ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-26415/2024
№2-8367/2023
УИД 52RS0005-01-2023-007100-44
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 9 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Михайловой О.П., Булатовой Е.Е.,
с участием прокурора Ильина Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-8367/2024 по иску Веселовой Ларисы Вадимовны к Министерству социальной политики Нижегородской области о взыскании материальной помощи, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Веселовой Ларисы Вадимовны
на решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 2 апреля 2024 года,
заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Михайловой О.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Ильина Ю.В., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а вынесенные по делу судебные постановления законными, обоснованными и не подлежащими отмене,
установила:
Веселова Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области о взыскании материальной помощи, компенсации морального вреда.
Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 17 октября 2023г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 2 апреля 2024 г., в удовлетворении исковых требований Веселовой Л.В. отказано.
В кассационной жалобе Веселова Л.В. просит отменить решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 2 апреля 2024 года, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как установлено судом, Веселова Л.В. является матерью ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО6 был мобилизован 06.10.2022г., в связи с принятием Указа Президента РФ от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» на основании «Прот № СЗ от 21.09.2022г, Приказ командира г.о.г. Н.Новгород»- о чем сделана запись № в Военном билете ФИО6
21.10.2022 г. в адрес Веселовой Л.В. направлено извещение о гибели её сына ФИО6 в результате несчастного случая, дата смерти- 18.10.2022г., место смерти- Российская Федерация, <адрес>.
26.01.2023г. в адрес Правительства Нижегородской области сестрой ФИО6 – ФИО7 направлено обращение об осуществлении выплат, установленных для родственников погибших в результате призыва в рамках частичной мобилизации.
Письмом Министерства от 2 февраля 2023г. ФИО7 на указанное обращение предоставлен ответ, что правовых оснований для оказания материальной помощи по указанному основанию, не имеется.
Информация о погибшем ФИО8 из департамента региональной безопасности Нижегородской области в Министерство не поступала.
Рядовой ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, призванный по мобилизации ДД.ММ.ГГГГг. умер от <данные изъяты>. Информация в отношении ФИО6 в министерство социальной политики Департаментом не направлялась, так как на основании справки о смерти №№, место смерти ФИО6 – Российская Федерация, <адрес>. Прямой связи между причиной смерти и исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) при его участии в специальной военной операции не установлено, так как непосредственного участия в специальной военной операции ФИО6 не принимал.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007г. №86 утвержден Порядок предоставления единовременной материальной помощи семьям лиц, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) либо умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), в ходе проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка (в редакции от 12 декабря 2022 г.) к лицам, имеющим право на предоставление материальной помощи, относятся следующие члены семьи (родственники) погибшего при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) либо умершего до истечения одного года со дня его увольнения с военной службы (службы) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), в ходе проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины (далее соответственно - члены семьи (родственники) умершего, умерший): супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели погибшего (умершего) в браке с ним; родители погибшего (умершего); дети погибшего (умершего), а именно: дети, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно пункту 1.3 Порядка, материальная помощь предоставляется в размере 2 000 000 рублей и выплачивается в равных долях каждому члену семьи (родственника) погибшего (умершего).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, основанием для предоставления материальной помощи является: письменная информация о погибшем (умершем) участнике специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, предоставленная департаментом региональной безопасности Нижегородской области в Министерство, содержащая следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) погибшего (умершего), полная дата его рождения, дата и место его гибели либо дата и место смерти с указанием причины смерти, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) на территории Нижегородской области до исполнения погибшим военных (служебных) обязанностей в ходе проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) на территории Нижегородской области на дату смерти (в случае смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии)), место захоронения погибшего (умершего) на территории Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 года №86 утвержден Порядок предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств.
Согласно подпункту «б» пункта 1.5 Порядка предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, в исключительных случаях, независимо от положений, установленных пунктами 1.2, 1.3 настоящего Порядка, материальная помощь предоставляется по решению министерства социальной политики Нижегородской области на основании положительной резолюции Губернатора Нижегородской области или по решению комиссии, созданной Правительством Нижегородской области, при наличии положительной резолюции Губернатора Нижегородской области следующим категориям граждан: нуждающимся гражданам, оказавшимся по независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации и затруднительном материальном положении.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении материальной помощи является письменное заявление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Согласно пункту 2.1.5 Порядка предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, по основаниям, указанным в пункте 1.5 Порядка с заявлением гражданин лично либо через представителя обращается в Министерство либо направляет его по почте. Заявление оформляется на имя министра социальной политики Нижегородской области.
7 февраля 2023 г. Веселова Л.В. обратилась в Министерство (через ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Приокского района г. Нижнего Новгорода) с письменным заявлением о предоставлении материальной помощи в соответствии с подпунктом «б» пункта 1.5 Порядка предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств.
Письмом Министерства от 17 февраля 2023 г. №Исх-318-80376/23 Веселова Л.В. проинформирована об оказании материальной помощи в соответствии с подпунктом «б» пункта 1.5 Порядка №2 в размере 1 000 000 рублей.
Распоряжением Министерства от 21 февраля 2023г. №118-р Веселовой Л.В. предоставлена материальная помощь в размере 1 000 000 рублей.
Денежные средства в размере 1 000 000 рублей перечислены на расчетный счет Веселовой Л.В. платежным поручением от 06.03.2023 №000907.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что информация о ФИО6 как погибшем (умершем) участнике <данные изъяты> из департамента региональной безопасности Нижегородской области не поступала, непосредственное участие в <данные изъяты> ФИО6 не принимал, исходя из отсутствия прямой причинной связи между смертью ФИО6 и исполнением им обязанностей военной службы, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения истцом заявленных требований о предоставлении материальной помощи в рамках Порядка предоставления единовременной материальной помощи семьям лиц, погибших при исполнении обязанностей военной службы в размере 2 000 000 руб.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Указа Президента РФ от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», Порядка предоставления единовременной материальной помощи семьям лиц, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) либо умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), в ходе проведения <данные изъяты>, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании которых сделан правильный вывод об отсутствии правовых оснований для предоставления материальной помощи в рамках Порядка предоставления единовременной материальной помощи семьям лиц, погибших при исполнении обязанностей военной службы, в размере 2 000 000 руб., поскольку ФИО6 не принимал участие в специальной военной операции на территории Украины.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для выплаты единовременной материальной помощи в размере 2 000 000 руб. со ссылкой на то, что смерть наступила после мобилизации на территории войсковой части подлежат отклонению, поскольку нижестоящими судами установлено, что ФИО6 погиб не в ходе проведения специальной военной операции по демилитаризации и денафикации Украины, а по месту нахождения войсковой части – <адрес>.
Вместе с тем, доводы кассационной жалобы о том, что смерть военнослужащего наступила на территории войсковой части во время прохождения им военной службы, не исключают в данном случае гражданско-правовой ответственности Министерства обороны Российской Федерации в виде возложения обязанности по компенсации морального вреда лицу, которому такой вред причинен, - родственникам погибшего военнослужащего ввиду характера спорных правоотношений, поскольку по смыслу положений Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих является обязанностью командиров. Командиры отвечают в мирное и военное время за воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы. Командир в целях обеспечения безопасности военной службы обязан в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих, принимать все возможные меры по предупреждению их гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий).
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных актов.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Поскольку судом материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 2 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Веселовой Ларисы Вадимовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение составлено 20 сентября 2024 года