I инстанция – Р¤РРћ3
II инстанция – Р¤РРћ4, Р¤РРћ5 (докладчик), Р¤РРћ6
Дело №
Уникальный идентификатор дела 77RS0№-39
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
29 апреля 2021 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Р¤РРћ16,
судей Р¤РРћ7, Р¤РРћ8,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Р¤РРћ2 Рє Региональному оперативно-РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ управлению Федеральной таможенной службы Р РѕСЃСЃРёРё РѕР± оспаривании решения (номер дела, присвоенный СЃСѓРґРѕРј первой инстанции 2-1171/2020)
по кассационной жалобе Регионального оперативно-поискового управления Федеральной таможенной службы России на решение Хамовнического районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции Р¤РРћ16, объяснения представителя Регионального оперативно-РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ управления Федеральной таможенной службы Р РѕСЃСЃРёРё Р¤РРћ9, поддержавшего РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, Р¤РРћ2 Рё ее представителя Р¤РРћ17, возражавших портив РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Р¤РРћ2 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Региональному оперативно-РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ управлению Федеральной таможенной службы Р РѕСЃСЃРёРё Р РѕСЃСЃРёРё Рѕ признании незаконным решения РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Регионального оперативно-РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ управления Федеральной таможенной службы Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ рассмотрению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ снятии Р¤РРћ2 СЃ учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности РЅР° ответчика поставить Р¤РРћ1 РЅР° учет для получения единовременной выплаты СЃ даты подачи заявления.
Рсковые требования мотивированы тем, что истица является сотрудником Регионального оперативно-РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ управления Федеральной таможенной службы Р РѕСЃСЃРёРё Рё решением РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Регионального оперативно-РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ Управления РїРѕ рассмотрению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ предоставления сотрудникам Управления Рё РћРџРЎ - филиалов Управления Рё РІ случаях, установленных законодательством Р Р¤ членам РёС… семей Рё гражданам Р Р¤, уволенным СЃРѕ службы РІ таможенных органах Р Р¤, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ была принята РЅР° учет для получения единовременной выплаты. РџРёСЃСЊРјРѕРј Регионального оперативно-РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ управления Федеральной таможенной службы Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– истица был уведомлена Рѕ том, что решением РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРЅР° снята СЃ учета для получения единовременной социальной выплаты РІ соответствии СЃ РїРѕРґРї. «г» Рї. 15 С‡. 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, С‚.Рµ. РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выявлением сведений, РЅРµ соответствующих сведениям, указанным РІ заявлении Рё представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника РЅР° учет для получения единовременной социальной выплаты. РџРѕ мнению истца, решение РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ является незаконным, поскольку сокрытие какой-либо информации, препятствующей постановке ее РЅР° учет для получения единовременной социальной выплаты Р¤РРћ2 РЅРµ допускала, РІСЃРµ представленные ответчику документы РІ обоснование наличия Сѓ нее права РЅР° получение единовременной социальной выплаты содержат информацию, соответствующую действительности.
Решением Хамовнического районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии РїРѕ гражданским делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, постановлено: «Признать незаконным решение РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Регионального оперативно-РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ управления Федеральной таможенной службы Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ рассмотрению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ снятии Р¤РРћ2 СЃ учета для получения единовременной социальной выплаты. Обязать РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Регионального оперативно-РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ управления ФТС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ рассмотрению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Р¤РРћ1 РЅР° учет для получения единовременной социальной выплаты СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ».
Р’ кассационной жалобе представитель Регионального оперативно-РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ управления Федеральной таможенной службы Р РѕСЃСЃРёРё Р¤РРћ9 выражает несогласие СЃ судебными постановлениями, считает, что РѕРЅРё вынесены СЃ нарушением РЅРѕСЂРј материального права Рё процессуального права, выводы СЃСѓРґР°, изложенные РІ решении, РЅРµ соответствуют обстоятельствам дела, СЃСѓРґРѕРј неправильно оценены доказательства.
Судебное заседание в суде кассационной инстанции по настоящему делу было назначено на ДД.ММ.ГГГГ, затем в судебном заседании был объявлен перерыв до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ дело было рассмотрено судом кассационной инстанции.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Рзучив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы, проверив РїРѕ правилам СЃС‚. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ пределах РґРѕРІРѕРґРѕРІ, содержащихся РІ кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой Рё апелляционной инстанций, кассационный СЃСѓРґ РЅРµ находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных СЃС‚. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, для отмены решения Рё апелляционного определения РІ кассационном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РЅРµ имеется.
Как следует РёР· материалов дела Рё установлено СЃСѓРґРѕРј, Р¤РРћ2 является сотрудником Регионального оперативно-РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ управления Федеральной таможенной службы Р РѕСЃСЃРёРё (стаж РїРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ - 25 лет 04 месяцев 29 дней) Рё РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ состояла РЅР° учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения РЅР° основании решения РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Регионального оперативно-РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ Управления РїРѕ рассмотрению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ предоставления сотрудникам Управления Рё РћРџРЎ - филиалов Управления Рё РІ случаях, установленных законодательством Р Р¤ членам РёС… семей Рё гражданам Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, уволенным СЃРѕ службы РІ таможенных органах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ
Оспариваемым решением РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ постановлено: снять Р¤РРћ1 СЃ учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Данное решение было принято ответчиком РЅР° основании РїРѕРґРї. «г» Рї. 15 Правил РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выявлением сведений, РЅРµ соответствующих сведениям, указанным РІ заявлении Рё представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника РЅР° учет для получения единовременной социальной выплаты, Р° именно РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выявлением сведений РѕР± отсутствии РІ момент подачи заявления Рѕ постановке РЅР° учет для получения единовременной социальной выплаты следующих документов: справки РѕР± обучении РІ образовательных организациях РїРѕ очной форме детей сотрудника РІ возрасте РѕС‚ 18 РґРѕ 23 лет, если РѕРЅРё проживают совместно СЃ сотрудником, тогда как РЅР° момент подачи указанного заявления сыну Р¤РРћ2 было 23 РіРѕРґР°; отсутствовали документы, подтверждающие наличие или отсутствие РІ собственности проживающих совместно СЃ РЅРёРј членов его семьи жилых помещений, тогда как согласно представленной истцом выписке РёР· ЕГРН РІ общей долевой собственности Р¤РРћ2 находилась 1/3 жилой квартиры общей площадью 59 РєРІ. Рј., С‚.Рµ. более 15 РєРІ. Рј, РЅР° 1 члена семьи, Р° РІ общей долевой собственности Р¤РРћ10 (сына Р¤РРћ2) находилась 1/3 жилой квартиры общей площадью 59 РєРІ.Рј., С‚.Рµ. более 15 РєРІ.Рј, РЅР° 1 члена семьи.
Между тем, как установлено РІ судебном заседании РїСЂРё обращении РІ РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Регионального оперативно-РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ Управления РїРѕ рассмотрению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ предоставления сотрудникам Управления Рё РћРџРЎ - филиалов Управления Рё РІ случаях, установленных законодательством Р Р¤ членам РёС… семей Рё гражданам Р Р¤, уволенным СЃРѕ службы РІ таможенных органах Р Р¤, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения СЃ соответствующим заявлением РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ2 сообщила, что совместно СЃ ней РїРѕ адресу <адрес>, Новоясеневский РїСЂ-РєС‚, <адрес> зарегистрированы Рё проживают: Р¤РРћ11 (отец истца), Р¤РРћ12 (мать истца), Р¤РРћ13 (сын истца), Р¤РРћ14 (сестра истца), Р° Рє заявлению Рѕ постановке РЅР° учет для получения единовременной социальной выплаты истец приложил следующие документы: РєРѕРїРёСЋ паспорта Р¤РРћ2, РєРѕРїРёСЋ паспорта Р¤РРћ13, свидетельство Рѕ рождении Р¤РРћ13, свидетельство Рѕ рождении Р¤РРћ2, РєРѕРїРёСЋ страхового свидетельства РћРџРЎ Р¤РРћ2, РєРѕРїРёСЋ свидетельства Рѕ заключении брака, РєРѕРїРёСЋ свидетельства Рѕ расторжении брака, выписку РёР· РґРѕРјРѕРІРѕР№ РєРЅРёРіРё, карточку учета, справку РЅР° Р¤РРћ1 РёР· ДЖП Рё Р–Р¤ <адрес>, выписку РёР· ЕГРП.
РР· объяснений истца следует, что дополнительно Рє указанным документам были предоставлены сведения РѕР± отсутствии Сѓ членов его семьи РІ пользовании иных жилых помещений.
Согласно показаниям свидетеля Р¤РРћ15, РѕРЅ лично получил РѕС‚ Р¤РРћ2 вышеуказанные документы Рё РЅР° момент принятия комиссией решения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ истцом были представлены документы РІ объеме достаточном для проверки ее нуждаемости РІ получении единовременной социальной выплаты.
РќР° момент принятия комиссией Регионального оперативно-РїРѕРёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ управления Федеральной таможенной службы Р РѕСЃСЃРёРё решения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ сособственниками квартиры общей площадью 59 РєРІ.Рј., расположенной РїРѕ адресу <адрес>, Новоясеневский РїСЂ-РєС‚, <адрес>, являлись Р¤РРћ14 (1/3 доля РІ праве собственности), Р¤РРћ13 (1/3 доля РІ праве собственности), Р¤РРћ2 (1/3 доля РІ праве собственности), что СЃ учетом совместно проживающих СЃ истцом членов семьи составило (59/5) 11,8 РєРІ.Рј, РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ члена семьи, С‚.Рµ. менее 15 РєРІ.Рј.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положениями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 369.
Удовлетворяя исковые требования, СЃСѓРґ первой инстанции РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что Сѓ истца Рё членов его семьи иных жилых помещений РЅРµ имеется, РІ материалы дела РЅРµ представлено доказательств совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлены документы, подтверждающие выявление ответчиком каких-либо сведений свидетельствующих РѕР± отсутствии Сѓ сотрудника права РЅР° постановку РЅР° учет для получения единовременной социальной выплаты. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим СЃСѓРґ первой инстанции пришел Рє выводу, что СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ2 имела право РЅР° получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом районный суд не выявил сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем признал решение комиссии о снятии истицы с учета от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязал восстановить ее с даты первоначальной постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
В соответствии со подп. 2 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в том числе: 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 369 (далее – Правила), в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы в том числе:
копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-х месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо об отказе в постановке на указанный учет.
В силу подп. «г» п. 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Как усматривается из материалов дела, истица была снята с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подп. «г» п. 15 названных Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 369, однако не ни комиссией, ни судами первой и апелляционной инстанций не установлен выявления ответчиком сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Как следует из установленных судом обстоятельств, истица не сообщала комиссии недостоверных сведений, которые свидетельствуют об отсутствии у нее права на постановку на такой учет.
Довод жалобы ответчика Рѕ том, что истец Рє заявлению Рѕ постановке РЅР° учет для получения единовременной социальной выплаты РЅРµ приложил справку РѕР± инвалидности Р¤РРћ13, РЅРµ является основанием для снятия истца СЃ учета, поскольку РІ РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Р РћРџРЈ ФТС Р Р¤ представлены документы, подтверждающие право Р¤РРћ2 РЅР° получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Вопреки доводам ответчика, сведения о праве собственности на жилые помещения истица представила, о чем прямо указано в протоколе комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65).
Кроме того, если истицей не были представлены какие-либо документы, необходимые для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, то комиссия, рассматривая ее заявление о постановке на учет, обязана была выявить это обстоятельство и предложить ей при необходимости представить дополнительные документы.
Однако как следует РёР· содержания РїРѕРґРї. «г» Рї. 15 ░џ░Ђ░°░І░░░»
░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ░ј ░ґ░»░Џ ░Ѓ░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░Ѓ ░ѓ░‡░µ░‚░° ░ґ░ѕ░»░¶░µ░Ѕ ░±░‹░‚░Њ ░Ѕ░µ ░„░°░є░‚ ░Ѕ░µ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░є░°░є░░░…-░»░░░±░ѕ ░ґ░ѕ░є░ѓ░ј░µ░Ѕ░‚░ѕ░І ░░░Ѓ░‚░░░†░µ░№, ░° ░„░°░є░‚ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░І░µ░Ђ░Ѕ░‹░… ░Ѓ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░№, ░ї░ѕ░Ѓ░»░ѓ░¶░░░І░€░░░… ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ░ј ░ґ░»░Џ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░є░░ ░Ѓ░ѕ░‚░Ђ░ѓ░ґ░Ѕ░░░є░° ░Ѕ░° ░ѓ░‡░µ░‚ ░ґ░»░Џ ░ї░ѕ░»░ѓ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░µ░ґ░░░Ѕ░ѕ░І░Ђ░µ░ј░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѕ░†░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░І░‹░ї░»░°░‚░‹, ░µ░Ѓ░»░░ ░‚░°░є░░░µ ░Ѓ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░І░░░ґ░µ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‚ ░ѕ░± ░ѕ░‚░Ѓ░ѓ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░ѓ ░Ѓ░ѕ░‚░Ђ░ѓ░ґ░Ѕ░░░є░° ░ї░Ђ░°░І░° ░Ѕ░° ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░є░ѓ ░Ѕ░° ░‚░°░є░ѕ░№ ░ѓ░‡░µ░‚.
░ћ░ґ░Ѕ░°░є░ѕ ░‚░°░є░░░… ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ґ░»░Џ ░Ѓ░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░░░Ѓ░‚░░░†░‹ ░Ѓ ░ѓ░‡░µ░‚░° ░Ѓ░ѓ░ґ░‹ ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░№ ░Ѕ░µ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░░░»░░.
░љ░Ђ░ѕ░ј░µ ░‚░ѕ░і░ѕ, ░є░°░є ░ї░Ђ░°░І░░░»░Њ░Ѕ░ѕ ░ѓ░є░°░·░°░»░░ ░Ѓ░ѓ░ґ░‹, ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░ѕ░µ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░ѕ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░є░µ ░░░Ѓ░‚░░░†░‹ ░Ѕ░° ░ѓ░‡░µ░‚ ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░І░°░»░ѕ░Ѓ░Њ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░І ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ.
░Ў░ѓ░ґ ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░ ░ї░Ђ░░░…░ѕ░ґ░░░‚ ░є ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѓ, ░‡░‚░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░°░ј░░ ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░№ ░ї░Ђ░°░І░░░»░Њ░Ѕ░ѕ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░‹ ░ї░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░€░µ░Ѕ░░░Џ, ░І░ѕ░·░Ѕ░░░є░€░░░µ ░ј░µ░¶░ґ░ѓ ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░°░ј░░ ░ї░ѕ ░Ѕ░°░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‰░µ░ј░ѓ ░ґ░µ░»░ѓ, ░° ░‚░°░є░¶░µ ░·░°░є░ѕ░Ѕ, ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‰░░░№ ░ї░Ђ░░░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ, ░І ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░ј ░ѕ░±░Љ░µ░ј░µ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░‹ ░░ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░‹ ░Ћ░Ђ░░░ґ░░░‡░µ░Ѓ░є░░ ░·░Ѕ░°░‡░░░ј░‹░µ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°, ░ѕ░†░µ░Ѕ░є░° ░І░Ѓ░µ░… ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І, ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░°░ј░░, ░Ѓ░ѓ░ґ░°░ј░░ ░±░‹░»░° ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░µ░ґ░µ░Ѕ░° ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ ░░ ░І░Ѓ░µ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░Ѕ░µ, ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░‹ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░° ░Ѓ░ѓ░ґ░°░ј░░ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░‹ ░Ѕ░µ ░±░‹░»░░. ░░Ѓ░…░ѕ░ґ░Џ ░░░· ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѓ░ѓ░ґ░°░ј░░ ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░№ ░„░°░є░‚░░░‡░µ░Ѓ░є░░░… ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░ґ░µ░»░°, ░Ѓ░ѓ░ґ░‹ ░ї░Ђ░°░І░░░»░Њ░Ѕ░ѕ ░ї░Ђ░░░ј░µ░Ѕ░░░»░░ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░‹ ░ј░°░‚░µ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░°.
░’ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░‡. 3 ░Ѓ░‚. 390 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░ѕ░±░‰░µ░№ ░Ћ░Ђ░░░Ѓ░ґ░░░є░†░░░░ ░Ѕ░µ ░І░ї░Ђ░°░І░µ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░°░І░»░░░І░°░‚░Њ ░░░»░░ ░Ѓ░‡░░░‚░°░‚░Њ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░µ ░Ѕ░µ ░±░‹░»░░ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░‹ ░»░░░±░ѕ ░±░‹░»░░ ░ѕ░‚░І░µ░Ђ░і░Ѕ░ѓ░‚░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░░»░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░.
░”░ѕ░І░ѕ░ґ░‹ ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░°░Ѕ░°░»░ѕ░і░░░‡░Ѕ░‹ ░ґ░ѕ░І░ѕ░ґ░°░ј, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░µ ░±░‹░»░░ ░ї░Ђ░µ░ґ░ј░µ░‚░ѕ░ј ░░░Ѓ░Ѓ░»░µ░ґ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░░ ░ѕ░†░µ░Ѕ░є░░ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░І ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░№, ░░ ░░░ј ░ґ░°░Ѕ░° ░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░°░Џ ░ї░Ђ░°░І░ѕ░І░°░Џ ░ѕ░†░µ░Ѕ░є░° ░І ░ѕ░±░¶░°░»░ѓ░µ░ј░‹░… ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ░…, ░ѕ░Ѕ░░, ░ї░ѕ ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░ѓ, ░Ѕ░°░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░‹ ░Ѕ░° ░ї░µ░Ђ░µ░ѕ░†░µ░Ѕ░є░ѓ ░Ѓ░ѕ░±░Ђ░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░░ ░Ѕ░µ ░ѕ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ђ░і░°░Ћ░‚ ░ї░Ђ░°░І░░░»░Њ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѕ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░± ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°░…. ░’░‹░І░ѕ░ґ░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░°, ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░µ░Ѓ░Џ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ░…, ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░ѕ░‚░░░І░ѕ░Ђ░µ░‡░°░‚ ░„░°░є░‚░░░‡░µ░Ѓ░є░░░ј ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°░ј ░ґ░µ░»░°, ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░Ѓ░ѓ░ґ░°░ј░░ ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░.
░ќ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░№ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј ░ј░°░‚░µ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░»░░ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░°, ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░І ░Ѓ░‚. 379.7 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░ї░Ђ░░ ░Ђ░°░·░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░░ ░Ѕ░°░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‰░µ░і░ѕ ░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░° ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░ґ░ѕ░ї░ѓ░‰░µ░Ѕ░ѕ ░Ѕ░µ ░±░‹░»░ѕ, ░І ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░‡░µ░ј ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ґ░»░Џ ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░‹ ░ѕ░±░¶░°░»░ѓ░µ░ј░‹░… ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░№ ░І ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░Ѕ░µ ░░░ј░µ░µ░‚░Ѓ░Џ.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░Џ░ј░░ 379.6, 390, 390.1 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░°░Џ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Џ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░’░‚░ѕ░Ђ░ѕ░і░ѕ ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░±░‰░µ░№ ░Ћ░Ђ░░░Ѓ░ґ░░░є░†░░░░
░ѕ ░ї ░Ђ ░µ ░ґ ░µ ░» ░░ ░» ░° :
░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ґ░°░ј░ѕ░І░Ѕ░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░░ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░њ░ѕ░Ѓ░є░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░±░µ░· ░░░·░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ, ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░¶░°░»░ѕ░±░ѓ ░ ░µ░і░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░ї░µ░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ-░ї░ѕ░░░Ѓ░є░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░‚░°░ј░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░‹ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░░ ░Ђ“ ░±░µ░· ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№
░Ў░ѓ░ґ░Њ░░