Дело № 3а-161/2019
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 16 августа 2019 года
Хабаровский краевой суд
в составе председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,
при секретаре Авраменко А.О.,
с участием представителя административного ответчика Удаловой Г.С.
прокурора Криковцовой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панькова О.Г. к Избирательной комиссии Хабаровского края о признании незаконными пунктов 3.1.4 и 3.2.1 Порядка приема и проверки подписных листов в части применения таблиц кодов нарушений; о признании незаконным приложения 5 к Порядку приема и проверки подписных листов, утвержденных постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края от 28 мая 2019 г. № 120/913-7,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 30 мая 2019 г. № 2087 (опубликовано в газете «Тихоокеанская звезда» № 100, 04.06.2019) на 8 сентября 2019 г. назначены выборы депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края от 28 мая 2019 г. № 120/913-7 утвержден Порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу (далее – Порядок).
Согласно указанному Порядку по результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Проверка подписных листов осуществляется путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений с использованием кодов нарушений (таблица кодов нарушений приведена в приложении № 5 к настоящему Порядку) (пункт 3.1.4).
Результаты проверки подписных листов заносятся проверяющим в ведомости проверки подписных листов (форма ведомости приведена в приложении № 6 к настоящему Порядку), в которых указываются основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, в виде кодов нарушений с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, а при выбраковке подписного листа – в целом количество подписей на подписном листе (в соответствии с таблицей кодов нарушений), в которых содержится каждая из таких подписей (пункт 3.2.1).
В Приложении № 5 к Порядку приведена таблица кодов нарушений.
Паньков О.Г. обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании незаконными пунктов 3.1.4 и 3.2.1 Порядка в части применения таблиц кодов нарушений и приложения 5 к Порядку.
В обоснование заявленных требований указал, что 02 августа 2019 г. окружной избирательной комиссией Авиастроительного одномандатного избирательного округа № 17 по выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва было вынесено постановление № 14/26 об отказе в регистрации его (Панькова О.Г.) в качестве кандидата в депутаты.
Проверка подписей проводилась на основании указанного выше Порядка.
Выданные ему (Панькову О.Г.) ведомости проверки подписных листов содержат коды нарушений и не имеют ссылок на Избирательный кодекс Хабаровского края, чем нарушают его право на информацию о допущенных им нарушениях в процессе сбора подписей избирателей и не позволяют определить, действительно ли им были нарушены требования Избирательного кодекса Хабаровского края при сборе подписей избирателей в свою поддержку.
Частью 4 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края установлено, что избирательная комиссия, организующая выборы, вправе установить количество подписей, подлежащих проверке в поддержку каждого кандидата.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) и Избирательный кодекс Хабаровского края не наделают избирательную комиссию, организующую выборы, правом утверждать таблицу кодов нарушений.
В судебном заседании Представитель Избирательной комиссии края Удалова Г.С. административные исковые требования не признала, поддержала письменные возражения относительно заявленных требований, согласно которым оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных Избирательной комиссии края полномочий с соблюдением процедуры принятия.
Административный истец Паньков О.Г., будучи надлежащим образом уведомленным и месте, дате и времени судебного заседания, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в связи с чем в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 23 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 1).
В соответствии с пунктом 10 данной статьи избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов (подпункт «в»), оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям (подпункт «ж»); осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации (подпункт «м»).
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации может иметь официальный печатный орган (пункт 12).
В силу положений части 1 статьи 25 Избирательного кодекса Хабаровского края Избирательная комиссия края: осуществляет на территории края контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации (пункт 1); обеспечивает на территории края реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов (пункт 3); руководит деятельностью нижестоящих комиссий, оказывает им правовую, методическую, организационно-техническую помощь (пункт 12); обеспечивает единообразное применение данного кодекса, давая разъяснения по его реализации и издавая инструкции по вопросам организации выборов, обязательные для нижестоящих комиссий, кандидатов и иных участников избирательного процесса (пункт 13); утверждает формы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Думы, Губернатора (пункт 13.1); осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иными федеральными законами, Уставом края, настоящим кодексом, иными законами края (пункт 37).
Таким образом, вопреки доводам административного искового заявления, в целях оказания правовой и методической помощи нижестоящим комиссиям, а также в целях обеспечения единообразного применения Избирательного кодекса Хабаровского края Избирательная комиссия края, как комиссия, организующая подготовку и проведение выборов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва, вправе была разработать и утвердить порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата по проводимым выборам и коды нарушений, являющихся основанием для признания подписей недостоверными либо недействительными.
Избирательная комиссия края состоит из 14 членов с правом решающего голоса, действует на постоянной основе и является юридическим лицом (часть 4 статьи 24 Избирательного кодекса Хабаровского края).
В соответствии со статьей 34 Избирательного кодекса Хабаровского края деятельность комиссий осуществляется коллегиально (часть 1).
Вопросы, по которым решения комиссии принимаются большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса, перечислены в части 13 указанной статьи. Вопрос утверждения порядка приема и проверки подписных листов в данной норме не содержится.
Решения комиссии по иным вопросам, не указанным в части 13 статьи 34 Избирательного кодекса Хабаровского края принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса (часть 14).
Согласно статье 36 Избирательного кодекса Хабаровского края решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются соответственно в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации не позднее чем через 3 дня после их принятия в объеме и сроки, установленные кодексом (часть 2).
Официальный сайт избирательной комиссии края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается на едином портале, создаваемом по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ и Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (часть 2.1).
Из материалов дела следует, что Порядок, отдельные положения которого оспариваются Паньковым О.Г., принят на заседании Избирательной комиссии края, в заседании участвовали 12 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые единогласно приняли постановление, утверждающее Порядок.
Постановление размещено на официальном сайте Избирательной комиссии края и в сетевом издании «Вестник Избирательной комиссии Хабаровского края».
Таким образом, Порядок принят правомочным органом государственной власти Хабаровского края при реализации установленных законом полномочий, в надлежащей форме, с соблюдением предусмотренной законом процедуры его принятия и доведения до сведения избирателей.
Из Приложения № 5 к Порядку следует, что указанные в таблице нарушения, которым присвоен соответствующий код, воспроизводят основания признания подписей недействительными или недостоверными, содержащиеся в статье 49 Избирательного кодекса Хабаровского края, при этом никаких новых оснований не устанавливают.
Суд считает, что присвоение тому или иному нарушению кода с целью его дальнейшего использования в работе избирательных комиссий требований действующего избирательного законодательства и прав административного истца не нарушает, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Довод административного истца о том, что выданные ему окружной избирательной комиссией подписные листы содержат коды нарушений и не имеют ссылок на Избирательный кодекс Хабаровского края, подлежит отклонению как не относящийся к предмету административного иска. Проверка подобного довода связана с оценкой законности принятого в отношении Панькова О.Г. постановления об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, которое по настоящему делу не оспаривается. При этом необходимо отметить, что в ведомостях проверки подписных листов помимо кода нарушения указана его расшифровка, то есть суть самого нарушения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Панькова О.Г. к Избирательной комиссии Хабаровского края о признании незаконными пунктов 3.1.4 и 3.2.1 Порядка приема и проверки подписных листов в части применения таблиц кодов нарушений; о признании незаконным приложения 5 к Порядку приема и проверки подписных листов, утвержденных постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края от 28 мая 2019 г. № 120/913-7, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Хабаровского краевого суда Е.Л. Унтевская
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 августа 2019 г.