Решение по делу № 2а-2371/2021 от 17.05.2021

Дело № 2а-2371/2021 03 сентября 2021 года

29RS0014-01-2021-003719-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Ждановой А.А.

при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Чарупа С. В. к администрации городского округа «Город Архангельск», исполняющей обязанности директора департамента градостроительства Юницыной А. Н. о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, понуждении утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

установил:

Чарупа С.В. обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа «Город Архангельск», исполняющей обязанности директора департамента градостроительства Юницыной А. Н. о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, понуждении утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В обоснование требований указано, что Чарупа С.В. является собственником жилого дома ..., построенного в 1935 году. Данный дом расположен на земельном участке, общей площадью 1360 кв.м, которым семья истца пользуется с 1990 года. 31 марта 2021 года Чарупа С.В. подала в департамент муниципального имущества заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на которое получила отказ за подписью исполняющей обязанности директора департамента А.Н. Юницыной за №043/4479/043-23 от 15 апреля 2021 года со ссылкой на нахождение земельного участка в санитарно-защитной зоне, установленной в генеральном плане муниципального образования «Город Архангельск». Полагая данный отказ незаконным, Чарупа С.В. обратилась в суд с заявленным иском.

В судебном заседании административный истец поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям.

Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Архангельск» в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что заявленный истцом земельный участок согласно генеральному плану муниципального образования «Город Архангельск» располагается в границах санитарно-защитной зоны, установленной относительно ОАО «Лесозавод №3», в связи с чем на данной территории запрещено размещение жилой застройки.

Представители заинтересованных лиц, административный ответчик исполняющая обязанности директора департамента градостроительства Юницына А.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав явившихся лиц, исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из системного толкования положений ст.ст. 218, 226 и 227 КАС РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.

При этом, исходя из положений ст.ст. 62, 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соблюдению сроков обращения в суд, соответственно, возлагается на лицо, которое их обжалует.

Таким образом, при отсутствии указанной выше совокупности условий для признания решений должностных лиц, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела, Чарупа С.В. является собственником жилого дома по адресу: ..., 1935 года постройки.

Судом установлено, что 19 февраля 2021    года Чаруиа С.В. обратилась в департамент градостроительства с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.

Письмом от 20 февраля 2021 года № 043/1832/194-15 департаментом градостроительства отказано в утверждении схемы земельного участка со ссылкой на то, что запрашиваемый земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Постановлением Минстроя Архангельской области от 29 сентября 2020 года № 68-п (далее – Правила землепользования и застройки) расположен в зоне Ж2, для которой использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства отнесено к условно разрешённым видам использования, в связи с чем заявителю было предложено обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

31 марта 2021 года Чарупа С.В. обратилась в департамент муниципального имущества с заявлением, которым она просила утвердить схему расположения земельного участка и изменить вид разрешенного использования земельного участка на «индивидуальное жилищное строительство».

В письме от 15 апреля 2021 года за №043/4479/043-23, подписанном исполняющей обязанности директора департамента градостроительства администрации муниципального образования «Город Архангельск» Юницыной А.Н., Чарупа С.В. было отказано в формировании земельного участка, расположенного в территориальном округе Майская горка г.Архангельска по ... (... – ориентир), согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории по причине того, что земельный участок находится в границах санитарно-защитной зоны.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статья 11.10 ЗК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

По общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

В утверждении схемы расположения земельного участка может быть отказано, в том числе, если она подготовлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Названной статьей не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего кодекса требованиям к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которых утвержден проект межевания территории.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В качестве ограничения прав на землю могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) зоны с особыми условиями использования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу указания ст. 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.

Согласно п.п.1 п.4 ст.23 ГрК РФ положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Положениями ст. 30 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с положениями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарно-защитные зоны представляют собой специальную территорию с особым режимом использования, устанавливаемую вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, с целью уменьшения такого воздействия (пункт 2.1).

Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении (п. 3.3 данного постановления).

Уменьшение санитарно-защитной зоны согласно положениям данного постановления возможно при подтверждении расчетами на границе жилой застройки ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами соблюдения установленных гигиенических нормативов.

Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон регулируется правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222 (далее - Правила).

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и: (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п.1 Правил).

В соответствии с п.п. «а» п.5 Правил в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.

Аналогичные правила также закреплены в сг.25 Правил землепользования и застройки.

Целью установления санитарно-защитных зон и разрывов является обеспечение безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Таким образом, установленный приведенными нормами запрет на жилищное строительство в таких зонах направлен на реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду.

Изменение границ санитарно-защитных зон и разрывов при наличии к тому оснований осуществляется в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно Правилам, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 25),

Между тем, согласно п.8, 9 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года.

В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

По смыслу статей 29, 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Предоставление муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель, находящихся в собственности муниципального образования "Город Архангельск" Архангельской области, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Город Архангельск" Архангельской области" осуществляется на основании административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 29 декабря 2018 года № 1664.

Согласно п.п. 3.3, 3.4, 3.5 данного административного регламента не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных, участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Генеральный план муниципального образования «Город Архангельск» утвержден постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 02 апреля 2020 года № 37-п.

Графической частью генерального плана подтверждается, что дом ... находится в границах санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и иных объектов.

Графической частью правил землепользования и застройки также подтверждается, что ... находится в границах санитарно-защитной зоны.

Таким образом, земельный участок, на который претендует административный истец, расположен в границах санитарно-защитной зоны.

Образование земельного участка в границах санитарно-защитной зоны привело бы к противоречию разрешенного использования расположенного на таком земельном участке дома административного истца установленному виду разрешенного использования земельного участка, а также противоречию разрешенного использования земельного участка установленной санитарно-защитной зоне. Также имеющееся ограничение (санитарно-защитная зона) не позволяет использовать указанный земельный участок в соответствии с разрешенным использованием.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии представленной Чарупа С.В. на утверждение схемы расположения земельного участка предъявляемым требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; учитывая, что схема расположения земельного участка является документом, необходимым для его образования, то при ее составлении и утверждении должны учитываться требования, указанные в статье 11.9 ЗК РФ, несоблюдение которых на основании пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ является основанием для отказа в ее утверждении.

При таких обстоятельствах Чарупа С.В. обоснованно отказано в утверждении схемы расположения земельного участка.

Доводы административного истца об отсутствии необходимости в сохранении санитарно-защитной зоны в настоящее время в связи с нефункционированием предприятия, относительно которого она установлена, являются необоснованными, поскольку рассмотрение данного вопроса действующим законодательством не отнесено к полномочиям органа местного самоуправления в рамках процедуры утверждения схемы расположения земельного участка.

Суд также полагает необходимым отметить, что административный истец не лишена возможности в судебном порядке оспорить Генеральный план, правила землепользования и застройки в части распространения санитарно-защитной зоны на спорный земельный участок.

Таким образом, нарушений административными ответчиками правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, при разрешении заявления Чарупа С.В. в ходе рассмотрения дела не установлено, в связи с чем административные исковые требования Чарупа С.В. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Чарупа С. В. к администрации городского округа «Город Архангельск», исполняющей обязанности директора департамента градостроительства Юницыной А. Н. о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка от 15 апреля 2021 года, понуждении утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Жданова

2а-2371/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чарупа Светлана Валерьевна
Ответчики
Администрация МО"Город Архангельск"
ИО директора департамента А.Н Юницына
Другие
Департамент градостроительства Администрации города Архангельска
ООО "Даммерс"
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Жданова Анастасия Андреевна
Дело на сайте суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
17.05.2021Регистрация административного искового заявления
17.05.2021Передача материалов судье
17.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.07.2021Предварительное судебное заседание
10.08.2021Предварительное судебное заседание
11.08.2021Предварительное судебное заседание
03.09.2021Судебное заседание
13.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее