форме изготовлено 19.06.2020
Дело № 3а-154/2020 25OS0000-01-2020-000095-54 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации09 июня 2020 года г. Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Медведевой,
при секретаре И. А Тороповой,
с участием представителя административного истца В.А. Сливина,
представителя административного ответчика К.К. Пекарского,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ковальчука Е. А. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - администрация Уссурийского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов); земельных участков в составе земель лесного фонда содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано в газете «Приморская газета» 30 октября 2019 года № 86 (1716).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости – здания (контрольно-пропускной пункт), площадью 134,7 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, установленная названным актом, составляет 3719071,18 руб.
Ковальчук Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – здания (контрольно-пропускной пункт), площадью 134,7 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 754 700 рублей по состоянию на 01 января 2019 года. В обоснование требований указал, что он является собственником указанного нежилого здания. Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 3719071,18 руб. значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в Отчете № 17-о/2020 от 17.02.2020, выполненном оценщиком ЗАО «Дальком-аудит», чем нарушаются его права как плательщика налога на имущество физических лиц.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Настаивал на их удовлетворении. Дополнительно пояснил, что с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится (пункт 3 статьи 5 Федерального Закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»), в связи с чем исчисление налога на имущество физических лиц в отношении объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, начиная с 2020 года будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости объекта. Необоснованно завышенная кадастровая стоимость объекта недвижимости, приведет к нарушению прав Ковальчука Е.А. при уплате налоговых платежей.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных и земельных отношений Приморского края исковые требования административного истца не признал по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указал, что государственная кадастровая оценка спорного объекта недвижимости проведена в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения. Результаты определения кадастровой стоимости утверждены постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п, которое в настоящее время является действующим и никем не оспорено. В этой связи, полагает, отсутствуют основания для удовлетворения административного иска Ковальчука Е.А..
В судебное заседание не явился административный истец, представители иных административных ответчиков, а также заинтересованного лица. О месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Сведениями о неявке в судебное заседание сторон, заинтересованного лица по уважительным причинам, суд не располагает. Ходатайств от представителей административных ответчиков и заинтересованного лица об отложении судебного разбирательства до начала судебного заседания в адрес суда не поступало.
В соответствии с частью 2 статьи 150, частью 2 и 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон, заинтересованного лица, признав причины их неявки неуважительными.
Протокольным определением от 09 июня 2020 года разрешено ходатайство представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, а также заявление директора Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр кадастровой оценки Приморского края» (далее – КГБУ «ЦКО») о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица КГБУ «ЦКО», в удовлетворении которых, отказано.
Выслушав объяснения представителя Ковальчука Е.А., представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, исследовав материалы административного дела, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
05 июля 2019 года Губернатором Приморского края подписан одобренный депутатами Законодательного Собрания края Закон Приморского края № 525-КЗ «О единой дате применения на территории Приморского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости», который вступил в силу с 1 января 2020 года (статья 1 Закона).
Соответственно с 1 января 2020 года налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов.
Как предусмотрено положениями статей 399-401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе, - иные здание, строение, сооружение, помещение).
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как указано в абзаце 1 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, Ковальчук Е.А. указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилого здания, находящегося у него в собственности, его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела. Рыночная стоимость нежилого здания существенно ниже кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении его (административного истца) прав, который в соответствии со статьей 400 НК РФ, является плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости нежилого здания, признанного объектом налогообложения.
Таким образом, принимая во внимание, что административный истец, в силу статьи 400 НК РФ, является плательщиком налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости, в этой связи он вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, поскольку она влияет на размер налога, подлежащего уплате в бюджет.
Из материалов дела усматривается, что Ковальчук Е.А. является собственником объекта недвижимости – здания – контрольно – пропускной пункт, площадью 134,7 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13 февраля 2020 №.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю от 11 февраля 2020 года, в отношении объекта недвижимости, с кадастровым номером <адрес>:426 установлена кадастровая стоимость в размере 3719071,18 руб., которая определена по состоянию на 01 января 2019 года и внесена в реестр объектов недвижимости 09 января 2020 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края». Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре отсутствуют.
Из взаимосвязанных положений, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ (в редакции от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» следует, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием её результатов, устанавливается переходный период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года. В течение указанного переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Законом № 237-ФЗ или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Законом № 237-ФЗ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Администрации Приморского края от 21.12.2017 № 536-па «О реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлено, что на территории Приморского края проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» осуществляется с 1 января 2018 года.
Из преамбулы к постановлению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края», следует, что результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства утверждены, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
При таких обстоятельствах, спорные правоотношения регулируются нормами Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ).
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно положениям подпункта 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
В обоснование заявленных требований Ковальчуком Е.А. представлен Отчет № 17-о/2020 от 17 февраля 2020 года, выполненный оценщиком ЗАО «Дальком-аудит», из которого следует, что рыночная стоимость оцениваемого имущества – здания – контрольно – пропускной пункт, назначение: нежилое здание, этажность:1, общая площадь 134,7 кв.м, лит. Н, кадастровый №, адрес объекта: <адрес>, по состоянию на 01 января 2019 года составляет 754 700 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Допустимых доказательств несоответствия Отчета № 17-о/2020 от 17 февраля 2020 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного здания административными ответчиками, равно как и заинтересованным лицом не представлено. Ходатайств о проведении судебной экспертизы, с целью установления иной величины рыночной стоимости здания, ими не заявлялось.
При исследовании Отчета № 17-о/2020 от 17 февраля 2020 года судом установлено, что оценщик провел анализрынка и диапазона значений ценообразующих факторов, дано описание объекту оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты.
Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, оценщик применил затратный подход методом сравнительных единиц, привел обоснование отказа от применения сравнительного и доходного подходов. В отчете об оценке присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Оценив представленный административным истцом Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № 17-о/2020 от 17 февраля 2020 года, составленный оценщиком ЗАО «Дальком-аудит», в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что названный Отчет подготовлен лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, оснований не доверять выводам оценщика у суда оснований не имеется, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности. Таким образом, данное доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в его достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
При изложенных фактических обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить административные исковые требования Ковальчука Е.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания – контрольно – пропускной пункт, назначение: нежилое здание, этажность:1, общая площадь 134,7 кв.м, лит. Н, кадастровый №, адрес объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 754700 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
Датой подачи административного искового заявления считать – 25 февраля 2020 года.
При этом довод представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края о том, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п в настоящее время никем не оспорено, в связи с чем требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд признает несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.Данное право и было реализовано административным истцом.
Иные доводы, приведенные административным ответчиком, также не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований административного истца.
Представленную стороной административного ответчика правовую позицию директора КГБУ «Центр кадастровой оценки Приморского края» по данному административному делу суд не может принять во внимание, поскольку данное учреждение не является стороной по данному делу.
Представленную представителем министерства имущественных и земельных отношений рецензию начальника отдела кадастровой оценки КГБУ «Центр кадастровой оценки Приморского края» на отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № 17-о/2020, представленный административным истцом в обоснование своих требований, суд признает недопустимым доказательством, поскольку она выполнена должностным лицом юридического лица, учредителем которого является административный ответчик по настоящему делу - министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, утвердивший оспариваемую кадастровую стоимость объекта недвижимости. Данные фактические обстоятельства подтверждаются сведениями, содержащимися в Выписке из ЕГРЮЛ от 08 июня 2020 года.
Согласно части 2 статьи 33 КАС РФ эксперт и специалист не могут участвовать в рассмотрении административного дела, если они находились либо находятся в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Таким образом, допустимых доказательств, опровергающих выводы специалиста-оценщика, изложенные в Отчете ЗАО «Дальком-Аудит № 17-о/2020, административным ответчиком не представлено. Ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости объекта недвижимости, принадлежащего истцу на праве собственности, представителем административного ответчика не заявлено.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Ковальчука Е.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Ковальчука Е. А. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - администрация Уссурийского городского округа об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здания – контрольно – пропускной пункт, назначение: нежилое здание, этажность:1, общая площадь 134,7 кв.м, лит. Н, кадастровый №, адрес объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 754700 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
Датой подачи административного искового заявления считать - 25 февраля 2020 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда Е.А. Медведева