Решение по делу № 2-301/2024 (2-5046/2023;) от 30.10.2023

Дело №2-301/2024

УИД 11RS0005-01-2023-006765-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Савинкиной Е.В.,

при секретаре Кукиной С.М.,

с участием представителя истца помощника прокурора Савицкой С.А., представителя МКП «Ухтаспецавтодора» Куприянова Д.Н., представителя администрации МО «Ухта» РК Хомец А.В., Крайн Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте 15 января 2024 года гражданское дело №2-301/2024 по исковому заявлению и.о.прокурора г. Ухты в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному предприятию «Ухтаспецавтодор» об обязании выполнить работы,

установил:

И.о. прокурора г. Ухты, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО «Ухта» РК об обязании выделить целевое финансирование для МКП «Ухтаспецавтодор» на разработку проекта санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия – Ухтинского полигона твердых бытовых отходов, обязании МКП «Ухтаспецавтодор» в срок до <...> г. разработать проект санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия – полигон ...., расположенного по адресу: ...., поворот налево; представить в Управление Роспотребнадзора по Республики Коми заявление об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства в отношении объекта «Полигон твердых бытовых отходов», получить в Управлении Роспотребнадзора по Республике Коми в отношении объекта «Полигон твердых бытовых отходов» решение об установлении санитарной зоны.

Заявлением от <...> г. года истец отказался от исковых требований к Администрации МО «Ухта» РК.

Определением суда Администрация МО «Ухта» РК исключена из числа ответчиков с переводом в третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.

В обоснование требований указал, что Ухтинский городской полигон ТБО находится в оперативном управлении МКП «Ухтаспецавтодор» с <...> г. года. В нарушение требований действующего законодательства санитарно-защитная зона в отношении полигона не установлена, проект не разработан, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора настаивала на удовлетворении уточненных требований.

Представители ответчика, третьего лица – Администрация МО «Ухта» РК в судебном заседании с исковыми требованиями согласились, однако просили установить реальный срок для исполнения судебного акта.

Третье лицо - Управление Роспотребнадзора по РК в судебном заседании не присутствует, извещено надлежащим образом, в ходатайстве просило рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве исковые требования истца поддержали.

Суд с учетом требований ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с п.1 пп.24 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах поселения участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно положениям Федерального закона № 52-ФЗ, направленного, как следует из его преамбулы, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2).

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления.

Согласно абзацу второму пункта 1 Правил № 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Таким образом, нормы действующего законодательства свидетельствуют о том, что санитарно-защитная зона не предполагается установленной в силу закона, а подлежит установлению в заявительном порядке по решению уполномоченного на выдачу разрешения на установление санитарно-защитной зоны при соблюдении установленных Правилами .... процедур установления санитарно-защитных зон.

Судом установлено, что Ухтинский городской полигон ТБО, расположенный по адресу ...., является муниципальным имуществом, и на основании приказа .... от <...> г. года КУМИ администрации МОГО «Ухта» передано в оперативное управление ....

Как следует из отзыва Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми согласно санитарной классификации (п.12.2.3 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 объекты размещения твердых бытовых отходов относятся ко 2 классу. Для объектов 1-3 классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны, разработка которого является обязательным.

Представления прокурора г.Ухты в адрес администрации МОГО «Ухта», МУП «Ухтспецавтодор», внесенные <...> г. соответственно, о принятии мер, направленных на устранение нарушений действующего санитарного законодательства, в т.ч. установлению санитарно-защитной зоны Ухтинского городского полигона ТБО, остались без удовлетворения.

Проект санитарно-защитной зоны Ухтинского городского полигона ТБО не разработан, что подтверждается заключениями территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РК в г.Ухте от <...> г., <...> г., а также не оспаривалось в судебном заседании ....

Соответственно, факт отсутствия разработанного и согласованного проекта санитарно-защитной зоны Ухтинского городского полигона ТБО, его правообладателем установлен, что является нарушением действующего законодательства и прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду проживания.

Согласно ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

<...> г. года между МУП «Ухтаспецавтодор» и П. был заключен договор оказания услуг по разработке и согласованию проекта санитарно-защитной зоны для Ухтинского городского полигона ТБО, согласно которому П.. обязалась в срок по <...> г. года разработать проект санитарно-защитной зоны, а также провести лабораторные исследования атмосферного воздуха, физических воздействий, оказать дополнительные услуги для разработки и согласования проекта, прохождение экспертизы проекта, услуги кадастрового инженера, оценку риска для населения.

В судебном заседании представитель истца суду сообщила, что по сообщению начальника Роспотребнадзора в г.Ухте, срок для согласования проекта санитарно-защитной зоны ориентировочно может составлять от одного месяца до полугода.

В связи с чем, достаточным и разумным сроком исполнения решения суда суд полагает срок до <...> г..

Оценив исследованные доказательства с учетом приведенных норм, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных и.о.прокурором г. Ухты исковых требований с установлением срока исполнения решения суда до <...> г..

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования и.о. прокурора города Ухты удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное предприятие «Ухтаспецавтодор» в срок до <...> г.: разработать проект санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия – Ухтинский городской полигон ТБО, расположенного по адресу: ...., поворот налево; представить в Управление Роспотребнадзора по Республики Коми заявление об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства в отношении объекта «Ухтинский городской полигон твердых бытовых отходов», получить в Управлении Роспотребнадзора по Республике Коми в отношении объекта «Ухтинский городской полигон твердых бытовых отходов» решение об установлении санитарной зоны в отношении объекта «Ухтинский городской полигон твердых бытовых отходов».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 19.01.2024 года

Судья -                              Е.В. Савинкина

2-301/2024 (2-5046/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Ухты
Ответчики
МКП "Ухтаспецавтодор"
Администрация МОГО "Ухта"
Другие
Управление Роспотребнадзора по РК
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Савинкина Елена Владимировна
Дело на сайте суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
30.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2023Передача материалов судье
01.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее