Дело № 2А-333/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года г. Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Новиковой И.В.,
при секретаре судебного заседания Сушковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области к Малышкиной О.В. о взыскании недоимки по налогу и пени,
установил:
обратившись в суд с указанным выше административным исковым заявлением к Малышкиной О.В. о взыскании недоимки по налогам и пене, административный истец Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области указал на то, что в соответствии с Главами 28, 31 Налогового кодекса Российской Федерации, Областным законом Ростовской области «О региональных налогах и некоторых вопросов налогообложения в Ростовской области», Решением Ростовской-на-Дону городской Думы № 66 от 11.10.2005 года «Об установлении налога на имущество физических лиц» и «Положением о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону», введенным решением Ростовской-на-Дону городской Думы № 38 от 23.08.2005 года, физические лица, имеющие в собственности земельные участки, объекты имущества и зарегистрированные транспортные средства, являются плательщиками земельного налога, налога на имущество и транспортного налога.
На основании сведений, представленных регистрирующими органами за административным ответчиком Малышкиной О.В. зарегистрированы следующие объекты налогообложения:
- транспортное средство: автомобиль легковой ВАЗ 21120, государственный регистрационный знак №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок с кадастровым номером: №, площадью 1763 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ;
- жилой дом литер «А», общая площадь 79,9 кв. м, жилая площадь 30,2 кв. м, с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- жилой дом площадью 77,40 кв. м, с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- сарай площадью 6,40 кв. м, с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым органом за 2017 год административному ответчику Малышкиной О.В., исходя из величины налоговой базы объекта налогообложения и соответствующих налоговых ставок, установленных действующим законодательством, произведен расчет налога на имущество в размере 3 383 рубля и транспортного налога в размере 728 рублей, которые в соответствии со ст. 6 Областного закона «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области», п.1 ст. 363, п. 1 ст. 397 НК РФ, подлежали уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Между тем, обязанность по уплате налога в установленный законом срок ответчиком не была исполнена, в связи с чем, налоговым органом начислена пеня в соответствии с положениями п. 3 ст. 75 НК РФ в сумме 11 рублей 86 копеек по имущественному налогу и в размере 2 рублей 56 копеек по транспортному налогу.
Поскольку в нарушение норм действующего налогового законодательства административный ответчик Малышкина О.В. не произвела уплату имущественных налогов в установленный законом срок, налоговым органом в соответствии с положениями ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате сумм налога и пени, однако, налоговые требования не были исполнены административным ответчиком.
13.08.2019 года по заявлению налогового органа мировым судьёй судебного участка № 4 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону вынесен судебный приказ о взыскании с Малышкиной О.В. недоимки по имущественным налогам.
По результатам рассмотрения возражений и заявления ответчика об отмене судебного приказа определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании с Малышкиной О.В. недоимки по налогам и пене – отменен, однако, имеющаяся у административного ответчика задолженность по налогам и пени не оплачена.
Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с налогоплательщика Малышкиной О.В., ИНН №, недоимку за 2017 год по: налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 3383 рубля и пени в размере 11 рублей 86 копеек; по транспортному налогу с физических лиц в размере 728 рублей и пени в размере 2 рублей 56 копеек, а всего общую сумму в размере 4125 рублей 42 копеек.
В процессе судебного разбирательства по делу административный истец уточнил в порядке ст. 46 КАС РФ уточнил административные исковые требования и просил суд взыскать с административного ответчика Малышкиной О.В., ИНН № недоимку за 2017 год по: налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 3 383 рубля; по транспортному налогу с физических лиц в размере 728 рублей и пени в размере 2 рублей 56 копеек, а всего общую сумму в размере 4 113 рублей 56 копеек (л.д. 46).
Представитель административного истца, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заедание не явился, ранее направил в суд ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие представителя административного истца, поддерживая исковые требования в полном объёме.
Административный ответчик Малышкина О.В., извещенная о времени и месте судебного разбирательства по делу надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц рассмотрено судом в порядке ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397 НК РФ уплата налога на имущество физического лица производится не позднее 01 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из смысла статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что по данным регистрирующих органов за административным ответчиком Малышкиной О.В. зарегистрированы следующие объекты налогообложения:
- транспортное средство: автомобиль легковой ВАЗ 21120, государственный регистрационный знак №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок с кадастровым номером: №, площадью 1763 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ;
- жилой дом литер «А», общая площадь 79,9 кв. м, жилая площадь 30,2 кв. м, с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- жилой дом площадью 77,40 кв. м, с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- сарай площадью 6,40 кв. м, с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
Исходя из величины налоговой базы объекта налогообложения и соответствующих налоговых ставок, установленных действующим законодательством, налоговым органом был произведен расчет налогов, который указан налоговом уведомлении № 7604470 от 31.08.2018 г. сроком исполнения до 03.12.2018, направленных в адрес административного ответчика (л.д. 7).
Поскольку в установленный в налоговом уведомлении срок вышеуказанные налоги административным ответчиком уплачены не были, в адрес Малышкиной О.В. налоговым органом направлено требование N 46671 от 18.12.2018 г. об уплате вышеуказанной задолженности по налогам и пени, сроком исполнения до 28.01.2019 г. (л.д. 8).
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В связи с тем, что в установленный законом срок налоговое требование административным ответчиком исполнено не было, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
13.08.2019 года по результатам рассмотрения заявления административного истца мировым судьёй судебного участка № 4 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону вынесен судебный приказ № 2а-4-1379/2019 о взыскании с Малышкиной О.В. задолженности по обязательным платежам, однако, по результатам рассмотрения заявления административного ответчика Малышкиной О.В. определением мирового судьи от 03.09.2019 года указанный судебный приказ № 2а-4-1379/2019 от 13.08.2019 года - отменен (л.д. 16).
В силу ст. 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Между тем, доказательства, свидетельствующие об уплате административным ответчиком образовавшейся за 2017 год задолженности по налогам и пени, суду не представлены.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществления расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Представленный административным истцом расчет недоимки административного ответчика обоснован, рассчитан с учетом действующих ставок, периода, сведений о стоимости облагаемого имущества, сведений о принадлежности облагаемого имущества, периода просрочки платежа и подтверждается материалами дела.
Согласно положениям статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу вышеприведенных норм при рассмотрении дел о взыскании налога (пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные положениями статьи 48 Налогового кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. При этом проверка соблюдения налоговым органом сроков обращения в суд, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса РФ, является обязанностью суда независимо от наличия соответствующего заявления налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В случае пропуска налоговым органом срока подачи заявления о взыскании налога (пени) без уважительных причин суд отказывает в его удовлетворении.
Как было указано выше, направленное административным истцом в адрес Малышкиной О.В. требование N 46671 от 18.12.2018 г. об уплате взыскиваемой в данном деле недоимки по налогам и пени, устанавливало налогоплательщику срок для добровольного исполнения до 28.01.2019 г. (л.д. 8).
Применяя к установленным по делу обстоятельствам приведенные выше положения ст. 48 НК РФ суд приходит к выводу о том, что к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа взыскании с административного ответчика Малышкиной О.В. задолженности по требованию N 46671 от 18.12.2018 г. об уплате взыскиваемой в данном деле недоимки по налогам и пени налоговый орган должен был обратиться в срок до 28.07.2019 года, включительно.
Между тем, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Малышкиной О.В. недоимки по налогам пене налоговый орган обратился к мировому судье уже за пропуском указанного выше срока – 13.08.2019 года.
Обязанность доказать суду наличие обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца ( часть 4 статья 289 КАС РФ).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (ч. 1 ст. 84 КАС РФ).
Между тем, доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих налоговому органу в установленный законом срок обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по взысканию с Малышкиной О.В. недоимки по имущественным налогам за 2017 год, суду не представлены.
Таким образом, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком налогов и пени, что определено положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации, предусмотренных законом оснований для удовлетворения требования налогового органа о взыскании с Малышкиной О.В. недоимки за 2017 год по: налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 3383 рубля и пени в размере 11 рублей 86 копеек; по транспортному налогу с физических лиц в размере 728 рублей и пени в размере 2 рублей 56 копеек, а всего общую сумму в размере 4125 рублей 42 копеек, в данном случае не имеется, так как налоговым органом без уважительных причин пропущен установленный налоговым законодательством срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа по взысканию с Малышкиной О.В. указанной недоимки, оснований для восстановления пропущенного срока судом не установлено.
Как было указано выше, в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области к Малышкиной О.В. о взыскании недоимки по налогу и пени – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Новикова
Мотивированный текст решения изготовлен 16.06.2020 г.