К делу № 2-740/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 10 июня 2014 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Назаренко С.А.,
при секретаре Гуржий В.А.,
с участием представителя истца Чередниченко А.В. – Шинкаревой О.С. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Чередниченко А.В. к администрации Запорожского сельского поселения Темрюкского района, Аксюзову Б.В., еременко В.А., Ермоленко Н.П., Ермоленко А.В., Ермоленко В.В., Ермоленко Е.В. о признании права собственности на гараж и реконструированную квартиру,
У С Т А Н О В И Л:
Чередниченко А.В. обратился в суд с указанным иском, в обоснование своих требований истец ссылается на то, что ему, на основании договора купли-продажи от 28.07.2004г. принадлежит квартира по адресу: <адрес>.
Площадь квартиры согласно правоустанавливающим документам составляет 39 кв.м. - общая, 29 кв.м. - жилая. Согласно справке ГУП БТИ, на сегодняшний день: 94,6 кв.м. - общая, 53,3 кв.м. - жилая.
Увеличение площади квартиры произошло за счет возведения истцом в 2005 году пристройки к квартире литер «А1» и «а5» и реконструкции квартиры.
Строительство пристройки осуществлялось на основании разрешительной документации, с предварительным согласованием строительства с соседями.
Однако, размеры пристройки не соответствуют разрешительной документации, в частности, согласно постановлению главы МО Темрюкский район от 08.04.2005г., разрешено возвести пристройку (6.7*10.2) +(2,5*5,0)+(2,0*2,0), что составляет 84,84 кв.м. А фактически, возведенная пристройка к квартире имеет общую площадь 55,6 кв.м. Также, истцом, на территории 3-х квартирного жилого дома в 2010г. возведен гараж литер «Г9» общей площадью 30,3 кв.м. На строительство гаража истцом также было взято разрешение на строительство, оформлен строительный паспорт. Постановлением МО Темрюкский район от 26.04.2005г. истцу было разрешено построить хозблок размером 4м*10м., однако фактически, размеры получились меньше, чем было задумано.
Согласно акту строительно-технического исследования, выполненного 28.02.2014г., строительство жилой пристройки литер «А1» и нежилой пристройки литер «а5», является объектом капитального завершенного строительства, выполнено в соответствии с требованиями строительных и технических норм, применяемым к вспомогательным и жилым помещениям, строительные конструкции находятся в работоспособном состоянии в отношении прочности, устойчивости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, отсутствует опасность обрушения и угроза здоровью и жизни граждан.
Согласно акту строительно-технического исследования, выполненному 28.02.2014г., площадь гаража литер «Г9» составляет 30,3 кв.м., что соответствует техническому паспорту. Строение гаража является объектом капитального завершенного строительства, имеется конструктивный элемент - фундамент.
Строение гаража литер «Г9» построено в соответствии с требованиями строительных и технических норм, применяемым к вспомогательным и жилым помещениям, строительные конструкции находятся в работоспособном состоянии в отношении прочности, устойчивости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, отсутствует опасность обрушения и угроза здоровью и жизни граждан.
Ответчики Аксюзов Б.В. и семья Ермоленко В.А. - собственники квартир по адресу: <адрес>, против заявленных истцом требований не возражают. Возведенная пристройка к жилому дому и гараж на территории многоквартирного дома не нарушают прав и интересов ответчиков. У сторон нет спора по сложившемуся порядку пользования земельным участком при 3-хквартирном доме.
Земельный участок площадью 1800 кв.м., предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, при 3-хквартирном доме находится в пользовании собственников дома, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от 03.04.2013г.
Получить разрешение на ввод пристройки в эксплуатацию истец не может по причине того, что у него нет разрешительной и проектной документации на пристройку и реконструкцию квартиры, в связи с чем, он получил отказ администрации Запорожского сельского поселения от 04.06.2013г.
В заявленных требованиях, Чередниченко А.В. просит признать за ним право собственности на реконструированную квартиру, расположенную по адресу: РФ, <адрес>, общей площадью 94,6 кв.м., жилой площадью 53,3 кв.м.; признать за ним право собственности на гараж литер «Г9», общей площадью 30,3 кв.м., расположенный на территории многоквартирного дома по адресу: РФ, <адрес>.
Определением суда от 22.04.2014г. в рамках настоящего дела судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство по делу приостановлено.
03.06.2014г., в суд поступило заключение эксперта вместе с материалами дела, в связи с чем, производство по делу возобновлено.
В судебном заседании, представитель не явившегося истца Чередниченко А.В. – Шинкарева О.С., заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объёме, сославшись на те же обстоятельства.
Представитель ответчика – администрации Запорожского сельского поселения Темрюкского района, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и принятии решения на усмотрение суда.
Ответчики Аксюзов Б.В., Ермоленко В.А., Ермоленко Н.П., Ермоленко А.В., Ермоленко В.В., Ермоленко Е.В., в судебное заседание не явились, направили в суд заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражают.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истцу, на основании договора купли-продажи от 28.07.2004г. принадлежит квартира по адресу: <адрес> (л.д. 53).
Площадь квартиры согласно правоустанавливающим документам составляет 39 кв.м. - общая, 29 кв.м. - жилая.
Однако, согласно справке ГУП БТИ, на сегодняшний день: 94,6 кв.м. - общая, 53,3 кв.м. – жилая (л.д. 54).
Судом установлено, что увеличение площади квартиры произошло за счет возведения истцом в 2005 году пристройки к квартире литер «А1» и «а5» и реконструкции квартиры.
Строительство пристройки осуществлялось на основании разрешительной документации, с предварительным согласованием строительства с соседями (л.д. 41-51).
Однако, размеры пристройки не соответствуют разрешительной документации, в частности, согласно постановлению главы МО <адрес> от 08.04.2005г., разрешено возвести пристройку (6.7*10.2) +(2,5*5,0)+(2,0*2,0), что составляет 84,84 кв.м. Вместе с тем, фактически, возведенная пристройка к квартире имеет общую площадь 55,6 кв.м. Также, истцом, на территории 3-х квартирного жилого дома в 2010г. возведен гараж литер «Г9» общей площадью 30,3 кв.м. На строительство гаража истцом также было взято разрешение на строительство, оформлен строительный паспорт. Постановлением МО <адрес> от 26.04.2005г. истцу было разрешено построить хозблок размером 4м*10м., однако фактически, размеры получились меньше, чем было запланировано (л.д. 85-95).
Ответчики Аксюзов Б.В. и семья Ермоленко В.А. - собственники квартир по адресу: <адрес>, против заявленных истцом требований не возражают, что подтверждено представленными в материалы дела письменными заявлениями ответчиков (л.д. 114-118).
Таким образом, суд приходит к выводу, что у сторон нет спора по сложившемуся порядку пользования земельным участком при 3-хквартирном доме.
Земельный участок площадью 1800 кв.м., предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, при 3-хквартирном доме находится в пользовании собственников дома, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от 03.04.2013г. (л.д. 39-40).
Согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно п.59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению судебного эксперта № 42/144-14-С (л.д. 130-147), на день проведения исследования строения жилой пристройки литер «А1», нежилой пристройки литер «а5», к <адрес> (Литер «А»), строительство гаража литер «Г9» на придомовой территории дома по адресу: <адрес>, соответствует требованиям действующих строительных норм и правил.
Предъявленные к осмотру строения жилой пристройки литер «А1», нежилой пристройки литер «а5», к <адрес> (Литер «А»), на придомовой территории дома по адресу: <адрес>, имеет отдельный вход и выход со стороны <адрес>, препятствий смежным землепользователям в пользовании принадлежащим им земельным участкам не создаёт.
Предъявленное к осмотру строение гаража литер «Г9» на придомовой территории дома по адресу: <адрес>, имеет отдельный вход и выход со стороны <адрес>, препятствий смежным землепользователям в пользовании принадлежащим им земельным участкам не создаёт.
При осмотре строительных конструкций строения жилой пристройки литер «А1», нежилой пристройки литер «а5», к <адрес> (Литер «А»), строительство гаража литер «Г9» на придомовой территории дома не выявлено дефектов, снижающих несущую способность конструкций зданий и сверхнормативных деформаций наружных стен, перегородок, перекрытий и грунтового основания.
Сопоставив данные полученные при проведении осмотра строения жилой пристройки литер «А1» (2005 года постройки, данные технического паспорта), и нежилой пристройки литер «а5» (2005 года постройки, данные технического паспорта), гаража литер «Г9» расположенных на земельном участке, категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> с требованиями действующих норм и правил может считаться безопасной.
Строения пристройки литер «А1», нежилой пристройки литер «а5», гаража литер «Г9» на придомовой территории дома по адресу: <адрес>, построено в соответствии с требованиями строительных и технических норм, строительные конструкции находятся в работоспособном состоянии в отношении прочности, устойчивости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, отсутствует опасность обрушения и угроза здоровью и жизни граждан, конструктивных элементов.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с частью 1 статьи 222 ГК РФ является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Зонирование территории для строительства регламентируется ГсК РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГсК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 ГсК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства — в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 ГсК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35-40 ГсК РФ, статья 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № (л.д. 39), на котором расположены спорные объекты недвижимости, участок относится к категории земель населенных пунктов, следовательно целевое назначение земельного участка не запрещает строительство на нём объектов недвижимости.
Кроме того, заключение судебного эксперта не содержит сведений о том, что спорные объекты нарушают требования Правил землепользования и застройки.
При таких обстоятельствах, поскольку истцом были предприняты исчерпывающие меры по получению разрешительной документации на спорные объекты и по вводу их в эксплуатацию, исследовав все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истцом полностью доказан факт возникновения у него права собственности на спорные объекты недвижимости.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд находит заявленный иск полностью обоснованным, а исковые требования – законными и подлежащим удовлетворению.
В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, в силу статьи 13 ГПК РФ, признание судом права собственности истца на спорные объекты недвижимости должно являться основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним с момента вступления в силу судебного акта. Решение суда по настоящему спору будет являться правоустанавливающим документом для государственной регистрации права собственности истца на спорные объекты недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Чередниченко А.В. к администрации Запорожского сельского поселения <адрес>, Аксюзову Б.В., еременко В.А., Ермоленко Н.П., Ермоленко А.В., Ермоленко В.В., Ермоленко Е.В. о признании права собственности на гараж и реконструированную квартиру – удовлетворить.
Признать за Чередниченко А.В. право собственности на реконструированную квартиру, расположенную по адресу: РФ, <адрес>, общей площадью 94,6 кв.м., жилой площадью 53,3 кв.м..
Признать за Чередниченко А.В. право собственности на гараж литер «Г9», общей площадью 30,3 кв.м., расположенный на территории многоквартирного дома по адресу: РФ, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы в Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Назаренко