№
Дело №
РЕШЕНИЕ
07 июля 2022 года город Обоянь
Судья Обоянского районного суда ФИО7., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – директора ООО «Боян» ФИО1 на постановление заместителя начальника Управления Росгвардии по Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя начальника Управления Росгвардии по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Боян» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно постановлению, в процессе проверки ООО «Боян», проведенной ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения должностным лицом ФИО1 пунктов 147, 150, 153, 124 «Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288.
В жалобе ФИО1 просит об отмене постановления должностного лица, указывая на не составление протокола непосредственно при проведении проверки с применение видеозаписи или в присутствии понятых, не разъяснении ей прав, а также отсутствие законных оснований для проведения проверки.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 доводы жалобы поддержала и пояснила, что проверка проведена незаконно, поскольку нет соответствующего согласования на её проведение, а также не учтено, что проведение проверок приостановлено. Считает, что решение о проведении инвентаризации было принято без нарушения законодательства, инвентаризация проведена - ДД.ММ.ГГГГ, а результаты оформлены ДД.ММ.ГГГГ. Движение оружия оформлено надлежащим образом с занесением в соответствующие журналы.
Защитник ФИО3 доводы жалобы поддержал и полагал, что в случае признания ФИО1 виновной в совершении правонарушения, возможно признать правонарушение малозначительным.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО4 считал доводы необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению. Проверка оборота оружия проведена в соответствии с требованиями законодательства, выявленные нарушения требований законодательства зафиксированы и отражены в протоколе.
Выслушав лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
С учетом обстоятельств дела, обращения в Арбитражный суд Курской области и положений ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полагаю возможным восстановить срок для обжалования постановления от 30 мая 2022 года.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 20.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии», положения которого распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
В целях реализации названного постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814» утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Согласно п. 147 Инструкции инвентаризация - полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности - проводится в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел.
Приказом руководителя юридического лица за 10 дней до начала инвентаризации назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации.
Инвентаризация оружия и патронов, выданных органами внутренних дел во временное пользование, производится в соответствии с порядком, установленным МВД России для данной категории оружия и патронов.
Согласно п. 151 Инструкции перед началом инвентаризации члены комиссии должны: а) изучить требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регулирующих порядок оборота оружия и патронов и проведение их инвентаризации; б) подготовить бланки инвентаризационных описей (приложение 75), описей номерного учета (приложение 76) и сличительных ведомостей результатов инвентаризации оружия и патронов (приложение 77), зарегистрировать их в установленном порядке. При этом предварительное внесение остатков оружия и патронов в указанные документы не допускается; в) проверить наличие средств пломбирования и пломбировочного материала, реквизиты которых должны отличаться от средств пломбирования, имеющихся у лиц, ответственных за сохранность оружия. По итогам инвентаризации комиссия составляет акт в двух экземплярах, а на оружие и патроны, выданные органами внутренних дел во временное пользование, - в трех экземплярах. В акте отражаются состояние хранения, учета оружия и патронов, факты недостачи, излишков, порчи и утраты, а также предложения по устранению выявленных недостатков. Акт рассматривается и утверждается руководителем юридического лица в трехдневный срок со дня его подписи и представления комиссией.
Пунктом 153 Инструкции предусмотрено, что наличие оружия устанавливается путем обязательного его штучного, комплектного и номерного пересчета, а также проверки соответствия оружия технической документации (паспортам, формулярам либо их дубликатам) в присутствии лица, ответственного за его сохранность.
В силу пункта 124 Инструкции учету подлежит все оружие и патроны, имеющиеся у юридических лиц. Учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов. Допускается ведение учета на электронно-вычислительных средствах при обязательном ежедневном выводе данных на бумажные и магнитные носители с отражением каждой операции по движению оружия и патронов. Используемые для этого бланки формализованных документов должны соответствовать установленным настоящей Инструкцией формам предусмотренных реестров, книг и журналов учета.
Согласно пунктам 16, 20, 24, 26 части 1 статьи 9 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Закон N 226-ФЗ) войска национальной гвардии наделены, в частности, следующими полномочиями:
- контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
- осуществлять контроль за деятельностью частных охранных организаций, а также участвовать в осуществлении контроля за соблюдением образовательными организациями, реализующими программы профессиональной подготовки частных охранников и дополнительные профессиональные программы для руководителей частных охранных организаций, требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации;
- проверять места производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверять объекты, где они обращаются, места утилизации боеприпасов; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств;
- входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными охранными организациями, а также в помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных охранных организациях, частных охранниках и об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной охранной деятельности.
В соответствии со статьей 28 ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, в частности, имеют право:
- производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения;
- требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций;
- при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Боян» выдана лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия.
Приказом начальника Управления Росгвардии по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены сроки проведения проверок юридических лиц с особыми уставными задачами, иных юридических лиц осуществляющих хранение или хранение и использование, торговлю оружием и патронами к нему.
В соответствии с указанным графиком проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патроном оружейного магазина «Страж» ООО «Боян» в ДД.ММ.ГГГГ года.
ООО «Боян» ДД.ММ.ГГГГ было направлено соответствующее уведомление о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, доводы о незаконности проведения проверки является несостоятельными.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росгвардии по Курской области проведена проверка соблюдения законодательства об оружии в деятельности ООО «Боян», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что директор общества ФИО1 осуществляет свою деятельность с нарушением правил хранения и учета оружия и патронов, а именно: нарушение п. 124, 147, 150, 153, приказа МВД РФ от 12 апреля 1999 года № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814».
В отношении должностного лица составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.ст. 28.2 и 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом.
Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным лицом немедленно после выявления административного правонарушения (часть 1 статьи 28.5 Кодекса). В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице, либо сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2 статьи 28.5 Кодекса). Вместе с тем согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, а также сроков направления его для рассмотрения, является несущественным недостатком протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными, не может являться основанием для признания данного протокола недопустимым доказательством и, как следствие, для отмены вынесенных постановления должностного лица и решения судьи.
Учитывая указанные требования законодательства, полагаю, что доводы жалобы о незаконности протокола об административном правонарушении в связи с тем, что он был составлен не на месте проведения проверки, свидетельствует о неверном толковании требований законодательства. Кроме того, необходимо учесть, что законодателем не предусмотрено участие понятых при составлении протокола об административном правонарушении.
О дате составления протокола об административном правонарушении должностное лицо было уведомлено и при составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 присутствовала, ей были разъяснены права и обязанности, поэтому довод жалобы в этой части несостоятелен.
Довод защитника, что в качестве свидетеля по делу назван второй сотрудник Управления Росгвардии по Курской области ФИО5, который может быть заинтересован в исходе дела, не свидетельствуют о незаконности принятого должностным лицом решения о привлечении к административной ответственности.
В связи с выявленными нарушениями заместитель начальника Управления Росгвардии по Курской области вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ООО «Боян» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: актом проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов от ДД.ММ.ГГГГ, где отражены выявленные в ходе проверки нарушения; книгой выдачи и приема оружия и патронов; книгой учета продаж оружия и патронов; книгой учета наличия и движения поступающего, хранящегося и выдаваемого (проданного) оружия и патронов; приказом о проведении инвентаризации; инвентаризационной описью от ДД.ММ.ГГГГ; списком номерного учета; книгой учета посещений объекта подключений сигнализации на пульт центрального наблюдения вневедомственной охраны; приказом о назначении на должность директора № от ДД.ММ.ГГГГ; которые соответствуют правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, они являются допустимыми доказательствами.
Таким образом, вывод о том, что вменяемые директору ООО «Боян» ФИО1 нарушения выявлены в рамках проводимой плановой проверки и нашли соответствующее документальное подтверждение, что свидетельствует о наличии в действиях должностного лица факта нарушения правил учета, хранения оружия и боеприпасов.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к указанной статье дано определение должностного лица. В частности, в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.
Довод о том, что инвентаризация фактически проведена ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о соблюдении должностным лицом порядка проведения инвентаризации установленной указанной инструкцией, нахожу несостоятельным, поскольку как пояснила свидетель ФИО6 фактически инвентаризация была проведена ДД.ММ.ГГГГ, то есть ранее истечения 10 дней с момента вынесения приказа о её проведении, а результаты инвентаризации были оформлены ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные действия свидетельствуют о нарушении порядка проведения инвентаризации, поскольку приказ о проведении инвентаризации был вынесен ДД.ММ.ГГГГ, сроки проведения инвентаризации не указаны. Фактически инвентаризация проведена до истечения 10 дней со дня подписания приказа, документы о проведении инвентаризации составлены ДД.ММ.ГГГГ, при этом проводка всех оконченных операций по движению оружия и патронов и не вывело их остатки в книгах учета с заверением подписью на день проведения ежегодной инвентаризации.
Основания для признания правонарушения малозначительным, на что указал защитник, отсутствуют, поскольку оно посягает на особо охраняемые общественные отношения в сфере оборота оружия и боеприпасов.
Постановление об административном правонарушении вынесено уполномоченным лицом, действия правонарушителя квалифицированы правильно. Вина директора ООО «Боян» в совершении административного правонарушения установлена на основании исследованных доказательств по делу, которые были правильно оценены в соответствии со статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях), оснований для переоценки доказательств не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ не является.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Постановление о привлечении ООО «Боян» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.8 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел, а наказание назначено в пределах, установленных ст. 20.8 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административное наказание, назначенное директору ООО «Боян» ФИО1 назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, для должностных лиц. Оснований для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1, 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлено. Поэтому заявителя доводы о необоснованном указания о привлечении её ранее к административной ответственности, не являются основанием для снижения наказания.
Существенных нарушений норм процессуального закона допущено не было, нормы материального права применены правильно. Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение либо отмену постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, не установлено, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя начальника Управления Росгвардиипо Курской области от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Боян» ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Курский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения решения или получения его копии.
Судья ФИО8