УИД 74RS0047-01-2023-001571-81
№88-11526/2024
Мотивированное определение
изготовлено 17 июля 2024 года.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 11 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Карповой О.Н., Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1352/2023 по иску Филькина Ивана Сергеевича к командиру войсковой части 3468 г. Снежинск, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть 15 Федерального медико-биологического агентства» о взыскании компенсации в связи с наступлением страхового случая,
по кассационной жалобе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, командира войсковой части 3468 г. Снежинск Челябинской области на решение Снежинского городского суда Челябинской области от 07 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 28 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, командира войсковой части 3468 г. Снежинск Челябинской области Власова А.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Филькин И.С. обратился в суд с иском к командиру войсковой части 3468, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации о взыскании страховой выплаты в размере 782 932 руб. 40 руб.
Требования мотивировал тем, что в период с 03 декабря 2020 года по 25 марта 2022 года проходил службу в войсковой части 3468. При этом, 03 декабря 2021 года был освидетельствован военно-врачебной комиссией ФГКУ «5 военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации» г. Екатеринбург. В ходе проведения обследования у него были выявлены заболевания, полученные в период прохождения военной службы, он признан негодным к военной службе, группа инвалидности по результатам прохождения военно-врачебной комиссии ему установлена не была. На основании приказа №34 с/ч от 24 февраля 2022 года служебные отношения прекращены, он уволен со службы по пункту 8 части 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подпункту «а» пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы. После увольнения со службы в бюро №15 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства» прошел медико-социальную экспертизу; согласно акту освидетельствования от 06 июня 2023 года №368.15.ФМ/2023 ему впервые была установлена III группа инвалидности на срок до 01 июля 2024 года. После установления группы инвалидности он обратился к командиру войсковой части 3468 с заявлением о выплате страховой суммы, представив соответствующие документы. Вместе с тем, решением ответчика от 27 июля 2023 года в спорной выплате было отказано со ссылкой на то, что группа инвалидности установлена по истечении одного года после увольнения со службы. Полагает решение ответчика незаконным, поскольку до истечения одного года с момента увольнения он обратился с заявлением о направлении документов для проведения медико-социальной экспертизы, от истца не зависел срок направления таких документов в экспертное учреждение.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 28 сентября 2023 года, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть №15 Федерального медико-биологического агентства» (сокращенное наименование ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 07 декабря 2023 года, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Домбровский В.И., Андриянов В.И.
Решением Снежинского городского суда Челябинской области от 07 декабря 2023 года, исковые требования Филькина Ивана Сергеевича к командиру войсковой части 3468, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть 15 Федерального медико-биологического агентства» о взыскании страховой выплаты, удовлетворены частично: за Филькиным Иваном Сергеевичем признано право на получение страховой выплаты в сумме 782 932 руб. 40 коп. в связи с установлением застрахованному лицу инвалидности III группы до истечения года после увольнения с военной службы; с Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в пользу Филькина Ивана Сергеевича взыскана страховая выплата в сумме 782 932 руб. 40 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований к командиру войсковой части 3468, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть 15 Федерального медико-биологического агентства», отказано.
С Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 11 029 руб. 04 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 28 марта 2024 года, решение Снежинского городского суда Челябинской области от 07 декабря 2023 года в части взыскания с Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в доход местного бюджета государственной пошлины отменено.
Это же решение суда в остальной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, командир войсковой части 3468 г. Снежинск Челябинской области ставят вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Филькин И.С., представители ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства», Бюро №15 Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико – социальной экспертизы», третьи лица Домбровский В.И., Андриянов В.И., сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Филькин И.С. с 03 декабря 2020 года по 25 марта 2022 года проходил службу в Войсковой части 3468.
По распоряжению командира войсковой части 3468 (распоряжение от 08 октября 2021 года №941) 03 декабря 2021 года Филькин И.С. освидетельствован госпитальной терапевтический военно-врачебной комиссией ФГКУЗ «5 военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации» г. Екатеринбург.
По результатам обследования были поставлены диагнозы и заключение военно-врачебной комиссии (пункт 16): 16.1 О причинной связи (ранений, травм, контузий), заболеваний с прохождением военной службы: <данные изъяты> 16.2 О категории годности к военной службе (службе в войска национальной гвардии Российской Федерации), годности к военной службе (службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации) в должности, по иным причинам направления на медицинское освидетельствование: на основании статьи 44 «а», 13 «б», 42 «в», 43 «б», 4 «в», 4 «г», 59 «в» графы III Расписания болезней (приложение к Положений о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года №565) «Д» - не годен к военной службе.
На основании приказа (по личному составу) от 24 февраля 2022 года № с/ч с 25 марта 2022 года служебные отношения прекращены, Филькин И.С. уволен со службы по пункту «в» части 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подпункта «а» пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии о признании его негодным к военной службе).
31 января 2023 года Филькин И.С. обратился в кабинет врачебной комиссии для решения экспертных вопросов - возможность оформления документов на медико-социальную экспертизу. На основании проведенных обследований и имеющихся в медицинской документации заключений врачей-специалистов с учетом рекомендуемого Министерством здравоохранения Российской Федерации и Минтруда и социальной защиты Российской Федерации перечня медицинских обследований (приемы, консультации, осмотры врачей-специалистов), лабораторных, инструментальных, функциональных методах обследования, включая сроки давности, комиссией принято решение об инициировании процедуры оформления формы 088/у врачом-хирургом. Оформление формы 088/у «Направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией» Филькину И.С. осуществлял врач-хирург Домбровский В.И.
13 марта 2023 года врачом-хирургом окончено оформление направления и представлено для утверждения на заседание врачебной комиссии. Комиссией установлено, что Филькиным И.С. перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в целях проведения медико-социальной экспертизы, установленный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 июня 2021 года №402н/631н, а также консультации врачей - специалистов, в полном объеме пройдены не были. Так, консультация уролога, офтальмолога не проводилась, рентгенография органов грудной клетки просрочена, УЗИ почек, надпочечников просрочен, Ультразвуковая допплерография сосудов брюшной аорты просрочен, холтер мониторирование ЭКГ не проводилось, суточное мониторирование артериального давления не проводилось, пробы Реберга, Нечипоренко и Зимницкого не проведены, исследование альбумина крови, натрия крови, неорганического фосфора крови и калия крови не проведены. При консультации нефролога от 22 февраля 2023 года сцинтиграфия почек не была назначена.
14 марта 2023 года врачебной комиссией документы Филькина И.С. возвращены врачу-хирургу Домбровскому В.И, для доработки.
17 марта 2023 года посыльный лист получен врачом Домбровским В.И., о чем сделана запись в журнале клинико-экспертной работы.
После 14 марта 2023 года врачом-хирургом Филькину И.С. проведены следующие виды дообследования: консультация уролога - 20 марта 2023 года и 05 мая 2023 года; от консультации окулиста 30 мая 2023 года Филькиным И.С. оформлен информационный добровольный отказ; холтер мониторирование ЭКГ 06 апреля 2023 года; от суточного мониторирования артериального давления - 30 мая 2023 года Филькиным И.С. оформлен информированный добровольный отказ; проба Нечипоренко 22 марта 2023 года; проба Зимницкого - 29 марта 2023 года; проба Реберга - 23 марта 2023 года; УЗИ органов брюшной полости - 24 марта 2023 года; УЗИ почек, надпочечников - 24 марта 2023 года; Ультразвуковая допплерография сосудов брюшной аорты - 24 марта 2023 года; исследование альбумина крови - 16 мая 2023 года; исследование натрия и калия крови - 16 мая 2023 года; исследование неорганического фосфора крови - 16 мая 2023 года; повторное прохождение развернутого анализа крови, анализа мочи и биохимического анализа крови - 16 мая 2023 года; повторная консультация терапевта - 30 марта 2023 года.
Заполненная форма №088/у Филькина И.С. поступила повторно на рассмотрение врачебной комиссии 30 мая 2023 года. После оценки полноты записей, верности формулировок диагнозов на основании ранее проведенных обследований и консультаций специалистов, форма 088/у «Направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией» утверждена на врачебной комиссии № 01 июня 2023 года.
Справка формы №088/у «Направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией» получена Бюро медико-социальной экспертизы смешанного профиля №15 ФКУ ГУ МСЭ ФМБА России 06 июня 2023 года.
Актом медико-социальной экспертизы гражданина №368.15ФМ/2023 от 16 июня 2023 года в отношении Филькина И.С. установлено основное заболевание: <данные изъяты>
Согласно справке МСЭ-2021 от 16 марта 2023 года №0136056 Филькину И.С. установлена III группа инвалидности по причине «заболевание получено в период военной службы» с 06 июня 2023 года до 01 июля 2024 года.
04 июля 2023 года Филькин И.С. обратился в адрес командира войсковой части 3468 с заявлением о назначении страховой выплаты в связи с получением инвалидности после увольнения со службы.
Согласно ответу врио командира войсковой части 3468 Пучкова Е.М. на обращение Филькину И.С. в назначении страховой выплаты отказано со ссылкой на то, что заявленное Филькиным И.С. событие не является страховым случаем, поскольку инвалидность третьей группы установлена за пределами годичного срока после увольнения со службы.
В 2023 году Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации государственный контракт, предметом которого является оказание услуг на осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья застрахованных лиц, не заключался.
Также, в ходе судебного разбирательства установлено, что Бюро МСЭ смешанного профиля №15 ФКУ ГУ МСЭ ФМБА России по запросу суда представлено медико-экспертное дело Филькина И.С., в котором содержится согласие истца на направление и проведение медико-социальной экспертизы от 25 мая 2023 года. Врачом Домбровским В.И. даны объяснения о том, что данное заявление действительно отобрано в феврале 2023 года.
После возвращения врачебной комиссией справки формы №088/у на доработку, при направлении документов на медико-социальную экспертизу неустановленным лицом изменена дата составления согласия на 25 мая 2023 года. Данный факт подтвердил и Филькин И.С.
В деле №64.15.ФМ/2023 от 15 июня 2023 года в отношении Филькина И.С. имеется его согласие на обработку персональных данных датированное 03 февраля 2023 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приказа Росгвардии от 08 февраля 2023 года № 21 «Об утверждении порядка организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, а также оформлению и учету документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы (компенсации), в войсках национальной гвардии Российской Федерации», Правил «О порядке и условиях признания лица инвалидом», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95, оценив представленные сторонами доказательства, произведя расчет размера страховой выплаты, исходил из того, что истцом до истечения годичного срока с момента увольнения было оформлено заявление о проведении медико-социальной экспертизы, истцу установлена III группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы, в связи с чем пришел к выводу, что факт наступления страхового случая в виде установления инвалидности истцу до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, нашел свое подтверждение, обязательство по выплате страхового возмещения лежит на Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, поэтому взыскал компенсацию.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отметив, что из положений Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», Правил признания лица инвалидом, принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, право на получение страховой суммы законодатель связывает с датой наступления страхового случая, каковым является дата установления инвалидности вследствие заболевания, полученного в период службы, при этом датой установления инвалидности считается дата поступления в бюро направления на медико-социальную экспертизу (заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы), а с учетом того, что истец был уволен со службы с 25 марта 2022 года, после чего в течение 2022-2023 годов неоднократно обращался в медицинское учреждение, ему проводилось обследование, в феврале 2023 года оформил согласие на направление его на медико-социальную экспертизу (до истечения годичного срока после увольнения), инвалидность истца возникала вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, поступление документов в Бюро МСЭ смешанного профиля №15 ФКУ ГУ МСЭ ФМБА России для установления инвалидности в июне 2023 года и определение в связи с этим даты наступления инвалидности с момента поступления данных документов в указанное учреждение, не может ограничивать право истца на страховую выплату, являющейся социальной гарантией, предназначенной для компенсации в максимальном объеме последствий изменения материального и социального статуса истца, вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, в срок, установленный статьей 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ.
Отклоняя довод апелляционной жалобы ответчиков о том, что суд первой инстанции мог только обязать командира войсковой части 3468 повторно рассмотреть заявление истца о выплате страхового возмещения с учетом признания судом его права на данную выплату, Росгвардия является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку войсковая часть 3468 является структурным подразделением Росгвардии, а правом на выплату (либо отказе в выплате) обладает командир войсковой части, суд апелляционной инстанции со ссылкой на положения приказа Росгвардии от 08 февраля 2023 года №21 «Об утверждении порядка организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, а также оформлению и учету документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы (компенсации), в войсках национальной гвардии Российской Федерации», принимая во внимание, что факт наступления страхового случая в виде установления инвалидности истцу до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы установлен в судебном порядке, обязательство по выплате страхового возмещения лежит именно на Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации как на распорядителе средств федерального бюджета (бюджетных ассигнованиях на осуществление выплат компенсаций), указал, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является надлежащим ответчиком по делу, и у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения обязанности на командира войсковой части по повторному рассмотрению заявления истца, принимая во внимание наличие спора о праве.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции довод апелляционной жалобы в части взыскания с ответчика государственной пошлины в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, счел заслуживающим внимания.
Руководствуясь подпунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 510, частью 1 статьи 1103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что Филькин И.С. при обращении в суд государственную пошлину не уплатил, а ответчик Росгвардия освобожден от уплаты государственной пошлины, пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для взыскания в доход местного бюджета государственной пошлины, в связи с чем, решение в указанной части отменил.
Судебная коллегия соглашается с постановленными судами решениями и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, командир войсковой части 3468 г. Снежинск Челябинской области указывают, что дата установления инвалидности Филькина считается 06 июня 2023 года, то есть по истечении одного года после увольнения с военной службы, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52 — ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», что не является страховым случаем и нарушением прав истца медицинской организацией не может повлечь признание отказа командира войсковой части 3468 необоснованным.
Вместе с тем, указанные доводы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанции, к субъективному толкованию норм материального права.
Согласно пунктам 1-3 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями. Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ).
В абзаце 5 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ в качестве страхового случая указано установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2022 года № 588 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила признания лица инвалидом).
В соответствии с пунктом 17 Правил признания лица инвалидом гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
Бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в случаях, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил (пункт 23 Правил признания лица инвалидом).
Датой установления инвалидности считается дата поступления в бюро направления на медико-социальную экспертизу (пунктом 11 Правил № 588).
Таким образом, право на получение страховой суммы законодатель связывает с датой наступления страхового случая, каковым является дата установления инвалидности вследствие заболевания, полученного в период службы. Датой установления инвалидности считается дата поступления в бюро направления на медико-социальную экспертизу (заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы).
Как верно указано судом апелляционной инстанции, на основе оценки представленных в материалы дела доказательств, с учетом того, что истец был уволен со службы с 25 марта 2022 года, после чего в течение 2022-2023 годов неоднократно обращался в медицинское учреждение за медицинской помощью, в феврале 2023 года оформил согласие на направление его на медико-социальную экспертизу (до истечения годичного срока после увольнения), инвалидность истца возникла вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, поступление документов в Бюро МСЭ смешанного профиля №15 ФКУ ГУ МСЭ ФМБА России для установления инвалидности в июне 2023 года и определение в связи с этим даты наступления инвалидности с момента поступления данных документов в указанное учреждение, не может ограничивать право истца на страховую выплату, являющейся социальной гарантией, предназначенной для компенсации в максимальном объеме последствий изменения материального и социального статуса истца, вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, в срок, установленный статьей 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ.
С учетом изложенного, судебной коллегией отклоняются доводы кассационной жалобы о том, что заявленное истцом событие не может быть признано страховым случаем в связи с тем, что инвалидность истцу была установлена 06 июня 2023 года, тогда как служебные отношения прекращены 25 марта 2022 года, то есть по истечении одного года после увольнения со службы.
Довод кассационной жалобы о том, что решением суда первой инстанции с Росгвардии в пользу Филькина И.С. взыскана страховая выплата, вместе с тем в соответствии с разделом IV Порядка организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от 08 февраля 2023 года №21 в отсутствии договора страхования выплачивается компенсация, страховая выплаты выплачивается только страховой организацией, таковой Росгвардия не является был предметом надлежащей оценки суда апелляционной инстанции, мотивированно им отклонен.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный по времени пересмотр судебных решений. Вводя порядок и сроки совершения соответствующих процессуальных действий, процессуальный закон устанавливает баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений и правом на справедливое судебное разбирательство, обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения. Изложенные заявителем доводы о наличии оснований для отмены состоявшихся судебных актов не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступившего в законную силу судебного постановления.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Снежинского городского суда Челябинской области от 07 декабря 2023 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 28 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, командира войсковой части 3468 г. Снежинск Челябинской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Снежинского городского суда Челябинской области от 07 декабря 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 28 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи