Дело № 2-648/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ <адрес>
К районный суд ЧР в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания Ильиной В.Н.,
с участием истца Карамулиной Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении М К районного суда ЧР гражданское дело по иску Карамулиной ЮМ к Федорову ЛМ, Васильевой НМ, Васильеву ВМ, Васильеву ЮМ, Алексеевой ВМ, Савиной ЛМ о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками и земельный участок в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л :
Карамулина Ю.М. обратилась в К районный суд ЧР с иском к Федорову Л.М., Васильевой Н.М., Васильеву В.М., Васильеву Ю.М., Алексеевой В.М., Савиной Л.М. о признании за ней в порядке наследования по закону после <данные изъяты> - Васильева МВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, права собственности на жилой дом, баню, предбанник, сарай, сарай, колодец и на земельный участок площадью № кв.м под кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>
В обоснование своих требований истец указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее <данные изъяты> - Васильев МВ, проживавший по адресу: <адрес>. После смерти Васильева М.В. по месту его жительства открылось наследство, состоящее, в том числе, из вышеуказанного домовладения и земельного участка. Вышеуказанный жилой дом с надворными постройками принадлежали ее <данные изъяты> Васильеву М.В. на праве собственности на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ
Земельный участок площадью № кв.м с кадастровым номером № на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЧР на праве собственности за Васильевым М.В.
Завещание Васильевым М.В. не составлялось. Их <данные изъяты> - Васильева МФ - <данные изъяты> <данные изъяты> Васильева М.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, то есть до открытия наследства на имущество Васильева М.В. Наследниками по закону на указанное имущество являются его <данные изъяты>: она (Карамулина ЮМ), Федоров ЛМ, Васильева НМ, Васильев ВМ, Васильев ЮМ, Алексеева ВМ, Савина ЛМ. Ответчики на наследство после смерти Васильева М.В. не претендуют.
Вышеуказанное имущество Васильева М.В. ею в соответствии со ст. 1153 (п. 2) ГК РФ в наследство принято, подтверждением чему является то обстоятельство, что она проживает в указанном наследственном доме, пользуется земельным участком.
Угроза нарушения ее прав заключается в том, что указанным наследственным имуществом в полной мере она не может распоряжаться без признания за ней права собственности на него в порядке наследования по закону.
Оформление наследственных прав по закону к имуществу умершего Васильева М.В. возможно лишь в судебном порядке, так как она в 6-месячный срок со дня открытия наследства не обращалась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Определением Канашского районного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) в связи с характером спорного правоотношения к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация К.
В судебном заседании истец Карамулина Ю.М. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям и в дополнение суду пояснила, что со дня открытия наследства обеспечивала сохранность наследуемого имущества, пользовалась жилым домом, предметами домашней обстановки и быта и другими вещами, принадлежавшими наследодателю, также была зарегистрирована и проживала совместно с отцом в принадлежащем Васильеву М.В. жилом доме до дня смерти последнего, и по настоящее время пользуется наследуемым имуществом.
Ответчики Федоров Л.М., Васильева Н.М., Васильев В.М., Васильев Ю.М., Алексеева В.М., Савина Л.М., извещенные о месте и времени судебного разбирательства по правилам ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, заявлений или ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Согласно заявлениям Васильев Ю.М., Федоров Л.М., Васильев В.М. просили рассмотреть дело без их участия в судебном заседании, указав, что они на наследство после смерти <данные изъяты> Васильева М.В. не претендуют.
Третье лицо - администрация К, извещенная должным образом о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечила, возражений относительно исковых требований не представила.
Суд с учетом мнения истца счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков и представителя третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, в порядке ч.ч. 3, 4 ст.167 ГПК РФ.
Суд, заслушав объяснения истца, показания свидетеля, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно техническому паспорту на жилой дом, составленному АУ «БТИ» <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д№ под № по <адрес> расположен жилой дом (инвентарный номер № <данные изъяты> принадлежавшие на праве собственности Васильеву М.В., что подтверждается справкой № АУ «БТИ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д№). При этом правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором стоит домовладение, не имеется.
По сведениям государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ право собственности на земельный участок Васильев М.В. при жизни не зарегистрировал, также чье-либо право на него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Согласно свидетельству о смерти Васильев МВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д№).
Регистрация права на земельный участок умершего Васильева М.В. в связи с прекращением его правоспособности стала невозможна.
В силу части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Доказательства того, что Васильев М.В. при жизни распорядился своим имуществом путем составления завещания, суду представлены не были.
На основании статьи 1142 ГК РФ к наследованию по закону в первую очередь призываются дети, супруг и родители умершего.
Наследниками по закону первой очереди к имуществу умершего Васильева М.В. являются его <данные изъяты>: Карамулина ЮМ (истец), Федоров ЛМ (ответчик), Васильева НМ (ответчик), Васильев ВМ (ответчик), Васильев ЮМ (ответчик), Алексеева ВМ (ответчик), Савина ЛМ (ответчик). Наличия иных наследников первой очереди судом не установлено и по материалам дела не усматривается.
В соответствии со статьями 1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства возможно в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу, а также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он в тот же срок совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 36 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Согласно пунктам 2 и 5 статьи 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, и принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из сообщения нотариуса М К нотариального округа ЧР И от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) следует, что наследственного дела на имущество Васильева МВ не имеется. Следовательно, никто из наследников в установленный законом срок после смерти Васильева М.В. не подал нотариусу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Между тем, как установлено в судебном заседании, усматривается из материалов дела, истец Карамулина Ю.М., являясь наследником первой очереди по закону, после смерти своего <данные изъяты> Васильева М.В. фактически приняла наследство, открывшееся по месту жительства наследодателя, до истечения 6-ти месяцев после его смерти, поскольку совершила действия, направленные на его принятия, в частности: со дня открытия наследства обеспечивала сохранность наследуемого имущества, пользовалась жилым домом, предметами домашней обстановки и быта и другими вещами, принадлежавшими наследодателю, также была зарегистрирована и проживала совместно с отцом в принадлежащем Васильеву М.В. жилом доме до дня смерти последнего, и по настоящее время пользуется наследуемым имуществом, что не оспаривается сторонами и подтверждается пояснениями истца, показаниями свидетеля Карамулина С.А., которым оснований не доверять или оснований для критической оценки не имеется, также выпиской из домовой книги и копией паспорта на имя истца.
Данные обстоятельства свидетельствуют в силу пункта 2 статьи 1153 ГК РФ о фактическом принятии истцом Карамулиной Ю.М. наследуемого имущества после смерти <данные изъяты> Васильева М.В..
При этом никаких доказательств того, что Карамулина Ю.М. отказывалась от наследства, суду представлено не было и в материалах дела таковых не имеется, ответчики же о своих претензиях на наследство ни нотариусу, ни суду не заявили и правом на предъявление гражданского иска не воспользовались.
Гражданский кодекс РФ рассматривает принятие наследства как право наследника, а не как его обязанность. Право собственности на имущество также не может возникнуть по принуждению.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158 ГК РФ) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.
Согласно пункту 1 статьи 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В соответствии со статьей 15 ЗК РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если право на земельный участок принадлежит нескольким лицам, - доля в праве общей собственности на земельный участок либо доля в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 82 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Из материалов дела усматривается, что при жизни наследодатель Васильев М.В., которому принадлежал участок площадью № кв.м с кадастровым номером № на праве постоянного бессрочного пользования (л.д.№), на основании пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЭ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 268-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса РФ» своим правом на регистрацию права собственности не воспользовался, с заявлением о получении в собственность спорного участка в установленном порядке не обращался (документов об обращении в уполномоченные органы с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок не представлено). Вследствие чего основания для включения спорного земельного участка в наследственную массу отсутствуют.
При установленных обстоятельствах и в силу вышеприведенных правовых норм исковые требования Карамулиной Ю.М. подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Карамулиной ЮМ удовлетворить частично.
Признать за Карамулиной ЮМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, в порядке наследования по закону после <данные изъяты> - Васильева МВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности на жилой дом (<данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес>
В удовлетворении иска Карамулиной ЮМ о признании за ней в порядке наследования по закону после <данные изъяты> - Васильева МВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, права собственности на земельный участок площадью № кв.м под кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР через К районный суд ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.