Решение по делу № 3а-161/2019 от 14.08.2019

Дело № 3а-161/2019

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                                                            16 августа 2019 года

Хабаровский краевой суд

в составе председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,

при секретаре Авраменко А.О.,

с участием представителя административного ответчика Удаловой Г.С.

прокурора Криковцовой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панькова О.Г. к Избирательной комиссии Хабаровского края о признании незаконными пунктов 3.1.4 и 3.2.1 Порядка приема и проверки подписных листов в части применения таблиц кодов нарушений; о признании незаконным приложения 5 к Порядку приема и проверки подписных листов, утвержденных постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края от 28 мая 2019 г. № 120/913-7,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 30 мая 2019 г. № 2087 (опубликовано в газете «Тихоокеанская звезда» № 100, 04.06.2019) на 8 сентября 2019 г. назначены выборы депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края от 28 мая 2019 г. № 120/913-7 утвержден Порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу (далее – Порядок).

Согласно указанному Порядку по результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Проверка подписных листов осуществляется путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений с использованием кодов нарушений (таблица кодов нарушений приведена в приложении № 5 к настоящему Порядку) (пункт 3.1.4).

Результаты проверки подписных листов заносятся проверяющим в ведомости проверки подписных листов (форма ведомости приведена в приложении № 6 к настоящему Порядку), в которых указываются основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, в виде кодов нарушений с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, а при выбраковке подписного листа – в целом количество подписей на подписном листе (в соответствии с таблицей кодов нарушений), в которых содержится каждая из таких подписей (пункт 3.2.1).

В Приложении № 5 к Порядку приведена таблица кодов нарушений.

Паньков О.Г. обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании незаконными пунктов 3.1.4 и 3.2.1 Порядка в части применения таблиц кодов нарушений и приложения 5 к Порядку.

В обоснование заявленных требований указал, что 02 августа 2019 г. окружной избирательной комиссией Авиастроительного одномандатного избирательного округа № 17 по выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва было вынесено постановление № 14/26 об отказе в регистрации его (Панькова О.Г.) в качестве кандидата в депутаты.

Проверка подписей проводилась на основании указанного выше Порядка.

Выданные ему (Панькову О.Г.) ведомости проверки подписных листов содержат коды нарушений и не имеют ссылок на Избирательный кодекс Хабаровского края, чем нарушают его право на информацию о допущенных им нарушениях в процессе сбора подписей избирателей и не позволяют определить, действительно ли им были нарушены требования Избирательного кодекса Хабаровского края при сборе подписей избирателей в свою поддержку.

Частью 4 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края установлено, что избирательная комиссия, организующая выборы, вправе установить количество подписей, подлежащих проверке в поддержку каждого кандидата.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) и Избирательный кодекс Хабаровского края не наделают избирательную комиссию, организующую выборы, правом утверждать таблицу кодов нарушений.

В судебном заседании Представитель Избирательной комиссии края Удалова Г.С. административные исковые требования не признала, поддержала письменные возражения относительно заявленных требований, согласно которым оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных Избирательной комиссии края полномочий с соблюдением процедуры принятия.

Административный истец Паньков О.Г., будучи надлежащим образом уведомленным и месте, дате и времени судебного заседания, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в связи с чем в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 23 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 1).

В соответствии с пунктом 10 данной статьи избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов (подпункт «в»), оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям (подпункт «ж»); осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации (подпункт «м»).

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации может иметь официальный печатный орган (пункт 12).

В силу положений части 1 статьи 25 Избирательного кодекса Хабаровского края Избирательная комиссия края: осуществляет на территории края контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации (пункт 1); обеспечивает на территории края реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов (пункт 3); руководит деятельностью нижестоящих комиссий, оказывает им правовую, методическую, организационно-техническую помощь (пункт 12); обеспечивает единообразное применение данного кодекса, давая разъяснения по его реализации и издавая инструкции по вопросам организации выборов, обязательные для нижестоящих комиссий, кандидатов и иных участников избирательного процесса (пункт 13); утверждает формы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Думы, Губернатора (пункт 13.1); осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иными федеральными законами, Уставом края, настоящим кодексом, иными законами края (пункт 37).

Таким образом, вопреки доводам административного искового заявления, в целях оказания правовой и методической помощи нижестоящим комиссиям, а также в целях обеспечения единообразного применения Избирательного кодекса Хабаровского края Избирательная комиссия края, как комиссия, организующая подготовку и проведение выборов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва, вправе была разработать и утвердить порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата по проводимым выборам и коды нарушений, являющихся основанием для признания подписей недостоверными либо недействительными.

Избирательная комиссия края состоит из 14 членов с правом решающего голоса, действует на постоянной основе и является юридическим лицом (часть 4 статьи 24 Избирательного кодекса Хабаровского края).

В соответствии со статьей 34 Избирательного кодекса Хабаровского края деятельность комиссий осуществляется коллегиально (часть 1).

Вопросы, по которым решения комиссии принимаются большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса, перечислены в части 13 указанной статьи. Вопрос утверждения порядка приема и проверки подписных листов в данной норме не содержится.

Решения комиссии по иным вопросам, не указанным в части 13 статьи 34 Избирательного кодекса Хабаровского края принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса (часть 14).

Согласно статье 36 Избирательного кодекса Хабаровского края решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются соответственно в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации не позднее чем через 3 дня после их принятия в объеме и сроки, установленные кодексом (часть 2).

Официальный сайт избирательной комиссии края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается на едином портале, создаваемом по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ и Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (часть 2.1).

Из материалов дела следует, что Порядок, отдельные положения которого оспариваются Паньковым О.Г., принят на заседании Избирательной комиссии края, в заседании участвовали 12 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые единогласно приняли постановление, утверждающее Порядок.

Постановление размещено на официальном сайте Избирательной комиссии края и в сетевом издании «Вестник Избирательной комиссии Хабаровского края».

Таким образом, Порядок принят правомочным органом государственной власти Хабаровского края при реализации установленных законом полномочий, в надлежащей форме, с соблюдением предусмотренной законом процедуры его принятия и доведения до сведения избирателей.

Из Приложения № 5 к Порядку следует, что указанные в таблице нарушения, которым присвоен соответствующий код, воспроизводят основания признания подписей недействительными или недостоверными, содержащиеся в статье 49 Избирательного кодекса Хабаровского края, при этом никаких новых оснований не устанавливают.

Суд считает, что присвоение тому или иному нарушению кода с целью его дальнейшего использования в работе избирательных комиссий требований действующего избирательного законодательства и прав административного истца не нарушает, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Довод административного истца о том, что выданные ему окружной избирательной комиссией подписные листы содержат коды нарушений и не имеют ссылок на Избирательный кодекс Хабаровского края, подлежит отклонению как не относящийся к предмету административного иска. Проверка подобного довода связана с оценкой законности принятого в отношении Панькова О.Г. постановления об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, которое по настоящему делу не оспаривается. При этом необходимо отметить, что в ведомостях проверки подписных листов помимо кода нарушения указана его расшифровка, то есть суть самого нарушения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Панькова О.Г. к Избирательной комиссии Хабаровского края о признании незаконными пунктов 3.1.4 и 3.2.1 Порядка приема и проверки подписных листов в части применения таблиц кодов нарушений; о признании незаконным приложения 5 к Порядку приема и проверки подписных листов, утвержденных постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края от 28 мая 2019 г. № 120/913-7, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья Хабаровского краевого суда     Е.Л. Унтевская

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 августа 2019 г.

3а-161/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Паньков Олег Григорьевич
Ответчики
избирательная комиссия Хабаровского края
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Унтевская Елена Леонидовна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
14.08.2019Регистрация административного искового заявления
14.08.2019Передача материалов судье
14.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
14.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2019Судебное заседание
16.08.2019Судебное заседание
16.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее