Дело №12-9/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
15 мая 2020 года г.Данков
Судья Данковского городского суда Липецкой области Шатохина Г.А., рассмотрев дело по жалобе ООО «Региональная многопрофильная компания» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Трубицына М.Н. от 25 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Региональная многопрофильная компания»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды заместите6ля начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Трубицына М.Н. от 25 декабря 2019 года ООО «Региональная многопрофильная компания» (далее ООО РМК) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 320000 рублей. Как следует из постановления от 25.12.2019, в период с 12часов 50минут до 13 часов25 минут 10.09.2019 на полигоне захоронения твердых бытовых отходов, эксплуатируемом ООО «Региональная многопрофильная компания»и находящемся по адресу: Липецкая область г.Данков в 1798 м. на юго - восток от д.4 корп.1 по ул.Терешковой, было допущено размещение тары полиэтиленовой, загрязненной нефтепродуктами с содержанием менее 15% (код Федерального классификационного каталога отходов - 43811301514), одиночные гальванические элементы (батарейки) никель - кадмиевые неповрежденные отработанные (код Федерального классификационного каталога отходов - 48220151532), которые отсутствуют в перечне, прилагаемом к лицензии №048-00100.
В жалобе, поданной в Данковский городской суд, директор ООО «РМК» Чемчугов А.А. просит отменить вышеуказанное постановление, поскольку считает, что оно является неправомерным. Так кроме фотоматериалов, иных доказательств (актов отбора проб отходов, определения химического и (или) компонентного состава вида отходов) не было представлено. Факт того, что обнаруженные на теле полигона предметы относятся к указанным в постановлении видам отходов по ФККО, не доказан.
В судебном заседании представитель ООО «РМК» по доверенности Чемисова О.Л. доводы жалобы поддержала. Дополнительно указала, что обнаруженные отходы- тара полиэтиленовая и батарейки могли находиться на полигоне, но это не означает что они были там размещены, поскольку понятие размещения дано в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления». Указанные отходы могли быть были доставлены с машиной, но еще не были рассортированы бульдозеристом, который должен был отобрать их и сложить в специальные контейнеры, для их дальнейшей сдачи, т.к. у ООО «РМК» не имеется лицензии на переработку указанного вида отходов на территории полигона ТБО в г.Данкове. Захоронение, т.е. засыпка и изоляция данных отходов также не проводилась, т.к. они не были засыпаны землей. А потому считает, что состава административного правонарушения в действиях юридического лица нет и просила прекратить производство по делу.
Старший инспектор РФ в области охраны окружающей среды заместитель начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Трубицын М.Н. в судебное заседание не явился. В письменном заявлении и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя юридического лица Чемисову О.Л., исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии с ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
В силу ст. 3 указанного закона, основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст. 9 Закона №89-ФЗ).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (ст. 11 Закона №89-ФЗ).
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержание менее 15%) отнесена к IV классу опасности (код 43811301514), а одиночные гальванические элементы (батарейки) никель - кадмиевые неповрежденные отработанные (код 48220151532) - 2 класс опасности.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ООО РМК является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является сбор отходов. ООО «РМК» имеет лицензию №048 - 00100 от 11.03.2016 на осуществление деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности, сбор, размещение отходов IV класса опасности. В приложении к указанной лицензии указан перечень опасных отходов (247 видов) и виды работ в составе деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обработке, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности. В частности под №57 в перечне указаны отходы в виде тары полиэтиленовой загрязненной нефтепродуктами с содержанием менее 15% (код Федерального классификационного каталога отходов - 43811301514), под № 143 указаны одиночные гальванические элементы (батарейки) никель-кадмиевые неповрежденные отработанные (код Федерального классификационного каталога отходов - 48220151532). В отношении данных видов отходов разрешен вид деятельности только транспортирование.
На основании договора аренды от 13.08.2018, ООО «РМК» получила в аренду от ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» полигон захоронения твердых бытовых отходов с кадастровым номером 48:03:0000000:7624, расположенных на земельном участке по адресу Липецкая область, Данковский район, г. Данков, в 1798м на юго-восток от дома 4 корпус 1 по ул. Терешковой.
На основании решения Липецкого межрайонного природоохранного прокурора от 10.09.2019 года №67, в период с 10.09.2019 по 07.11.2019 была проведена выездная проверка специалистами Росприроднадзора, МЧС, с участием представителей ООО РМК исполнения законодательства об охране окружающей среды о пожарной безопасности и об использовании государственного имущества деятельности ООО «РМК» на полигоне захоронения твердых бытовых отходов, эксплуатируемом ООО «Региональная многопрофильная компания» и находящемся по адресу: Липецкая область г.Данков в 1798 м. на юго - восток от д.4 корп.1 по ул.Терешковой. В результате проверки было установлено что на полигоне размещены виды отходов, в отношении которых разрешена только деятельность по транспортированию согласно перечня к лицензии №048-00100: тара полиэтиленовая, загрязненной нефтепродуктами с содержанием менее 15% (код Федерального классификационного каталога отходов - 43811301514), одиночные гальванические элементы (батарейки) никель - кадмиевые неповрежденные отработанные (код Федерального классификационного каталога отходов - 48220151532).
Указанные факты подтверждаются актом осмотра территории от 10.09.2019 года с фототаблицей, объяснениями представителя ООО РМК Горшина А.А., копией лицензии №048-00100 выданной ООО РМК на осуществление деятельности по транспортированию отходов 1-4 и сбор, размещение отходов 4 класса опасности 11.03.2016, переоформлена 13.05.2019; актом проверки от 07.11.2019.
21.11.2019 Липецким межрайонным природоохранным прокурором было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО РМК по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, которое направлено на рассмотрение руководителю Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды заместите6ля начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Трубицына М.Н. от 25 декабря 2019 года ООО «Региональная многопрофильная компания» (далее ООО РМК) признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 320000 рублей.
Анализ исследованных доказательств, показал, что принятое решение о привлечении ООО РМК к административной ответственности является законным и соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Выводы, приведенные в постановлении подтверждены доказательствами, имевшимися на момент вынесения постановления и исследованными в судебном заседании.
Доводы представителя ООО РМК Чемисовой О.Л. со ссылкой на письмо Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.09.2014 №05-12-44/20925 о том, что представителями Управления Росприроднадзора не были получены пробы отходов для определения химического и компонентного состава отходов и подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности, судом отклоняются как необоснованные. Так согласно вышеуказанному письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.09.2014 №05-12-44/20925, получение проб отходов для определения химического и компонентного состава видов отхода и подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности необходимо для исполнения юридическими лицами обязанности по паспортизации отходов I - IV классов опасности, т.е. проведение химического анализа проб отходов необходимо для подтверждения обоснованности отнесения конкретного вида отходов к определенному классу.Вместе с тем, возможность производства указанных лабораторных исследований не предполагает обязанность их проведения в каждом случае разрешения вопроса о наличиях в действиях лица признаков правонарушений, связанных с соблюдением лицензионных требований при обращении с отходами.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Помимо вышеперечисленных доказательств, факты несоблюдения ООО РМК требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, указанные в постановлении от 25.12.2019 подтверждаются вступившим в законную силу постановлением №231 от 25.12.2019, которым за тоже нарушение был привлечен к административной ответственности по ч.4 ст. 8.2 должностное лицо ООО РМК- заведующий полигоном Гуров Е.А. Как следует из решения Данковского городского суда от 12.03.2020, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы Гурова Е.А., обнаруженные отходы были идентифицированы по их маркировке, на канистрах было указано, что они из-под масла (нефтепродуктов), а на батарейках был указан их химический состав, а потому, отсутствовала необходимость в проведении химических исследований.
Представитель ООО РМК Чемисова О.Л. в судебном заседании не отрицала тот факт, что обнаруженная тара является тарой из под нефтепродуктов, а на батарейках был написан их химический состав. В связи с чем ее доводы, что тары могли быть отмыты пользователем, а батарейки могли ранее не использоваться, что эти отходы не были вовремя отсортированы, судом отклоняются как несостоятельные. Сам по себе факт нахождения на полигоне захоронения ТБО вышеназванных отходов 4 и 2 класса опасности, в отношении которых ООО РМК имеет право осуществлять деятельность только по транспортировке, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку на момент проведения обследования территории полигона, отходы с кодами 43811301514 и 48220151532 находились среди прочих отходов, подлежащих захоронению, а не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, судом не установлено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в нем содержатся все необходимые сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, отражено событие правонарушения, квалификация деяния.
Решение о привлечении ООО РМК к ответственности принято в рамках срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.
Судом также не установлено исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, для снижения размера назначенного административного штрафа в соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В связи с чем, правовых оснований для признания оспариваемого постановления незаконным не имеется, как и оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Трубицына М.Н. от 25 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Региональная многопрофильная компания», оставить без изменения, а жалобу директора ООО «РМК» Чемчугова А.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Данковский городской суд.
Судья Г.А. Шатохина