Решение по делу № 33а-1507/2019 от 03.04.2019

Судья Иванов Д.Н. Дело № 33а-1507/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 мая 2019 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Холиковой Е.А.,

судей: Волынчук Н.В., Туникене М.В.,

при секретаре Зуйковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке апелляционную жалобу Военного комиссариата Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 14 февраля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., объяснения представителя Военного комиссариата Смоленской области Жолобовой О.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,

установила:

Щербаков Д.С., уточнив заявленные требования, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии г. Смоленска от (дата) (протокол заседания комиссии ) о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и обязании Военного комиссариата Смоленской области выдать ему военный билет. В обоснование указал, что от службы в армии не уклонялся, место жительства с (дата) не менял, повесток призывной комиссии не получал.

Протокольным определением от (дата) к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация Смоленской области.

В судебное заседание административный истец Щербаков Д.С., извещенный надлежащим образом, не явился, обеспечил явку своего представителя.

Представитель административного истца Лакеенкова Е.В. уточненные требования поддержала в полном объеме.

Представители административных ответчиков призывной комиссии Смоленской области Зуева Н.А. и Военного комиссариата Смоленской области Кутырева Т.В. предъявленные требования не признали.

Представитель административного ответчика Администрации Смоленской области Хуртина Ю.Н. полагала, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представители административного ответчика призывной комиссии города Смоленска и заинтересованного лица Военного комиссариата Центрального района города Санкт-Петербурга, извещенные своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 14 февраля 2019 года административный иск Щербакова Д.С. удовлетворен в полном объеме. Признано незаконным и отменено решение призывной комиссии по постановке граждан на воинский учет города Смоленска от (дата) о признании Щербакова Д.С. не прошедшим военную службу по призыву, не имея законных оснований, на Военный комиссариат Смоленской области возложена обязанность выдать Щербакову Д.С. военный билет.

В апелляционной жалобе представитель Военного комиссариата Смоленской области Кутырева Т.В. просит решение суда отменить, полагая, что неисполнение гражданином РФ конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу. Указывает, что решений об освобождении либо об отсрочке от призыва в отношении Щербакова Д.С. после (дата) не принималось, призывная комиссия при зачислении его в запас законно признала его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Рассмотрев на основании ч. 1 ст. 308 КАС РФ дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призывна военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 10 вышеуказанного закона в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах, сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 25 Федерального закона № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с (дата) и с (дата) на основании указов Президента Российской Федерации.

В силу ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из решений, в частности, о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с п. 1.1 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, (далее - Положение).

Согласно Положению, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

Из анализа вышеприведенных положений следует, что при зачислении в запас необходимым условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований после (дата) . При этом факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.

Из материалов дела следует, что Щербаков Д.С, (дата) , был поставлен с (дата) на воинский учет отделом Военного комиссариата Центрального района города Санкт-Петербурга.

(дата) решением призывной комиссии МО «Литейный округ» Щербакову Д.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением по программе среднего профессионального образования до (дата) , срок отсрочки продлен до (дата) .

(дата) Щербаков Д.С. снят с воинского учета в Военном комиссариате Центрального района города Санкт-Петербурга, его личное дело направлено в Военный комиссариат города Смоленска Смоленской области.

(дата) административный истец поставлен на воинский учет Военным комиссариатом города Смоленска Смоленской области.

(дата) Щербаков Д.С. обратился с заявлением о выдаче военного билета.

Решением призывной комиссии по постановке граждан на воинский учет города Смоленска Смоленской области от (дата) (протокол заседания комиссии ) Щербаков Д.С. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении исковых требований, судом первой инстанции сделан вывод о том, что материалы дела не содержат сведений о том, что в отношении Щербакова Д.С. проводились мероприятия организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу и до достижения им возраста 27 лет.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

На основании п. 1 ст. 26 Федерального закона № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).

В соответствии со ст. 31 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (п. 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, законом не предусмотрена.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.

Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Суд первой инстанции правильно руководствовался нормами права, регулирующими возникшие правоотношения, в результате чего принял законное решение об удовлетворении требований административного истца, поскольку после прекращения действия предоставленной административному истцу отсрочки от призыва на военную службу, мероприятий, связанных с его призывом на военную службу до достижения им возраста 27 лет военным комиссариатом не проводилось, в материалах дела отсутствуют доказательства о направлении ему соответствующей установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат, и учитывая, что обязанность призывника самостоятельно (без повестки) явиться в военкомат у административного истца отсутствовала.

Доказательств обратного Военным комиссариатом Смоленской области не представлено.

Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 ст. 62, частями 9 - 11 ст. 226 КАС РФ.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Применительно к названным нормам процессуального права суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Материалы личного дела Щербакова Д.С. уничтожены за истечением срока хранения, что установлено судом первой инстанции в судебном заседании (дата) (л.д. оборот).

Зачисление Щербакова Д.С. в запас в связи с достижением предельного возраста как не прошедшего военную службу без законных на то оснований с выдачей справки взамен военного билета является неправомерным и нарушает его законные права и интересы.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Учитывая изложенное, исходя из положений ст. 227 КАС РФ, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении административного спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 14 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1507/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Щербаков денис Сергеевич
Ответчики
Призывная комиссия Смоленской области
Военный комиссарит Смоленской области
Администрация Смоленской области
Призывная комиссия г. Смоленска
Другие
"ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербург"
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Холикова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
28.01.2020Передача дела судье
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
19.08.2020Передача дела судье
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
07.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее