Решение по делу № 2а-221/2018 от 06.12.2017

№ 2а-221/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 марта 2018 года Ачинский городской суд Красноярского края

     в составе судьи Е.А. Ирбеткина, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к Артеменко А. В. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, суд

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №4 по Красноярскому краю (далее по тексту – МИ ФНС № 4) обратилась в суд с административным иском к Артеменко А.В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, мотивируя свои требования тем, что Артеменко А.В. в период с 29.01.2010 г. по 10.12.2015 г. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являлся плательщиком страховых взносов и был обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в размерах, определяемых исходя из стоимости страхового года, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанные бюджеты. С 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговый орган. В связи с тем, что страховые взносы перечислялись с нарушением установленных сроков, ответчику начислены пени, по состоянию на 21 января 2015 года за ответчиком числится задолженность по страховым взносам и пени, в том числе: страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 17 328,48 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 3 399,05 руб., пени по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 2 371,18 руб., пени по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 680,19 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 86,26 руб. Административному ответчику направлено требование об уплате недоимки № 034 009 15 ТН 0019306, срок для добровольного исполнения указан до 02.02.2015 г., однако, в указанный срок сумма задолженности не была уплачена. В связи с чем, просит взыскать с Артеменко А.В. задолженность по страховым взносам и пени в сумме 23 865,16 руб. и восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления, ссылаясь на то, что срок был пропущен Пенсионным фондом РФ по неизвестной истцу причине (л.д. 2-3).

Копия административного искового заявления была направлена административным истцом в адрес административного ответчика 27 ноября 2017 года (л.д. 10-11).

В определении суда от 08 декабря 2017 года административному ответчику предложено представить доказательства оплаты страховых взносов и пени, а также возражения относительно применения правил упрощенного (письменного) производства (л.д. 1), определение направлено Артеменко А.В. 12.12.2017 г. (л.д. 16), возражений относительно упрощенного порядка рассмотрения дела ответчиком не представлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 291 КАС РФ административное исковое заявление рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

    Исследовав материалы дела, суд считает требования МИ ИФНС № 4 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).

    В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

    На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.

    С 01 января 2017 года вышеуказанный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

    В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

    Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

    Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

    Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 1 и 2 ст. 18 указанного Закона).

    В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени (ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ).

    Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 2 ст. 25 указанного Закона).

    Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 7).

    В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

    Как следует из материалов дела, с 29 января 2010 года по 10 декабря 2015 года Артеменко А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 6-оборот-7), 10 декабря 2015 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о том, что индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения.

По состоянию на 21 января 2015 года Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе была составлена справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии в размере 17 328, 48 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 3 399, 05 руб. (л.д. 37).

В связи с нарушением установленных сроков уплаты страховых взносов по состоянию на 21 января 2015 года ответчику начислены пени по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 2 371,18 руб., пени по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 680,19 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 86,26 руб.

В связи с выявлением недоимки, ответчику по почте заказной корреспонденцией по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, направлено требование № 034 009 15 ТН 0019306 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, предоставлен срок для добровольного исполнения до 02.02.2015 года, однако требование Артеменко А.В. исполнено не было, сумма задолженности не уплачена.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона № 212-ФЗ (действовавшего до 01 января 2017 года) в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщиков страховых взносов в банках. Взыскание осуществляется на основании решения органа контроля о взыскании, принятого в установленный законом срок (ч. 5 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).

Если решение о взыскании принято после истечения срока для его принятия, оно считается недействительным и исполнению не подлежит (ч. 5.3 ст. 19), в этом случае орган контроля вправе, в течение 6 месяцев, обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с плательщика страховых взносов (ч. 5.4 ст. 19 Закона № 212-ФЗ). Срок для обращения в суд, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (ч. 5.7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).

В случае, если взыскание за счет денежных средств плательщика на счетах в банках оказалось безрезультатным орган контроля вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика (ч. 14 ст. 19 Закона № 212-ФЗ). Взыскание за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 20 Закона № 212-ФЗ на основании постановления органа контроля о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика (ч. 2 ст. 20 Закона № 212-ФЗ). Постановление органа контроля о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика в силу п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является исполнительным документом.

Статьей 18 ч.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Таким образом, как следует из положений статей 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ, пенсионные органы до 01.01.2017 г. были наделены правом принимать в отношении индивидуальных предпринимателей властные решения и обращать их к принудительному исполнению во внесудебном порядке, а именно: путем направления для исполнения в службу судебных приставов при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя или при отсутствии у пенсионного органа информации о наличии у данного плательщика страховых взносов открытых счетов в банках.

В судебном порядке взыскание производится только с определённых категорий плательщиков (ч. 4 ст. 18 Закона № 212-ФЗ), либо в случае пропуска срока вынесения органом контроля решения о принудительном взыскании страховых взносов. (Аналогично взыскиваются пени и штрафы - ч. 15 ст. 19 и ч. 11 ст. 20 Закона № 212-ФЗ).

18 февраля 2015 года Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе вынесено решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках № 034 009 15 ВД 0007529 в соответствии с которым с ответчика взыскано в Пенсионный Фонд РФ 20 379,85 рублей, в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 17 328, 48 рублей, начисленные на нее пени в размере 2 371,18 рублей, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 680,19 рублей, взыскано в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования 3 485,31 рублей, в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3 399, 05 рублей, пени в размере 86,26 рублей (л.д. 22).

По сообщению ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (межрайонного) в г. Ачинске решение пенсионного фонда от 18.02.2015 г. было исполнено частично, 14.05.2015 г. Артеменко А.В. уплачено 5 778,59 руб., сумма 17 328,48 руб. 14.05.2015 г. помещена банком в картотеку в связи с недостаточностью денежных средств на счете плательщика (л.д. 29,30).

При этом, при недостаточности денежных средств на счете Артеменко А.В. для исполнения решения от 18.02.2015 г., Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе до даты прекращения регистрации ответчика в качестве индивидуального предпринимателя 10.12.2015 г. взыскание задолженности за счет иного имущества плательщика в порядке, предусмотренном ст. 20 Закона № 212-ФЗ, не производилось, постановление о взыскании страховых взносов не выносилось.

Также суду не представлены сведения об обращении     Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации до 01 января 2017 года в установленный срок в суд для взыскания суммы задолженности.

Согласно ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Статьей 48 ч. 2 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Разрешая ходатайство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с административным иском, суд исходит из следующего.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.

Административному истцу предлагалось представить доказательства, подтверждающие уважительность пропуска срока на обращение в суд, однако, никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Доказательств своевременного принятия мер к принудительному взысканию с Артеменко А.В. задолженности по страховым взносам и пени административным истцом не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствовавших как Пенсионному фонду РФ, так и истцу своевременно обратиться в суд с настоящим административным иском, налоговым органом не представлено, соответственно, предусмотренный законом срок обращения в суд пропущен без уважительных причин.

Несоблюдение контролирующим органом и административным истцом установленных законодательством сроков обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований МИ ФНС России № 4 по Красноярскому краю к Артеменко А.В. отказать.

    Руководствуясь ст. ст. 290, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к Артеменко А. В. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                          Е.А. Ирбтеткина

2а-221/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС № 4 по Красноярскому краю
Ответчики
Артеменко А.В.
Артеменко Алексей Валерьевич
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Дело на сайте суда
achinsk.krk.sudrf.ru
06.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
06.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
08.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
06.02.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
01.03.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
01.03.2018[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
06.03.2018[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
06.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Регистрация административного искового заявления
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2020Подготовка дела (собеседование)
11.05.2020Подготовка дела (собеседование)
11.05.2020Подготовка дела (собеседование)
11.05.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
11.05.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
11.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Дело оформлено
11.05.2020Дело передано в архив
06.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее