Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО7
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <адрес>, третье лицо ФИО2 о признании права собственности на самовольно возведенное строение,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратились в суд с настоящими исковыми требованиями, ссылаясь на то, что она является собственником 1/2 доли домовладения, находящегося по адресу <адрес> в <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ № на жилой дом, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ № на земельный участок, а также свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №. Собственником другой 1/2 доли домовладения является ФИО2. Своими средствами и силами для улучшения своих жилищных условий, истицей возведено жилое строение лит. «С» площадью 70,50 кв.м. в домовладении по <адрес>. Данное строение ничьих интересов не нарушает, однако оно было возведено без соответствующего разрешения, поэтому на данный момент значится как самовольно возведенное. Истица обратилась в <адрес> с заявлением признать самовольно возведенное ею строение законным. Истице было разъяснено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом и для решения данного вопроса необходимо обратиться в Железнодорожный районный суд <адрес> в порядке, установленном действующим гражданско-процессуальным законодательством. Согласно Заключению о результатах исследования №-Э от 07.09.2016г., произведенного экспертом ООО «СЭ «ЮФОСЭО» конструктивные элементы жилого дома Лит. «С», расположенного в объекте индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> не создают угрозу жизни и здоровья граждан, не нарушают их права и интересы, охраняемые градостроительными, противопожарными и санитарными нормами действующего законодательства. Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом Лит. «С» находится в границах отведенного земельного участка по адресу: <адрес>. Истец просит суд признать за ней право собственности на строение литер «С» площадью 70,50 кв.м. в домовладении по <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по доводам иска.
Истица в судебное заседание не явилась, о дате. времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика <адрес>, третье лицо ФИО2 не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания ФИО2 направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истцу и третьему лицу на праве общей долевой собственности по 1/2 доли каждому принадлежат земельный участок площадью 475 кв.м., жилой дом общей площадью 134,20 кв.м., литер А, расположенные по адресу: <адрес>.
Истцом в целях улучшения их жилищно-бытовых было возведено жилое строение лит. «С» площадью 70,50 кв.м. в домовладении по <адрес>. Согласно данным копии плана МУПТИ и ОН от ДД.ММ.ГГГГ объекта индивидуального жилищного строительства, в жилом доме размещены следующие помещения: в подвале: коридор № площадью 3,1 кв.м, шириной 1,37 м; подсобная № площадью 9,6 кв.м, шириной 2,77 м; на первом этаже: коридор № площадью 5,3 кв.м, шириной 1,95 м; подсобная № площадью 15,0 кв.м, шириной 3,41 м; кухня № площадью 7,7 кв.м, шириной 2,02 м; на втором этаже: жилая № площадью 22,0 кв.м, шириной 3,43 м; гардеробная № площадью 4,3 кв.м, шириной 2,01 м; совмещенный санузел № площадью 3,5 кв.м, шириной 1,57 м.
Разрешение на строительство либо акт ввода спорного объекта недвижимости в эксплуатацию истица ФИО1 не получала.
После окончания строительства жилого дома литер «С» истица в целях легализации указанного объекта обратилась в <адрес> с заявлением об узаконении самовольно возведенного жилого дома литер «С», расположенного по адресу: <адрес>.
На указанное заявление ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, которым разъяснено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом и рекомендовано обратиться в Железнодорожный районный суд <адрес> в порядке, установленном действующим гражданско-процессуальным законодательством.
Согласно выводам Заключения о результатам исследования ООО «СЭ «ЮФОСЭО» №-Э от ДД.ММ.ГГГГг., в жилом доме Лит. «С», расположенном в объекте индивидуального жилищного строительства в <адрес>, имеются помещения обеспеченные функциональной взаимосвязью, которая обосновывается объемно-планировочным решением здания. Кроме того, объемно- планировочное решение жилого дома обеспечивает размещение в нем набора помещений соответствующего требованиям п. 4.3 СП 55.13330.2011 "Дома жилые одноквартирные", актуализированная версия СНиП 31-02-2001. Ограждающие конструкции (наружные и внутренние стены) жилого дома Лит. «С» не противоречат требованиям СП 15.13330.2012 «Каменные и армокаменные конструкции», актуализированная редакция СНиП 11-22-81*. Техническое состояние конструкций здания - работоспособное. Ширина и высота помещений исследуемого жилого дома, площадь, их габаритные размеры в плане и высота, соответствует требованиям п.п. 4.3, 4.4 СП 55.13330.2011 "Дома жилые одноквартирные", актуализированная версия СНиП 31-02-2001, предъявляемых к площади помещений, габаритным размерам помещений и их высоте, располагаемых в жилых одноквартирных домах. Габариты входного проема составляют 0,80 х 2,00 (h) м, что соответствует требованиям п. 6.16 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений". Выход из из санузла № на втором этаже организован в жилую №, что не соответствует п. 3.9. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". Набор конструктивных элементов жилого дома Лит. «С» не противоречат требованиям табл. 14 "Сборника укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий, строений и сооружений" (УПВС) № "Жилые здания кирпичные двухэтажные", требованиям предъявляемым к конструктивным элементам жилых двухэтажных домов. Объемно-планировочное решение и набор конструктивных элементов жилого дома Лит. «С», имеют функциональную пожарную безопасность класса Ф.1.4, что соответствует требованиям СНиП 8-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Конструктивные элементы жилого дома Лит. «С», расположенного в объекте индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> не создают угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушают их права и интересы, охраняемые градостроительными, противопожарными и санитарными нормами действующего законодательства.
Помещения жилых комнат и кухни, исследуемого жилого дома Лит. «С» обеспечены естественным освещением, что соответствует требованиям п. 8.7 СП 55.13330.2011 "Дома жилые одноквартирные", актуализированная версия СНиП 31-02-2001, где указано, что естественное освещение должно быть обеспечено в жилых комнатах и кухне и соответствует требованиям п. 5.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ- 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", где указано, что жилые комнаты и кухни должны иметь непосредственное естественное освещение.
Ориентация оконных проемов обеспечивает в жилых комнатах и кухне исследуемого жилого дома Лит. «С» нормативную продолжительность инсоляции, регламентированную требованиями п.п. 2.4., 2.5. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
Произведенный монтаж инженерных коммуникаций исследуемого жилого дома не противоречит требованиям СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий».
Расположение жилого дома Лит. "С" в объекте индивидуального жилищного строительства в <адрес> по отношению к границам земельного участка объекта индивидуального жилищного строительства соответствует требованиям п. 9.23 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" актуализированная версия СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*, существующее расстояние от стен жилого дома до границ земельного участка обеспечивает возможность устройства отмостки и возможность доступа для обслуживания отмостки и стен жилого дома.
Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом Лит. "С" находится в границах отведенного земельного участка по адресу: <адрес>.
Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого, служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ, а именно: постройка создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами; постройка создана без получения необходимых для этого разрешений; постройка создана с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также ст. 3 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» строительство (реконструкции) объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
В абз. 2 п. 26 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных защитой права собственности и других вещных прав» указано, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Отсутствие разрешения на строительство при условии того, что застройщик не обращался в уполномоченный орган за его пучением, является самостоятельным основанием для признания постройки самовольной.
Однако, сам по себе факт самовольного возведения жилого дома и наличие в гражданском законодательстве права судебной легализации такого объекта по правилам ст. 222 ГК РФ, не могут быть приняты судом в качестве достаточного основания для признания права собственности, при отсутствии допустимых доказательств, предпринятых истцом мер для узаконения строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
Судом установлено, что истица до начала возведения строения литер «С» площадью 70,50 кв.м. по <адрес> в <адрес> не обращалась за получением необходимых разрешений и согласований.
Истицей не представлено суду доказательств, что она не имела возможности получить такие разрешения или согласования.
Напротив, материалы дела содержат сведения о том, что истица обратилась в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после того как строение было возведено, о чем свидетельствуют сведения технического паспорта МУПТИ и ОН об обследовании объекта учета ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела также не следует, что, обращаясь с заявлением в администрацию <адрес> в августе 2016 года, то есть после возведения строения, истица представила пакет документов, предусмотренный ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на строительство жилого дома. При этом, обращение истицы в администрацию с заявлением после возведения строения литер «С» площадью 70,50 кв.м. в домовладении в отсутствие доказательств того, что ей неправомерно отказано в выдаче разрешения, является ненадлежащими мерами со стороны истицы к легализации объекта.
В обоснование безопасности эксплуатации строения «С» истицей было приведено экспертное заключение №-Э от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> часть заключения содержит выводы о визуальном осмотре специалистом жилого дома, специалист также не входит в обсуждение вопроса о прочности фундамента, глубины фундамента. Однако, учитывая, что выводы эксперта о надежности строения, прочности строения и соответствия его градостроительным, противопожарным и санитарным нормам действующего законодательства основываются на визуальном осмотре объекта, а строение возведено в отсутствие утвержденного архитектурного проекта и разрешения на строительство, вывод о безопасности эксплуатации и отсутствия в результате такой эксплуатации угрозы жизни и здоровью граждан, не представляется возможным сделать с должной мерой вероятности.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы.
По смыслу положений ст. 222 ГК РФ представление доказательств того, что самовольное строение не угрожает жизни или здоровью граждан, является обязанностью лица, претендующего на сохранение постройки. Между тем, иных допустимых доказательств соответствия спорной постройки строительным нормам и правилам, истцом в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку истицей не было получено разрешения на возведения строения, не предприняты надлежащие меры по его легализации, не представлено допустимых и достаточных доказательств отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан, отсутствия нарушений возведенным самовольным строением прав и охраняемых законом интересов лиц.
Руководствуясь ст.ст. 12, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к <адрес>, третье лицо ФИО2 о признании права собственности на самовольно возведенное строение - оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес>.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.