Дело № 2-390/2021
Принято в окончательной форме:
23.03.2021.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2021 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при секретаре Рахманкуловой М.В.,
с участием истца Попова А.В.,
третьего лица Поповой О.В.,
представителя ответчика Кругляковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Андрея Викторовича к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об отмене решения об отказе в постановке на учет нуждающихся, понуждении повторно рассмотреть документы,
УСТАНОВИЛ:
Попов А.В. обратился в суд с иском к ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ об отмене решения об отказе в постановке на учет нуждающихся, понуждении повторно рассмотреть документы.
В обоснование иска указал, что проходил военную службу по контракту в войсковой части 45655, дислоцированной в г. Североморске Мурманской области. Приказом Командующего Северным флотом (по личному составу) от 05.12.2020 №221 был досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, а приказом командующего Северным флотом (по строевой части) от 16.11.2020 № 1323-ДД исключен из списков личного состава части с 24.11.2020. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет более 25 лет.
В ноябре 2020 года, до исключения из списков личного состава обратился в ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Решением от 19.11.2020 № 1-2/8-088 ФГКУ «СРУЖО» ему было отказано в связи с тем, что его супруге Поповой О.В. в период с 10.03.2017 по 01.09.2020 на праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадью 40,20 кв.м, полученное ею на основании договора дарения, в связи с чем его обеспеченность жилым помещением составляет 20,1 кв.м., что превышает учетную норму жилого помещения в населенном пункте (Южно-Кубанское сельское поселение Динского района Краснодарского края), выбранного им.
С указанным решением не согласен, поскольку оно не соответствует действующим нормативно-правовым актам и нарушает его права и законные интересы, а именно право на получение жилого помещения в избранном месте жительства.
Так, в поданном им заявлении о принятии на учет он изъявил желание обеспечить жильем только себя и ходатайствовал при этом, чтобы его супруга не учитывалась в качестве члена его семьи. Его супруга Попова О.В. не желает обеспечиваться по линии Министерства обороны, кроме того, совместно с ним не проживает, зарегистрирована в жилье, ранее принадлежавшем ей на праве собственности, где и живет в настоящее время. Она просила не учитывать её в качестве члена семьи военнослужащего, претендующего на получение жилого помещения, подав в ФГКУ «Северрегионжилье» соответствующее заявление.
Также указал, что жилое помещение по адресу: ***, общей площадью 40,2 кв.м., является добрачным имуществом Поповой О.П. и не является совместно нажитым, поскольку она его получила в дар 10.03.2017, продала 20.08.2020, а брак между ними был заключен 27.07.2019.
В жилое помещение супруги он не вселялся, не регистрировался, в связи с чем он не является членом семьи собственника указанного жилого помещения.
Сведения о местах своего проживания и пребывания за последние 5 лет до подачи заявления, как и месте проживания своей супруги он сообщал в ФГКУ «Северрегионжилье».
Таким образом, считает, что в отсутствие его волеизъявления и его супруги об обеспечении последней жильем от органов военного управления, принимая во внимание источник и время приобретения Поповой О.В. квартиры, правом пользования которой он не обладал, данное жилое помещение не может учитываться при разрешении вопроса о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Просил признать незаконными действия заместителя начальника ФГКУ «Северрегионжилье», связанные с принятием решения от 19.11.2020 № 1-2/8-088 об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений; обязать ФГКУ «Северрегионжилье» отменить данное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии его (составом семьи 1 человек) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Истец Попов А.В. в судебном заседании уточнил заявленные исковые требования, в связи с реорганизацией ФГКУ «Северрегионжилье» требования предъявляет к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации. Уточненные требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что в соответствии с п.1 ст. 31 Семейного кодекса РФ каждый из супругов свободен в выборе мест пребывания и жительства. Поэтому он не обязан был вселяться в квартиру жены. Не обязана была и Попова О.В. вселяться в квартиру мужа. Поэтому по смыслу ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ он членом семьи собственника жилого помещения не стал и право пользования указанным жилым помещением не приобрел. Само по себе нахождение его в браке в силу положений ст. 31 ЖК РФ и ст.31 СК РФ не может свидетельствовать о таком праве. В результате заключения брака каких-либо изменений в его жилищных условиях не произошло. Ссылку заместителя начальника ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ на положения п.5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», определяющего понятие членов семьи военнослужащих, считает беспредметной. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс») Круглякова Е.И. в судебном с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве. Указала, что реализация предусмотренных законодательством социальных гарантий для военнослужащих, в том числе связанных с обеспечением жилыми помещениями, ставится в зависимость от принадлежности граждан к членам семьи военнослужащего. Право членов семьи военнослужащего является производным от права самого военнослужащего на определенную льготу. В соответствии с ч.2 ст. 51, ч.8 ст. 57 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. При этом при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. При рассмотрении документов Попова А.В. установлено, что супруга истца в 2020 году произвела отчуждение жилого помещения, принадлежавшего ей на праве собственности по адресу: ***, общей площадью 40,2 кв.м. Постановлением администрации Южно-Кубанского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 08.12.2015 № 620 определено, что учетная норма жилого помещения на одного человека составляет 18 кв.м. Уровень жилищной обеспеченности Попова А.В. 20,1 кв.м. (общая площадь квартиры 40,2/2 человека = 20,1 кв.м.), то есть более учетной нормы. Таким образом, законных оснований для принятия истца на учет нуждающихся в жилых помещениях – не имелось. Просит в иске отказать.
Ответчик Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание представителя не направил, мнение по иск суду не предоставил.
Третье лицо Попова О.В. в судебном заседании поддержала позицию истца по спору. Пояснила, что в сентябре 2020 года подарила квартиру по адресу: г*** своей свекрови – ФИО1.
Третье лицо ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «2 финансово-экономическая служба» в материалы дела представил отзыв, в котором указано, что 24.12.2020 командующим Северным флотом издан приказ №2979 «Об объявлении Перечней воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, состоящих на финансовом обеспечении в ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» и зачисленных на обслуживание в финансово-экономические службы Северного флота». Согласно вышеуказанному приказу, ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с 01.01.2021 года не состоит на финансовом обеспечении в филиале ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота»-»2 финансово-экономическая служба». Приказом Министра обороны РФ от 06.11.2020 № 583, ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ реорганизовано путем присоединения к федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ и в соответствии с п.6 приказа, создан филиал «Северный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, который также не состоит на финансовом обеспечении в 2 ФЭС.
Заслушав истца, представителя ответчика, третье лицо, допросив свидетеля ФИО2., исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №2285/2020 по иску ФИО1. к Попову А.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением, материалы учетного дела Попова А.В., суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, Попов А.В. проходил военную службу, приказом Командующего Северным флотом от 05.11.2020 года № 221 досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно-годным к военной службе (подп. «б» п. 3 ст. 51 ФЗ), приказом Командующего Северным флотом (по строевой части) от 16.11.2020 года № 1323-ДД исключен из списков личного состава войсковой части 45655 с 24.11.2020 года.
Общая календарная выслуга лет в Вооруженных силах составляет 25 лет 03 месяца, в льготном исчислении 35 лет 02 месяца.
27.07.2019 зарегистрирован брак между Поповым А.В. и Поповой О.В., что подтверждается свидетельством о заключении брака ***, выданным 27.07.2019 отделом ЗАГС администрации ЗАТО г. Североморск.
Решением начальника ФГКУ «СРУЖО» МО РФ № 1/2/8-088 от 19.11.2020 года Попову А..В. отказано в принятии нуждающихся в жилом помещении в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (п.п.2 п.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ).
В результате проверки документов из представленных сведений единого государственного реестра недвижимости выявлено, что супругой Попова А.В.- Поповой О.В. произведена государственная регистрация прекращения права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, общей площадью 40,20 кв.м., ранее полученного на основании договора дарения от 10.03.2017.
Обеспеченность военнослужащего составляет 20,10 (40,2/2) кв.м. в расчете на одного члена семьи, что превышает установленную постановлением Динского района Краснодарского края от 08.12.2015 № 620 учетную норму площади жилого помещения, равную 18 кв.м. на одного человека для принятия на учет в качестве нуждающихся.
С данным решением ответчика истец не согласен, полагая его нарушающими гарантированное ему действующим законодательством право на обеспечение жильем как военнослужащего, уволенного с военной службы и не обеспеченного жилым помещением, поскольку жилое помещение получено Поповой О.В. до регистрации брака с Поповым А.В., то есть является её добрачным имуществом.
Приказом Министра обороны РФ от 29.12.2020 № 742 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» Департамент жилищного обеспечения определен уполномоченным органом по вопросам реализации в Вооруженных Силах государственной политики в сфере жилищного обеспечения категорий граждан, установленных законодательством РФ, а ФГАУ «Росжилкомплекс» специализированной организацией Министерства обороны, осуществляющей полномочия Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством РФ, в части реализации их жилищных прав.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.03.2021 №ЮЭ9965-21-86072515 ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (ОГРН 1165190052411) прекратило свою деятельность 15.03.2021 путем реорганизации в форме присоединения. Указанная выписка содержит данные о правопреемнике организации - Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекс)» Министерства обороны РФ (ОГРН 1035009568736).
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Из смысла положений пунктов 13, 14 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 Закона о статусе военнослужащих.
В силу п.1 ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Из пункта 1 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998, усматривается, что они устанавливают единый порядок постановки на очередь военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, а также военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В пункте 3 названных выше Правил учета военнослужащих определено, что учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, распределение жилья осуществляются на основе принципов гласности и коллегиальности.
Согласно положениям п.п. «а» пункта 6 Правил, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств-участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении – по состоянию здоровья.
Как усматривается из п.п. «а», «б», «и» пункта 7 Правил, одними из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; избрание ими постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
В силу п.п. «а» пункта 10 Правил, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра Обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетом учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
Согласно пункту 4 Инструкции, военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения.
Из заявления Попова А.В. от 02.11.2020 следует, что истец просит принять его на учет для обеспечения жилым помещением по избранному им месту жительства в Южно-Кубанском сельском поселении Динского района Краснодарского края.
Пунктом 2 Постановления администрации Южно-Кубанского сельского поселения Динского района от 08.12.2015 № 620 утверждена учетная норма площади жилого помещения на территории Южно-Кубанского в размере 18 кв.м. общей площади.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируется как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма предусмотрены главой 7 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом из статьи 54 ЖК РФ следует, что в течение указанного пятилетнего срока допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ не истечение предусмотренного статьей 53 данного Кодекса срока является самостоятельным основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Конституционный Суд Российской Федерации определил правовую позицию, согласно которой ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 ГК РФ, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются
Вышеприведенное отчуждение супругой истца Попова А.В. – Поповой О.В. жилого помещения обоснованно расценено ответчиком как намеренное ухудшение жилищных условий, а основание приобретения права собственности на него, исходя из вышеприведенных норм закона, определяющего значения не имеет.
Со дня совершения этого действия до даты принятия жилищным органом оспариваемого решения не прошел 5-летний срок. Соответственно, при определении норматива общей площади жилого помещения на момент принятия оспариваемого решения подлежала учету приходящаяся на истца 1/2 доля в квартире его супруги, то есть 20,1 кв.м.
Кроме того, суд учитывает, что при рассмотрении гражданского дела №2-285/2020 по иску ФИО1 к Попову Андрею Викторовичу о признании утратившим право пользования жилым помещением, ответчик (истец по настоящему спору) в своем заявлении указал, что по адресу его регистрации: *** он не проживает с октября 2012 года, фактически проживает по адресу: ***, то есть в жилом помещении, которое находилось на тот момент в собственности его супруги, что опровергает его позицию о невселении в квартиру супруги.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» к членам семьи истца относятся совместно проживающие с ним супруга и дети.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно подпункту «а» пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» для признания родителей и детей, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, факт регистрации истца и его супруги по различным адресам не свидетельствует о том, что супруга истца Попова О.В. не является членом одной семьи с истцом и проживает отдельно по местам их регистрации.
Таким образом, принимая во внимание, что истец вселен в качестве члена семьи собственника Поповой О.В. в жилое помещение по адресу: ***, то при определении уровня обеспеченности жильем семьи истца подлежит учету имеющаяся в его пользовании квартира общей площадью 40,2 кв.м., собственником которой являлась супруга истца.
Исходя из этого, обеспеченность истца составляет 20,1 кв.м. при расчете на каждого члена семьи, что превышает установленную постановлением Динского района Краснодарского края от 08.12.2015 № 620 учетную норму площади жилого помещения, равную 18 кв.м. на одного человека для принятия на учет в качестве нуждающихся.
Приняв во внимание положения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающую последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, и установив, что супруга истца Попова А.В. – Попова О.В. имела в собственности жилое помещение общей площадью 40,2 кв.м., суд приходит к выводу о том, что ответчик обоснованно отказал истцу в принятии его на учет по предоставлению жилья за счет средств федерального бюджета.
Позицию стороны истца о том, что жилое помещение получено супругой истца до вступления с ним в брак, в связи с чем является личной собственностью Поповой О.В. и не должно учитываться при решении вопроса об обеспечении жилым помещением Попова Д.В. суд находит ошибочной, поскольку законодатель не ставит возможность обеспечения жильем в качестве нуждающегося в зависимость от приобретения права собственности членом семьи военнослужащего в период нахождения в зарегистрированном браке или отсутствия регистрации брака.
Довод стороны истца об отсутствии необходимости учитывать площадь квартиры, принадлежавшей Поповой О.В., из-за нежелания последней быть обеспеченной жильем по линии Министерства обороны РФ, что подтверждается соответствующим заявлением, суд находит несостоятельным, поскольку при признании истца нуждающимся в жилом помещении учитывается обеспеченность всех членов его семьи жилыми помещениями, право пользования которыми априори предполагается у истца.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Попова А.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Попова Андрея Викторовича к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об отмене решения об отказе в постановке на учет нуждающихся, понуждении повторно рассмотреть документы, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Мохова