и дополнительное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу с учетом дополнения – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, участвующих в деле, при надлежащем их извещении.
Заслушав доклад судьи Яматиной Е.Н., выслушав объяснения прокурора ФИО4, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Согласно пункту 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующая бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, устанавливает, что получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) составляет и исполняет бюджетную смету;
2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);
6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.12.2010 № 348-пп «О реализации отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлен Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Иркутской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям Иркутской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества (далее - Порядок).
В соответствии с п.57 постановления Правительства Иркутской области №348-пп перечисление субсидии в декабре текущего финансового года осуществляется после представления бюджетным и автономным учреждением Иркутской области исполнительному органу государственной власти Иркутской области в срок до 1 декабря текущего финансового года предварительного отчета об исполнении государственного задания по форме, указанной в пункте 47 настоящего Порядка (далее - предварительный отчет).
В случае выявления по итогам рассмотрения предварительного отчета фактов, свидетельствующих о прогнозируемом недостижении показателей объема государственных услуг (работ), установленных в государственном задании, государственное задание подлежит уточнению в соответствии с указанными в предварительном отчете показателями.
Субсидии в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктом 58 настоящего Порядка, подлежат возврату в областной бюджет в срок до 31 декабря текущего года на основании требования исполнительного органа государственной власти Иркутской области.
В случае, если бюджетные и автономные учреждения Иркутской области не возвращают в областной бюджет субсидию в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта в связи с отсутствием средств субсидии, бюджетные и автономные учреждения Иркутской области возвращают в областной бюджет в срок до 1 июля очередного финансового года субсидию в объеме, соответствующем показателям государственного задания, которые не были достигнуты в отчетном финансовом году, рассчитанном в соответствии с пунктом 58 настоящего Порядка.
Из материалов дела судом установлено, что между Службой ветеринарии Иркутской области и ОГБУ «Братская СББЖ» заключено соглашение от Дата изъята Номер изъят об условиях предоставлении субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ) на сумму 25685000 рублей.
Субсидии в соответствующих размерах были перечислены Службой ветеринарии Иркутской области ОГБУ «Братская СББЖ» в полном объеме, что подтверждается платежными документами: Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята .
Как следует из ч.1 ст.265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля) (ч.2 ст.265 БК РФ).
На основании ч.1 ст.2 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее Федеральный закон №6-ФЗ) правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Иркутской области порядок организации, деятельности и полномочия Контрольно-счетной палаты Иркутской области определяет закон Иркутской области от 07.07.2011 №55-ОЗ «О контрольно-счетной палате Иркутской области».
Контрольно-счетная палата Иркутской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием Иркутской области (далее - Законодательное Собрание). Контрольно-счетная палата подотчетна Законодательному Собранию (часть 1 статьи 2 Закона № 55-03).
Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 1 статьи 14 Закона № 55-03).
Проведение контрольного мероприятия назначено на основании распоряжения председателя КСП области от 28.01.2021 № 4-П в соответствии с полномочиями КСП, установленными ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 13 Закона Иркутской области от 07.07.2011 № 55-03 «О Контрольно-счетной палате Иркутской области», плана деятельности КСП области на 2021 год и программы контрольного мероприятия. Проверяемый период: 2019 год, 2020 год. Срок проведения контрольного мероприятия: с Дата изъята по Дата изъята .
Таким образом, контрольное мероприятие КСП области проведено в соответствии с требованиями законодательства на основании плана деятельности на 2021 год, размещенного на официальном сайте КСП области.
При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 6-ФЗ).
Акты, составленные Контрольно-счетной палатой при проведении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. Пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций, представленные в Контрольно-счетную палату в срок до семи рабочих дней со дня получения акта, прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью (часть 7 статьи 14 Закона № 55-03).
Так, по результатам проведения Контрольно-счетной палатой Иркутской области контрольного мероприятия «Проверка законного и эффективного (экономного и результативного) использования бюджетных средств и государственной собственности Иркутской области, а также иных ресурсов, полученных в 2019-2020 годах Службой ветеринарии Иркутской области и подведомственными учреждениями (выборочно)» в ОГБУ «Братская СББЖ» установлены нарушения, о чем составлен акт проверки от Дата изъята Номер изъят.
Государственные задания для учреждения в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает служба ветеринарии Иркутской области в порядке, определяемом Правительством Иркутской области. Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания (ст. 19 Устава).
При проверке нормативов, утвержденных в государственном задании № Дата изъята год, отчета о выполнении государственного задания № Дата изъята год установлено, что ОГБУ «Братская СББЖ» государственное задание за 2020 год не исполнено в части оказания услуги по проведению мероприятий по защите населения от болезней общих для человека и животных и пищевых отравлений для физических лиц - на 33,7 %, или на 1,467 тыс. ед. (план 4,0- 3,88 тыс.ед.).
Вместе с тем, субсидия на выполнение государственного задания в 2020 году в сумме 27 768,6 тыс. руб. по соглашению от Дата изъята Номер изъят (с изменениями от Дата изъята ) была израсходована в полном объеме.
Фактически исполненное государственное задание на 2020 год по вышеназванной государственной услуге меньше по объему, чем это предусмотрено государственным заданием, что нанесло ущерб бюджету Иркутской области.
По результатам проведенной проверки Контрольно-счетной палатой Иркутской области руководителю ОГБУ «Братская СББЖ» внесено представление от Дата изъята Номер изъят, в котором предложено провести работу по возврату в бюджет Иркутской области средств субсидии в размере (данные изъяты) руб. (1467 ед.*57 руб.*0,69 (тер.коэф-т)* 1,389613 (вырав.коэф-т)).
Однако, до настоящего времени представление ответчиком не исполнено, размер суммы средств субсидии, подлежащей возврату, как и само представление, не оспорены, какие-либо возражения не заявлялись.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 БК РФ государственное задание должно содержать показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).
Согласно пункту 3 статьи 69.2 БК РФ государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.12.2010 № 348-пп установлен Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Иркутской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям Иркутской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества (далее - Порядок № 348-пп).
Согласно подпункту «б» пункта 2 Порядка № 348-пп для ОГБУ «Братская СББЖ» государственное задание на 2020 год было сформировано Службой ветеринарии Иркутской области.
На основании пункта 4 Порядка № 348-пп в государственном задании могут быть установлены допустимые (возможные) отклонения в процентах (но не более пяти процентов), абсолютных величинах от установленных показателей качества и (или) объема, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение - в отношении государственного задания. Значения указанных показателей, устанавливаемые на текущий финансовый год, могут быть изменены только при формировании государственного задания на очередной финансовый год.
Согласно подпункту «б» пункта 2 Порядка № 348-пп для ОГБУ «Братская СББЖ» государственное задание на 2020 год было сформировано Службой ветеринарии Иркутской области. В государственном задании на 2020 год допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей качества государственной услуги, в пределах которых государственное задание считается выполненным (процентов) Службой ветеринарии Иркутской области были установлены в размере 97 процентов в отношении отдельных государственных услуг (работ). При этом, общее допустимое (возможное) отклонение в отношении государственного задания Службой ветеринарии установлено не было.
Таким образом, суд пришел к выводу, что доводы ОГБУ «Братская СББЖ» о том, что при невыполнении плана государственного задания по одним показателям и перевыполнения по другим в итоге происходит полное освоение средств, не основана на требованиях пункта 1, пункта 3 статьи 69.2 БК РФ, пункта 4 Порядка № 348-пп.
Судом также учтено, что в соответствии с требованиями статьи 78.1 БК РФ, п. 55 Порядка формирования государственного задания № 348-пп Службой ветеринарии Иркутской области с ОГБУ «Братская СББЖ» было заключено соглашение об условиях предоставления субсидии ОГБУ «Братская СББЖ» на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ) от 01.01.2020 № 3 (с изм.).
Предметом соглашения является определение условий предоставления Службой ветеринарии Учреждению субсидии из областного бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ).
Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года. Соглашением возложены обязательства, как на Службу (учредителя), так и на учреждение.
На учреждение возложены обязательства: осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определёнными в государственном задании (п. 2.3.1), а также своевременно информировать Учредителя об изменении условий оказания услуг (выполнения работ), которые могут повлиять на изменение размера субсидии (п. 2.3.2).
Однако, данные ОГБУ «Братская СББЖ» обязательства в течение 2020 года соблюдены не были. Так, в течение 2020 г. в соглашение вносились изменения, в том числе в части изменения (увеличения) объемов субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий. При этом учреждение использовало субсидию не в соответствии с требованиями к объемам, определенными в государственном задании.
В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Постановлениями мирового судьи судебного участка № 41 Центрального района г. Братска Иркутской области от Дата изъята должностное лицо ОГБУ «Братская СББЖ» привлечено к административной ответственности за невыполнение государственного задания по (данные изъяты) КоАП РФ и ей назначено наказание в виде предупреждения (по факту невыполнения государственного задания Номер изъят по 2019 год и 2020 год соответственно). Постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 ст. 15, пунктами 1 и 2 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что выявленный факт установлен при проведении контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Иркутской области «Проверка законного и эффективного (экономного и результативного) использования бюджетных средств и государственной собственности Иркутской области, а также иных ресурсов, полученных в 2019-2020 годах службой ветеринарии Иркутской области и подведомственными учреждениями (выборочно)» и подтверждается всей совокупностью исследованных по делу доказательств, при этом доказательств обратному ответчиком суду не предоставлено, суд исковые требования прокурора посчитал обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 ст. 88, ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с удовлетворением исковых требований, с ответчика в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2605,30 рублей.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Приведенные в жалобе доводы о том, что государственное задание на 2020 год фактически выполнено, поскольку при невыполнении плана государственного задания по одним показателям и перевыполнении по другим в итоге происходит полное освоение средств, основаны на неверном толковании норм материального права и во внимание судебной коллегией не принимаются, исходя из следующего.
Применительно к формированию и исполнению государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) бюджетным учреждением результативность и эффективность использования бюджетных средств предполагает достижение установленных государственным заданием показателей с использованием предусмотренного для них объема бюджетных средств.
Недостижение показателей государственного задания (с учетом допустимого отклонения), если при этом выделенные на его выполнение денежные средства израсходованы в полном объеме, является прямым свидетельством неэффективности их использования.
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.12.2010 № 348-пп «О реализации отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлен Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Иркутской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям Иркутской области на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества (далее - Порядок).
Согласно подпункту «б» пункта 2 Порядка № 348-пп для ОГБУ «Братская СББЖ» государственное задание на 2020 год было сформировано Службой ветеринарии Иркутской области.
На основании пункта 4 Порядка № 348-пп в государственном задании могут быть установлены допустимые (возможные) отклонения в процентах (но не более пяти процентов), абсолютных величинах от установленных показателей качества и (или) объема, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение - в отношении государственного задания. Значения указанных показателей, устанавливаемые на текущий финансовый год, могут быть изменены только при формировании государственного задания на очередной финансовый год.
Согласно подпункту «б» пункта 2 Порядка № 348-пп для ОГБУ «Братская СББЖ» государственное задание на 2020 год было сформировано Службой ветеринарии Иркутской области.
В государственном задании на 2020 год допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей качества государственной услуги, в пределах которых государственное задание считается выполненным (процентов) Службой ветеринарии Иркутской области были установлены в размере 97 процентов в отношении отдельных государственных услуг (работ).
Вместе с тем, общее допустимое (возможное) отклонение в отношении государственного задания Службой ветеринарии установлено не было.
При проверке нормативов, утвержденных в государственном задании № 3 на 2020 год, отчета о выполнении государственного задания № 2 на 2020 год, установлено, что ОГБУ «Братская СББЖ» государственное задание за 2020 год не исполнено (раздел 1 акта проверки от 31.03.2021 № 22/19-а, государственное задание № 3 на 2020 год, отчет о выполнении государственного задания на 2020 год) в части оказания услуги по проведению мероприятий по защите населения от болезней общих для человека и животных и пищевых отравлений для физических лиц - на 33,7 %, или на 1,467 тыс. ед. (план 4,0- 3,88 тыс.ед.).
Вместе с тем, субсидия на выполнение государственного задания в 2020 году в сумме 27 768,6 тыс. руб. по соглашению от 01.01.2020 № 3 (с изменениями от 23.12.2020) была израсходована в полном объеме.
Таким образом, исполненное государственное задание на 2020 год по вышеназванной государственной услуге меньше по объему, чем это предусмотрено государственным заданием (с учетом отклонения от установленных показателей качества государственной услуги, в пределах допустимых 97 процентов в отношении отдельных государственных услуг (работ), что соответственно нанесло ущерб бюджету Иркутской области.
В этой связи, доводы ОГБУ «Братская СББЖ» о том, что при невыполнении плана государственного заказа по одним показателям и перевыполнения по другим в итоге происходит полное освоение средств, противоречит п.1, п.3 ст.69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.4 Порядка № 348-пп.
Ссылка заявителя на иную судебную практику является несостоятельной, поскольку основана на иных фактических обстоятельствах дела, отличных от настоящего спора, где в государственном задании на 2020 год допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей качества государственной услуги, в пределах которых государственное задание считается выполненным (процентов) Службой ветеринарии Иркутской области установлено в размере 97 процентов в отношении отдельных государственных услуг (работ).
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы суда правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта. При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от 13 октября 2022 года и дополнительное решение Братского городского суда Иркутской области от 18 мая 2023 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу с учетом дополнения – без удовлетворения.
Судья - председательствующий Т.Д. Алсыкова
Судьи И.А. Рудковская
Е.Н. Яматина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 ноября 2023 года.