Дело № 2-127/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Заводоуковск 13 марта 2018 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе
судьи М.Ю.Дмитриевой,
при секретаре Е.В. Семеновой,
с участием
истцов А.А. Волкова,
Н.А.Волковой,
представителя истцов А.С.Благининой,
представителя ответчика Администрации
Заводоуковского городского округа Л.Л. Проскуриной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-127/2018 по исковому заявлению Волкова А.А. и Волковой Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Волковой Д.А., Волковой А.А., Волкова С.А. к Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области, Главному управлению строительства Тюменской области об оспаривании постановления органа местного самоуправления и включения молодой семьи в список участников подпрограммы,
у с т а н о в и л:
Волков А.А., Волкова Н.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Волковой Д.А., Волковой А.А., Волкова С.А. (далее истцы) обратились в суд к администрации Заводоуковского городского округа (далее ответчик) о включении молодой семьи в список участников подпрограммы. Свои требования мотивирует тем, что постановлением Правительства Р.Ф. от 17.12.2010 года № ... утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы, в качестве ее составной части – отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. В результате предоставленных истцами документов в администрацию Заводоуковского городского округа, уведомлениями от ... было сообщено, что семья истцов признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. В последующем в 2015 году, в 2016 году и в 2017 году истцами подавалось заявление о согласии на участие в программе на планируемый год. 29.11.2017 года по почте поступило уведомление, что постановлением Администрации Заводоуковского городского округа ... от ... семья истцов исключена из списка «Молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по Заводоуковскому городскому округу Тюменской области». Основанием для принятия решения послужило то, что у семьи истцов в период с 25.08.2014 года по 04.12.2014 год было два жилых помещения на праве общей совместной собственности по адресам: ..., площадью ... кв.м. и ... ... ... площадью ... кв.м. Квартира по адресу: ... была истцами продана, что Администрацией Заводоуковского городского округа было расценено как намеренное ухудшение жилищных условий и в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области № 78-п от 23.03.2011 г. и ст. 53 ЖК РФ семье истцов отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. 25.09.2008 года истцами Волковым А.А. и Волковой Н.А. был заключен кредитный договор ... на приобретение квартиры по адресу: .... 26.09.2008 года был заключен договор купли-продажи вышеуказанной квартиры с использованием кредитных средств банка. На момент приобретения квартиры состав семьи был: Волков А.А., Волкова Н.А. и сын Волков С.А. 23.01.2015г. родились дочери Д. и А.. Поскольку в однокомнатной квартире стало жить тесно, то было принято решение о приобретении квартиры большей площади. 22.08.2014 года по договору купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств банка истцами была приобретена квартира по адресу: ... ... .... Для приобретения квартиры с банком был заключен 22.08.2014 года кредитный договор ... на сумму 1755000 рублей. Ежемесячный платеж по кредиту составлял 21000 рублей. Поскольку в силу материальных трудностей семьи (супруга истца находилась в декретном отпуске по уходу за детьми) две ипотеки оплачивать было невозможно, было принято решение о продаже однокомнатной квартиры и погашении кредитной задолженности по кредитному договору за 2008 год, что истцами и было сделано. Следовательно, действия истцов по продаже 24.11.2014 года жилого помещения, расположенного по адресу: ... общей площадью ... кв.м. были направлены на решение жизненных вопросов, связанных с материальными трудностями семьи, погашения кредитной задолженности, при этом истцами не преследовалась цель получения жилья по программе «Обеспечение жильем молодых семей». Каких либо умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении другим жильем, истцами не совершались. Квартира по адресу: ..., принадлежащая истцам имеет общую площадь ... кв.м. и на каждого члена молодой семьи истцов приходится ... кв.м., что менее учетной нормы в 15 кв.м., которая установлена решением Думы Заводоуковского городского округа ... от 28.09.2005г. По правовому обоснованию требований, ссылаясь на ст. 53 ЖК РФ, истцы просят:
Признать незаконным постановление Администрации Заводоуковского городского округа ... от 24.11.2017 в части исключения из списка «Молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по Заводоуковскому городскому округу Тюменской области» молодой семьи в составе Волковой Н.А., Волковой Д.А., Волковой А.А., Волкова С.А. и Волкова А.А..
Признать право молодой семьи Волковых в составе 5 человек: Волковой Н.А., Волковой Д.А., Волковой А.А., Волкова С.А. и Волкова А.А. на участие в 2018 году в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, путем возложения на Администрацию Заводоуковского городского округа обязанность восстановления молодой семьи Волковых в список «Молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по Заводоуковскому городскому округу Тюменской области» в порядке очередности с учетом даты подачи заявления, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году.
В последующем истцы увеличили исковые требования, на день рассмотрения иска, просят:
Признать незаконным постановление администрации Заводоуковского городского округа ... от 24.11.2017 в части исключения из списка «Молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по Заводоуковскому городскому округу Тюменской области» молодой семьи в составе Волковой Н.А., Волковой Д.А., Волковой А.А., Волкова С.А. и Волкова А.А..
Признать право молодой семьи Волковых в составе 5 человек: Волковой Н.А., Волковой Д.А., Волковой А.А., Волкова С.А. и Волкова А.А. на участие в 2018 году в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (в настоящее время с 1.01.2018 года основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2018-2025 годы), путем возложения на администрацию Заводоуковского городского округа обязанность восстановления молодой семьи Волковых в список «Молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по Заводоуковскому городскому округу Тюменской области» в порядке очередности с учетом даты подачи заявления.
Возложить на администрацию Заводоуковского городского округа обязанность включения молодой семьи Волковых в список молодых семей-участников подпрограммы в порядке очередности с учетом даты подачи заявления, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, направив уточненный список в Главное управление строительства Тюменской области для включения семьи в сводный или резервный список.
Возложить обязанность на Главное управление строительства Тюменской области по получению уточненного списка от администрации Заводоуковского городского округа в отношении семьи Волковых, включить Волкову Н.А., Волкову Д.А., Волкову А.А., Волкова С.А. и Волкова А.А. в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (в настоящее время с 1.01.2018 года основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2018-2025 годы), изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, в сводный или резервный список.
Не согласившись с исковыми требованиями истцов, ответчик Главное управление строительства Тюменской области (далее ГУС ТО) направил в суд письменные возражения на иск. Считает, что заявленное требование подлежит рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ. Считает, что продажа истцами жилого помещения, расположенного по адресу: ..., является намеренным ухудшением жилищных условий. Постановлением Администрации Заводоуковского городского округа от 24.11.2017 ... «О внесении изменения в постановление администрации округа ... от 29.08.2017г. «Об утверждении «Списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году», молодая семья Волковых исключена из списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2018 году, в связи с не истечением пятилетнего срока с момента продажи жилого помещения, расположенного по адресу: .... Таким образом, решение об исключении молодой семьи Волковых из списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, принято в соответствии с требованиями законодательства, оснований для его отмены в соответствии со ст. 13 ГК РФ не имеется. Главное управление строительства Тюменской области формирует и утверждает сводный и резервные списки участников Подпрограммы только после поступления списков участников подпрограммы от органов местного самоуправления. При этом, процедура внесения изменений в указанные списки строго регламентирована нормативными правовыми актами. Таким образом, требование к Главному управлению строительства Тюменской области о получении уточненного списка от Администрации Заводоуковского городского округа и о включении молодой семьи Волковых в сводный или резервный список участников подпрограммы, изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2018 году, необоснованно. Просит в иске отказать в полном объеме (л.д.170-174).
От третьего лица Правительства Тюменской области поступил отзыв на иск, в котором указано, что третье лицо поддерживает позицию Главного управления строительства Тюменской области по данным исковым требованиям (л.д.177-178).
В судебном заседании Волков А.А. поддержал заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил суду, что когда на УЗИ определили, что у них будет двойня, они с женой приняли решение увеличить жилую площадь, так как впятером на ... квадратных метрах проживать невозможно. Покупателя на квартиру быстро найти не могли, а поскольку банк им уже одобрил ипотеку на покупку квартиры, приобрели за счет кредитных средств трехкомнатную квартиру по ... и переехали в нее. Как только нашелся покупатель на квартиру по ..., сразу продали ее.
В судебном заседании Волкова Н.А. исковые требования и доводы изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что так как другого места проживания у них не было, они сначала купив квартиру в ипотеку, переехали в нее, и сразу стали продавать предыдущую квартиру, когда нашелся покупатель, продали ее.
Представитель истцов Благинина А.С. в судебном заседании исковые требования и доводы изложенные в исковом заявлении поддержала. Указала, что приобретение истцами квартиры по ... было продиктовано желанием увеличить жилую площадь, так как проживать впятером на ... кв.м. невозможно. Цели ухудшить свое материальное положение у истцов не было. Поскольку на сегодняшний день вторым ответчиком –ГУС ТО в отношении истцов никаких действий не производилось, то решение по требованиям к данному ответчику оставляет на усмотрение суда.
Представитель администрации Заводоуковского городского округа Проскурина Л.Л., действующая по доверенности ... от 16.11.2017г., в судебном заседании требования заявителя не признала, пояснив, что поддерживает разъяснения администрации ЗГО, направленные в адрес истцов 27.11.2017 года. Указала, что поскольку семья истцов владела двумя квартирами общей площадью ... кв.м. в период с 25.08.2014 года по 4.12.2014 года, и на каждого члена семьи приходилось более установленной нормы площади жилого помещения, то есть более 15 кв.м., то продажу квартиры по ... можно расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий. Постеновлением от 24.11.2017 года семья Волковых была исключена из списков участников подпрограммы на 2018 год. Данные сведения были поданы в ГУС ТО только 23.01.2018 года. На сегодняшний день семья истцов ГУС ТО из списков участников подпрограммы еще не исключена.
Прокурор и представитель ответчика ГУС ТО, представитель третьего лица Правительства Тюменской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (л.д.208-213), в судебное заседание не явились.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд рассматривает дело в отсутствие прокурора, представителя ответчика ГУС ТО и представителя третьего лица Правительства Тюменской области.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Согласно постановления Правительства РФ от 30.12.2017 года №1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", с 1 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации", и их реализация будет осуществляться с учетом настоящих особенностей."
В приложении №1 к указанной Программе в подпрограмме «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» имеется основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей» на 2018-2025 года. А в приложении №5 к данной Программе имеются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья. Данные Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №... была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в качестве ее составной части – отдельная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 г. ... утверждена редакция указанной программы со сроком действия 2015-2020 гг.
Приложением ... к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование (далее Правила).
Правоотношения, связанные с предоставлением социальной выплаты, носят длящийся характер, включают в себя несколько этапов, начиная с подачи заявления о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы и заканчивая перечислением социальной выплаты, предоставленной на приобретение жилья. Следовательно, на каждом этапе реализации подпрограммы следует руководствоваться нормами законодательства в той редакции, которая действовала в период возникновения (существования) правоотношений на соответствующем этапе реализации подпрограммы.
Пунктом 1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование Приложения ... к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 г. ... предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат.
Как следует из пункта 6 указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно копии паспортов, копии свидетельства о заключении брака, копий свидетельств о рождении (л.д.11-12,14-15,16,17,18,104) Волков А.А., родившийся ..., и Кадочникова Н.А., родившаяся ..., заключили брак ... году, о чем составлена запись акта о заключении брака .... После заключения брака присвоены фамилии мужу и жене Волковы. Имеют регистрацию по месту жительства по адресу: .... Волков А.А. и Волкова Н.А. имеют совместных детей: Волкову Д.А., родившуюся ..., Волкову А.А., родившуюся ... и Волкова С.А., родившегося ....
В соответствии с уведомлением ... от 19.05.2011г. и ... от 07.03.2013г. молодая семья Волковых была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д.27,28).
Истцом Волковой Н.А. было подано 27.02.2013 года заявление в Администрацию Заводоуковского городского округа (комитет по жилищно-коммунальной политике) об участии в программе по улучшению жилищных условий молодым семьям в 2014 году ее семьи в составе: Волкова Н.А., Волков А.А., Волков С.А..
Согласно справке от 06.02.2013г. ... Администрации Заводоуковского городского округа (л.д. 106) Волкова Н.А., ... года рождения, и члены ее семьи: муж Волков А.А., ... года рождения, сын Волков С.А., ... года рождения, состоят в администрации Заводоуковского городского округа на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 05.03.2011г. По состоянию на 06.02.2013г. очередь в общем списке под ....
Своим заявлением от 18.01.2017 года истцы Волков А.А. и Волкова Н.А., подтвердили в администрации Заводоуковского городского округа свое желание на участие их семьи в подпрограмме в 2018 году (л.д.64).
В соответствии с уведомлением от 07.03.2017 г. ... молодая семья Волковых была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату по Тюменской области в 2018 году (л.д.56).
Согласно постановлению Администрации Заводоуковского городского округа ... от 29.08.2017г., приложению к постановлению (л.д. 116,117,118) молодая семья Волковых была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году» под ....
Согласно постановлению администрации Заводоуковского городского округа ... от 24.11.2017 г., приложению к постановлению Заводоуковского городского округа от 29.08.2017 года ... (л.д. 115-118) в постановление администрации округа ... от 29.08.2017 г. «Об утверждении «Списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году» внесены следующие изменения: 1.1 строку 18 приложения к постановлению, по которой значится семья Волковых, исключить.
Согласно уведомления первого заместителя главы Заводоуковского городского округа ... от 27.11.2017 г., адресованного истцам (л.д.52-53) в результате проверки учётного дела молодой семьи Волковых администрацией Заводоуковского городского округа выявлено следующее. Согласно выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 27.02.2017г. установлено, что у Волковых на праве общей совместной собственности в период с 05.10.2008г. по 04.12.2014г. была квартира по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., кроме того 25.08.2014г. Волковыми приобретена еще одна квартира в общую совместную собственность, расположенная по адресу: ... общей площадью ... кв.м. Проверяя факт намеренного ухудшения жилищных условий за последние пять лет установлено, что в период с 25.08.2014г. по 04.12.2014г. у семьи Волковых было два жилых помещения на праве общей совместной собственности общей площадью ... кв.м. Состав молодой семьи на дату подачи документов (18.01.2017г.)- 5 человек. Решением думы Заводоуковского городского округа ... от 28.09.2005г (ред. ... от 25.12.2014 г.) «Об установлении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения, а так же размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Заводоуковском городском округе» установлена норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. У молодой семьи Волковых на каждого члена семьи приходилось по ... кв.м., что составляет более учетной нормы. Учитывая вышеизложенное, продажу квартиры по адресу: ... можно расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий. В соответствии с п. 2.4 «Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением Правительства Тюменской области № 78-п от 23.03.2011г., основанием для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для целей предоставления социальной выплаты является не истечение пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ. Поскольку с совершения сделки по продаже квартиры, расположенной по адресу: ... пять лет не прошло, то семья Волковых не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Исходя из вышесказанного, постановлением Администрации Заводоуковского городского округа ... от 24.11.2017г. молодая семья Волковых исключена из списка «Молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по Заводоуковскому городскому округу Тюменской области».
Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, указанным постановлением в редакции постановления Правительства от 20.11.2015 года утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее Порядок).
Абзацами 3, 4 пункта 4.4. Порядка предусмотрено, что если молодые семьи, включенные в резервный список на получение социальных выплат в планируемом году, не получили свидетельство в текущем году и обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты (смена места жительства, изменение семейного положения, состава семьи (за исключением рождения (усыновления) ребенка (детей)), достижение предельного возраста супругов или одного из родителей в неполной семье, указанного в пункте 1.4 настоящего Порядка), не изменились, молодые семьи включаются органами местного самоуправления в список на планируемый год в соответствии с датой и временем регистрации заявлений на участие в подпрограмме. Подтверждение согласия на участие в подпрограмме осуществляется посредством предоставления в орган местного самоуправления муниципального образования по месту постоянного жительства либо в МФЦ (в соответствии с заключенным соглашением) заявления (в произвольной форме) в срок, установленный пунктом 2.1 настоящего Порядка. В заявлении молодая семья указывает, что обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты, не изменились.
Повторная подача заявления о предоставлении социальной выплаты с приложением документов, указанных в пунктах 2.1, 2.1.1, 2.3 настоящего Порядка, возможна в порядке, установленном настоящим Порядком. При этом включение в список осуществляется по дате и времени подачи повторного заявления.
Согласно кредитному договору ... от 25.09.2008г., графику платежей, договору купли-продажи квартиры (л.д. 19-20,21-23,24-25) Волков А.А. и Волкова Н.А. приобрели у Ямова А.А. квартиру, расположенную по адресу: ..., состоящую из одной комнаты общей полезной площадью ... кв.м., в том числе жилой ... кв.м. с использованием кредитных средств Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (Открытое акционерное общество), и в соответствии с кредитным договором ... от 25.09.2008 года, заключенный с Волковым А.А. Волковой Н.А., квартира считается находящейся в залоге с момента государственной регистрации права собственности на квартиру, в соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Денежные средства предоставлены на основании кредитного договора ... от 25.09.2008 года, имеющего условия: сумма кредита 950000 рублей, сумма личных средств 50000 рублей. Банк предоставляет заемщику кредит в день подписания кредитного договора, цель кредита – приобретение объекта недвижимости, расположенного по адресу: ..., заемщики обязуются вернуть кредит в сроки, предусмотренные кредитным договором ... от 25.09.2008 года, уплатить проценты за пользование кредитом в размере и порядке, предусмотренном кредитным договором.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № ... (л.д. 26) Волков А.А., родившийся ...., и Волкова Н.А., родившаяся ..., являются собственниками на праве общей совместной собственности однокомнатной квартиры, общей площадью ... кв.м. по адресу: ....
Согласно кредитному договору ... от 22.08.2014г., графику платежей, договору купли-продажи квартиры (л.д. 29-30,31-32,34-35) Волков А.А. и Волкова Н.А. купили у Царева А.А., Царевой А.С., Царевой Е.А. квартиру, находящуюся по адресу: ..., ..., состоящую из трех комнат, общей полезной площадью ... кв.м., в том числе жилой ... кв.м. Стоимость квартиры в 1950000 рублей Волковы оплатили в следующем порядке: денежную сумму в размере 195000 рублей покупатели оплатили продавцам за счет собственных средств до подписания договора купли-продажи, оставшийся расчет в размере 1755000 рублей покупатели оплатили продавцам после подписания договора купли-продажи за счет кредитных средств ОАО «Сбербанк России» после регистрации права собственности покупателей. В соответствии с кредитным договором ... от 22.08.2014 года, заключенным с Волковым А.А., Волковой Н.А., квартира считается находящейся в залоге с момента государственной регистрации права собственности на квартиру, в соответствии со ст. 77 Федерального закона от 16.07.1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Цель кредита – приобретение объекта недвижимости квартира, расположенная по адресу: ..., ..., заемщик обязуется вернуть кредит в сроки, предусмотренные кредитным договором ... от 22.08.2014 года, уплатить проценты за пользование кредитом в размере и порядке, предусмотренном кредитным договором.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № ... (л.д. 33) Волков А.А., родившийся ...., и Волкова Н.А., родившаяся ..., являются собственниками на праве общей совместной собственности квартиры, жилой, общей площади ... кв.м. по адресу: ... ....
Из договора купли-продажи квартиры от 24.11.2014г. (л.д. 37) следует, что Волков А.А. и Волкова Н.А. продали Патриной Л.М. квартиру, расположенную по адресу: .... Расчет между сторонами в сумме 900000 рублей произведен полностью до подписания договора купли-продажи.
Согласно информации ОАО «Сбербанк России» (л.д. 36) кредитный договор ... от 25.09.2008г. по состоянию на 18.11.2014 г. заемщиком Волковым А.А. полностью исполнен (в части возврата суммы кредита, уплаты процентов и комиссий), в порядке полного исполнения обязательств. Предметом залога является право собственности: квартира, адрес объекта: .... Просят снять обременение с предмета залога квартира: ....
Согласно выписок из ЕГРН от 27.02.2017г. (л.д. 57-63) у Волкова А.А., Волковой Н.А., Волкова С.А., Волковой А.А., Волковой Д.А. имеется на праве общей долевой собственности, земельный участок ... кв.м. с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... доля в праве за каждым по 1/5. Также у Волкова А.А., Волковой Н.А. на праве общей совместной собственности имеется квартира, площадью ... кв.м. с кадастровым номером ..., расположенная по адресу: ... ... (дата регистрации права ...); также была на праве общей совместной собственности квартира общей площадью ... кв.м. и кадастровым номером ..., расположенная по адресу: ..., дата регистрации права ..., дата прекращения права ....
Согласно поквартирной карточке (л.д. 84) в квартире по адресу: ... проживают Волкова Н.А., ... года рождения, Волков С.А., ... года рождения, Волков А.А., ... года рождения, Волкова А.А., ... года рождения, Волкова Д.А., ... года рождения.
В соответствии с пунктом 7 Правил, в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Поскольку действующим жилищным законодательством не предусмотрено признание нуждающимися в жилых помещениях семей в целом, в данном случае подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие порядок признания нуждающимися в жилых помещениях, иное делало бы невозможным исполнение указанных целевых программ.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Думы Заводоуковского городского округа ... от 28.09.2005 года учетная норма жилой площади установлена в 15 кв.м.
Таким образом, судом из представленных по делу доказательств установлено, что у Волкова А.А. и Волковой Н.А. ... родились двое дочерей. Волковы, ожидая прибавления в семействе, приобрели за счет кредитных средств АО «Сбербанк России» квартиру по адресу: ... площадью ... кв.м. (дата регистрации права ...); также у них была на праве общей совместной собственности квартира обшей площадью ... кв.м. и кадастровым номером ..., расположенная по адресу: ... (дата регистрации права ..., дата прекращения права ...), которая также была приобретена за счет кредитных средств АО «Сбербанк России», в которой они проживали на день приобретения квартиры по .... Цели приобретения двух квартир семьей Волковых не преследовалась, вторая квартира была приобретена в связи с тем, что проживание семьи в количестве пяти человек на ... кв.м. невозможно и приобретение второй квартиры до продажи первой произошло потому, что семье в случае продажи первой квартиры не приобретя вторую квартиру, негде было проживать. После покупки квартиры по ..., и нахождения покупателя на первую квартиру, квартира по ... была продана.
Администрацией ЗГО основанием исключения семьи Волковых из списка молодых семей- участников подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, указано совершение истцами действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
Согласно положениям ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, по смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 56 Жилищного кодекса РФ. К таким случаям относятся: 1) подача ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получение ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, по смыслу статьи 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение данной нормы Жилищного кодекса России и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Исходя из смысла приведенных норм, ухудшение жилищных условий должно носить умышленный характер, то есть, совершая данные действия, лица осознают, либо должны осознавать, что в результате они ухудшают свои жилищные условия. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения. Действия совершаются гражданами с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, исходя из толкования указанной нормы права, обстоятельством, имеющим значение для дела, при рассмотрении спора, является выяснение вопроса о том, имело ли место со стороны истцов намеренное ухудшение жилищных условий.
Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими - в результате которых возникла нуждаемость.
Каких-либо умышленных действий на ухудшение жилищных условий Волковы не совершали, поскольку приобрели квартиру площадью ... кв.м. по причине того, что у них скоро родится еще двое детей, а проживать пяти лицам на площади в ... кв.м. не представлялось возможным, и после покупки данной квартиры за счет кредитных средств банка, переехав в нее, они сразу как нашли покупателя на квартиру, продали квартиру, в которой проживали ранее, площадью ... кв.м., которая ими приобреталась также за счет кредитных средств банка. Таким образом, по сути, произошел обмен квартиры на квартиру с большей площадью, который истцы вынуждены были произвести в результате прибавления в семействе, что не может быть расценено как намеренное ухудшение жилищных условий. Доказательств обратного, суду не представлено.
При этом необходимо отметить и то обстоятельство, что семья Волковых отвечала критериям для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий и для включения в Программу на день включения семьи для участия в Программе, отвечала она данным критериям и на день принятия оспариваемого постановления, поскольку собственного жилого помещения либо предоставленного по договору социального найма исходя из учетной нормы (15 кв.м. на каждого члена семьи) у семьи Волковых как не было, так и нет.
Доказательств, опровергающих пояснения истцов и представленные ими по делу доказательства, ответчиками в судебное заседание не представлено.
В связи с чем, правовых оснований к отказу в исковых требованиях Волкова А.А., Волковой Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Волковой Д.А., Волковой А.А., Волкова С.А. к администрации Заводоуковского городского о признании незаконным постановления администрации Заводоуковского городского округа от 24.11.2017г. ... об исключении семьи истцов из списка участников подпрограммы на 2018 год, признание за данной молодой семьей права на участие в подпрограмме на 2018 год, обязании восстановление данной семьи в указанном списке и направлении данных сведением администрации ЗГО в ГУС ТО, у суда не имеется.
Следовательно, требования о признании незаконным постановления администрации Заводоуковского городского округа ... от 24.11.2017 в части исключения из списка «Молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по Заводоуковскому городскому округу Тюменской области» молодой семьи в составе Волковой Н.А., Волковой Д.А., Волковой А.А., Волкова С.А. и Волкова А.А., о признании право молодой семьи Волковых в составе 5 человек: Волковой Н.А., Волковой Д.Аю, Волковой А.А., Волкова С.А. и Волкова А.А. на участие в 2018 году в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», путем возложения на администрацию Заводоуковского городского округа обязанности восстановления молодой семьи Волковых в список «Молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по Заводоуковскому городскому округу Тюменской области» в порядке очередности с учетом даты подачи заявления, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, о возложении на администрацию Заводоуковского городского округа обязанности включения молодой семьи Волковых в список молодых семей-участников подпрограммы в порядке очередности с учетом даты подачи заявления, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, направив уточненный список в Главное управление строительства Тюменской области, подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку обжалуемое постановление противоречит действующему законодательству и основано на неверном его толковании.
При этом необходимо учитывать, что с 2018 года мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации", и их реализация будет осуществляться с учетом настоящих особенностей."
Учитывая, что согласно п.4.2 Порядка, действующего на день принятия оспариваемого постановления, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из средств областного бюджета на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и резервный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Возражения ответчика ГУС ТО о необоснованности предъявления к нему исковых требований истцов об обязании по получению уточненного списка от администрации ЗГО включить семью истцов в список молодых семей-участников подпрограммы судом принимаются во внимание в связи с тем, что на сегодняшний день каких-либо действий ответчиком ГУС ТО в отношении семьи истцов не предпринималось, из списков участников подпрограммы на 2018 год указанным ответчиком семья истцов не исключалась, а следовательно данным ответчиком в настоящее время права истцов не нарушались.
Согласно сообщению начальника Главного управления строительства Тюменской области С.В. Шустова (л.д. 154-156) следует, что для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» семья Волковых составом 3 человека (1 ребенок) впервые заявилась 27.02.2013, была включена в резервные списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014, 2015, 2016 годах, повторно заявилась 18.01.2017 составом 5 человек (3 детей), была включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018 году по Тюменской области, утвержденный приказом Главного управления строительства Тюменской области от 24.11.2017 ...-.... Информация об исключении семьи Волковых из списка участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в Главном управление строительства Тюменской области отсутствует.
Согласно информации Первого заместителя главы Заводоуковского городского округа, уведомления о предоставлении решения (л.д. 132-134, 193, 194) решение о исключении молодой семьи из «Списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году» было направлено в Главное управление Тюменской области 23.01.2018 года. На сегодняшний день специалистами Главного управления строительства ведется работа по внесению изменений в «Список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2018 году по Тюменской области».
Согласно сообщению ГУС ТО от 13.03.2018 года (л.д.216, 217), изменения в список молодых семей –претендентов на получение социальных выплат в 2018 году в отношении семьи Волковых до настоящего времени не внесены. Завершение указанных процедур планируется до апреля текущего года. Внесение изменений в список молодых семей –претендентов на получение социальных выплат в 2018 году будет осуществлено после заключения в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» соглашений о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету Главным управлением строительства Тюменской области и органами местного самоуправления.
Таким образом, на сегодняшний день ответчик ГУС ТО действий по внесению изменений в список молодых семей –претендентов на получение социальных выплат в 2018 году в отношении семьи Волковых не осуществлял, а следовательно на день рассмотрения иска права истцов данным ответчиком не нарушались. А поскольку данным ответчиком права истцов на день рассмотрения иска не нарушены, спор между ними отсутствует, то и требования истцов Волковых о возложении обязанности на Главное управление строительства Тюменской области по получению уточненного списка от администрации Заводоуковского городского округа в отношении семьи Волковых, включить Волкову Н.А., Волкову Д.А., Волкову А.А., Волкова С.А. и Волкова А.А. в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, в сводный или резервный список, заявлены преждевременно, в связи с чем, удовлетворению на день рассмотрения иска не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 192-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Волкова А.А. и Волковой Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Волковой Д.А., Волковой А.А., Волкова С.А. к Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области, Главному управлению строительства Тюменской области об оспаривании постановления органа местного самоуправления и включения молодой семьи в список участников подпрограммы, удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации Заводоуковского городского округа ... от 24.11.2017 года в части исключения из списка «Молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по Заводоуковскому городскому округу Тюменской области молодой семьи в составе Волковой Н.А., Волковой Д.А., Волковой А.А., Волкова С.А. и Волкова А.А..
Признать право молодой семьи Волковых в составе 5 человек: Волковой Н.А., Волковой Д.А., Волковой А.А., Волкова С.А. и Волкова А.А. на участие в 2018 году в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» (в настоящее время с 1.01.2018 года основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2018-2025 годы), путем возложения на Администрацию Заводоуковского городского округа обязанности восстановления молодой семьи Волковых в список «Молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по Заводоуковскому городскому округу Тюменской области в порядке очередности с учетом даты подачи заявления.
Возложить на администрацию Заводоуковского городского округа обязанность после включения молодой семьи Волковых в список молодых семей-участников подпрограммы в порядке очередности с учетом даты подачи заявления, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, направить уточненный список в Главное управление строительства Тюменской области.
В исковых требованиях Волкова А.А. и Волковой Н.А. к Главному управлению строительства Тюменской области о возложении обязанности включить семью Волковых в список участников подпрограммы, в сводный или резервный список, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Заводоуковский районный суд Тюменской области.
Судья: Дмитриева М.Ю.
Мотивированное решение составлено 16.03.2018 года.