РЕШЕНИЕ дело №
<адрес> 24 октября 2022 года
Судья Волосовского районного суда <адрес> Киселёв А.М., с участием
ФИО1, прокурора <адрес>ной прокуратуры <адрес>,
ФИО2, представителя юридического лица ГБУЗ ЛО «<данные изъяты>», действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу по административному делу № на постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым
юридическое лицо государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> (далее ГБУЗ ЛО) «Волосовская межрайонная больница» (МБ), ИНН/ОГРН №/№, юридический и фактический адрес местонахождения: Российская Федерация, <адрес>,
за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, подвергнуто административному штрафу в размере 50000 рублей,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ЛО «Волосовская межрайонная больница» подвергнуто административному штрафу в размере 50000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, а именно:
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов 00 минут юридическое лицо - ГБУЗ Волосовская МБ, находясь по адресу: <адрес>, совершило бездействие, в частности, невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, на объектах ЗСГО - убежища (инв.№), расположенного по адресу: <адрес>, амбулатория, а также укрытия (инв. №), расположенного по адресу : <адрес>,
- в нарушение п.6а1.5 СП 88.13330.2014, в защитных сооружениях (укрытиях) имеется один вход;
- в нарушение п.п.1.4, 3.2.1, 3.2.7, 5.1.1-5.1.7,5.2.1-5.2.4, 5.3.1-5.3.4. приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»: - отсутствуют паспорта защитных сооружений гражданской обороны с поэтажным планом, журнал оценки технического состояния, план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; - не создано звено по обслуживанию ЗСГО; - помещения защитных сооружениях гражданской обороны не являются герметичными; - помещения защитного сооружения подвергаются воздействию влаги (следы воздействия влаги наблюдаются на стенах и потолке); - не производится техническое обслуживание и ремонт систем защитного сооружения гражданской обороны;
- в нарушение пп.2-15 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» не осуществляется постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их использования по предназначению.
В своей жалобе ГБУЗ ЛО «<данные изъяты>» просит обжалуемое постановление отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения в связи с невиновным поведением юридического лица, которое приняло все возможные и необходимые при отсутствии финансирования меры к выполнению требований законодательства в области гражданской обороны и содержания и функционирования указанных выше его объектов в частности, указывает на неправомерность прокурорской проверки, результаты которой послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.
В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, ФИО2 поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Прокурор просила жалобу оставить без удовлетворения, а обжалуемое постановление без изменения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О гражданской обороне»).
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ характеризуют действия (бездействие), связанные с нарушением соответствующих правил эксплуатации либо использования и содержания систем и объектов гражданской обороны.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, а также создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В силу пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:
строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;
приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Согласно п.п.1.4, 3.2, 3.2.7, 3.6, 5.2.1-5.2.4, 5.3.1-5.3.4 Правил №
организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, для поддержания защитных сооружений ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создают группы (звенья) по обслуживанию сооружений; должны быть приняты меры к герметизации и гидроизоляции всего сооружения, помещения должны быть сухими; в защитных сооружениях должна присутствовать актуальная документация по гражданской обороне и эксплуатации самих сооружений; должны производиться техническое обслуживание и ремонт (капитальный, текущий) систем защитного сооружения.
Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (п.п.2-15), утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрен комплекс требований о том, что содержание защитных сооружений ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ решением № прокурора <адрес> была назначена проверка ГБУЗ ЛО «<данные изъяты>» на предмет соблюдения прав граждан при содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны (далее ГО), эксплуатации защитного сооружения ГО, с решением № в тот же день ознакомлен законный представитель ГБУЗ ЛО «<данные изъяты>» под роспись. Основанием данной проверки послужил Приказ Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса», в котором как раз и имеется пункт 2.4.1. о том, что при проведении проверок следует уделять особое внимание вопросам исполнения требований законодательства, в том числе, об обеспечении готовности защитных сооружений гражданской обороны (в ред. Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ №). Районный прокурор, таким образом, реализовал свои полномочия, предусмотренные ст.ст.24.6, 25.11, 28.4 КоАП РФ, а также разделом 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ). Согласно акту проверки в действиях юридического лица были установлены указанные выше нарушения на 2-х объектах гражданской обороны, находящихся в оперативном управлении юридического лица: на защитных сооружениях гражданской обороны (укрытиях), расположенных по адресу: <адрес>, инв.№ и по адресу: <адрес>, амбулатория, инв.№. При этом следует отметить, что вопреки доводам жалобы районный прокурор уже обладает необходимыми полномочиями для проведения такой прокурорской проверки независимо от наличия или отсутствия упомянутого выше приказа Генерального прокурора РФ.
Фактические обстоятельства вменяемого организации административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; решением о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; решением Волосовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ № года об обязании Комитета по здравоохранению ЛО и ГБУЗ «Волосовская МБ» принять в срок до ДД.ММ.ГГГГ меры по финансированию и приведению в соответствие с требованиями законодательства двух объектов гражданской обороны, - убежищ по тем же адресам, что и в настоящем деле об административном правонарушении (то есть более года назад до выявленного административного правонарушения); актом проверки прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, установившим вышеуказанные нарушения; приказом (также в копии) о назначении начальника штаба ГО и ЧС ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, давшего показания в суде первой инстанции, как свидетель; его должностной инструкцией; копией паспорта ЭС ГО №, класс «Укрытие»; выпиской ЕГРЮЛ на ГБУЗ ЛО «<данные изъяты>»; Уставом ГБУЗ ЛО «<данные изъяты>» согласно п.4.2 которого за ним закреплено имущество на праве оперативного управления; выпиской из Россреестра на объект - ЛО, <адрес>, нежилое помещение, здание амбулатории, площадью <данные изъяты> м2, кадастровый № с условным инвентарным номером №, находящееся в оперативном управлении ГБУЗ ЛО «<данные изъяты>», иные зарегистрированные помещения со статусом «сведения отсутствуют»; выпиской из Россреестра на объект <адрес>, площадью <данные изъяты>,9 м2, кадастровый № с инвентарным номером №, 3 этажа, в том числе подземный 1, находящееся в оперативном управлении ГБУЗ ЛО «<данные изъяты>», иные зарегистрированные помещения со статусом «сведения отсутствуют».
Как установлено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении защитные сооружения с учета не сняты, обязанность по содержанию защитных сооружений гражданской обороны в надлежащем состоянии и обеспечению их сохранности возлагается на эксплуатирующую организацию, которой в рассматриваемом случае является ГБУЗ ЛО «<данные изъяты> Организации, независимо от организационно-правовой формы, в чьем фактическом пользовании находятся объекты гражданской обороны, обязаны обеспечить сохранность объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что юридическое лицо приняло все возможные и необходимые меры к выполнению требований законодательства в области гражданской обороны и содержания и функционирования указанных выше его объектов, своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении не нашла, чему дана соответствующая оценка судом первой инстанции. Устранение ряда выявленных нарушений и/или несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу акта не является. Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Действия (бездействие) юридического лица квалифицированы по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства о гражданской обороне. Порядок и срок давности привлечения ГБУЗ ЛО «Волосовская МБ» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание юридическому лицу назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8, 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном для юридических лиц санкцией ч.1 ст.20.7 КоАП РФ. Основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на административное наказание в виде предупреждения при отсутствии совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ допускается замена административного штрафа на предупреждение, судом первой инстанции обоснованно не установлены, как не установлены и обстоятельства, предусмотренные ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, поскольку у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо ГБУЗ ЛО «<данные изъяты>» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, подвергнуто административному штрафу в размере 50000 руб., - оставить без изменения, а жалобу ГБУЗ ЛО «<данные изъяты>», - без удовлетворения.
Копию решения направить прокурору, в ГБУЗ ЛО «<данные изъяты>».
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, или опротестовано прокурором, - непосредственно в 3-ий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: