.
.
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
12 мая 2021 года город Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бегишевой Н.В.
РїСЂРё секретаре Рнжеватовой Р’.Р’.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-872/2021 по административному исковому заявлению Маргаритовой Н. Ю., Зимовской А.А. по административному исковому заявлению к администрации г.о. Новокуйбышевск, Межведомственной комиссии о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления, признании незаконным постановления и заключения межведомственной комиссии,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Маргаритова Рќ.Р®., Зимовская Рђ.Рђ. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј, РІ котором просили СЃСѓРґ восстановить пропущенный процессуальный СЃСЂРѕРє для подачи административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, признать незаконным заключение межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё администрации Рі.Рѕ Новокуйбышевск РѕС‚ 21.02.2019 РіРѕРґР°, признавшей многоквартирный жилой РґРѕРј, расположенный РїРѕ адресу: <Адрес>, аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ, признать незаконным постановление администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Новокуйбышевск Самарской области РѕС‚ 17.01.2020Рі. <в„–> «О признании многоквартирных РґРѕРјРѕРІ аварийными» РІ части признания аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ многоквартирного РґРѕРјР° РїРѕ адресу: <Адрес>, обязать администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Новокуйбышевск Самарской области внести изменения РІ постановление РѕС‚ 17.01.2020Рі. <в„–> «О признании многоквартирных РґРѕРјРѕРІ аварийными» (исключить РёР· Рї. 1 многоквартирный РґРѕРј РїРѕ адресу: <Адрес>). Р’ обоснование заявленных требований указывают РЅР° то, что являются собственниками нежилого помещения, РїРѕ ? доле каждая, нежилого помещения, площадью 72,4 РєРІ.Рј., кадастровый номер <в„–>, находящегося РІ многоквартирном жилом РґРѕРјРµ, расположенном РїРѕ адресу: <Адрес>. 17.01.2020 РіРѕРґР° заместителем Главы Рі.Рѕ. Новокуйбышевск РїРѕ вопросам РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ хозяйства Р¤РРћ издано постановление <в„–> Рѕ признании многоквартирных РґРѕРјРѕРІ аварийными, которым жилой РґРѕРј, расположенный РїРѕ адресу: <Адрес>, был признан аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ, РЅР° собственников квартир возложена обязанность РїРѕ СЃРЅРѕСЃСѓ данного РґРѕРјР° РІ течение 6 лет СЃ момента вступления РІ законную силу постановления. Данное постановление было принято РЅР° основании заключения межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ 21.02.2019 РіРѕРґР°. Полагают, что вышеуказанные постановление Рё заключение являются незаконными РїРѕ следующим основаниям. РЎ заявлением Рѕ производстве оценки соответствия помещения требованиям, установленным Положением Рѕ признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного РґРѕРјР° аварийным Рё подлежащим Рё СЃРЅРѕСЃСѓ или реконструкции, садового РґРѕРјР° жилым РґРѕРјРѕРј Рё жилого РґРѕРјР° садовым РґРѕРјРѕРјВ» Рё Рѕ признании жилого помещения непригодным для проживания, РЅРµ обращались. Собственники жилых помещений жилого РґРѕРјР°, обладающие правом совещательного голоса, Рє работе межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅРµ привлекались, Рѕ проведении обследования жилого РґРѕРјР° РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ извещены РЅРµ были. Сведений Рѕ том, что информация Рѕ работе межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё была доведена РґРѕ жильцов РґРѕРјР° путем размещения объявления РІ общедоступных местах, РЅРµ имеется. РР· оспариваемого заключения межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё установить обратившееся СЃ заявлением Рѕ проведении обследования жилого РґРѕРјР° лицо РЅРµ представляется возможным, РІРІРёРґСѓ отсутствия РІ нем указания РЅР° таковое.
Административные истцы Маргаритова Н.Ю., Зимовская А.А. в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представитель административных истцов - Овчиников А.В., действующий на основании доверенности, представивший диплом о высшем юридическом образовании, поддержал требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации г.о. Новокуйбышевск – Назарова Н.Б., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представлен письменный отзыв, согласно которому просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, в том числе по причине пропуска трехмесячного срока исковой давности для подачи в суд с административным исковым заявлением. Оспариваемое истцами постановление администрации городского округа <№> от 17.01.2020г. опубликовано на официальном сайте администрации г.о. Новокуйбышевск 20.01.2020г., а также в газете «Вестник» выпуск <№> от 24.01.2020г.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве административного соответчика межведомственной комиссии, не явился, извещен о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании Фролова Л.М., Каерова А.А., привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, пояснили в судебном заседании, что согласны с постановление администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 17.01.2020г. <№> «О признании многоквартирных домов аварийными» в части признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу: <Адрес>. При этом Фролова Л.М. выразила несогласие с возложением на собственников квартир обязанности по сносу данного дома в течение 6 лет с момента вступления в законную силу постановления.
Представитель заинтересованного лица - РќРњРџ «Архитектурно-планировочное Р±СЋСЂРѕВ», привлеченные Рє участию РІ деле РІ качестве заинтересованных лиц Сиреканян Рљ.Р’., Оганисян Р“.Рљ., Цепова Рћ.Р’., Гуреев Рђ.РЎ., Фролов Р’.Р’., Абрагам Р .Р., Абрагам Рќ.Р., Абрагам Р.Рђ., Абрагам Р›.РЇ., Калявин Рђ.Р’., Еремина Р›.РЎ., Мочалов Рђ.Р¤., Пономарева Рћ.Р’., Зайцева Рќ.Р’., Фомичев РЎ.Р., Лагойко Рћ.Рђ., Лагойко Рђ.Р¤. РІ судебное заседание РЅРµ явились, извещены Рѕ времени Рё месте проведения судебного заседания, заявлений ходатайств РЅРµ представлено.
На основании ч.2 ст.289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Рзучив основания заявленных требований, возражений, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РР· положений части 1 статьи 218 РљРђРЎ Р Р¤ следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие РґРІСѓС… условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону Рё нарушения этим прав Рё законных интересов гражданина, чего РІ данном деле судами РЅРµ установлено.
В соответствии с п.8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (здесь и далее нормативные правовые акты приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47.
Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (п.1).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В разделе III указанного Положения перечислены условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории непригодных для проживания или аварийных.
В силу п.7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, в состав комиссии с правом решающего голоса включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. В состав комиссии с правом решающего голоса также включается представитель государственного органа Российской Федерации или подведомственного ему предприятия (учреждения), если указанному органу либо его подведомственному предприятию (учреждению) оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве (далее - правообладатель).
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению (п.47 Положения).
Как следует из п.44 Положения, решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Согласно п.49 Положения в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
На основании п.52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что административные истцы Маргаритова Н.Ю., Зимовская А.А. являются сособственниками, по ? доли каждая, в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, площадью 72,4 кв.м., кадастровый номер <№>, расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: <Адрес>.
Жилой дом <Адрес>, 1954 года постройки, является двухэтажным, многоквартирным.
Оспариваемым постановлением <№> о признании многоквартирных домов аварийными, жилой дом <Адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу, основанием для чего послужило заключение межведомственной комиссии администрации г.о Новокуйбышевск от 21.02.2019 года об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, с которым также не согласны административные истцы, считая его незаконным.
В целях реализации полномочий органа местного самоуправления, администрацией городского округа Новокуйбышевск от 22.07.2015 года №506-Р, создана межведомственная комиссия, в состав которой включены, в том числе, представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.
Заключением межведомственной комиссии администрации г.о Новокуйбышевск от 21.02.2019 года об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, составленным по результатам акта обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес>, заключения НМП «Архитектурно-планировочное бюро» по результатам технического освидетельствования строительных конструкций дома и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам сплошного и выборочного натурного обследования технического состояния строительных конструкций многоквартирного дома, о признании дома аварийным и подлежащим сносу, а также данных, приведенных в таблице Ж.1 заключения НМП «Архитектурно-планировочное бюро», заключено следующее:
1.Состояние обследуемых строительных конструкций жилого многоквартирного дома находится в недопустимом и аварийном техническом состоянии (физический износ на дату обследования- 71%), вследствие большого наличия дефектов и разрушений, является непригодным к проживанию в нем и эксплуатации его по своему целевому назначению в соответствии с постановлением правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», принято решение: признать многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Заключение НМП «Архитектурно-планировочное бюро» <Адрес>, по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес>, заказчиком которого явилась администрация г.о. Новокуйбышевск (раздел 3 заключения «Сведения о заказчике»), проведенного на основании, в том числе, муниципального контракта от июля 2018 года, заключенного между НМП «Архитектурно-планировочное бюро» и Администрацией городского округа Новокуйбышевск, содержит выводы о том, что при проведении обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу: <Адрес>, были выявлены дефекты и повреждения, оказывающие существенное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и здания в целом. Наличие указанных дефектов и повреждений конструкций, находящихся в недопустимом и аварийном состоянии, свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации здания.
РќР° основании указанного заключения межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё администрации Рі.Рѕ Новокуйбышевск РѕС‚ 21.02.2019 РіРѕРґР°, 17.01.2020 РіРѕРґР° заместителем Главы Рі.Рѕ. Новокуйбышевск РїРѕ вопросам РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ хозяйства Р¤РРћ издано постановление <в„–> Рѕ признании многоквартирных РґРѕРјРѕРІ аварийными, которым РґРѕРј РїРѕ адресу: <Адрес>, был признан аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ, собственники жилых помещений РІ данном РґРѕРјРµ РІ течение 6 лет СЃРѕ РґРЅСЏ вступления постановления РІ силу обязаны принять меры Рє СЃРЅРѕСЃСѓ жилого РґРѕРјР°.
Суд, разрешая заявленные Маргаритовой Н.А., Зимовской А.А. требования, проверяя законность решений административных ответчиков, исходит из следующего.
Как следует из заключения НМП «Архитектурно-планировочное бюро», основаниями для проведения обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес>, послужили: муниципальный контракт от июля 2018 года, заключенный между НМП «Архитектурно-планировочное бюро» и Администрацией городского округа Новокуйбышевск, описание объекта закупки, Программа проведения обследования.
В то же время с заявлением о производстве оценки соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим и сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» и о признании жилого помещения непригодным для проживания, не обращались.
Как следует из п.7 вышеприведенного Положения, оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Однако, как объективно установлено в судебном заседании, собственники жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес>, обладающие правом совещательного голоса, к работе межведомственной комиссии не привлекались, о проведении обследования жилого дома в установленном порядке извещены не были.
Доказательств того, что информация о работе межведомственной комиссии была доведена до сведения жильцов дома путем размещения объявлений в общедоступных местах дома, административными ответчиками в материалы дела не представлено.
Более того, действующим законодательством, в частности п.42 Положения, установлен список лиц, обладающих полномочиями по обращению в межведомственную комиссию с заявлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Однако, из оспариваемого заключения межведомственной комиссии установить обратившееся с заявлением о проведении обследования жилого дома лицо не представляется возможным ввиду отсутствия какого-либо указания на таковое.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст. 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Как объективно установлено судом в ходе разбирательства по данному делу, до настоящего времени собственники жилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: <Адрес>, до настоящего времени не являются участниками какой-либо Программы по расселению граждан из аварийного и ветхого жилья, указанный дом в региональную адресную программу не включен.
Данный факт не отрицался представителем администрации г.о. Новокуйбышевск в ходе судебного заседания, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Правовая неопределенность собственников жилых помещений дома по адресу: <Адрес>, относительно реализации их прав на жилье, предполагаемое изменение объема прав административных истцов как владельцев жилых помещений, свидетельствует о допущенном нарушении таковых со стороны административного ответчика – администрации г.о. Новокуйбышевск. Однако, нарушение права лица на уважение собственности не должно иметь места ни при каких условиях,
Более того, оспариваемым постановлением <№> на собственников жилых помещений в данном доме в течение 6 лет со дня вступления постановления в силу возложена обязанность принять меры к сносу жилого дома.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, принимая во внимание наличие совокупности двух условий- несоответствие оспариваемых заключения межведомственной комиссии, постановления нормативным правовым актам и нарушением прав, свобод и законных интересов административных истцов, суд приходит к выводу, что требования Маргаритовой Н.Ю., Зимовской А.А. являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного, суд, в целях восстановления прав Маргаритовой Н.Ю., Зимовской А.А., полагает возможным возложить на административного ответчика обязанность по внесению изменений в постановление от 17.01.2020г. <№> «О признании многоквартирных домов аварийными» (исключить из п. 1 многоквартирный дом по адресу: <Адрес>), уведомить об исполнении решения - Новокуйбышевский городской суд Самарской области, административных истцов, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения.
Поскольку в местах общего пользования информация о признании дома аварийным не размещалась, собственники жилых помещений спорного многоквартирного дома, к участию в работе комиссии не привлекались, административным истцам о нарушенном праве стало известно непосредственно перед подачей административного иска, срок для обращения с административным иском об оспаривании решения органа власти подлежит восстановлению. Доводы администрации г.о. Новокуйбышевска о пропуске трехмесячного срока исковой давности для подачи в суд с административным исковым заявлением не могут быть приняты во внимание ввиду наличия вышеизложенных обстоятельств. Более того, то обстоятельство, что оспариваемое истцами постановление администрации городского округа <№> от 17.01.2020г. опубликовано на официальном сайте администрации г.о. Новокуйбышевск 20.01.2020г., а также в газете «Вестник» выпуск <№> от 24.01.2020г., не свидетельствует о том, что собственники были извещены о состоявшемся решении о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Требования Маргаритовой Н. Ю., Зимовской А.А. по административному исковому заявлению к администрации г.о. Новокуйбышевск, Межведомственной комиссии – удовлетворить.
Признать незаконным заключение от 21.02.2019г. межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации г.о. Новокуйбышевск от 22.07.2015г. <№> (с изм. от 18.10.2016г. <№>, от 13.06.2018г. <№>, от 20.02.2019г. <№>) о признании многоквартирного дома по адресу: <Адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Признать незаконным постановление администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 17.01.2020г. <№> «О признании многоквартирных домов аварийными» в части признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу: <Адрес>.
Обязать администрацию городского округа Новокуйбышевск Самарской области внести изменения в постановление от 17.01.2020г. <№> «О признании многоквартирных домов аварийными» (исключить из п. 1 многоквартирный дом по адресу: <Адрес>), уведомить об исполнении решения - Новокуйбышевский городской суд Самарской области, Маргаритову Н. Ю., Зимовскую А.А., в течение месяца со дня вступления в законную силу решения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21 мая 2021 года.
Судья /подпись/ Н.В.Бегишева
.