РЕШЕНИЕ
от "дата". по делу "номер"
Судья Ленинского районного суда г. Н. Новгорода Абаимова Е. В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу ФИО3 "номер" от "дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8. 2 КоАП РФ, в отношении ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу ФИО3 "номер" от "дата" ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, по которому назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица защитником ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» ФИО1 подана жалоба в суд, в которой он ставит вопрос об его отмене, прекращении производства по делу, по доводам, изложенным в жалобе, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, указывая на то, что паспорта отходов опасности были оформлены Обществом и направлены для сведения в Департамент Росприроднадзора по ПФО "дата", в ходе проведения проверки были дополнительно 20"дата" представлены паспорта, поскольку данная версия паспортов содержит обновленную информацию о составе и свойствах отходов. Одновременно в жалобе указывает на нарушение порядка привлечения к административной ответственности, а именно Общество не было уведомлено о времени и месте рассмотрения административного дела.
Определением Симоновского районного суда "адрес" от "дата" жалоба ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» направлена для рассмотрения по подведомственности в Солнцевский районный суд "адрес".
Определением Солнцевского районного суда "адрес" от "дата" жалоба ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» направлена для рассмотрения по подведомственности в Ленинский районный суд г. Н. Новгорода.
В судебное заседание Ленинского районного суда г. Н. Новгорода ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» своего представителя не направило, о дате и времени заседания было уведомлено надлежащим образом "дата", что следует из уведомления о получении повестки заказным письмом по юридическому адресу: г. Н. Новгород, "адрес", причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не поступало.
Заинтересованное лицо - старший государственный инспектор Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на жалобу ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», указывая, что постановление должностного лица административного органа является законным и обоснованным.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица административного органа.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от "дата" N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 712 (далее - Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности), на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ).
Судом установлено и из материалов настоящего дела следует, что Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности на 2018 год проведена плановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в период с "дата" по "дата" на основании приказа исполняющего обязанности заместителя наачльника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от "дата" "номер"-пр филиала ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в "адрес", расположенного по адресу "адрес".
В ходе плановой выездной проверки было установлено нарушение в области обращения с отходами производства и потребления.
В результате производственной деятельности ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» образуются отходы. Лимит образования отходов составляет <данные изъяты> т/год, в том числе: 1 класса опасности (2 вида) <данные изъяты> т/год; 2 класса опасности (1 вид): <данные изъяты> т/год; 3 класса опасности (16 видов): <данные изъяты> т/год; 4 класса опасности (13 видов) <данные изъяты> т/год; 5 класса опасности (22 вида): <данные изъяты> т/год.
«"дата" г. в 17 час. 30 мин. в ходе проведения проверки по адресу филиала "адрес" старшим государственным инспектором Департамента ФИО3 было установлено.
Паспорта опасных отходов:
«Ткань фильтровальная из полимерных волокон при очистке воздуха отработанная, код ФККО <данные изъяты>;
«Фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные, код ФККО <данные изъяты>;
«Компьютеры портативные (ноутбуки) утратившие потребительские свойства код ФККО <данные изъяты>
«Клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства, код ФККО <данные изъяты>;
«Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные, ФККО <данные изъяты> оформлены "дата"
Паспорта опасных отходов, составленные и утвержденные в соответствии с постановлением Правительства РФ от "дата" "номер" «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» до "дата" на перечисленные выше опасные отходы оформлены не были. В соответствии с п. 7 указанного Постановления копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Указанный выше паспорт на опасные отходы обществом отправлены в Департамент Росприроднадзора по ПФО по месту регистрации юридического лица.
В Департамент Росприроднадзора по ЦФО паспорта на указанные отходы до "дата" не поступали.
Нарушены требования ст. 14 Федерального закона от "дата" №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Действия ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" подтверждаются следующими доказательствами:
- приказ о проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» по месту нахождения филиала по адресу: "адрес" "номер"-пр от "дата",
- актом проверки "номер" от "дата",
- представлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО "номер" от "дата" об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
- протоколом об административном правонарушении "номер" от "дата" и иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришел к обоснованному выводу о виновности ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела должностным лицом на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" в его совершении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований закона, а именно что указанные выше паспорта на опасные отходы были направлены Обществом в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу) по месту осуществления хозяйственной деятельности предприятия ("адрес") способом, позволяющим определить факт и дату их получения.
Не представление указанных паспортов в установленные сроки в Департамент Росприроднадзора по ЦФО Общество не отрицает.
С учетом изложенного, должностное лицо административного органа пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия».
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения со ссылкой на то, что Общество направило паспорта в Росприроднадзор по ПФО по подведомственности по месту нахождения Общества (согласно сведениям ЕГРЮЛ местом нахождения Общества является г. Н. Новгород, "адрес"), основан на ошибочном толковании норм закона и правомерно признан несостоятельным по итогам рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания.
Довод жалобы о нарушении права ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» на защиту в т.ч. о ненадлежащем извещении законного представителя юридического лица о времени и месте рассмотрения дела, проверены и не нашли своего подтверждения.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от "дата" N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Учитывая, что КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Согласно материалам дела на рассмотрение дела об административном правонарушении в Департаменте на "дата" был извещен защитник ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» ФИО1 по адресу электронной почты предприятия. Факт получения определения о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от "дата" был подтвержден отметкой о его получении "дата" ФИО1 и его росписью. Уведомление было направлено с отметкой для ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». Согласно доверенности от "дата" года защитник ФИО4 наделяется правом осуществлять любые юридические и фактические действия, необходимые для Доверителя, включая право представлять интересы в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также судах, быть защитником Доверителя при производстве по делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия».
При этом при рассмотрении дела об административном правонарушении в Департаменте защитник ФИО1 участия не принимал, были представлены пояснения от "дата", заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения и его малозначительности, в которых излагается позиция именно относительно признаков выявленного правонарушения.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица административного органа о надлежащем извещении Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является правильным.
Таким образом, должностным лицом были предприняты необходимые и своевременные меры для извещения Общества о времени и месте рассмотрения дела. Должностное лицо Департамента Росприроднадзора по ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере природопользования правомерно рассмотрело дело в отсутствие законного представителя учреждения и защитника Общества. Нарушения права юридического лица на защиту при производстве по делу не усматривается.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3,5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом не допущено, в связи с чем, обжалуемое постановление должностного лица является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30. 7 КоАП РФ,
решил:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу ФИО3 "номер" от "дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8. 2 КоАП РФ в отношении ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Ленинский районный суд г. Н. Новгорода в течение 10 дней со дня получения решения суда.
Судья: Е. В. Абаимова