Дело №2-301/2024
УИД 11RS0005-01-2023-006765-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Савинкиной Е.В.,
при секретаре Кукиной С.М.,
с участием представителя истца помощника прокурора Савицкой С.А., представителя МКП «Ухтаспецавтодора» Куприянова Д.Н., представителя администрации МО «Ухта» РК Хомец А.В., Крайн Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте 15 января 2024 года гражданское дело №2-301/2024 по исковому заявлению и.о.прокурора г. Ухты в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному предприятию «Ухтаспецавтодор» об обязании выполнить работы,
установил:
И.о. прокурора г. Ухты, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО «Ухта» РК об обязании выделить целевое финансирование для МКП «Ухтаспецавтодор» на разработку проекта санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия – Ухтинского полигона твердых бытовых отходов, обязании МКП «Ухтаспецавтодор» в срок до <...> г. разработать проект санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия – полигон ...., расположенного по адресу: ...., поворот налево; представить в Управление Роспотребнадзора по Республики Коми заявление об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства в отношении объекта «Полигон твердых бытовых отходов», получить в Управлении Роспотребнадзора по Республике Коми в отношении объекта «Полигон твердых бытовых отходов» решение об установлении санитарной зоны.
Заявлением от <...> г. года истец отказался от исковых требований к Администрации МО «Ухта» РК.
Определением суда Администрация МО «Ухта» РК исключена из числа ответчиков с переводом в третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
В обоснование требований указал, что Ухтинский городской полигон ТБО находится в оперативном управлении МКП «Ухтаспецавтодор» с <...> г. года. В нарушение требований действующего законодательства санитарно-защитная зона в отношении полигона не установлена, проект не разработан, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора настаивала на удовлетворении уточненных требований.
Представители ответчика, третьего лица – Администрация МО «Ухта» РК в судебном заседании с исковыми требованиями согласились, однако просили установить реальный срок для исполнения судебного акта.
Третье лицо - Управление Роспотребнадзора по РК в судебном заседании не присутствует, извещено надлежащим образом, в ходатайстве просило рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве исковые требования истца поддержали.
Суд с учетом требований ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с п.1 пп.24 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах поселения участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно положениям Федерального закона № 52-ФЗ, направленного, как следует из его преамбулы, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2).
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления.
Согласно абзацу второму пункта 1 Правил № 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Таким образом, нормы действующего законодательства свидетельствуют о том, что санитарно-защитная зона не предполагается установленной в силу закона, а подлежит установлению в заявительном порядке по решению уполномоченного на выдачу разрешения на установление санитарно-защитной зоны при соблюдении установленных Правилами .... процедур установления санитарно-защитных зон.
Судом установлено, что Ухтинский городской полигон ТБО, расположенный по адресу ...., является муниципальным имуществом, и на основании приказа .... от <...> г. года КУМИ администрации МОГО «Ухта» передано в оперативное управление ....
Как следует из отзыва Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми согласно санитарной классификации (п.12.2.3 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 объекты размещения твердых бытовых отходов относятся ко 2 классу. Для объектов 1-3 классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны, разработка которого является обязательным.
Представления прокурора г.Ухты в адрес администрации МОГО «Ухта», МУП «Ухтспецавтодор», внесенные <...> г. соответственно, о принятии мер, направленных на устранение нарушений действующего санитарного законодательства, в т.ч. установлению санитарно-защитной зоны Ухтинского городского полигона ТБО, остались без удовлетворения.
Проект санитарно-защитной зоны Ухтинского городского полигона ТБО не разработан, что подтверждается заключениями территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РК в г.Ухте от <...> г., <...> г., а также не оспаривалось в судебном заседании ....
Соответственно, факт отсутствия разработанного и согласованного проекта санитарно-защитной зоны Ухтинского городского полигона ТБО, его правообладателем установлен, что является нарушением действующего законодательства и прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду проживания.
Согласно ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
<...> г. года между МУП «Ухтаспецавтодор» и П. был заключен договор оказания услуг по разработке и согласованию проекта санитарно-защитной зоны для Ухтинского городского полигона ТБО, согласно которому П.. обязалась в срок по <...> г. года разработать проект санитарно-защитной зоны, а также провести лабораторные исследования атмосферного воздуха, физических воздействий, оказать дополнительные услуги для разработки и согласования проекта, прохождение экспертизы проекта, услуги кадастрового инженера, оценку риска для населения.
В судебном заседании представитель истца суду сообщила, что по сообщению начальника Роспотребнадзора в г.Ухте, срок для согласования проекта санитарно-защитной зоны ориентировочно может составлять от одного месяца до полугода.
В связи с чем, достаточным и разумным сроком исполнения решения суда суд полагает срок до <...> г..
Оценив исследованные доказательства с учетом приведенных норм, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных и.о.прокурором г. Ухты исковых требований с установлением срока исполнения решения суда до <...> г..
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. прокурора города Ухты удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное предприятие «Ухтаспецавтодор» в срок до <...> г.: разработать проект санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия – Ухтинский городской полигон ТБО, расположенного по адресу: ...., поворот налево; представить в Управление Роспотребнадзора по Республики Коми заявление об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства в отношении объекта «Ухтинский городской полигон твердых бытовых отходов», получить в Управлении Роспотребнадзора по Республике Коми в отношении объекта «Ухтинский городской полигон твердых бытовых отходов» решение об установлении санитарной зоны в отношении объекта «Ухтинский городской полигон твердых бытовых отходов».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 19.01.2024 года
Судья - Е.В. Савинкина