Решение по делу № 3а-1758/2020 от 21.10.2020

Дело № 3а-1758/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 27 ноября 2020 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Исаковой Л.И.,

с участием представителя административного истца – Карась Ю.А., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» – Чухаревой Е.А., действующей на основании доверенностей,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савченко Светланы Валентиновны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

у с т а н о в и л:

Савченко С.В. обратилась в суд с административным иском к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, с учетом уточненных требований просит об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, общей площадью 677,8 кв.м., с кадастровым номером **39, расположенного по адресу: ****, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 8493000 рублей.

В обоснование требований указала, что является собственником объекта недвижимости, и плательщиком налога на имущество физических лиц, который исчисляется от кадастровой стоимости объекта недвижимости. Несоответствие установленной по результатам государственной кадастровой оценки и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), кадастровой стоимости - рыночной стоимости объекта недвижимости нарушает права административного истца как налогоплательщика.

Административный истец Савченко С.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещалась судом надлежащим образом.

Представитель административного истца – Карась Ю.А., в судебном заседании административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Чухарева Е.А. в судебном заседании возражала против установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в заявленном административном иске, ходатайство о проведении экспертизы не заявила.

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещалось судом надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, мнение по заявленным требованиям не выразило.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, изучив письменные отзывы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Право на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости, в том числе на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности, закреплено в статье 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о кадастровой оценке).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2018 года.

Решением Пермской городской Думы от 21 ноября 2017 года № 243 «О налоге на имущество физических лиц на территории г. Перми» установлен и введен в действие с 01 января 2018 года налог на имущество физических лиц налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, ставка налога определяется с учетом того поименован ли объект в приложении к Постановлению Правительства Пермского края об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером **39, общейплощадью 677,8 кв.м., расположенное по адресу: ****, что подтверждается копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основанных характеристиках объекта недвижимости и сведений о правообладателе (л.д. 8-10). Спорное нежилое помещение расположено в пределах объекта недвижимости – здания с кадастровым номером **36.

Согласно части 7 статьи 22 Закона о кадастровой оценке и положений пункта 8 ФСО № 4 кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **39 определена по состоянию на 01 января 2018 года приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 года № СЭД-31-02-2-2-1323 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края» и составляет 15566259 рублей 91 копейка, сведения в ЕГРН внесены 01 января 2019 года (л.д.7).

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Пермского края № 874-п от 28 ноября 2019 года «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в который под номером 1897 включено здание с кадастровым номером с кадастровым номером **36 по адресу: ****, в пределах которого расположено спорное нежилое помещение с кадастровым номером **39.

Поскольку нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности административному истцу Савченко С.В. расположено в здании, включенном в вышеуказанный Перечень, налоговая база по принадлежащего административному истцу нежилого помещения исчисляется от его кадастровой стоимости, в связи с чем результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, как налогоплательщика.

Приведенный результат определения кадастровой стоимости нежилого помещения просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность правового акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.

Административным истцом в подтверждение заявленных требований административного иска представлен в суд отчет № 120/2020-О от 14 сентября 2020 года, выполненный оценщиком З. (ООО «Пермь инвентаризация»), согласно которому по состоянию на 01 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **39 по состоянию на 01 января 2018 года составляет 8493000 рублей.

Оценщик З. включена в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков «Свободный оценочный департамент», гражданская ответственность оценщика застрахована в ООО «Абсолют страхования».

Изучив материалы дела, отзыв административного ответчика, заинтересованного лица, суд приходит к выводу о том, что представленный отчет соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).

При проведении оценки рыночной стоимости здания оценщиком использованы сравнительный и доходный подходы, приведено обоснование отказа от использования затратного подхода. Для определения рыночной стоимости объекта оценки проанализирован рынок коммерческой недвижимости (торговых помещений) в г. Перми. Оценщик определил рыночную стоимость объекта оценки сравнительным подходом с использованием метода сравнения продаж, в том числе: проведя выбор аналогов, определив основные элементы сравнения - местоположение, целевое назначение, физические характеристики, экономические и другие характеристики, влияющие на стоимость; проведя статистическую обработку информации и согласовав скорректированные цены объектов аналогов.

Применяя сравнительный подход для определения рыночной стоимости в отношении нежилого помещения из предложений рынка купли-продажи объектов сопоставимых с оцениваемым, оценщик выбрал наиболее подходящие по элементам сравнения: передаваемые права, условия финансирования, условия продажи и рынка, характеристики местоположения объекта, а также физические и экономические характеристики, исключив из выборки ряд объектов. Выбранные объекты аналоги соответствуют установленным требованиям отбора с учетом положений п. 22 ФСО № 7, предусматривающим, что в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам.

По результатам расчетов и корректировок рыночная стоимость объекта оценки, определенная сравнительным подходом составила 7088635 рублей.

В рамках доходного подхода оценщиком применен метод капитализации дохода, объекты-аналоги подобраны с учетом принципа сопоставимости, учитывающие функциональное, конструктивное, параметрическое сходство показателей. После применения корректировок о оценщик пришел к выводу о рыночной стоимости объекта оценки, определенная с применением доходного подхода составила 11001149 рублей.

Содержание отчета об оценке не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Суд считает, что при подготовке отчета об оценке была использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности, оценщик З. при оценке спорного объекта недвижимости не допустила нарушений требований действующего законодательства в области оценочной деятельности, которые могли бы существенно повлиять на результаты оценки.

После согласования результатов оценки с применением двух подходов, итоговая рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **39 составила 8493000 рублей.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости установленных в исправленном Отчете об оценке от 14 сентября 2020 года № 120/2020-О.

Данные об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, исходя из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицами, участвующими в деле, суду не представлены.

С учетом изложенного, заявленные Савченко С.В. требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером **39 по состоянию на дату оценки – 01 января 2018 года равной его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», положений Закона об оценочной деятельности, датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию или в суд.

Принимая во внимание, что Законом о кадастровой оценке не предусмотрен обязательный досудебный порядок, заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 20 октября 2020 года почтовой связью (л.д.192), следовательно, дата обращения в суд подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Савченко Светланы Валентиновны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 677,8 кв.м., с кадастровым номером **39,расположенного по адресу: ****, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 8493000 рублей

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 21 октября 2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2020 года.

Судья: подпись

3а-1758/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Савченко Светлана Валентиновна
Ответчики
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Другие
Управление Росреестра по Пермскому краю
ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края"
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Коротаева Ольга Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
12.10.2020Регистрация административного искового заявления
22.10.2020Передача материалов судье
23.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2020Судебное заседание
11.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее